Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3616

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

ведущими симптомами. При этом отсутствовали как понима­

ние своей вины, так и критика к своим действиям. Чаще эти 

дети и подростки были стеничными, выявляли свою агрессию 

во вне, настроение менялось в сторону дистимий. 

Аффективные вспышки заканчивались вегетативными реакци­

ями (изменения ЧСС, АД, бледность или покраснение кожи). 

В связи с эмоционально-волевой незрелостью они не контро­

лировали своих эмоций и поведения, недостаточно 

осмысливали ситуацию и свою реакцию на нее. Интересы были 

примитивными, поверхностными. 

Синдром уходов и бродяжничества составляет 32% случаев и 

проявляется в компульсивно возникающих уходах из дома или 

со школы в компьютерный клуб, к работе за ПК у друзей. Такое 

поведение сопровождается кражами, нежеланием учиться, бо­

лезненно повышенным увлечением компьютерами, 

отсутствием полноценного сна, навязчивыми мыслями о ком­

пьютере, непослушанием, склонностью к вымыслу. Дети и 

подростки в связи с болезненно повышенным увлечением ком­

пьютерами не ночуют дома до 2-5 суток, проводят время в 

компьютерном клубе или у друзей. Сначала они расходуют все 

деньги, что имеют, потом начинают выносить вещи из дома, во­

руют деньги у родителей. Такое поведение тесно связано с 

«сенсорной жаждой», то есть с особенной потребностью в но­

вых впечатлениях, что постоянно меняются, а также с 

усиленным стремлением к удовольствию и развлечениям. В ди­

намике синдрома появляется своеобразный патологический 

стереотип поведения в виде уходов, которые постепенно под­

крепляются тревогой и ужасами быть наказанными 

родителями за это поведение. Синдром уходов на данном этапе 

обусловлен патологически повышенным увлечением. Указан­

ное поведение приводит к социальной дезадаптации. 

Аффективный синдром был ведущим у трех лиц (8%). Два па­

циента имели признаки депрессивного синдрома, ситуационно 

обусловленного. Они отмечали снижение настроения, пессимис­

тические мысли, «потерю ощущений», «потерю ощущения 

реальности», плохой сон, шум в ушах, напряжение глаз. Нужно от­

метить, что в одном случае депрессивная симптоматика 

предшествовала увлечению компьютером (пациент не сдал экза­

мен в университете), а в другом случае — выступала следствием 

сверхценного увлечения в виде компьютерной деятельности (траты 

большого количества денег на компьютерные игры). Клиническая 

картина гипоманиакального синдрома была у одного больного, ко­

торый имел повышенную активность, эйфоричное настроение, 

постоянные разговоры на компьютерную тематику, снижение 

101 


background image

Глава 5 

массы тела, как следствие игры за компьютером в течение пяти ме­

сяцев. Но сам пациент жалоб на здоровье не высказывал. 

Неврозоподобный синдром выявлен у 2 (5%) больных. Как 

известно, в возникновении невроза навязчивостей у лиц молодо­

го возраста главная роль принадлежит длительно существующим 

психотравмирующим ситуациям, связанным с конфликтом 

между желанием и чувством долга, эмоциональным напряжени­

ем, обусловленным сознательной ответственностью, 

повышенными требованиями. Общими особенностями клини­

ческой картины неврозоподобного синдрома были голосовые и 

двигательные навязчивые движения головой, плечевым поясом, 

носом, монотонность и относительная стереотипность клини­

ческих проявлений, переживание конфликта, тики, заикание, 

навязчивости в поведении, нарушение сна после деятельности за 

компьютером в течение долгого времени. У одного пациента по­

сле длительной (в течение недели) игры на компьютере 

появилось навязчивое желание выкрикивать слово «Лея», не­

цензурные слова, возникло вздрагивание рук и ног, что 

сопровождалось негативными аффективными переживаниями. 

В другом случае имеют место навязчивые мысли «остаться одно­

му», «о ненадобности родственникам». Расставание с девушкой, 

долги выступили как следствие патологического увлечения ком­

пьютером на протяжении полугода. Стабильный характер 

симптоматики содействовал госпитализации больных. 

