Файл: Юрьева Л.Н. Больбот Т.Ю. Компьютер- ная зависимость.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 3593
Скачиваний: 13
Компьютерная зависимость
Ученые приводят различные вариации распространенности
компьютерной зависимости среди пользователей. Ранние ис
следования указывали на 40-80%, а последние — на 6-14%
компьютерозависимых в целом мире [56,73-75]. Разницу в про
центах можно объяснить тем, что вначале ученые исследовали
практически только категорию «постоянных пользователей»,
последние исследования указывают на распространенность
компьютерной зависимости среди всех пользователей. Менее
чем 15% проводят более 10 часов в неделю в сети. Фактически,
2 689 семей определили, что использование Интернета в неде
лю растет прямо пропорционально увеличению доступа и
скорости Интернета (76, 77]. Согласно исследованию клини
ческого психолога Kimberly Young (University Pittsburgh,
Bradford), распространенность Интернет аддикции подобна
патологической зависимости от азартных игр. Последней стра
дают приблизительно 5% пользователей Интернетом. Нужно
отметить, что у специалистов компьютерных технологий этот
вид зависимости развивается чаще, чем у лиц гуманитарных
профессий или без высшего образования [66, 78, 79].
3.1. Компьютерная зависимость: дефиниции
На сегодняшний день существуют два базовых определения
расстройства, связанного с компьютером, которые имеют связь
с существующими критериями диагностики патологического
гэмблинга и зависимыми состояниями в DSM-IV. Первое опре
деление Интернет-зависимости дал Ivan Goldberg в 1996 году.
Под
Интернет-зависимостью
он понимал — расстройство по
ведения в результате использования Интернета и компьютера
[19].
Kandell's (1998) дополнил к этому, что понятие «Интер
нет-зависимость» включает в себя любой вид деятельности в
сети. Большая часть ученых согласна, что изучаемое рас
стройство имеет несколько источников |9, 127-133J.
В настоящее время
«Интернет-зависимость»
трактуется как
навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, на
ходясь off- line, и невозможность выйти из Интернета, находясь
on-line. Синонимы — «Интернет-аддикция», «виртуальная ад-
дикция», «кибераддикция», «нетаголизм».
Доктор Kimberly Young презентовала второе понятие — про
блемное использование Интернета (ПИИ) (1998). «Интернет-
зависимость» — это широкое понятие, которое обозначает
большое количество проблем поведения и контроля над влече
нием.
31
Глава 3
Главная проблема определений данной аддикции — это то,
что они никак не связаны с коморбидными состояниями (как
причинный фактор), не выделяют главные и дополнительные
критерии, не определяют время пребывания в сети, не отграни
чивают норму от патологии. Безусловно, есть указание на
этиологический фактор (компьютер), но отсутствует последую
щая теоретическая трактовка данного вопроса.
Davis (1999) предложил когнитивно-бихевиоральную мо
дель для ПИИ, а именно выделил такие категории, как
специфическое патологическое использование Интернета
(СП И И) и генерализованное патологическое использование
Интернета (ГПИИ) [57, 71). Первое включает в себя активацию
уже существующих специфических видов компьютерных ад-
дикций — гэмблинг или порнографические сайты, а второе —
все виды компьютерных технологий (чаты, поиск информации
и другое). То есть Davis дополнил определение Young, выделил
главное содержание, коморбидность, показал, что патологи
ческое использование Интернета может активизировать уже
существующую патологию или выступить как отдельный вид
зависимости.
Alex S. Hall и Jeffrey Parsons (2001) представили третий тер
мин - Интернет-зависимое поведение (ИЗП). Они согласны с
тем, что избыточное использование Интернета может навре
дить когнитивной, поведенческой и аффективной сферам, то
есть повлиять на состояние здоровья человека, но они не под
держивают патологическую этиологию этой проблемы [72].
В контрасте с двумя первыми определениями ученые представ
ляют избыточное использование Интернет «доброкачест
венным» расстройством, которое рассматривается как компен
сация недостатков поведения в реальной жизни. Считают, что
данная патология может быть компенсирована за счет когни-
тивно-бихевиоральных взаимоотношений.
3.2. Психологические механизмы ухода в виртуальную
реальность
Изучение законов психического отражения и психического
развития в условиях использования компьютеров позволило
выявить ряд важных закономерностей психологии взаимоде
йствия человека и компьютера. Компьютеризация может
вызывать как позитивные, так и негативные эффекты [63-65].
Позитивные эффекты взаимодействия человека и компьютера:
• развитие логического, прогностического и оперативного
мышления;
32
Компьютерная зависимость
• усиление интеллектуальных способностей при решении
все более сложных и неординарных задач;
• адекватная специализация познавательных процессов —
восприятия, мышления, памяти;
• повышение самооценки и уверенности в себе;
• формирование позитивных личностных черт: деловая
активность, точность и аккуратность, уверенность в себе.
