Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3660

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Таблица

 5.2. Зависимость развития компьютерной аддикции от 

длительности работы за компьютером 

Длительность 

Количество больных 

Длительность 

абс. 

6 месяцев 

11 

29 

1 год 

21 

55 

1,5 года 

11 

2 года 

Всего 

38 

100 

По нашим данным, в 34,2% (13 человек) случаев психотрав-

мирующие ситуации предшествовали началу увлечения 

компьютером: развод родителей (46%), переход в новую школу 

(15%), переезд в новый город (15%), конфликты с учителями, в 

семье, с одноклассниками (24%). Вместо решения проблем у 

обследованных возникало желание «с головой» погрузиться в 

компьютерный мир (р<0,001). 

Компьютерная игра, особенно ролевая, оказывается одним 

из средств так называемой «аддиктивной реализации», то есть 

ухода от реальности. 32 (84%) пациента отдавали преимущество 

компьютерным играм (рис. 5.12). Игры подразделяются на ро­

левые и неролевые. К первой группе относятся «квести» (quest), 

«руководящие», «игры из глаз» компьютерного героя. Ко вто­

рой группе принадлежат игры, где нужно достичь цели, 

«пройти» игру и набрать очки, поэтому игрок не принимает на 

себя роль компьютерного персонажа. Учащиеся в возрасте 9-14 

лет интересовались ролевыми играми. Длительность работы за 

компьютером составляла сначала 3-4 часа в сутки, потом увели­

чивалась до 10-14 часов в сутки. Подростков с легкой степенью 

умственной отсталости (F 70) привлекали только игры. Там, в 

другой среде, они «сильные, решительные, смелые, имеют 

власть и успех, руководят и побеждают» (со слов больных) 

(рис. 5.2). 

Среди пациентов старшего возраста (16 лет и старше) игра­

ми интересовались 26% лиц. В большей степени их внимание 

привлекает также возможность общаться с «людьми из любого 

уголка планеты», «тусовки» в «Chat Rooms», беседы в ICQ, 

изучение и модернизация возможностей компьютера, работа в 

Интернете, творческая деятельность с целью создания личных 

программ или открытия сайта. В целом, уже через месяц ежед­

невной работы с компьютером это увлечение занимает 

лидирующее место в жизни молодых людей. 

91 


background image

Глава 5 

Рис. 5.2. Распределение обследуемых в зависимости от преобла­

дающего вида деятельности за компьютером 

Пациент Сергей, 20 лет, искал информацию о событиях в 

мире по сайтам, отсылал письма незнакомым людям из других 

стран, предлагая свои идеи и программы, а также постоянно 

был главным объектом внимания в Chat Room. Хотелось сде­

лать все больше и больше нового, попробовать все 

возможности компьютера. Заинтересованность и эмоциональ­

ное оживление во время беседы возникает лишь при 

обсуждении компьютерной темы. В это мгновение пациент ме­

няется: дыхание становится чаще, появляется блеск в глазах, 

гиперемия лица. Диалог превращается в монолого преимущес­

твах той или другой системы, о возможностях, которые 

раскрываются при работе с компьютером. Это доходило до ги-

поманиакального состояния. Длительность «общения с 

компьютером» росла с каждым днем, до 10-12 часов в сутки. 

Один из обследуемых сказал: «За месяц я так привык посе­

щать компьютерный клуб, что и дня не мог прожить без него». 

Молодые люди создают «свою» виртуальную личность, 

наделяя ее именем — «nickname». В нашей группе встречаются 

такие, как Хакер, Монстр, Магнат, Red Rider, или личные име­

на и их производные: Бодя, Андрик, Андрюха. Полностью 

погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, каж­

дый реализует таким образом большую часть существующих 

потребностей и игнорируют другие. 

22 (58%) человека посещали компьютерный клуб. Из них у 

12 (31,5%) подростков время работы за компьютером было 

дневным. Учитывая то, что в компьютерном клубе в ночное 

время можно играть за меньшую плату, то другие 10 (26,3%) па­

циентов играли не только днем, а еще и ночью. 16 человек (42%) 

имели свой личный компьютер и играли дома, из них 

13 (34%) — сидели за компьютером как днем, так и ночью. 

92 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Один из пациентов рассказывал: «Сначала я засиживался не 

долго, но потом время шло так незаметно, что день быстро сме­

нялся ночью, и идти домой уже было поздно, поэтому и 

оставался в клубе дальше. Потом не мог перебороть свое влече­

ние к компьютеру, прервать волевым усилием. Мог целую 

неделю не спать ночью, «сидеть» в Интернете, мог не есть». 

Все свободное время и карманные деньги расходуются на 

компьютер и сопутствующие товары. Подростки часто остают­

ся голодными, откладывают деньги, которые дают родители на 

обед и покупки. 13 (34%) лиц выносили без разрешения ценные 

вещи из дома (золото, серебро, теле-, радио-, аудиоаппаратуру). 

Вещи продавали по низким ценам, а на полученные деньги по­

сещали компьютерный клуб или покупали оборудование для 

компьютера. В 6 (16%) случаях родители давали ограниченное 

количество денег, на 2-3 часа работы. Два пациента зарабатыва­

ли деньги самостоятельно. Один мальчик выполнял домашнюю 

работу, помогал матери по хозяйству, но с одной целью — полу­

чить плату и пойти в компьютерный клуб. Второй — мыл 

машины на улицах, один пациент просил деньги (900-1600 грн.) 

