Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3610
Скачиваний: 13
Глава 5
телями не наблюдалось. Школу закончил с золотой медалью,
после чего успешно поступил в вуз. Воспитанием преимущес
твенно занимается мать.
Со слов матери, в 1989 г. сын был консультирован в Харь
ковском НИИ неврологии и психиатрии им. Протопопова, где
был поставлен диагноз: Неустойчивая психопатия. Другие не
психотические расстройства в результате эпилепсии (301.8
с 310.83) и назначена седативная и общеукрепляющая тера
пия. Рекомендованы общеукрепляющие и тонизирующие
занятия, режим дня, избегать просмотра телевидения. После
проведенного курса лечения в динамике отмечалось улучше
ние состояния: мальчик стал спокойнее, более
уравновешенным, послушным.
Наследственность отягощена: отец и дед по линии отца бы
ли зависимыми от алкоголя, дядя отца имел зависимость от
алкоголя и совершил два суицида, второй завершенный; дед
по линии матери страдал психопатией с агрессией, бытовым
пьянством, двоюродный брат матери имел завершенный суи
цид.
Из перенесенных операций:
в 2 года — паховая грыжа под общим наркозом;
в 8 лет — аппендэктомия под общим наркозом;
в 17 лет — коррекция искривления перегородки носа под об
щим наркозом.
Анамнез заболевания
С 9 лет Андрей играл на приставке. В 9-м классе родители
купили сыну компьютер. Последние 2,5 года (с сентября 2001
года, с 3-го курса университета) Андрей стал увлекаться ком
пьютерными играми.
Сначала сидел за компьютером по 3-6 часов в сутки, играл в
компьютерные игры, «почувствовал вкус». Затем время пребы
вания за компьютером увеличилось до 8 часов в сутки.
Родители стали беспокоиться за состояние сына, но думали, что
смогут справиться сами. Андрей слушал советы мамы и папы,
но как только садился играть — обо всем забывал. В школе про
бовал курить гашиш, пить алкоголь. После алкоголизации
появлялась головная боль и головокружение, а курение «не
приносило удовольствия». Через полгода время, посвящаемое
компьютерным играм, достигло 13-15 часов в сутки. Родители
обратились в психиатрическую клинику, где Андрею назначи
ли амитриптилин (по 25 мг в сутки), финлепсин (по 200 мг
3 раза в сутки), леварин в течение 3 месяцев. Пациент также по
сещал занятие с психологом. Летом наступило временное
116
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
улучшение состояния: время, проводимое за компьютером, со
ставляло 4-6 часов в сутки, нормализовалось поведение.
В сентябре 2002 года перешел на 4-й курс университета, по
сещал занятия, учился отлично. Потом «опять стало скучно
учиться», «ничего любопытного вокруг» и симптоматика возоб
новилась. «Когда я сажусь играть, то обо всем забываю. Это
другой мир, другие ощущения. Это затягивает, как алкоголь,
наркотики», — говорит Андрей. На вопрос «Что чувствуешь?»
отвечает так: «Чувствую, что побеждаю, силу, уверенность,
собственную мощность. Лучше бороться с компьютерными ге
роями, чем с живыми». Предпочитает играть в U-Rally-2,
Stronghold, Corkyl2, Quake-2, Counter Strike.
Co слов матери, «когда сын за компьютером — он весь све
тится, горит», «появляется блеск в глазах, учащается дыхание».
Постепенно время игры за компьютером увеличивалось —
просыпался в 13-14 часов дня, садился играть, сидел до 24-2 ча
сов ночи. Перестал убирать за собой, пищу мать приносила
прямо к компьютеру, иначе Андрей не ел совсем. Перестал за
ниматься физическими упражнениями, следить за собой, с
девочками и друзьями встречаться желания не было. А объяс
нялось это так: «Нужно что-то делать, рассказывать им,
напрягаться, расходовать деньги, а так сел и играешь...» Появи
лись боли в спине, тики левого глаза. Андрей ясно видел все
изменения в его жизни под воздействием компьютера, одна
ко — «я могу бросить играть на компьютере, а не хочу. Стоит ли
это делать, и зачем, я все равно к нему вернусь». Говорит, что не
пожелает другим такого увлечения, знает, что компьютерные
игры плохо влияют на зрение, меняют отношения с людьми,
мировоззрение.
