Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3605

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 6 

20. Часто ли Вы испытываете депрессию, подавленность или 

нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние 

проходит, как только Вы оказываетесь он-лайн? 

Никогда или крайне редко Иногда Регулярно Часто Всегда 

Положительные ответы на 7 и более вопросов свидетельству­

ют о том, что необходимо обратиться к специалисту. 

Более развернутую систему критериев диагностики ком­

пьютерной зависимости привёл Ivan Goldberg в 1996 году [19]. 

Эти критерии в большей степени отвечают медицинской моде­

ли диагностики аддиктивного поведения и оперируют такими 

категориями, как «толерантность», «абстиненция», симптомы 

психической и физической зависимости. 

6.3. Критерии диагностики компьютерной зависимости 

(Ivan Goldberg, 1996) 

I. Толерантность: 

А. Потребность во все большем количестве времени работы 

в сети для достижения удовольствия; 

Б. Значительное снижение эффекта от пребывания в сети в 

течение того же промежутка времени, что и ранее. 

II. Абстиненция: 

A. Наличие 2 или более симптомов, что возникают в период 

от нескольких дней до I месяца после прекращения или умень­

шения длительности работы в сети: 

1) психомоторное возбуждение; 

2) тревога; 

3) навязчивые мысли об Интернете; 

4) фантазии или мечты о сети; 

5) произвольные или непроизвольные «печатающие» дви­

жения пальцев рук. 

Б. Наличие симптомов раздела (А) является причиной нару­

шений в служебной, семейной и/или других сферах 

социального функционирования; 

B. Возобновление работы в Интернете или подобных on-line 

службах способствует уменьшению или исчезновению симпто­

мов абстиненции. 

III.

 Периоды работы в сети оказываются более частыми 

и/или более длительными, чем планировалось. 

IV. Наличие непреодолимого желания и/или безуспешные 

попытки прекратить или контролировать работу в сети. 

V. Большое количество времени, посвящаемое имеющей от­

ношение к Интернету деятельности (покупка соответствующей 

136 


background image

Диагностика компьютерной зависимости 

литературы, поиски новых www броузеров, формирование фай­

лов и т.д.). 

VI. Актуальные ранее виды социальной деятельности (се­

мейные, служебные, развлекательные и т.д.) прекращаются или 

сокращаются в связи с увлечением Интернетом. 

VII. Использование сети продолжается, несмотря на оче­

видные и осознаваемые социальные и психологические 

проблемы, связанные с работой в Интернете (депривация сна, 

супружеские проблемы, опоздание на работу и утренние встре­

чи, пренебрежение служебными обязанностями и т.п.). 

Расстройство имеет место, если присутствуют три или 

больше признаков, выявленных в течение последних 12 месяцев. 

Причины, которые препятствуют достижению ожидаемого 

точного результата, мотивируются, по большей части, характе­

ром заложенных ответов, что адаптированы лишь к 

социально-общественной сфере США, дискретным форматом 

заложенных ответов по типу «никогда» или «очень часто», что 

граничит с получением неточных представлений относительно 

симптоматики компьютерной зависимости и невозможностью 

детальной интерпретации состояния личности. 

Учитывая неоднородность и отсутствие официальных кри­

териев диагностики данного вида аддикции, нами был 

предложен скрининговый способ диагностики компьютерной 

зависимости. 

6.4. Критерии диагностики компьютерной зависимости 

(Maressa Hecht Orzack, PhD, 1999) 

Наличие как минимум пяти из ниже перечисленных 

симптомов свидетельствуют о наличии компьютерной зависи­

мости: 

• получение удовольствия, волнения или облегчения за 

компьютером. Увеличение времени, проводимого за ком­

пьютером, и возростание денежных расходов на компью­

терную деятельность; 

• покупка нового программного и аппаратного обеспече­

ния для компьютера; 

• изменения настроения вне компьютера / Интернета; 

• появление тревоги, злости и депрессии вне компьютера/ 

Интернета; 

• ощущение потери контроля и подавленности вне ком­

пьютера/ Интернета; 

• постоянные мысли о компьютере или Интернете вне ком­

пьютера/ Интернета; 

137 


background image

Глава 6 

• неудачные попытки контролировать время, проводимое 

за компьютером; 

• использование компьютера с целью ухода оттекущих про­

блем; 

• игнорирование своих обязанностей вследствие использо­

вания копьютера; 

• потеря весомых взаимоотношений вследствие использо­

вания компьютера; 

• ложь о количестве времени, проводимом за компьюте­

ром/в Интернете; 

• ложь о деятельности, проводимой за компьютером/в 

Интернете; 

• возникновение финансовых трудностей, возникших в 

результате злоупотребления компьютером / Интернетом; 

• проблемы на работе или в учебе вследствие компьютер­

ной деятельности; 

• проблемы со здоровьем вследствие компьютерной дея­

тельности. 

