Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3613

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Анализируя вышеприведенные данные, следует отметить, 

что наибольший удельный вес в формировании компьютерной 

зависимости несут на себе факторы, характеризующие психи­

ческий, физический и социальный аспекты пациента. Вместе с 

тем, прослеживается четкая взаимосвязь с возрастным факто­

ром. Степень риска развития компьютерозависимого пове­

дения в отдельных возрастных группах различна. 

Таким образом, компьютерная зависимость формируется у 

склонной к аддиктивному поведению личности. Оно формиру­

ется соответственно динамике, характерной для классического 

аддиктивного процесса, или является новой аддиктивной реа­

лизацией у уже сформированного аддикта. 

5.4. Психологические характеристики пациентов 

с компьютерной зависимостью 

Учитывая тот факт, что аддиктивное поведение представля­

ет собой сложный феномен, в происхождении которого играют 

роль не только клинические и социальные факторы, нами были 

изучены психологические особенности данной категории па­

циентов. 

Как показали исследования интеллектуальной деятельнос­

ти лиц с компьютерной зависимостью, их уровень обобщений и 

исключений достаточный. Выполняя задание «исключения 

предметов», 28 (74%) пациентов объединяли в группы предме­

ты по родовому понятию, исключая один, который не 

принадлежит к данному родовому понятию. Предъявленные 

задания были выполнены верно. При классификации предме­

тов для пациентов было характерным использование анализа и 

синтеза для распределения существенных признаков на общие 

для нескольких объектов и на такие, которые их отличают. При 

определении понятий называли признаки и выделяли тот, в ко­

тором были родовое и видовое отличия, что свидетельствовало 

о достаточном уровне обобщения в пределах возрастной нор­

мы. Усвоив инструкцию к методике «простые аналогии», 

пациенты без затруднений справились с заданием, легко выде­

ляли пары слов по аналогии. 28 (74%) обследуемых верно 

объясняли переносный смысл предложенных им метафор и по­

словиц. У обследованных было хорошо развито абстрактно-

логическое мышление. 

Пациенты быстро находили числа по таблицам Шульте, ка­

чество работы улучшалось до конца выполнения заданий, что 

свидетельствует о хорошей концентрации внимания. Проявля­

ли заинтересованность заданиями игрового плана. 

111 


background image

Глава 5 

Во время исследования наблюдалась изменчивость парамет­

ров психической деятельности в зависимости от 

направленности интересов и уровня мотиваций. При представ­

лении материала учебного характера отмечался низкий уровень 

притязаний и низкая самооценка, а также быстрое насыщение. 

При нейтральном содержании заданий, особенно представлен­

ных в игровой форме, наоборот, отмечались завышенный 

уровень притязаний и завышенная самооценка пациентов. По­

лученные результаты свидетельствуют об алогичности, 

противоречивости выбора линии поведения подростком в 

сложной ситуации. 

Нужно отметить психологические особенности 6 (16%) па­

циентов с органическим поражением головного мозга. При 

классификации предметов они самостоятельно выделяли 

один признак, при переходе на другой принцип работы была 

выявлена выраженная психическая инертность, они опять на­

чинали раскладывать материал по одному признаку, несмотря 

на оказанную помощь. При изменении принципа работы на 

аналогичное задание 4(11%) больных нуждались в посторон­

ней помощи, словесные формулировки были затруднены. При 

выполнении задания «простые аналогии» пациенты чувство­

вали затруднение при выделении признаков подобия, в 

выделении главного и второстепенного. Респонденты верно 

объясняли смысл предложенных им метафор и пословиц. 