Попытки родителей ограничить общения сына с компьюте
ром (забирали мышку, клавиатуру, другие части компьютера,
кричали, воспитывали) вызывали бурную реакцию протеста
(«за компьютер стоял насмерть»). Андрей спал или «барабанил»
по кнопкам пульта от телевизора, переключая каналы. Его раз
дражительность, гнев, агрессивность (со слов мамы «как
зверюга») серьезно тревожили родителей. Ночью смотрел теле
визор, днем спал, употреблял в пищу только сладкое и фрукты,
настроение было сниженным. Со слов Андрея, при вынужден
ном перерыве возникало «ощущение опустошения, скуки»,
«вроде бы что-то внутри обрывается». Вышеизложенная сим
птоматика возобновилась через три дня.
В октябре 2002 года родители обратились за помощью на ка
федру психиатрии факультета последипломного образования
Днепропетровской медицинской академии, где были проведе-
117
Глава 5
ны анкетирование, психопатологическое, психологическое и
нейрофизиологическое (компьютерная энцефалография) об
следования.
Скрининговый способ диагностики компьютерной зависи
мости показал наличие у пациента компьютерной зависимости
(39 баллов). В результате анкетирования было выявлено, что
Андрей чувствует за компьютером увлечение, любопытство, ве
личие и могущество. Считает, что возможна реализация своих
фантазий и желаний, создание новых образов, новых представ
лений в виртуальном мире, что невозможно в реальном мире
(быть не собой); «можно почувствовать что-то новенькое, по
высить настроение». Оказалось, что для него «войти» в игру
психологически намного легче, чем «выйти» из нее. А. написал,
что чувствует себя счастливым, находясь за компьютером, и по
лучает больше удовольствия от общения в сети, чем в реальном
мире. При этом сознался, что иногда чувствовал легкую дезори
ентацию и зрительные эффекты после компьютерных игр.
Пациент посещал сеансы психотерапии и принимал амит-
риптилин (50 мг в сутки), феварин (100 мг в сутки).
Во время сеансов он соглашался с тем, что компьютерные
игры действительно влияют на психику, на физическое здо
ровье и забирают много времени. Компьютерная игра
является высоко эмоциональной формой общения. «Предло
жите мне что-либо еще, что заинтересовало бы меня, и тогда я
подумаю!».
Но он не представлял себе свою жизнь по-другому, не видел,
чем можно заниматься еще, хотя в беседе звучало желание пой
ти работать, посещать спортзал. Но последующего развития эти
идеи не получали. Появились проблемы с обучением, пропуски
занятий, задолженности по предметам. Через время он отказал
ся пить лекарства, объясняя это сонливостью и
невозможностью играть. Появился негативизм к родителям и
врачам.
Ситуация обострилась, когда в январе 2003 года сломался
компьютер. В первые сутки у пациента отмечалось психомо
торное возбуждение. Андрей бросал в сервант вазы,
выбрасывал книги, грубил, исцарапал холодильник. На вторые
сутки появилась аффективная симптоматика: снизилось на
строение, исчез аппетит, непосредственно перед ночным сном
отмечались трудности засыпания; тревога и напряжение росли.
Некоторое время сидел перед телевизором, «щелкал каналы по
12 часов в сутки». По вечерам стал принимать горячие ванны,
объясняя это желанием расслабиться и укрепить организм, по
сле чего чувствовал облегчение. Пациента ничто не радовало,
118
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
все мысли были только о компьютере. На 3-й — 4-е сутки на
блюдалась суицидальная тенденция. Андрей сообщил матери,
что не «хочет больше жить» и просил дать яд, чтоб не «чувство
вать больше этой скуки». Голос был монотонным, взгляд
тусклым, периоды сниженного настроения сочетались с агрес
сией и злобностью, тревогой. На 5-е сутки был назначен
рисполепт в дозе 1 мг в сутки и амитриптилин в дозе 50 мг в сут
ки. Первую неделю пациент не отмечал улучшения. Через
неделю уменьшились тревога и напряжение, улучшились на
строение, сон и аппетит, нормализовалось поведение.