Галлюцинаторно-бредовый синдром отмечался в 2 (5%) слу­

чаях. В первом варианте сверхценное увлечение компьютером 

было обусловлено усложненной ситуацией в семье, наблюда­

лось аутичное поведение, «отход в мир своих переживаний, в 

виртуальный мир». Постепенно после работы за компьютером 

появились идеи отношения в адрес родственников, окружаю­

щих, что сопровождалось снижением успеваемости в школе, 

агрессивным поведением вне компьютера, тревогой, труднос­

тями к концентрации, нарушением сна, ощущением 

«неприятных взглядов, подозрительного внимания». Отмечен­

ная симптоматика способствовала обращению к врачу. Во 

втором случае, у пациента за шесть месяцев изменилось поведе­

ние, стал замкнутым, невеселым, потерял предыдущие 

интересы, увлекся компьютерными играми. Долго сидел за ПК, 

ходил в компьютерный клуб, не общался с друзьями. Через 

шесть месяцев появились слуховые псевдогаллюцинации, ко­

торые приказывали «убить, предать, сказать гадость», идеи 

отношения к родителям, соседям. Внешний вид «зомби», речь 

замедленная. Описанные выше изменения сопровождаются 

тратой денег, эмоциональной тусклостью. 

102 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Синдром зависимости был диагностирован у 2 (5%) пациен­

тов и выступал признаком первичной компьютерной адикции: 

проведение по 12-14 часов в сутки за компьютером, нежелание 

учиться, расстройства сна, нарушение аппетита, головные бо­

ли, раздражительность, агрессия вне компьютера. Во втором 

случае имеет место полиаддиктивное расстройство: употребле­

ние амфетаминов и алкоголя в прошлом. Появились 

раздражительность, замкнутость, кражи денег. Нужно отме­

тить, что один вид аддикции сменялся другим у уже 

сформированной аддиктивной личности. Оба пациента имели 

органическое поражение головного мозга в анамнезе. Все боль­

ные были соматически здоровы. 

Независимо от ведущего клинического симптомо-комплек-

са у многих пациентов во время работы за компьютером 

отмечались различные вегетативные нарушения в виде сердце­

биения, нерезких колебаний частоты пульса, артериального 

давления, чувство холода в нижних конечностях, затрудненно­

го вдоха. Сосудистая лабильность проявлялась в окраске 

кожных покровов лица (бледность, покраснение). Полученные 

данные свидетельствуют о выраженной активированности и 

эмоциональном возбуждении пациентов в период работы за 

компьютером. 

Таким образом, увлечение компьютером у пациентов при­

обретает патологический характер. Кроме того, синдром 

сверхценных интересов и увлечений нередко сопровождается 

рудиментарными продуктивными симптомами (аффективные 

расстройства, навязчивые мысли о компьютерной деятельнос­

ти, которые часто связаны с резонерством, детализацией, 

неологизмами, ужасами; явления деперсонализации, гипнога-

гические галлюцинации), а также негативные проявления в 

виде эмоциональной притупленности, агрессии, грубости и 

жестокости по отношению к родственникам, учителям; сниже­

ние успеваемости и продуктивности других видов социальной 

деятельности. 

5.3. Этапы развития компьютерной зависимости 

Результаты проведенного нами исследования позволили вы­

делить следующие

 этапы развития компьютерной зависимости: 

1-й этап —

 этап риска развития компьютерной зависимос­

ти; 

2-й этап —

 этап сформированной компьютерной зависи­

мости (эмоционально-волевые нарушения, психическая 

зависимость); 

103 


background image

Глава 5 

3-й

 этап

 —

 этап тотальной компьютерной зависимости 

(психическая и физическая зависимость, синдром актуализа­

ции компульсивного влечения). 

Основными характеристиками

 эта/fa риска развития ком­

пьютерной зависимости

 являются увеличение времени, 

проводимого для достижения поставленной цели и работы за 

компьютером, потеря ощущения времени, получение эмоцио­

нального удовольствия за компьютером, расходование 

большего количества денег на компьютерную деятельность, 

первые признаки социальной дезадаптации. 