6.5. Способ скрииииговой диагностики компьютерной 

зависимости (Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Бояьбот) 
(патент на изобретение (11) 72366 А (51) 7 G09B3/00, 
G09B3/08, G09B3/00, А61В10/00 15.02.2005. Бюп. №2) 

1. Как часто Вы ощущаете оживление, удовольствие, удов­

летворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером 

(в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьюте­

ром, откроете определенный сайт, найдете определённую 

информацию, заведете новые знакомства? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить 

за компьютером (в сети) или тратить все больше денег для того, 

чтобы получить те же ощущения? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

4. Как часто Вам удаётся самостоятельно прекратить работу 

за компьютером (в сети)? 

(4)- никогда (3)- редко (2)- часто (1)- очень часто 

5. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настрое­

ния, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне 

сети)? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

138 


background image

Диагностика компьютерной зависимости 

6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за ком­

пьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от 

жизненных проблем? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными 

обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером 

(пребывания в сети)? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

8. Как часто Вам приходится лгать, скрывать от родителей 

или преподавателей количество времени, проводимого за ком­

пьютером (в сети)? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

9. Как часто существует актуализация или угроза потери дру­

жеских и/или семейных отношений, изменений финансовой 

стабильности, успехов в учёбе в связи с частой работой за ком­

пьютером (пребыванием в сети)? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

10. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие 

как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в гла­

зах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, 

употребление пищи около компьютера? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

11. Как часто Вы отмечаете нарушения сна или изменения 

режима сна в связи с частой работой за компьютером (в сети)? 

(1)- никогда (2)- редко (3)- часто (4)- очень часто 

Оценка результатов: 

До 15

 баллов

 — 0 % риска развития компьютерной зависимос­

ти; 

16-22 балла

 — стадия увлеченности; 

23-37баллов — риск развития компьютерной зависимости (не­

обходимость проведения профилактических программ в 
последующем); 

более 38 баллов

 —

 наличие компьютерной зависимости! 

В основу изобретения была поставлена задача создать такой 

способ скрининговой диагностики компьютерной зависимос­

ти, который путем адаптации вариантов ответов к 

национальной социально-общественной сфере деятельности 

повышает объективность конечного результата при использо­

вании. 

139 


background image

Глава 6 

Способ содержит 11 вопросов относительно проявлений 

эмоционального состояния личности за компьютером или в 

Интернете, рассуждений относительно реализации замыслов и 

предчувствия удовольствия, количества времени пребывания 

за компьютером и материальных расходов, связанных с этим, 

волевых свойств, ощущений, получаемых во время провожде­

ния компьютерного досуга, ассоциативного характера 

восприятия получаемого удовольствия, влияния увлечения 

компьютером на социально-бытовые обязанности, роли соци­

альных обязательств в повседневном быте, влияния 

компьютера на психофизическое состояние, режим сна и 

бодрствования. При этом возможным ответам «никогда», «ред­

ко», «часто» или «очень часто» присваивают баллы 1, 2, 3 и 4, 

соответственно. При оценке результатов оценивают стадию 

сформированной компьютерной зависимости, если сумма со­

ставляет 38 и больше баллов; 

— стадию риска компьютерной зависимости, если сумма 

достигает 23-37 баллов; 

— стадию увлеченности, если сумма равняется 16-22 баллам; 

— отсутствие риска развития компьютерной зависимости, 

если 15 баллов и меньше. 

Отличительными признаками предложенного способа явля­

ется использование промежуточных вариантов ответов, а 

именно — «редко» и «часто», как дополнительных оценочных 

критериев, присвоение баллов, например от 1 до 4, как показате­

лей симптоматических проявлений компьютерной зависимости. 

Это выводит ожидаемые ответы к более достоверной области, 

содействует гибкой интерпретации состояния личности, поэто­

му позволяет дать объективный конечный результат. 

Косвенным образом результаты тестирования позволяют 

выделить «группу риска» с признаками компьютерной зависи­

мости с целью применения эффективных профилактических 

программ, которые направлены на предупреждение развития 

психических и поведенческих расстройств. 

Использование способа в психиатрии доказало, что оценка 

эмоционального состояния, волевых качеств, потребительских 

аспектов, способностей контролировать поведение, физичес­

кого и психологического влияний на пользователя, которые 

отражены в вопросах при помощи расширенного ряда «адапти­

рованных» показателей симптоматики компьютерной 

зависимости, позволяет дифференцировать исходные данные 

между стадиями «зависимости», «увлечения» и «риска возник­

новения», что информирует о повышении объективности 

результатов диагностики. 

140