Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3606
Скачиваний: 13
Глава 5
раздражительность, обида исчезли, настроение нормализова
лось.
III и IV четверти 7-го класса в школу не ходил совсем. Мать
привела сына в конце года сдавать зачеты и экзамены по всем
предметам. С целью решения вопроса о последующем обуче
нии в школе и диагностике состояния Максим был направлен в
КУ «МКПНЦ». При госпитализации были жалобы (со слов ма
тери) на пропуски школы, уходы из дома, раздражительность,
кражи денег дома, нарушения сна.
В первые дни пребывания в детском отделении у пациента
отмечались эмоциональная лабильность, волнение, раздражи
тельность. Было тяжело заснуть, просыпался ночью, «думал о
компьютере». Отмечал, что «желает действовать самостоятель
но и свободно, чтобы иметь возможность отдаваться своим
увлечениям, делать все, что сам считает правильным, заслужи
вающим внимания». Настроение было сниженным, общался
избирательно. На занятиях заинтересованности к обучению не
проявлял. Скрининговый способ диагностики компьютерной
зависимости показал наличие у пациента компьютерной ад-
дикции (38 баллов). Было проведено психологическое и
нейрофизиологическое обследования.
Психический статус:
выглядит соответственно возрасту.
Опрятен, одет чисто. Внешне несколько ослаблен, напряжен.
Во время беседы с интересом оглядывается вокруг, глазной
контакт поддерживает. Взгляд бегающий. Блеск в глазах прояв
ляется при упоминании о компьютере. Мимика живая,
соответствует содержанию вопроса. Ориентация при контакте
прямая, дистанцию изменить не пытался. Движения быстрые,
адекватные теме беседы за интенсивностью и содержанием. За
шел в кабинет, сел на предложенный стул. Осанка
непринужденна, поступь свободна, ритмична. Занял всю по
верхность сидения стула. Положил ногу на ногу, периодически
качает ногой; руки на бедрах. Во время обсуждения «неприят
ных» тем меняет позу, склоняет голову книзу. Иногда движения
становятся более живыми, жестикулирует (направленность
жестов вверх), когда речь заходит о виртуальном мире. Досту
пен речевому контакту. Охотно вступает в беседу, на вопрос
отвечает по существу. В подробностях описывает свое увлече
ние компьютером, свои ощущения, интересы в сети. Говорит,
что «получает большое удовольствие от компьютера», «чувству
ет себя могущественным, сильным». Не отказывается от
пропусков занятий. Если не возможен контакте компьютером,
«появляется ощущение пустоты». Темп речи — средний, голос
умеренной громкости, модулируемый. К обследованию отно-
126
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
сится напряженно. Понимает, что госпитализация вызвана тем,
что он не ходит в школу, нарушал дисциплину, заинтересован
компьютерами. Самостоятельно контролировать свое поведе
ние не может. Настроение снижено, эмоционально лабилен.
Обманов восприятия не отмечается. Мышление логичное, по
следовательное. Продуктивных расстройств мышления нет.
Окружающее воспринимает адекватно и четко. Верно ориенти
рован в месте, времени и в личности. Уровень школьных
знаний низок, не отвечает нужному уровню образования. В то
же время хорошо ориентируется в социальных ситуациях, в
компьютерах. Память не нарушена. Внимание отвлекаемое.
Критика к своему состоянию частична. Соглашается с тем, что
его называют больным, но «серьезных признаков болезни не
видит». Пассивно согласен на лечение.
Соматический статус:
среднего роста, нормостенического
телосложения. Кожные покровы чистые, слизистые блед
но-розового цвета. Лимфатические узлы не пальпируются.
Дыхание свободное, через нос, ЧД 18 в минуту. В легких дыха
ние везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца чистые,
ритмичные. АД=110 и 60 мм рт.ст. Пульс симметричный на лу
чевых артериях, одинаковый, полный, 80 за 1 минуту. Живот
мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируют
ся. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.
Физиологические отправления в норме.
Неврологический статус:
лицо симметричное. Зрачки оди
накового размера, фотореакция живая. Сухожильные
рефлексы равнозначные, живые, патологические рефлексы не
вызываются. Менингиальных знаков нет. Все виды чувстви
тельности сохранены. В позе Ромберга устойчив,
координаторные пробы выполняет уверенно.
