Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3660
Скачиваний: 13
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
Таблица
5.2. Зависимость развития компьютерной аддикции от
длительности работы за компьютером
Длительность
Количество больных
Длительность
абс.
%
6 месяцев
11
29
1 год
21
55
1,5 года
4
11
2 года
2
5
Всего
38
100
По нашим данным, в 34,2% (13 человек) случаев психотрав-
мирующие ситуации предшествовали началу увлечения
компьютером: развод родителей (46%), переход в новую школу
(15%), переезд в новый город (15%), конфликты с учителями, в
семье, с одноклассниками (24%). Вместо решения проблем у
обследованных возникало желание «с головой» погрузиться в
компьютерный мир (р<0,001).
Компьютерная игра, особенно ролевая, оказывается одним
из средств так называемой «аддиктивной реализации», то есть
ухода от реальности. 32 (84%) пациента отдавали преимущество
компьютерным играм (рис. 5.12). Игры подразделяются на ро
левые и неролевые. К первой группе относятся «квести» (quest),
«руководящие», «игры из глаз» компьютерного героя. Ко вто
рой группе принадлежат игры, где нужно достичь цели,
«пройти» игру и набрать очки, поэтому игрок не принимает на
себя роль компьютерного персонажа. Учащиеся в возрасте 9-14
лет интересовались ролевыми играми. Длительность работы за
компьютером составляла сначала 3-4 часа в сутки, потом увели
чивалась до 10-14 часов в сутки. Подростков с легкой степенью
умственной отсталости (F 70) привлекали только игры. Там, в
другой среде, они «сильные, решительные, смелые, имеют
власть и успех, руководят и побеждают» (со слов больных)
(рис. 5.2).
Среди пациентов старшего возраста (16 лет и старше) игра
ми интересовались 26% лиц. В большей степени их внимание
привлекает также возможность общаться с «людьми из любого
уголка планеты», «тусовки» в «Chat Rooms», беседы в ICQ,
изучение и модернизация возможностей компьютера, работа в
Интернете, творческая деятельность с целью создания личных
программ или открытия сайта. В целом, уже через месяц ежед
невной работы с компьютером это увлечение занимает
лидирующее место в жизни молодых людей.
91
Глава 5
Рис. 5.2. Распределение обследуемых в зависимости от преобла
дающего вида деятельности за компьютером
Пациент Сергей, 20 лет, искал информацию о событиях в
мире по сайтам, отсылал письма незнакомым людям из других
стран, предлагая свои идеи и программы, а также постоянно
был главным объектом внимания в Chat Room. Хотелось сде
лать все больше и больше нового, попробовать все
возможности компьютера. Заинтересованность и эмоциональ
ное оживление во время беседы возникает лишь при
обсуждении компьютерной темы. В это мгновение пациент ме
няется: дыхание становится чаще, появляется блеск в глазах,
гиперемия лица. Диалог превращается в монолого преимущес
твах той или другой системы, о возможностях, которые
раскрываются при работе с компьютером. Это доходило до ги-
поманиакального состояния. Длительность «общения с
компьютером» росла с каждым днем, до 10-12 часов в сутки.
Один из обследуемых сказал: «За месяц я так привык посе
щать компьютерный клуб, что и дня не мог прожить без него».
Молодые люди создают «свою» виртуальную личность,
наделяя ее именем — «nickname». В нашей группе встречаются
такие, как Хакер, Монстр, Магнат, Red Rider, или личные име
на и их производные: Бодя, Андрик, Андрюха. Полностью
погружаясь в игру и достигая в ней определенных успехов, каж
дый реализует таким образом большую часть существующих
потребностей и игнорируют другие.
22 (58%) человека посещали компьютерный клуб. Из них у
12 (31,5%) подростков время работы за компьютером было
дневным. Учитывая то, что в компьютерном клубе в ночное
время можно играть за меньшую плату, то другие 10 (26,3%) па
циентов играли не только днем, а еще и ночью. 16 человек (42%)
имели свой личный компьютер и играли дома, из них
13 (34%) — сидели за компьютером как днем, так и ночью.
92
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
Один из пациентов рассказывал: «Сначала я засиживался не
долго, но потом время шло так незаметно, что день быстро сме
нялся ночью, и идти домой уже было поздно, поэтому и
оставался в клубе дальше. Потом не мог перебороть свое влече
ние к компьютеру, прервать волевым усилием. Мог целую
неделю не спать ночью, «сидеть» в Интернете, мог не есть».
Все свободное время и карманные деньги расходуются на
компьютер и сопутствующие товары. Подростки часто остают
ся голодными, откладывают деньги, которые дают родители на
обед и покупки. 13 (34%) лиц выносили без разрешения ценные
вещи из дома (золото, серебро, теле-, радио-, аудиоаппаратуру).
Вещи продавали по низким ценам, а на полученные деньги по
сещали компьютерный клуб или покупали оборудование для
компьютера. В 6 (16%) случаях родители давали ограниченное
количество денег, на 2-3 часа работы. Два пациента зарабатыва
ли деньги самостоятельно. Один мальчик выполнял домашнюю
работу, помогал матери по хозяйству, но с одной целью — полу
чить плату и пойти в компьютерный клуб. Второй — мыл
машины на улицах, один пациент просил деньги (900-1600 грн.)
