Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3613
Скачиваний: 13
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
Анализируя вышеприведенные данные, следует отметить,
что наибольший удельный вес в формировании компьютерной
зависимости несут на себе факторы, характеризующие психи
ческий, физический и социальный аспекты пациента. Вместе с
тем, прослеживается четкая взаимосвязь с возрастным факто
ром. Степень риска развития компьютерозависимого пове
дения в отдельных возрастных группах различна.
Таким образом, компьютерная зависимость формируется у
склонной к аддиктивному поведению личности. Оно формиру
ется соответственно динамике, характерной для классического
аддиктивного процесса, или является новой аддиктивной реа
лизацией у уже сформированного аддикта.
5.4. Психологические характеристики пациентов
с компьютерной зависимостью
Учитывая тот факт, что аддиктивное поведение представля
ет собой сложный феномен, в происхождении которого играют
роль не только клинические и социальные факторы, нами были
изучены психологические особенности данной категории па
циентов.
Как показали исследования интеллектуальной деятельнос
ти лиц с компьютерной зависимостью, их уровень обобщений и
исключений достаточный. Выполняя задание «исключения
предметов», 28 (74%) пациентов объединяли в группы предме
ты по родовому понятию, исключая один, который не
принадлежит к данному родовому понятию. Предъявленные
задания были выполнены верно. При классификации предме
тов для пациентов было характерным использование анализа и
синтеза для распределения существенных признаков на общие
для нескольких объектов и на такие, которые их отличают. При
определении понятий называли признаки и выделяли тот, в ко
тором были родовое и видовое отличия, что свидетельствовало
о достаточном уровне обобщения в пределах возрастной нор
мы. Усвоив инструкцию к методике «простые аналогии»,
пациенты без затруднений справились с заданием, легко выде
ляли пары слов по аналогии. 28 (74%) обследуемых верно
объясняли переносный смысл предложенных им метафор и по
словиц. У обследованных было хорошо развито абстрактно-
логическое мышление.
Пациенты быстро находили числа по таблицам Шульте, ка
чество работы улучшалось до конца выполнения заданий, что
свидетельствует о хорошей концентрации внимания. Проявля
ли заинтересованность заданиями игрового плана.
111
Глава 5
Во время исследования наблюдалась изменчивость парамет
ров психической деятельности в зависимости от
направленности интересов и уровня мотиваций. При представ
лении материала учебного характера отмечался низкий уровень
притязаний и низкая самооценка, а также быстрое насыщение.
При нейтральном содержании заданий, особенно представлен
ных в игровой форме, наоборот, отмечались завышенный
уровень притязаний и завышенная самооценка пациентов. По
лученные результаты свидетельствуют об алогичности,
противоречивости выбора линии поведения подростком в
сложной ситуации.
Нужно отметить психологические особенности 6 (16%) па
циентов с органическим поражением головного мозга. При
классификации предметов они самостоятельно выделяли
один признак, при переходе на другой принцип работы была
выявлена выраженная психическая инертность, они опять на
чинали раскладывать материал по одному признаку, несмотря
на оказанную помощь. При изменении принципа работы на
аналогичное задание 4(11%) больных нуждались в посторон
ней помощи, словесные формулировки были затруднены. При
выполнении задания «простые аналогии» пациенты чувство
вали затруднение при выделении признаков подобия, в
выделении главного и второстепенного. Респонденты верно
объясняли смысл предложенных им метафор и пословиц.
Объясняя переносный смысл пословиц и поговорок, эти па
циенты посредством вспомогательных вопросов могли
воспроизвести ситуацию, аналогичную той, которая содер
жится в пословице, и не могли дать объяснения пословицам в
обобщенном виде. Ближе к концу обследования для них было
характерным снижение производительной интеллектуальной
деятельности. У 1 ребенка появлялась головная боль, внима
ние рассеивалось. Определялся инфантильный характер
интересов, стремление лишиться трудоёмких заданий. Дея
тельность и поведение во время исследования отличаются
непродуманностью, слабой осознанностью отдельных
действий и поступков. В процессе обследования у лиц с череп
но-мозговыми травмами в анамнезе определялось быстрое
истощение психической деятельности. Внимание концентри
руемое, переключаемое, но способное к пресыщению.
Испытуемые легко теряют цель, интерес, отвлекаются. При
выполнении заданий по таблицам Шульте результаты в конце
ухудшаются, хоть объективно задание выполнять становится
легче, что свидетельствует о повышенной истощаемости,
отмечаются колебания внимания.
112
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
Психологические особенности имели и 4 (11 %) пациента со
сниженным интеллектуальным показателем (IQ) в пределах
легкой умственной отсталости (IQ= 60-69).
Уровень обобщений и исключений предметов у них недос
таточен. При выполнении задания «исключения предметов»
дети и подростки данной группы не могли справиться с пред
оставленными вариантами заданий.
Классификация предметов, задание «простые аналогии»
вызывали затруднение. Пациенты данной группы не могли
объяснить переносный смысл пословиц и поговорок в связи со
снижением абстрактного мышления, а также не использовали
процессы анализа и синтеза при выполнении заданий.
Таким образом, в результате когнитивного дефицита на пер
вом месте находятся навыки конкретного характера, особенно
связанные с интересами пациента.
Темп сенсомоторных реакций замедлен, пациенты тратят
более минуты на каждую таблицу Шульте. Внимание концен
трируемое, отвлекаемое у всех лиц этой группы, имеет игровую
направленность.
