Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3607

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

После проведения записи зрительных вызванных потенциа­

лов были получены следующие результаты, представленные в 

табл. 5.7. 

Таблица 5.

7.

 Амплитудные характеристики (мкв) волн ВП N100 

и РЗООдо и после компьютерной игры пациента 

Отведение ЕЕГ 

(система 10-20%) 

До компьютерной 

игры 

После 

компьютерной игры 

N100 

Р300 

N100 

Р300 

Fpl 

Fp2 

F3 

F4 

СЗ 

С4 

Cz 

Т1 

Т2 

ТЗ 

Т4 

11 

Т5 

Т6 

12 

РЗ 

Р4 

Ol 

Данные свидетельствуют о значительном снижении ампли­

туды позитивной волны Р300 в правой височно-теменной 

области после компьютерной игры пациента по сравнению с 

фоновыми величинами, а также о некотором повышении ам­

плитуды негативной волны N100 в отведениях правой 

височно-теменной области. Полученные результаты исследо­

вания свидетельствуют о снижении степени выраженности 

патологического механизма мозгового функционирования у 

пациента после компьютерной игры (уменьшение показателей 

индекса пароксизмальности в височно-теменной области спра­

ва при гипервентиляционной нагрузке на 6%). Результаты, 

полученные посредством методики ЗВП, отображают значи-

121 


background image

Глава 5 

тельное снижение амплитуды волны Р300 в височно-теменных 

отделах мозга, особенно справа и в некотором смысле, умерен­

но выраженное повышение амплитуды негативной волны N100 

в тех же зонах головного мозга. Это свидетельствует об умень­

шении разрядных возбудимых процессов в височно-теменной 

области, что может быть связано с усилением процессов десин-

хронизации биоэлектрической активности головного мозга 

и уменьшением явлений синхронизации после компьютер­

ной игры. Некоторое повышение амплитуды негативной 

волны может свидетельствовать об умеренном повышении ак­

тивности тормозных процессов в височно-теменных отделах 

мозга с подавляющей правосторонней латерализацией после 

компьютерной игры. 

Таким образом, подводя итоги результатов исследования, 

можно прийти к выводу, что у обследованного пациента ком­

пьютерная игра приводила к повышению уравновешенности 

возбудимых и тормозных процессов в головном мозге, что про­

являлось, с одной стороны, в снижении степени выраженности 

пароксизмальной активности, уменьшении количества и дли­

тельности ее разрядов, а с другой стороны, в улучшении общего 

баланса между неспецифическими активирующими и тормоз­

ными системами головного мозга. 

Обсуждение 

У пациента формирование игровой компьютерной зави­

симости проходило поэтапно. Сначала игра за компьютером 

носила ситуационный характер и позволяла рсализовывать 

неосознаваемые потребности в принятии роли (механизм 

формирования зависимости). Это был период легкого увле­

чения и он продолжался полгода. В дальнейшем наступил 

этап сформированной компьютерной зависимости (2-й 

этап), который характеризовался появлением в иерархии 

потребностей новой потребности —игры за компьютером, 

принимающей систематический характер. На этом этапе 

преобладали эмоционально-волевые расстройства, отмечал­

ся рост толерантности к компьютеру: потребность во все 

большем количестве времени работы за компьютером для 

достижения удовольствия; значительное снижение эффекта 

от пребывания за компьютером в течение того же промежут­

ка времени, что и раньше. 

На 3-м этапе зависимости наблюдаются признаки как пси­

хической, так и физической зависимостей. Постоянное 

«злоупотребление» компьютерными играми, безуспешные по­

пытки контролировать работу за компьютером. В структуре 

122 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

синдрома актуализации компульсивного влечения преобла­

дают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, 

непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, имеет 

место депрессивный синдром. Появились признаки дезадапта­

ции, социальные и психологические проблемы, связанные с 

обучением, отношением с родителями, друзьями. Периоды 

легкой дезориентации и зрительные эффекты после компью­

терных игр свидетельствуют о существенном влиянии 

избыточной работы за компьютером. В дальнейшем клиничес­

кая картина характеризовалась снижением толерантности к 

компьютеру при сохранении постоянства работы за ним, а так­

же наличием психопатологической симптоматики 

неврозоподобного и аффективного регистров. В процессе лече­

ния пациента рисполептом и амитриптилином нам удалось 

достичь ремиссии, которая согласно катамнестическим иссле­

дованиям продолжается уже в течение полутора лет. 

Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд 

санкционирующих компьютерозависимое поведение факто­

ров: генетическую отягощенность (алкоголизм и суициды у 

родственников), органический фон (перенесенные операции 

под общим наркозом), диагноз в детстве (неустойчивая психо­

патия, другие непсихотические расстройства в результате 

эпилепсии), характерологические особенности (эмоциональ­

ная неустойчивость, изменения настроения). 

Следует отметить интересный момент, выявленный при 

нейрофизиологическом (электроэнцефалографическом) ис­

следовании нашего пациента. Сначала в состоянии 

абстиненции на ЭЭГ были отмечены более выраженная па-

роксизмальная активность, преимущество возбудимых 

процессов над тормозными (по вызванным потенциалам), а 

также повышенная активность медиобазальных структур ви­

сочных областей мозга. Мы купировали абстиненцию 

пациента, предоставив возможность играть в компьютерную 

игру, время игры составляло 30 минут, после чего наблюдали 

следующие изменения на ЭЭГ: уменьшились проявления па-

роксизмальной активности, увеличились явления 

десинхронизации за счет повышения активности неспецифи­

ческих активирующих систем мозга, были уравновешены 

тормозные и возбудимые процессы, несколько снизилась об­

щая активность медиобазальных структур головного мозга. 

