Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3606

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 5 

раздражительность, обида исчезли, настроение нормализова­

лось. 

III и IV четверти 7-го класса в школу не ходил совсем. Мать 

привела сына в конце года сдавать зачеты и экзамены по всем 

предметам. С целью решения вопроса о последующем обуче­

нии в школе и диагностике состояния Максим был направлен в 

КУ «МКПНЦ». При госпитализации были жалобы (со слов ма­

тери) на пропуски школы, уходы из дома, раздражительность, 

кражи денег дома, нарушения сна. 

В первые дни пребывания в детском отделении у пациента 

отмечались эмоциональная лабильность, волнение, раздражи­

тельность. Было тяжело заснуть, просыпался ночью, «думал о 

компьютере». Отмечал, что «желает действовать самостоятель­

но и свободно, чтобы иметь возможность отдаваться своим 

увлечениям, делать все, что сам считает правильным, заслужи­

вающим внимания». Настроение было сниженным, общался 

избирательно. На занятиях заинтересованности к обучению не 

проявлял. Скрининговый способ диагностики компьютерной 

зависимости показал наличие у пациента компьютерной ад-

дикции (38 баллов). Было проведено психологическое и 

нейрофизиологическое обследования. 

Психический статус:

 выглядит соответственно возрасту. 

Опрятен, одет чисто. Внешне несколько ослаблен, напряжен. 

Во время беседы с интересом оглядывается вокруг, глазной 

контакт поддерживает. Взгляд бегающий. Блеск в глазах прояв­

ляется при упоминании о компьютере. Мимика живая, 

соответствует содержанию вопроса. Ориентация при контакте 

прямая, дистанцию изменить не пытался. Движения быстрые, 

адекватные теме беседы за интенсивностью и содержанием. За­

шел в кабинет, сел на предложенный стул. Осанка 

непринужденна, поступь свободна, ритмична. Занял всю по­

верхность сидения стула. Положил ногу на ногу, периодически 

качает ногой; руки на бедрах. Во время обсуждения «неприят­

ных» тем меняет позу, склоняет голову книзу. Иногда движения 

становятся более живыми, жестикулирует (направленность 

жестов вверх), когда речь заходит о виртуальном мире. Досту­

пен речевому контакту. Охотно вступает в беседу, на вопрос 

отвечает по существу. В подробностях описывает свое увлече­

ние компьютером, свои ощущения, интересы в сети. Говорит, 

что «получает большое удовольствие от компьютера», «чувству­

ет себя могущественным, сильным». Не отказывается от 

пропусков занятий. Если не возможен контакте компьютером, 

«появляется ощущение пустоты». Темп речи — средний, голос 

умеренной громкости, модулируемый. К обследованию отно-

126 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

сится напряженно. Понимает, что госпитализация вызвана тем, 

что он не ходит в школу, нарушал дисциплину, заинтересован 

компьютерами. Самостоятельно контролировать свое поведе­

ние не может. Настроение снижено, эмоционально лабилен. 

Обманов восприятия не отмечается. Мышление логичное, по­

следовательное. Продуктивных расстройств мышления нет. 

Окружающее воспринимает адекватно и четко. Верно ориенти­

рован в месте, времени и в личности. Уровень школьных 

знаний низок, не отвечает нужному уровню образования. В то 

же время хорошо ориентируется в социальных ситуациях, в 

компьютерах. Память не нарушена. Внимание отвлекаемое. 

Критика к своему состоянию частична. Соглашается с тем, что 

его называют больным, но «серьезных признаков болезни не 

видит». Пассивно согласен на лечение. 

Соматический статус:

 среднего роста, нормостенического 

телосложения. Кожные покровы чистые, слизистые блед­

но-розового цвета. Лимфатические узлы не пальпируются. 

Дыхание свободное, через нос, ЧД 18 в минуту. В легких дыха­

ние везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца чистые, 

ритмичные. АД=110 и 60 мм рт.ст. Пульс симметричный на лу­

чевых артериях, одинаковый, полный, 80 за 1 минуту. Живот 

мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируют­

ся. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. 

Физиологические отправления в норме. 

Неврологический статус:

 лицо симметричное. Зрачки оди­

накового размера, фотореакция живая. Сухожильные 

рефлексы равнозначные, живые, патологические рефлексы не 

вызываются. Менингиальных знаков нет. Все виды чувстви­

тельности сохранены. В позе Ромберга устойчив, 

координаторные пробы выполняет уверенно. 