При исследовании личностных акцентуаций с помощью
теста Шмишека было выявлено доминирование гипертимно-
возбудимого типа в 32% (12 лиц). Гипертимный вариант имели
10 (26%) пациентов. Также были выделены следующие типы
личностных акцентуаций: возбудимый — 5 (13%) чел., застре
вающий — 3 (8%) чел., эмотивный — 1 (3%) человек,
циклотимный — 3 (8%) человека. У 4(10%) пациентов был вы
явлен неопределенный тип акцентуации. Эти данные
отображены на рис. 5.7.
• Гипертимно-воэбудимый • Возбудимый
П Застревающий О Неопределенный
IB Гипертимный СЗ Эмотивный
В Циклотимный
Рис. 5.7. Распределение пациентов по типу личностной
акцентуации (тест Шмишека)
113
Глава 5
К делинквентности склонны 15 (40%) респондентов. Выра
женная реакция эмансипации была в 11 (29%) случаях,
среднюю конформность имели 6(16%) человек.
При изучении психологических особенностей пациентов с
компьютерной зависимостью мы обращали внимание на разви
тие мышления. Логическое, последовательное мышление было
выявлено в большинстве случаев (25 лиц — 66%). Тугоподвиж-
ное, инертное мышление отмечалось у 6 (16%) лиц; логическое,
с элементами конкретизации и резонерства — у 5 (13%) боль
ных. Пациент с острым полиморфным расстройством имел
амбивалентное, парадоксальное мышление, и 1 респондент с
депрессивным синдромом — медленное, конкретно-образное.
Следует отметить, что все подростки были более активны в
игровой деятельности и пассивны во время выполнения учеб
ных заданий. Отмечалась слабость эмоционального реагиро
вания на негативную оценку, недовольство собой и своим соци
альным положением.
В межличностных отношениях (тест Л ири) у пациентов про
является склонность к независимости, агрессивности и
стремлению обвинять других в своих проблемах и неудачах, так
как и в группе риска (17,3% и 17,9% соответственно) (р>0,05).
Кроме того, в своих характеристиках «идеального» человека па
циенты с компьютерной зависимостью отмечают такие черты
как самостоятельность (12,5% в группе аддиктов и 3,2% в груп
пе риска), значимость (18,4% и 8,9% соответственно),
дружелюбие (18,4% и 18,0% соответственно).
При анализе самооценки аддиктов было выявлено, что адек
ватная самооценка была лишь у 6 (15%) больных. В других
случаях, пациенты имели завышенную или заниженную оцен
ку своих возможностей — 12 (32%) и 16 (42%) соответственно.
Необъективную характеристику продемонстрировали 4 (11%)
человека.
В данном исследовании был проведен анализ увлечений па
циентов. Нужно отметить, что азартные увлечения, которые
связаны с посещениями компьютерных клубов, являются веду
щими у всех исследуемых. Интеллектуально-эстетичные
увлечения (посещение кино, театров, дискотек, просмотр лю
бимых телепрограмм, изобретательство и рационализаторство)
и накопительные увлечения (например, коллекционирование
вкладышей от жевательных резинок и календариков) были вы
явлены в единичных случаях. Наши пациенты не
демонстрировали также увлечения спортом с целью укрепить
силу или выносливость. Информативно-коммуникативное
хобби сохранялись только в рамках компьютерной темы.
114
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
Таким образом, почти все пациенты (34 лиц — 89%) имели
достаточный уровень обобщений, исключений, хорошо разви
тое абстрактно-логическое мышление. Преобладали
гипертимный и возбудимый типы личностных акцентуаций.
Отсутствуют педантичный и тревожный типы личностных
акцентуаций (р<0,05). Характерна эмоциональная неустойчи
вость, концентрируемое внимание. Следует подчеркнуть, что
в личностной сфере преобладает нестабильность уровня требо
ваний и самооценки, недостаточная подвижность психических
процессов, с доминированием игровых мотивов над другими.
Самооценка аддиктов в большинстве случаев неадекватная
(завышенная или заниженная) по шкалам «счастье», «здо
ровье», «удовлетворенность собой». В межличностных
отношениях имеет место склонность к независимости, агрес
сивности и стремлению обвинять других в своих проблемах и
неудачах, так же как и в группе риска (р>0,05). К делинквентно-
му поведению склонны 15 (40%) пациентов, в 29% (11 лиц)
случаев с выраженной реакцией эмансипации. Большая часть
аддикций разворачивается на фоне девиаций поведения, кото
рые, в свою очередь, рассматриваются рядом авторов как
разновидность аддиктивных расстройств. Все пациенты имели
только азартные увлечения, связанные с посещением компью
терных клубов и игрой на компьютере (р<0,05).
Приводим несколько клинических примеров историй
болезни пациентов с компьютерной зависимостью
1. Клинический пример истории болезни пациента с симптома
тической компьютерной зависимостью на фоне органического
поражения центральной нервной системы
Андрей, 1982 года рождения, работает за компьютером с
14 лет (с 9-го класса).
Анамнез жизни
Ребенок от первой беременности, которая проходила на фо
не токсикоза первой половины. Роды ускорены, после
стимулирования.
Родился доношенным, в срок, массой 3450 г, 54 см, с желту
хой новорожденных. Грудное кормление с 5-х суток. Развитие:
в 6 мес. — сидит, в 1 год — ходит, в 1,5 года — фразовая речь.
Энурез до 8 лет. В детстве был расторможенным, актив
ным. С 2 лет посещал детский сад, в школу пошел в 7 лет, где
учился хорошо. Конфликтов с одноклассниками и преподава-
115