Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.10.2020

Просмотров: 3593

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Компьютерная зависимость 

Ученые приводят различные вариации распространенности 

компьютерной зависимости среди пользователей. Ранние ис­

следования указывали на 40-80%, а последние — на 6-14% 

компьютерозависимых в целом мире [56,73-75]. Разницу в про­

центах можно объяснить тем, что вначале ученые исследовали 

практически только категорию «постоянных пользователей», 

последние исследования указывают на распространенность 

компьютерной зависимости среди всех пользователей. Менее 

чем 15% проводят более 10 часов в неделю в сети. Фактически, 

2 689 семей определили, что использование Интернета в неде­

лю растет прямо пропорционально увеличению доступа и 

скорости Интернета (76, 77]. Согласно исследованию клини­

ческого психолога Kimberly Young (University Pittsburgh, 

Bradford), распространенность Интернет аддикции подобна 

патологической зависимости от азартных игр. Последней стра­

дают приблизительно 5% пользователей Интернетом. Нужно 

отметить, что у специалистов компьютерных технологий этот 

вид зависимости развивается чаще, чем у лиц гуманитарных 

профессий или без высшего образования [66, 78, 79]. 

3.1. Компьютерная зависимость: дефиниции 

На сегодняшний день существуют два базовых определения 

расстройства, связанного с компьютером, которые имеют связь 

с существующими критериями диагностики патологического 

гэмблинга и зависимыми состояниями в DSM-IV. Первое опре­

деление Интернет-зависимости дал Ivan Goldberg в 1996 году. 

Под

 Интернет-зависимостью

 он понимал — расстройство по­

ведения в результате использования Интернета и компьютера 

[19]. 

Kandell's (1998) дополнил к этому, что понятие «Интер­

нет-зависимость» включает в себя любой вид деятельности в 

сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое рас­

стройство имеет несколько источников |9, 127-133J. 

В настоящее время

 «Интернет-зависимость»

 трактуется как 

навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, на­

ходясь off- line, и невозможность выйти из Интернета, находясь 

on-line. Синонимы — «Интернет-аддикция», «виртуальная ад-

дикция», «кибераддикция», «нетаголизм». 

Доктор Kimberly Young презентовала второе понятие — про­

блемное использование Интернета (ПИИ) (1998). «Интернет-

зависимость» — это широкое понятие, которое обозначает 

большое количество проблем поведения и контроля над влече­

нием. 

31 


background image

Глава 3 

Главная проблема определений данной аддикции — это то, 

что они никак не связаны с коморбидными состояниями (как 

причинный фактор), не выделяют главные и дополнительные 

критерии, не определяют время пребывания в сети, не отграни­

чивают норму от патологии. Безусловно, есть указание на 

этиологический фактор (компьютер), но отсутствует последую­

щая теоретическая трактовка данного вопроса. 

Davis (1999) предложил когнитивно-бихевиоральную мо­

дель для ПИИ, а именно выделил такие категории, как 

специфическое патологическое использование Интернета 

(СП И И) и генерализованное патологическое использование 

Интернета (ГПИИ) [57, 71). Первое включает в себя активацию 

уже существующих специфических видов компьютерных ад-

дикций — гэмблинг или порнографические сайты, а второе — 

все виды компьютерных технологий (чаты, поиск информации 

и другое). То есть Davis дополнил определение Young, выделил 

главное содержание, коморбидность, показал, что патологи­

ческое использование Интернета может активизировать уже 

существующую патологию или выступить как отдельный вид 

зависимости. 

Alex S. Hall и Jeffrey Parsons (2001) представили третий тер­

мин - Интернет-зависимое поведение (ИЗП). Они согласны с 

тем, что избыточное использование Интернета может навре­

дить когнитивной, поведенческой и аффективной сферам, то 

есть повлиять на состояние здоровья человека, но они не под­

держивают патологическую этиологию этой проблемы [72]. 

В контрасте с двумя первыми определениями ученые представ­

ляют избыточное использование Интернет «доброкачест­

венным» расстройством, которое рассматривается как компен­

сация недостатков поведения в реальной жизни. Считают, что 

данная патология может быть компенсирована за счет когни-

тивно-бихевиоральных взаимоотношений. 

3.2. Психологические механизмы ухода в виртуальную 

реальность 

Изучение законов психического отражения и психического 

развития в условиях использования компьютеров позволило 

выявить ряд важных закономерностей психологии взаимоде­

йствия человека и компьютера. Компьютеризация может 

вызывать как позитивные, так и негативные эффекты [63-65]. 

Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера: 

• развитие логического, прогностического и оперативного 

мышления; 

32 


background image

Компьютерная зависимость 

• усиление интеллектуальных способностей при решении 

все более сложных и неординарных задач; 

• адекватная специализация познавательных процессов — 

восприятия, мышления, памяти; 

• повышение самооценки и уверенности в себе; 

• формирование позитивных личностных черт: деловая 

активность, точность и аккуратность, уверенность в себе. 

Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера: 

• снижение интеллектуальных способностей при решении 

примитивных задач (например, использование функции 

«Проверка орфографии», «математические действия» и 

т.п. способствуют редукции элементарных школьных зна­

ний); 

• при длительной работе с компьютером — снижение гиб­

кости познавательных процессов; 

• чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры 

с компьютером порождают зависимое поведение; 

• деформация личностной структуры; 

• деструктивные формы поведения. 

Однако взаимодействие человека и компьютера не ограни­

чивается только позитивными и негативными эффектами. Оно 

гораздо глубже и деструктивнее. 

Широкое распространение компьютеров дает основание го­

ворить о том, что наступает эпоха киберкультуры (Leary, 1994). 

