Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3607
Скачиваний: 13
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
После проведения записи зрительных вызванных потенциа
лов были получены следующие результаты, представленные в
табл. 5.7.
Таблица 5.
7.
Амплитудные характеристики (мкв) волн ВП N100
и РЗООдо и после компьютерной игры пациента
Отведение ЕЕГ
(система 10-20%)
До компьютерной
игры
После
компьютерной игры
N100
Р300
N100
Р300
Fpl
3
4
3
3
Fp2
3
5
2
3
F3
2
3
2
3
F4
3
6
2
4
СЗ
4
4
3
4
С4
3
4
3
3
Cz
4
5
3
4
Т1
6
6
3
3
Т2
8
8
9
5
ТЗ
5
7
3
6
Т4
7
11
9
6
Т5
4
3
4
4
Т6
7
12
9
6
РЗ
5
5
4
4
Р4
4
7
4
5
Ol
6
8
7
4
Данные свидетельствуют о значительном снижении ампли
туды позитивной волны Р300 в правой височно-теменной
области после компьютерной игры пациента по сравнению с
фоновыми величинами, а также о некотором повышении ам
плитуды негативной волны N100 в отведениях правой
височно-теменной области. Полученные результаты исследо
вания свидетельствуют о снижении степени выраженности
патологического механизма мозгового функционирования у
пациента после компьютерной игры (уменьшение показателей
индекса пароксизмальности в височно-теменной области спра
ва при гипервентиляционной нагрузке на 6%). Результаты,
полученные посредством методики ЗВП, отображают значи-
121
Глава 5
тельное снижение амплитуды волны Р300 в височно-теменных
отделах мозга, особенно справа и в некотором смысле, умерен
но выраженное повышение амплитуды негативной волны N100
в тех же зонах головного мозга. Это свидетельствует об умень
шении разрядных возбудимых процессов в височно-теменной
области, что может быть связано с усилением процессов десин-
хронизации биоэлектрической активности головного мозга
и уменьшением явлений синхронизации после компьютер
ной игры. Некоторое повышение амплитуды негативной
волны может свидетельствовать об умеренном повышении ак
тивности тормозных процессов в височно-теменных отделах
мозга с подавляющей правосторонней латерализацией после
компьютерной игры.
Таким образом, подводя итоги результатов исследования,
можно прийти к выводу, что у обследованного пациента ком
пьютерная игра приводила к повышению уравновешенности
возбудимых и тормозных процессов в головном мозге, что про
являлось, с одной стороны, в снижении степени выраженности
пароксизмальной активности, уменьшении количества и дли
тельности ее разрядов, а с другой стороны, в улучшении общего
баланса между неспецифическими активирующими и тормоз
ными системами головного мозга.
Обсуждение
У пациента формирование игровой компьютерной зави
симости проходило поэтапно. Сначала игра за компьютером
носила ситуационный характер и позволяла рсализовывать
неосознаваемые потребности в принятии роли (механизм
формирования зависимости). Это был период легкого увле
чения и он продолжался полгода. В дальнейшем наступил
этап сформированной компьютерной зависимости (2-й
этап), который характеризовался появлением в иерархии
потребностей новой потребности —игры за компьютером,
принимающей систематический характер. На этом этапе
преобладали эмоционально-волевые расстройства, отмечал
ся рост толерантности к компьютеру: потребность во все
большем количестве времени работы за компьютером для
достижения удовольствия; значительное снижение эффекта
от пребывания за компьютером в течение того же промежут
ка времени, что и раньше.
На 3-м этапе зависимости наблюдаются признаки как пси
хической, так и физической зависимостей. Постоянное
«злоупотребление» компьютерными играми, безуспешные по
пытки контролировать работу за компьютером. В структуре
122
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
синдрома актуализации компульсивного влечения преобла
дают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение,
непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, имеет
место депрессивный синдром. Появились признаки дезадапта
ции, социальные и психологические проблемы, связанные с
обучением, отношением с родителями, друзьями. Периоды
легкой дезориентации и зрительные эффекты после компью
терных игр свидетельствуют о существенном влиянии
избыточной работы за компьютером. В дальнейшем клиничес
кая картина характеризовалась снижением толерантности к
компьютеру при сохранении постоянства работы за ним, а так
же наличием психопатологической симптоматики
неврозоподобного и аффективного регистров. В процессе лече
ния пациента рисполептом и амитриптилином нам удалось
достичь ремиссии, которая согласно катамнестическим иссле
дованиям продолжается уже в течение полутора лет.
Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд
санкционирующих компьютерозависимое поведение факто
ров: генетическую отягощенность (алкоголизм и суициды у
родственников), органический фон (перенесенные операции
под общим наркозом), диагноз в детстве (неустойчивая психо
патия, другие непсихотические расстройства в результате
эпилепсии), характерологические особенности (эмоциональ
ная неустойчивость, изменения настроения).
Следует отметить интересный момент, выявленный при
нейрофизиологическом (электроэнцефалографическом) ис
следовании нашего пациента. Сначала в состоянии
абстиненции на ЭЭГ были отмечены более выраженная па-
роксизмальная активность, преимущество возбудимых
процессов над тормозными (по вызванным потенциалам), а
также повышенная активность медиобазальных структур ви
сочных областей мозга. Мы купировали абстиненцию
пациента, предоставив возможность играть в компьютерную
игру, время игры составляло 30 минут, после чего наблюдали
следующие изменения на ЭЭГ: уменьшились проявления па-
роксизмальной активности, увеличились явления
десинхронизации за счет повышения активности неспецифи
ческих активирующих систем мозга, были уравновешены
тормозные и возбудимые процессы, несколько снизилась об
щая активность медиобазальных структур головного мозга.