по Интернету у своих друзей за границей, а затем расходовал их
на азартные компьютерные игры.
Таким образом, с болезненно усиленным увлечением связа
ны такие девиации, как кражи и бродяжничество, потому что
после них многие боялись возвращаться домой.
Попытки родителей ограничить общение детей с компьюте
ром вызывают бурную реакцию протеста. Общее количество
игрового времени увеличивалось все больше как на протяже
нии суток, так и в течение недели.
Трое больных имели возможность играть на компьютере у
друзей и соседей, поэтому деньги использовали только на до
полнительные вещи к компьютеру (диски, детали). «Одни
курят, вторые — нюхают, третьи — пьют — с ними не интерес
но, а в школе нудно», — такое объяснение своему поведению
дают обследуемые. Круг знакомых сужается. Ровесники, кото
рые не имеют доступа к компьютеру, становятся
неинтересными, общение с ними ограничивается. Друзьями
выступают такие же энтузиасты компьютерного мира, так на
зываемые «компьютероманы». Имеют место нарушения
подвижности и целенаправленности мышления (резонерство,
детализация). Общение в сети постепенно полностью вытесня
ет личные взаимоотношения в реальном мире.
Молодые люди характеризуют свое состояние за компьюте
ром, как наплыв позитивных эмоций, повышение уверенности,
решительности, могущества, «можно быть самим собой или со-
93
Глава 5
здавать новые образы», «превращаться и опять возвращаться»,
«делать что угодно». Эмоциональный подъем (заинтересован
ность, удовольствие, восторг, хорошее настроение, ощущение
свободы, силы и власти, «получение адреналина»), постоянные
мысли и фантазии о компьютерной деятельности отмечали 35
(92%) пациентов. 3 (8%) человека получали внутреннее равно
весие и успокоение, общаясь в сети и путешествуя по сайтам.
Вынужденный перерыв или уменьшение времени работы за
компьютером воспринимались негативно. У 19 (50%) пациен
тов появлялись признаки психомоторного возбуждения
(раздражительность, немотивированное внешними причинами
возбуждение, агрессия, грубость). Стали эмоционально ла
бильными 6 (16%) человек, агрессивными к близким
родственникам — 5 (13%) пациентов. Навязчивые мысли об
Интернете, компьютере и движения, подобные движениям во
время работы с компьютером, голосовые тики появились у 3
(8%) пациентов; склонность ко лжи, нарушение поведения,
бродяжничество — 3 (8%) пациентов. Снижение настроения,
пессимистические мысли, рассеянное внимание, нарушения
сна отмечались у 2 (5%) лиц. Данные представлены в табл. 5.3.
Таблица 5.3. Признаки синдрома актуализации компульсивного
влечения при компьютерной зависимости (в порядке
частоты их встречаемости)
Признаки
Количество
больных
Частота
встречае
мости, (%)
Психомоторное возбуждение
19
50
Эмоциональная лабильность
6
16
Агрессивность
5
13
Навязчивые мысли и голосо
вые тики
3
8
Нарушения поведения
3
8
Снижение настроения, песси
мистические мысли
2
5
Всего
38
100
Пациенты отмечали, что после работы за компьютером, не
посредственно перед ночным сном, тяжело засыпать,
чувствуется некоторое возбуждение. Это наблюдалось у 16 (42%)
обследуемых. У одного пациента появились страх, тревога, нару-
94
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
шились сон и аппетит, навязчивые мысли о компьютерах не
«выходили из головы», он похудел на 4 килограмма. Следует за
метить, что у подростков с органическим поражением головного
мозга возникала головная боль во время перерыва работы на
компьютере.
Если рассматривать всю группу обследуемых в целом, то стано
вится очевидным, что снижение успеваемости в обучении присуще
каждому пациенту (
100%).
Пропуски занятий, нарушения поведения,
бродяжничество, конфликты сродственниками, учителями, сниже
ние успеваемости обучения, работоспособности, изменения
психического и физического состояния являются последствиями зави
симости от компьютера.
Другие интересы и увлечения исчезали,
что свидетельствовало о ранних признаках развития нарушения
адаптации пациентов.
В процессе обследования больных, которые поступили на
лечение, мы изучали анамнез жизни (в том числе внутрисемей
ную патологию, патогенные факторы в течение беременности
матери, протекание родов, раннее развитие обследуемого и пе
ренесенные соматические и инфекционные заболевания,
черепно-мозговые травмы).
Известную этиопатогенетическую роль может играть гене
тическая предрасположенность к аддиктивному поведению.
По нашим данным, наследственность, отягощенная азартными
играми, психическими и поведенческими расстройствами в ре
зультате злоупотребления алкоголем, наркотиками, табаком,
психическими заболеваниями (пограничные расстройства,
шизофрения, расстройства личности, аффективные рас
стройства) наблюдалась в 60% (у 23 лиц) случаев (рис. 5.3).
Психические
заболевания
Зависимость от
психоактивных
веществ
Азартные игры
0% 5% 1 0 4 15% 20% 25% 30% 35% 40%
Рис.
5.3. Частота встречаемости внутрисемейной патологии у
пациентов с компьютерной зависимостью
95