Психологическое обследование.

 При психологическом обсле­

довании наблюдается изменчивость параметров психической 

деятельности в зависимости от направленности интересов и 

уровня мотивации. Во время выполнения заданий учебного ха­

рактера — низкие притязания и самооценка, быстрая 

пресыщаемость. При нейтральном содержании заданий, осо­

бенно в игровой форме, завышенные притязания и 

самооценка. 

Аналитико-синтетическая деятельность на уровне восприя­

тия имеет достаточное развитие (X ст.), моторно-зрительная 

координация не нарушена (XII ст). Невербальное мышление 

характеризуется достаточным развитием кратковременной и 

оперативной памяти (VI ст). При запоминании 10 слов отмеча­

ются колебания внимания. Уровень абстрагирования и 

127 


background image

Глава 5 

объединения в норме. На наглядном уровне устанавливает при­

чинно-следственные связи и выделяет главную идею рассказа в 

картинках. Нет трудностей в запоминании литературных тек­

стов со скрытым содержанием. 

Интеллектуальный показатель(1Q) составляет85. Вличное-

тной сфере наблюдаются элементы незрелости 

(нестабильность уровня притязаний и самооценки). Уровень 

знаний по школьной программе низкий в связи с пропусками 

занятий. При изучении личностной акцентуации посредством 

теста Шмишекабыл выставлен гипертимный тип, средняя кон­

формность и умеренная эмансипация. 

При нейрофизиологическом исследовании (ЭЭГ) были вы­

явлены выраженные изменения с диффузным усилением 

медленно-волнового спектра, преобладание медленно-волно­

вого спектра слева, снижение уровня функциональной 

активности мозга. 

Обсуждение 

В процессе клинического исследования, анализа анамнести­

ческих данных и результатов психологического исследования, 

были выделены следующие признаки психического рас­

стройства: стойкое, стереотипное поведение; пропуски 

школьных занятий, уходы из дома, кражи вещей и денег, кото­

рые повторяются; постоянная и фа за компьютером, которая 

имеет систематический характер. На этом этапе преобладали 

эмоционально-волевые расстройства, отмечался рост толеран­

тности к компьютеру: потребность во все большем количестве 

времени работы за компьютером для достижения удовольствия; 

значительное снижение эффекта от пребывания за компьюте­

ром в течение того же промежутка времени, что и ранее. 

Наблюдаются признаки психической зависимости. Посто­

янное «злоупотребление» компьютерными играми, 

безуспешные попытки контролировать работу за компьютером. 

В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения 

при компьютерной зависимости преобладают раздражитель­

ность, нарушение сна, непослушание, изменения настроения. 

Появились признаки дезадаптации, социальные и психологи­

ческие проблемы, связанные с обучением, отношениями с 

родственниками, друзьями. 

Таким образом, на основе критериев МКБ-10, можно поста­

вить диагноз: Социализированное расстройство поведения, 

зависимость от компьютера (F 91.2). 

Основным методом лечения было проведение поэтапной 

коррекционной работы. Использовали когнитивно-бихевио-

128 


background image

Клинические особенности пациентов с компьютерной зависимостью 

ральную психотерапию в виде систематической десенси­

билизации и рациональных влияний, аутогенную тренировку в 

модификациях, направленных на развитие и усиление процес­

сов саморегуляции, самоконтроля и самообладания. При 

проведении психокоррекционной работы значительное внима­

ние уделялось ликвидации и дезактуализации психо-

травмирующих факторов и ситуаций. 

Дополнительно были назначены ридазин, пирацетам, вита­

мины. На фоне проведенной терапии пациент стал спокойнее, 

улучшилось настроение. Появились реальные планы на про­

должение обучения в школе. С матерью решили поехать весной 

к отцу в Россию, что очень обрадовало Максима. Нормализо­

вался сон, быстро засыпал и ночью не просыпался. В процессе 

лечения пациента нам удалось достичь ремиссии, которая со­

гласно катамнестическим данным продолжается уже на 

протяжении трех лет. 

Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд 

санкционирующих компьютерозависимое поведение факто­

ров: психотравмирующие факторы (развод родителей, переезд 

в новое место, смена школы, окружения), характерологические 

особенности (эмоциональная неустойчивость, изменения на­

строения, нестабильность уровня притязаний и самооценки, 

незрелость л и ч ности). 

129 


background image