по Интернету у своих друзей за границей, а затем расходовал их 

на азартные компьютерные игры. 

Таким образом, с болезненно усиленным увлечением связа­

ны такие девиации, как кражи и бродяжничество, потому что 

после них многие боялись возвращаться домой. 

Попытки родителей ограничить общение детей с компьюте­

ром вызывают бурную реакцию протеста. Общее количество 

игрового времени увеличивалось все больше как на протяже­

нии суток, так и в течение недели. 

Трое больных имели возможность играть на компьютере у 

друзей и соседей, поэтому деньги использовали только на до­

полнительные вещи к компьютеру (диски, детали). «Одни 

курят, вторые — нюхают, третьи — пьют — с ними не интерес­

но, а в школе нудно», — такое объяснение своему поведению 

дают обследуемые. Круг знакомых сужается. Ровесники, кото­

рые не имеют доступа к компьютеру, становятся 

неинтересными, общение с ними ограничивается. Друзьями 

выступают такие же энтузиасты компьютерного мира, так на­

зываемые «компьютероманы». Имеют место нарушения 

подвижности и целенаправленности мышления (резонерство, 

детализация). Общение в сети постепенно полностью вытесня­

ет личные взаимоотношения в реальном мире. 

Молодые люди характеризуют свое состояние за компьюте­

ром, как наплыв позитивных эмоций, повышение уверенности, 

решительности, могущества, «можно быть самим собой или со-

93 


background image

Глава 5 

здавать новые образы», «превращаться и опять возвращаться», 

«делать что угодно». Эмоциональный подъем (заинтересован­

ность, удовольствие, восторг, хорошее настроение, ощущение 

свободы, силы и власти, «получение адреналина»), постоянные 

мысли и фантазии о компьютерной деятельности отмечали 35 

(92%) пациентов. 3 (8%) человека получали внутреннее равно­

весие и успокоение, общаясь в сети и путешествуя по сайтам. 

Вынужденный перерыв или уменьшение времени работы за 

компьютером воспринимались негативно. У 19 (50%) пациен­

тов появлялись признаки психомоторного возбуждения 

(раздражительность, немотивированное внешними причинами 

возбуждение, агрессия, грубость). Стали эмоционально ла­

бильными 6 (16%) человек, агрессивными к близким 

родственникам — 5 (13%) пациентов. Навязчивые мысли об 

Интернете, компьютере и движения, подобные движениям во 

время работы с компьютером, голосовые тики появились у 3 

(8%) пациентов; склонность ко лжи, нарушение поведения, 

бродяжничество — 3 (8%) пациентов. Снижение настроения, 

пессимистические мысли, рассеянное внимание, нарушения 

сна отмечались у 2 (5%) лиц. Данные представлены в табл. 5.3. 

Таблица 5.3. Признаки синдрома актуализации компульсивного 

влечения при компьютерной зависимости (в порядке 

частоты их встречаемости) 

Признаки 

Количество 

больных 

Частота 

встречае­

мости, (%) 

Психомоторное возбуждение 

19 

50 

Эмоциональная лабильность 

16 

Агрессивность 

13 

Навязчивые мысли и голосо­

вые тики 

Нарушения поведения 

Снижение настроения, песси­

мистические мысли 

Всего 

38 

100 

Пациенты отмечали, что после работы за компьютером, не­

посредственно перед ночным сном, тяжело засыпать, 

чувствуется некоторое возбуждение. Это наблюдалось у 16 (42%) 

обследуемых. У одного пациента появились страх, тревога, нару-

94 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

шились сон и аппетит, навязчивые мысли о компьютерах не 

«выходили из головы», он похудел на 4 килограмма. Следует за­

метить, что у подростков с органическим поражением головного 

мозга возникала головная боль во время перерыва работы на 

компьютере. 

Если рассматривать всю группу обследуемых в целом, то стано­

вится очевидным, что снижение успеваемости в обучении присуще 

каждому пациенту (

100%).

 Пропуски занятий, нарушения поведения, 

бродяжничество, конфликты сродственниками, учителями, сниже­

ние успеваемости обучения, работоспособности, изменения 

психического и физического состояния являются последствиями зави­

симости от компьютера.

 Другие интересы и увлечения исчезали, 

что свидетельствовало о ранних признаках развития нарушения 

адаптации пациентов. 

В процессе обследования больных, которые поступили на 

лечение, мы изучали анамнез жизни (в том числе внутрисемей­

ную патологию, патогенные факторы в течение беременности 

матери, протекание родов, раннее развитие обследуемого и пе­

ренесенные соматические и инфекционные заболевания, 

черепно-мозговые травмы). 

Известную этиопатогенетическую роль может играть гене­

тическая предрасположенность к аддиктивному поведению. 

По нашим данным, наследственность, отягощенная азартными 

играми, психическими и поведенческими расстройствами в ре­

зультате злоупотребления алкоголем, наркотиками, табаком, 

психическими заболеваниями (пограничные расстройства, 

шизофрения, расстройства личности, аффективные рас­

стройства) наблюдалась в 60% (у 23 лиц) случаев (рис. 5.3). 

Психические 

заболевания 

Зависимость от 

психоактивных 

веществ 

Азартные игры 

0% 5%  1 0 4 15% 20% 25% 30% 35% 40% 

Рис.

 5.3. Частота встречаемости внутрисемейной патологии у 

пациентов с компьютерной зависимостью 

95