Объясняя переносный смысл пословиц и поговорок, эти па­

циенты посредством вспомогательных вопросов могли 

воспроизвести ситуацию, аналогичную той, которая содер­

жится в пословице, и не могли дать объяснения пословицам в 

обобщенном виде. Ближе к концу обследования для них было 

характерным снижение производительной интеллектуальной 

деятельности. У 1 ребенка появлялась головная боль, внима­

ние рассеивалось. Определялся инфантильный характер 

интересов, стремление лишиться трудоёмких заданий. Дея­

тельность и поведение во время исследования отличаются 

непродуманностью, слабой осознанностью отдельных 

действий и поступков. В процессе обследования у лиц с череп­

но-мозговыми травмами в анамнезе определялось быстрое 

истощение психической деятельности. Внимание концентри­

руемое, переключаемое, но способное к пресыщению. 

Испытуемые легко теряют цель, интерес, отвлекаются. При 

выполнении заданий по таблицам Шульте результаты в конце 

ухудшаются, хоть объективно задание выполнять становится 

легче, что свидетельствует о повышенной истощаемости, 

отмечаются колебания внимания. 

112 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Психологические особенности имели и 4 (11 %) пациента со 

сниженным интеллектуальным показателем (IQ) в пределах 

легкой умственной отсталости (IQ= 60-69). 

Уровень обобщений и исключений предметов у них недос­

таточен. При выполнении задания «исключения предметов» 

дети и подростки данной группы не могли справиться с пред­

оставленными вариантами заданий. 

Классификация предметов, задание «простые аналогии» 

вызывали затруднение. Пациенты данной группы не могли 

объяснить переносный смысл пословиц и поговорок в связи со 

снижением абстрактного мышления, а также не использовали 

процессы анализа и синтеза при выполнении заданий. 

Таким образом, в результате когнитивного дефицита на пер­

вом месте находятся навыки конкретного характера, особенно 

связанные с интересами пациента. 

Темп сенсомоторных реакций замедлен, пациенты тратят 

более минуты на каждую таблицу Шульте. Внимание концен­

трируемое, отвлекаемое у всех лиц этой группы, имеет игровую 

направленность. 

При исследовании личностных акцентуаций с помощью 

теста Шмишека было выявлено доминирование гипертимно-

возбудимого типа в 32% (12 лиц). Гипертимный вариант имели 

10 (26%) пациентов. Также были выделены следующие типы 

личностных акцентуаций: возбудимый — 5 (13%) чел., застре­

вающий — 3 (8%) чел., эмотивный — 1 (3%) человек, 

циклотимный — 3 (8%) человека. У 4(10%) пациентов был вы­

явлен неопределенный тип акцентуации. Эти данные 

отображены на рис. 5.7. 

• Гипертимно-воэбудимый • Возбудимый 
П Застревающий О Неопределенный 
IB Гипертимный СЗ Эмотивный 
В Циклотимный 

Рис. 5.7. Распределение пациентов по типу личностной 

акцентуации (тест Шмишека) 

113 


background image

Глава 5 

К делинквентности склонны 15 (40%) респондентов. Выра­

женная реакция эмансипации была в 11 (29%) случаях, 

среднюю конформность имели 6(16%) человек. 

При изучении психологических особенностей пациентов с 

компьютерной зависимостью мы обращали внимание на разви­

тие мышления. Логическое, последовательное мышление было 

выявлено в большинстве случаев (25 лиц — 66%). Тугоподвиж-

ное, инертное мышление отмечалось у 6 (16%) лиц; логическое, 

с элементами конкретизации и резонерства — у 5 (13%) боль­

ных. Пациент с острым полиморфным расстройством имел 

амбивалентное, парадоксальное мышление, и 1 респондент с 

депрессивным синдромом — медленное, конкретно-образное. 

Следует отметить, что все подростки были более активны в 

игровой деятельности и пассивны во время выполнения учеб­

ных заданий. Отмечалась слабость эмоционального реагиро­

вания на негативную оценку, недовольство собой и своим соци­

альным положением. 

В межличностных отношениях (тест Л ири) у пациентов про­

является склонность к независимости, агрессивности и 

стремлению обвинять других в своих проблемах и неудачах, так 

как и в группе риска (17,3% и 17,9% соответственно) (р>0,05). 