Психологическое обследование.
При психологическом обсле
довании наблюдается изменчивость параметров психической
деятельности в зависимости от направленности интересов и
уровня мотивации. Во время выполнения заданий учебного ха
рактера — низкие притязания и самооценка, быстрая
пресыщаемость. При нейтральном содержании заданий, осо
бенно в игровой форме, завышенные притязания и
самооценка.
Аналитико-синтетическая деятельность на уровне восприя
тия имеет достаточное развитие (X ст.), моторно-зрительная
координация не нарушена (XII ст). Невербальное мышление
характеризуется достаточным развитием кратковременной и
оперативной памяти (VI ст). При запоминании 10 слов отмеча
ются колебания внимания. Уровень абстрагирования и
127
Глава 5
объединения в норме. На наглядном уровне устанавливает при
чинно-следственные связи и выделяет главную идею рассказа в
картинках. Нет трудностей в запоминании литературных тек
стов со скрытым содержанием.
Интеллектуальный показатель(1Q) составляет85. Вличное-
тной сфере наблюдаются элементы незрелости
(нестабильность уровня притязаний и самооценки). Уровень
знаний по школьной программе низкий в связи с пропусками
занятий. При изучении личностной акцентуации посредством
теста Шмишекабыл выставлен гипертимный тип, средняя кон
формность и умеренная эмансипация.
При нейрофизиологическом исследовании (ЭЭГ) были вы
явлены выраженные изменения с диффузным усилением
медленно-волнового спектра, преобладание медленно-волно
вого спектра слева, снижение уровня функциональной
активности мозга.
Обсуждение
В процессе клинического исследования, анализа анамнести
ческих данных и результатов психологического исследования,
были выделены следующие признаки психического рас
стройства: стойкое, стереотипное поведение; пропуски
школьных занятий, уходы из дома, кражи вещей и денег, кото
рые повторяются; постоянная и фа за компьютером, которая
имеет систематический характер. На этом этапе преобладали
эмоционально-волевые расстройства, отмечался рост толеран
тности к компьютеру: потребность во все большем количестве
времени работы за компьютером для достижения удовольствия;
значительное снижение эффекта от пребывания за компьюте
ром в течение того же промежутка времени, что и ранее.
Наблюдаются признаки психической зависимости. Посто
янное «злоупотребление» компьютерными играми,
безуспешные попытки контролировать работу за компьютером.
В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения
при компьютерной зависимости преобладают раздражитель
ность, нарушение сна, непослушание, изменения настроения.
Появились признаки дезадаптации, социальные и психологи
ческие проблемы, связанные с обучением, отношениями с
родственниками, друзьями.
Таким образом, на основе критериев МКБ-10, можно поста
вить диагноз: Социализированное расстройство поведения,
зависимость от компьютера (F 91.2).
Основным методом лечения было проведение поэтапной
коррекционной работы. Использовали когнитивно-бихевио-
128
Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью
ральную психотерапию в виде систематической десенси
билизации и рациональных влияний, аутогенную тренировку в
модификациях, направленных на развитие и усиление процес
сов саморегуляции, самоконтроля и самообладания. При
проведении психокоррекционной работы значительное внима
ние уделялось ликвидации и дезактуализации психо-
травмирующих факторов и ситуаций.
Дополнительно были назначены ридазин, пирацетам, вита
мины. На фоне проведенной терапии пациент стал спокойнее,
улучшилось настроение. Появились реальные планы на про
должение обучения в школе. С матерью решили поехать весной
к отцу в Россию, что очень обрадовало Максима. Нормализо
вался сон, быстро засыпал и ночью не просыпался. В процессе
лечения пациента нам удалось достичь ремиссии, которая со
гласно катамнестическим данным продолжается уже на
протяжении трех лет.
Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд
санкционирующих компьютерозависимое поведение факто
ров: психотравмирующие факторы (развод родителей, переезд
в новое место, смена школы, окружения), характерологические
особенности (эмоциональная неустойчивость, изменения на
строения, нестабильность уровня притязаний и самооценки,
незрелость л и ч ности).
129