Этап сформированной компьютерной зависимости

 характе­

ризуется существованием в иерархии новой потребности — 

деятельности за компьютером, которая имеет систематический 

характер, аффективный заряд в основе. При этом преобладают 

эмоционально-волевые нарушения, отмечается рост толе­

рантности к компьютеру: необходимость во все большем 

количестве времени работы за компьютером для достижения 

удовольствия; значительное снижение эффекта от пребывания 

за ПК в течение того же промежутка времени, что и раньше, на­

вязчивые мысли о компьютере и фантазирование, что 

сопровождается эмоциональным подъемом (эйфория, психи­

ческая релаксация, ощущение «взлета», беззаботности, 

свободы, усиления воображения) во время деятельности за 

компьютером, и испытанием психо-эмоционального напряже­

ния (раздражительность, подавленность, скука, снижение 

настроения, ситуационная тревога) вне работы за ПК. Наблю­

дается дезактуализация базовых потребностей — сна, отдыха, 

употребления пищи, личной гигиены. Нарушаются режимы 

сон-бодрствование и отдых-нагрузка, время работы за компью­

тером — дневное и ночное. На данном этапе деятельность за 

ПК происходит за счет обучения, труда, домашней работы, со­

циальных и личных взаимоотношений. С одной стороны, 

пациенты полностью ориентированы в компьютерных техно­

логиях, с другой стороны, имеет место своеобразная форма 

инфантилизма, практически полная беспомощность в мире со­

циальных норм и отношений. 

На

 третьем этапе

 — тотальной компьютерной зависимос­

ти

 — наблюдаются признаки как психической, так и 

физической зависимости. Отмечается постоянное «злоупот­

ребление» компьютерными играми, беседами в CHAT, ICQ и 

другими видами деятельности за компьютером, несмотря на 

существующие проблемы социального и личного характера, 

остаются безуспешными попытки контролировать работу за 

ПК. В структуре синдрома актуализации компульсивного 

104 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

влечения имеют место агрессивность, злобность, психомо­

торное возбуждение, рассеянное внимание, непроизвольные 

«печатающие движения» пальцев рук, встречается депрес­

сивный синдром. На данном этапе присутствуют физические 

симптомы: головная боль по типу мигрени, боль в позвоноч­

нике, сухость в глазах, онемение и боль в пальцах кисти 

(синдром карпального канала). Появляются признаки деза­

даптации, социальные и психологические проблемы, 

связанные с обучением, отношением с родителями, друзья­

ми. Периоды легкой дезориентации и зрительные эффекты 

после компьютерных игр свидетельствуют о существенном 

влиянии избыточной работы за компьютером. Возможно 

присутствие вегетативной симптоматики (изменения ЧСС, 

АД, бледность или покраснение кожи). Однонаправленное 

увлечение приводит к возникновению выраженной социаль­

ной дезадаптации. 

На основе результатов исследования нужно отметить, что у 

данной группы пациентов увлечение компьютерными техноло­

гиями носит сверхценный характер, часто имеет признаки 

гиперкомпенсаторных образований, что, в свою очередь, при­

водит к выраженной социальной дезадаптации и в результате 

является непродуктивным увлечением. 

Отграничение этапов риска развития компьютерной зави­

симости от уже сформировавшейся компьютерной зависи­

мости является наименее разработанной проблемой клиничес­

кой психиатрии и аддиктологии. Основываясь на проведенных 

исследованиях, нами были разработаны критерии дифферен­

циальной диагностики риска развития компьютерной 

зависимости и уже существующей компьютерной зависимости, 

представленные в табл. 5.5. 

Таблица 5.5. Дифференциально-диагностические критерии 

отграничения этапов риска развития и сформиро -

вавшейся компьютерной зависимости 

Признак 

Риск развития 

компьютерной 

зависимости 

Сформированная 

компьютерная 

зависимость 

Характер увле­

чения 

Психологически по­

нятен, не носит 

сверхценового ха­

рактера 

Носит сверхценовой 

характер, является 

гиперкомпенса­

торным образова­

нием 

105