Кроме того, в своих характеристиках «идеального» человека па­

циенты с компьютерной зависимостью отмечают такие черты 

как самостоятельность (12,5% в группе аддиктов и 3,2% в груп­

пе риска), значимость (18,4% и 8,9% соответственно), 

дружелюбие (18,4% и 18,0% соответственно). 

При анализе самооценки аддиктов было выявлено, что адек­

ватная самооценка была лишь у 6 (15%) больных. В других 

случаях, пациенты имели завышенную или заниженную оцен­

ку своих возможностей — 12 (32%) и 16 (42%) соответственно. 

Необъективную характеристику продемонстрировали 4 (11%) 

человека. 

В данном исследовании был проведен анализ увлечений па­

циентов. Нужно отметить, что азартные увлечения, которые 

связаны с посещениями компьютерных клубов, являются веду­

щими у всех исследуемых. Интеллектуально-эстетичные 

увлечения (посещение кино, театров, дискотек, просмотр лю­

бимых телепрограмм, изобретательство и рационализаторство) 

и накопительные увлечения (например, коллекционирование 

вкладышей от жевательных резинок и календариков) были вы­

явлены в единичных случаях. Наши пациенты не 

демонстрировали также увлечения спортом с целью укрепить 

силу или выносливость. Информативно-коммуникативное 

хобби сохранялись только в рамках компьютерной темы. 

114 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Таким образом, почти все пациенты (34 лиц — 89%) имели 

достаточный уровень обобщений, исключений, хорошо разви­

тое абстрактно-логическое мышление. Преобладали 

гипертимный и возбудимый типы личностных акцентуаций. 

Отсутствуют педантичный и тревожный типы личностных 

акцентуаций (р<0,05). Характерна эмоциональная неустойчи­

вость, концентрируемое внимание. Следует подчеркнуть, что 

в личностной сфере преобладает нестабильность уровня требо­

ваний и самооценки, недостаточная подвижность психических 

процессов, с доминированием игровых мотивов над другими. 

Самооценка аддиктов в большинстве случаев неадекватная 

(завышенная или заниженная) по шкалам «счастье», «здо­

ровье», «удовлетворенность собой». В межличностных 

отношениях имеет место склонность к независимости, агрес­

сивности и стремлению обвинять других в своих проблемах и 

неудачах, так же как и в группе риска (р>0,05). К делинквентно-

му поведению склонны 15 (40%) пациентов, в 29% (11 лиц) 

случаев с выраженной реакцией эмансипации. Большая часть 

аддикций разворачивается на фоне девиаций поведения, кото­

рые, в свою очередь, рассматриваются рядом авторов как 

разновидность аддиктивных расстройств. Все пациенты имели 

только азартные увлечения, связанные с посещением компью­

терных клубов и игрой на компьютере (р<0,05). 

Приводим несколько клинических примеров историй 
болезни пациентов с компьютерной зависимостью 

1. Клинический пример истории болезни пациента с симптома­

тической компьютерной зависимостью на фоне органического 

поражения центральной нервной системы 

Андрей, 1982 года рождения, работает за компьютером с 

14 лет (с 9-го класса). 

Анамнез жизни 

Ребенок от первой беременности, которая проходила на фо­

не токсикоза первой половины. Роды ускорены, после 

стимулирования. 

Родился доношенным, в срок, массой 3450 г, 54 см, с желту­

хой новорожденных. Грудное кормление с 5-х суток. Развитие: 

в 6 мес. — сидит, в 1 год — ходит, в 1,5 года — фразовая речь. 

Энурез до 8 лет. В детстве был расторможенным, актив­

ным. С 2 лет посещал детский сад, в школу пошел в 7 лет, где 

учился хорошо. Конфликтов с одноклассниками и преподава-

115