В динамике через 3 месяца наблюдалось значительное улучше
ние состояния пациента: исчезла потребность во все большем
времени работы за компьютером, появился контроль поведе
ния и времени, нормализовался ритм «сон-бодрствование».
Андрей пошел в университет, сдал долги по предметам, и
впереди было написание курсовой работы. До апреля 2003 года
состояние стабилизировалось, время работы за компьютером
составляло 4-5 часов вдень, позже 23.00 уже не играл.
В дальнейшем проводились телефонные консультирования,
пациент приезжал на консультации на кафедру. До июня 2003
года эмоциональные реакции во время компьютерных игр
уменьшились, исчезли тики левого глаза, возобновился режим
дня.
Психологическое обследование
Тест Штур на определение интеллекта показал IQ=109. По
типу темперамента — сангвиник (тест Айзенка). Уравновеше
ны интра- и экстравсртированные тенденции.
По методике определения акцентуации личности (тест
Шмишека) определяется тенденция к формированию гипер-
тимной, демонстративной и циклотимной личностной
акцентуации. Отмечается эгоцентризм, потребность в призна
нии и одобрении, свойственны частые изменения настроения,
а также зависимость от внешних событий, склонен к депрес
сии. Самооценка далека от объективности, склонен к
повышенной раздражительности.
По методике диагностики межличностных отношений (тест
Лири) на первый план в определении «Я-реального» выходит
агрессивный тип (9 баллов). В 11-м классе для пациента была
характерна пониженная самооценка, направленность на актив
ную наглядную деятельность, негативно окрашенные эмоции,
неуверенность, пассивность. Стандарт и конформность мыс
лей и установок, обоснованность и обдуманность в принятии
решений. Агрессивность по отношению к вышестоящим. Лег-
119
Глава 5
кость в возникновении ощущения страха, опасности,
недоверие. Повышенный уровень тревожности. Сенсибилизо-
ванный опросник для определения рукости показал
выраженную праворукость (+20 баллов).
Нейрофизиологическое обследование (энцефалограмма)
Достаточно давно у пациента на ЕЕГ отмечались признаки
эпилептического механизма мозгового функционирования в
виде очаговой пароксизмальной активности слева в височ-
но-теменной части, умеренных общемозговых изменений
ирритативного характера.
Проведено компьютерное электроэнцефалографическое
исследование с использованием аппаратурно-технического
комплекса ДХ-2000 до и после предложенной пациенту его лю
бимой компьютерной игры, в которую он играл в течение
15 минут. Определялся превалирующий патологический меха
низм мозгового функционирования и его динамика в процессе
обследования. Рассматривался индекс пароксизмальности, а
также особенности средних компонент зрительных вызванных
потенциалов.
Методика проведения исследования
Проводилась регистрация суммарной биоэлектрической ак
тивности головного мозга по 16 отведениям в течение
следующих временных интервалов длительностью в 30 секунд:
фоновая запись ЭЭГ с открытыми глазами, 3-минутная гипер
вентиляционная нагрузка, фотостимуляция 2 и 20 Гц. Была
проведена также регистрация зрительных вызванных потенци
алов после рандомизированной фотостимуляции с частотой
2 Гц, оценивались амплитудные показатели негативных и пози
тивных волн N100 и Р300 в каждом из 16 электро
энцефалографических отведений и их динамика в процессе об
следования.
Были получены следующие результаты. На фоновой ЭЭГ
при гипервентиляционной нагрузке до компьютерной игры у
пациента была найдена патологическая активность в виде
острых волн, с амплитудой до 120-150 мкв, и полифазных ком
плексов острых волн с амплитудным превалированием в
височно-теменной области справа; суммарный индекс парок
сизмальности в этой зоне мозга на фоновой записи составил
5%, а при гипервентиляции — 18%. После компьютерной игры
индекс пароксизмальности в правой височно-теменной облас
ти на фоновой записи составил 4%, а при гипервенти
ляционной нагрузке — 12%.
120