С целью коррекции поведения, когнитивных функций и
стабилизации настроения мы применяли сочетание медика
ментозной (рисполепт и амитриптилин) терапии и системы
поэтапной коррекции компьютерной аддикции.
123
Глава 5
2. Клинический пример истории болезни пациента с первичной
компьютерной зависимостью
Максим, 1991 года рождения. Работает за компьютером с
10 лет (с 4-го класса).
Анамнез жизни
Родился в семье рабочих единственным ребенком. Беремен
ность протекала на фоне сильного токсикоза. Роды
своевременные, стремительные. Вес при рождении — 3250 г,
рост — 52 см. До года находился на грудном вскармливании.
Психомоторное развитие соответственно возрастным нормам.
В 6 мес. — сидит, в 1 год 2 мес. — ходит. Первые слова — до года,
фразовая речь — в два года.
С детства был общительным, имел несколько близких дру
зей. Воспитывался дома, детский садик не посещал. Родного
отца мальчик не помнит, потому что отец ушел из семьи, когда
сыну был I год. Через год мать вышла замуж второй раз. Отно
шения с отчимом были хорошими. Мальчик считал его своим
отцом, очень его полюбил.
В школу пошел в 6 лет на Кубани. Учился хорошо, старатель
но, был любимым учеником в классе. Одно время пробовал
заняться боксом — не понравилось. Родители ничего мальчику
не запрещали. До 8 лет был страх темноты, поэтому спал со
включенным светом. Когда Максиму исполнилось Юлет, роди
тели решили расстаться. В разводе он обвиняет обоих
родителей, но позже смирился с этим.
В 1997 году Максим с матерью переехали к бабушке в
г. Днепропетровск, где он и пошел в новую школу. Не имел за
интересованности к обучению, «тосковал» за старой школой,
учился удовлетворительно. В компании одноклассников на
учился курить, алкоголем не интересовался. Со слов матери,
сын по характеру спокойный, добрый, общительный, немного
застенчивый. Наследственность психическими заболевания
ми, алкоголизмом не отягощена. До трех лет болел ОРЗ,
перенес ларингит, тонзиллит; в 1993 году — ветряную оспу.
Анамнез заболевания
С начала 2000 года Максим начал пропускать занятия в шко
ле, «было неинтересно», стал посещать компьютерный клуб.
«Компьютер я полюбил сразу, как только попал в клуб», —
говорит Максим. Сначала деньги просил у матери — 2,50 грн.
за час. С каждым днем все больше хотелось проводить време
ни за компьютером, играл в разные игры, искал
информацию, изучал управление компьютером, возможности
124
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
Интернета. Начал ходить в клуб по ночам, а днем отдыхал, сле
довательно, учебные занятия не посещал. Общался с такими же
«компьютерщиками». Несмотря на беседы с бабушкой и ма
мой, он убегал с уроков, не ночевал дома, хоть и обещал
приходить вовремя. Мог взять деньги без разрешения, а затем
начал выносить вещи. На вырученные деньги от продажи посе
щал компьютерный клуб. Стал эмоционально лабильным,
кричал по ночам. Мать обратилась к психиатру. В марте 2000 го
да в городском ПНД амбулаторно было проведено лечение
(седативная терапия, психотерапия), после чего мальчик стал
спокойнее, более уравновешенным.
С начала 2001 года Максим опять начал выносить деньги без
разрешения, выносил вещи из дома, на вырученные деньги по
сещал компьютерный клуб. Мальчик хоть и считает себя
общительным человеком в реальном мире, но говорит, что «в
Интернете намного интереснее: можно общаться с людьми из
разных уголков планеты, быть не собой, никто не видит, какой
я в действительности; познаешь много любопытного, нового».
Максим имел свое имя в клубе — «хакер», что ему очень нрави
лось («звучит сильно»).
«Сначала я сидел за компьютером недолго, но время пробе
гало так быстро, что ночь сменяла день, а ехать домой было уже
поздно, поэтому и оставался в клубе». Позже, Максим уже не
мог остановить свое влечение, прервать волевым усилием. Бе
гал в клуб. Мог не спать целыми ночами, «сидеть» за
компьютером по 12-14 часов в сутки. Не было времени даже ку
шать, иногда друзья угощали чем-то. Когда не было еды, курил
по 4-5 сигарет, но если пропускал компьютерный клуб, то ку
рил по 15-20.
Мать всячески пыталась ограничить эти посещения: то иг
норировала молчанием, то кричала. Однажды зафиксировала
мальчика к батарее наручниками и оставила его дома. Каким-то
образом ему удалось вытянуть руку , натянув рукав свитера, и
пойти в Интернет- клуб. Тогда мать решила сделать по-другому,
она попросила охранника клуба под любым предлогом не пус
кать ее сына. Каково же было удивление охранника, когда
ночью на улице он увидел сидящего Максима на цементной по
верхности под дверью клуба. Увиденное настолько его
поразило, что он пустил мальчика к «предмету увлечения».
Было время, когда компьютерный клуб не работал два дня.
Парень переживал неприятные ощущения, стал плаксивым,
эмоционально лабильним, по ночам кричал, настроение было
сниженным. Было только одно желание — скорее сесть за ком
пьютер. Когда Максим вернулся к компьютеру, то
125