С целью коррекции поведения, когнитивных функций и 

стабилизации настроения мы применяли сочетание медика­

ментозной (рисполепт и амитриптилин) терапии и системы 

поэтапной коррекции компьютерной аддикции. 

123 


background image

Глава 5 

2. Клинический пример истории болезни пациента с первичной 

компьютерной зависимостью 

Максим, 1991 года рождения. Работает за компьютером с 

10 лет (с 4-го класса). 

Анамнез жизни 

Родился в семье рабочих единственным ребенком. Беремен­

ность протекала на фоне сильного токсикоза. Роды 

своевременные, стремительные. Вес при рождении — 3250 г, 

рост — 52 см. До года находился на грудном вскармливании. 

Психомоторное развитие соответственно возрастным нормам. 

В 6 мес. — сидит, в 1 год 2 мес. — ходит. Первые слова — до года, 

фразовая речь — в два года. 

С детства был общительным, имел несколько близких дру­

зей. Воспитывался дома, детский садик не посещал. Родного 

отца мальчик не помнит, потому что отец ушел из семьи, когда 

сыну был I год. Через год мать вышла замуж второй раз. Отно­

шения с отчимом были хорошими. Мальчик считал его своим 

отцом, очень его полюбил. 

В школу пошел в 6 лет на Кубани. Учился хорошо, старатель­

но, был любимым учеником в классе. Одно время пробовал 

заняться боксом — не понравилось. Родители ничего мальчику 

не запрещали. До 8 лет был страх темноты, поэтому спал со 

включенным светом. Когда Максиму исполнилось Юлет, роди­

тели решили расстаться. В разводе он обвиняет обоих 

родителей, но позже смирился с этим. 

В 1997 году Максим с матерью переехали к бабушке в 

г. Днепропетровск, где он и пошел в новую школу. Не имел за­

интересованности к обучению, «тосковал» за старой школой, 

учился удовлетворительно. В компании одноклассников на­

учился курить, алкоголем не интересовался. Со слов матери, 

сын по характеру спокойный, добрый, общительный, немного 

застенчивый. Наследственность психическими заболевания­

ми, алкоголизмом не отягощена. До трех лет болел ОРЗ, 

перенес ларингит, тонзиллит; в 1993 году — ветряную оспу. 

Анамнез заболевания 

С начала 2000 года Максим начал пропускать занятия в шко­

ле, «было неинтересно», стал посещать компьютерный клуб. 

«Компьютер я полюбил сразу, как только попал в клуб», — 

говорит Максим. Сначала деньги просил у матери — 2,50 грн. 

за час. С каждым днем все больше хотелось проводить време­

ни за компьютером, играл в разные игры, искал 

информацию, изучал управление компьютером, возможности 

124 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

Интернета. Начал ходить в клуб по ночам, а днем отдыхал, сле­

довательно, учебные занятия не посещал. Общался с такими же 

«компьютерщиками». Несмотря на беседы с бабушкой и ма­

мой, он убегал с уроков, не ночевал дома, хоть и обещал 

приходить вовремя. Мог взять деньги без разрешения, а затем 

начал выносить вещи. На вырученные деньги от продажи посе­

щал компьютерный клуб. Стал эмоционально лабильным, 

кричал по ночам. Мать обратилась к психиатру. В марте 2000 го­

да в городском ПНД амбулаторно было проведено лечение 

(седативная терапия, психотерапия), после чего мальчик стал 

спокойнее, более уравновешенным. 

С начала 2001 года Максим опять начал выносить деньги без 

разрешения, выносил вещи из дома, на вырученные деньги по­

сещал компьютерный клуб. Мальчик хоть и считает себя 

общительным человеком в реальном мире, но говорит, что «в 

Интернете намного интереснее: можно общаться с людьми из 

разных уголков планеты, быть не собой, никто не видит, какой 

я в действительности; познаешь много любопытного, нового». 

Максим имел свое имя в клубе — «хакер», что ему очень нрави­

лось («звучит сильно»). 

«Сначала я сидел за компьютером недолго, но время пробе­

гало так быстро, что ночь сменяла день, а ехать домой было уже 

поздно, поэтому и оставался в клубе». Позже, Максим уже не 

мог остановить свое влечение, прервать волевым усилием. Бе­

гал в клуб. Мог не спать целыми ночами, «сидеть» за 

компьютером по 12-14 часов в сутки. Не было времени даже ку­

шать, иногда друзья угощали чем-то. Когда не было еды, курил 

по 4-5 сигарет, но если пропускал компьютерный клуб, то ку­

рил по 15-20. 

Мать всячески пыталась ограничить эти посещения: то иг­

норировала молчанием, то кричала. Однажды зафиксировала 

мальчика к батарее наручниками и оставила его дома. Каким-то 

образом ему удалось вытянуть руку , натянув рукав свитера, и 

пойти в Интернет- клуб. Тогда мать решила сделать по-другому, 

она попросила охранника клуба под любым предлогом не пус­

кать ее сына. Каково же было удивление охранника, когда 

ночью на улице он увидел сидящего Максима на цементной по­

верхности под дверью клуба. Увиденное настолько его 

поразило, что он пустил мальчика к «предмету увлечения». 

Было время, когда компьютерный клуб не работал два дня. 

Парень переживал неприятные ощущения, стал плаксивым, 

эмоционально лабильним, по ночам кричал, настроение было 

сниженным. Было только одно желание — скорее сесть за ком­

пьютер. Когда Максим вернулся к компьютеру, то 

125