Николай Носов в своей книге «Виртуальная психология» (2000) 

[64] отмечает, что современная культура сейчас вступила в оче­

редной виток повышенного интереса к необыденным 

явлениям человеческой психики. Этот интерес находит свое 

выражение в самых разных формах: от изучения и практикова-

ния различных эзотерических систем до увлечения 

трансперсональной психологией, мистикой, астрологией и т.д. 

вплоть до широкого употребления наркотиков. Наличие этого 

интереса является проявлением определенной потребности. 

Виртуальная компьютерная технология вполне может стать та­

ким средством. В психологии был описан особый тип 

психических состояний, существующих только актуально. Этот 

тип психологических состояний был назван «виртуальными со­

стояниями». 

Идея виртуальности становится все более признанной, асо­

циальная потребность в новых способах объяснения мира и 

управления им продолжает существовать. Выделены следую­

щие специфические свойства виртуальной реальности 

33 


background image

Глава 3 

независимо от ее «природы» (физическая, психологическая, 

социальная, техническая и проч.): порожденность, актуаль­

ность, автономность, интерактивность [64]. 

Порожденность.

 Виртуальная реальность продуцируется ак­

тивностью какой-либо другой реальности, внешней по 

отношению к ней. 

Актуальность.

 Виртуальная реальность существует актуаль­

но, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая 

реальность. 

Автономность.

 В виртуальной реальности свое время, про­

странство и законы существования. В виртуальной реальности 

Для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого 

и будущего. 

Интерактивность.

 Виртуальная реальность может взаимо­

действовать со всеми другими реальностями, в том числе и с 

порождающей как онтологически независимая от них. 

Интересную интерпретацию психологической виртуальной 

реальности (internally generated virtual reality) дает известный 

американский психолог Чарлз Тарт. Он написал статью о воз­

можности интерпретации природы психики как виртуальной. 

Проводя аналогии с компьютерно генерируемой виртуальной 

реальностью, он рассматривает психологическую виртуальную 

реальность как образ мира, заново порождаемый в каждый мо­

мент времени, существующий лишь актуально в данный 

момент времени. Психологическая виртуальная реальность — 

это не постоянная, а переменная составляющая образа ситуа­

ции (воспринимаемого объекта). Помимо психологической 

виртуальной реальности существует также как актуальное обра­

зование Процессуальный Стимулятор Мира (the World 

Simulation Process). Ч.Тарт различает виртуальную реальность и 

ординарную реальность, существующую стабильно относи­

тельно виртуальной реальности и «нормально» относительно 

измененных состояний. 

Можно указать еще на один случай употребления термина 

«виртуальный» в современной психологии. Крупнейший со­

ветский психолог А.Н. Леонтьев (1972), решая проблему 

существования высших психических функций, пришел к выво­

ду, что в веществе мозга они не могут находиться: «Виртуально 

Мозг заключает в себе не те или иные специфические челове­

ческие способности, а лишь способность к формированию этих 

способностей». 

Из понятия виртуальности следует, что человек может осу­

ществить полноценно свою жизнь только на своей родине, 

Понимая ее в виртуальном смысле. Человек может жить своей 

34 


background image

Компьютерная зависимость 

жизнью и умереть своей смертью только там, где жизнь его вир­

туальна, т.е. там, где все центрировано на нем, там, где он может 

сам строить свою жизнь, — это и будет его родиной.

 Так, может, 

киберпространство и становится для многих этой «родиной»? 

Много работ посвящено изучению психологических осо­

бенностей взаимодействия человека с компьютерами. 

Интернет-зависимость является одним из средств аддиктивной 

реализации, характерной для лиц, которые имеют определен­

ный преморбидный фон (то есть особенности, способст­

вующие формированию собственно аддиктивной личности, 

или аддиктивной реализации с помощью Интернета в уже 

сформированного аддикта). 

Определен ряд факторов, которые делают Интернет привле­

кательным, как средство ухода от реальности и получения 

удовольствия, то есть аддиктивным агентом. 

Первый из них —

 это уход в виртуальную реальность.

 Бурная 

жизнь в сети легко заменяет реальное существование: люди там 

влюбляются, ссорятся, радуются и волнуются легче и чаще, чем 

в «реале». Представления заполняют пустоту, оставленную 

чувствами. Интернет заменяет реальную жизнь. Особенно это 

важно для тех людей, жизнь которых по разным (внешним или 

внутренним) причинам межличностно обеднена. А в сети име­

ется эксклюзивная возможность поиска нового собеседника, 

который отвечает любым критериям. Важно отметить, что нет 

необходимости удерживать внимание одного человека, потому 

что

 в

 любой момент можно найти нового. Как отмечал Sh.Turkle 

(1997), «компьютеры создают иллюзию товарищеских отноше­

ний без требования дружбы» [54]. 

Н. А. Носов (1997) для виртуальной реальности ввел «принцип 

меланжевой нити». «Меланжевая нить — это нить одного цвета, в 

которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что в на­

чале новый цвет практически незаметен, но его становится все 

больше и больше, а старого цвета — все меньше и меньше, и, в 

конце концов, новый цвет полностью вытесняет старый». Таким 

же образом одна реальность может плавно, без видимых «стыков» 

переходить в другую — виртуальную, и наоборот [64]. 

Виртуал, в отличие от других психических производных ти­

па воображения, характеризуется тем, что человек 

воспринимает и переживает его не как порождение своего 

собственного ума, а как объективную реальность. Выделено 

восемь свойств виртуала [64]. 

Непривыкаемость.

 Сколько бы раз виртуал не возникал, 

каждый раз он переживается как необычное и непривычное со­

бытие. 

35