Негативные эффекты взаимодействия человека и компьютера:
• снижение интеллектуальных способностей при решении
примитивных задач (например, использование функции
«Проверка орфографии», «математические действия» и
т.п. способствуют редукции элементарных школьных зна
ний);
• при длительной работе с компьютером — снижение гиб
кости познавательных процессов;
• чрезмерная психическая вовлеченность в работу или игры
с компьютером порождают зависимое поведение;
• деформация личностной структуры;
• деструктивные формы поведения.
Однако взаимодействие человека и компьютера не ограни
чивается только позитивными и негативными эффектами. Оно
гораздо глубже и деструктивнее.
Широкое распространение компьютеров дает основание го
ворить о том, что наступает эпоха киберкультуры (Leary, 1994).
Николай Носов в своей книге «Виртуальная психология» (2000)
[64] отмечает, что современная культура сейчас вступила в оче
редной виток повышенного интереса к необыденным
явлениям человеческой психики. Этот интерес находит свое
выражение в самых разных формах: от изучения и практикова-
ния различных эзотерических систем до увлечения
трансперсональной психологией, мистикой, астрологией и т.д.
вплоть до широкого употребления наркотиков. Наличие этого
интереса является проявлением определенной потребности.
Виртуальная компьютерная технология вполне может стать та
ким средством. В психологии был описан особый тип
психических состояний, существующих только актуально. Этот
тип психологических состояний был назван «виртуальными со
стояниями».
Идея виртуальности становится все более признанной, асо
циальная потребность в новых способах объяснения мира и
управления им продолжает существовать. Выделены следую
щие специфические свойства виртуальной реальности
33
Глава 3
независимо от ее «природы» (физическая, психологическая,
социальная, техническая и проч.): порожденность, актуаль
ность, автономность, интерактивность [64].
Порожденность.
Виртуальная реальность продуцируется ак
тивностью какой-либо другой реальности, внешней по
отношению к ней.
Актуальность.
Виртуальная реальность существует актуаль
но, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая
реальность.
Автономность.
В виртуальной реальности свое время, про
странство и законы существования. В виртуальной реальности
Для человека, в ней находящегося, нет внеположного прошлого
и будущего.
Интерактивность.
Виртуальная реальность может взаимо
действовать со всеми другими реальностями, в том числе и с
порождающей как онтологически независимая от них.
Интересную интерпретацию психологической виртуальной
реальности (internally generated virtual reality) дает известный
американский психолог Чарлз Тарт. Он написал статью о воз
можности интерпретации природы психики как виртуальной.
Проводя аналогии с компьютерно генерируемой виртуальной
реальностью, он рассматривает психологическую виртуальную
реальность как образ мира, заново порождаемый в каждый мо
мент времени, существующий лишь актуально в данный
момент времени. Психологическая виртуальная реальность —
это не постоянная, а переменная составляющая образа ситуа
ции (воспринимаемого объекта). Помимо психологической
виртуальной реальности существует также как актуальное обра
зование Процессуальный Стимулятор Мира (the World
Simulation Process). Ч.Тарт различает виртуальную реальность и
ординарную реальность, существующую стабильно относи
тельно виртуальной реальности и «нормально» относительно
измененных состояний.
Можно указать еще на один случай употребления термина
«виртуальный» в современной психологии. Крупнейший со
ветский психолог А.Н. Леонтьев (1972), решая проблему
существования высших психических функций, пришел к выво
ду, что в веществе мозга они не могут находиться: «Виртуально
Мозг заключает в себе не те или иные специфические челове
ческие способности, а лишь способность к формированию этих
способностей».
Из понятия виртуальности следует, что человек может осу
ществить полноценно свою жизнь только на своей родине,
Понимая ее в виртуальном смысле. Человек может жить своей
34
Компьютерная зависимость
жизнью и умереть своей смертью только там, где жизнь его вир
туальна, т.е. там, где все центрировано на нем, там, где он может
сам строить свою жизнь, — это и будет его родиной.
Так, может,
киберпространство и становится для многих этой «родиной»?
Много работ посвящено изучению психологических осо
бенностей взаимодействия человека с компьютерами.
Интернет-зависимость является одним из средств аддиктивной
реализации, характерной для лиц, которые имеют определен
ный преморбидный фон (то есть особенности, способст
вующие формированию собственно аддиктивной личности,
или аддиктивной реализации с помощью Интернета в уже
сформированного аддикта).
Определен ряд факторов, которые делают Интернет привле
кательным, как средство ухода от реальности и получения
удовольствия, то есть аддиктивным агентом.
Первый из них —
это уход в виртуальную реальность.
Бурная
жизнь в сети легко заменяет реальное существование: люди там
влюбляются, ссорятся, радуются и волнуются легче и чаще, чем
в «реале». Представления заполняют пустоту, оставленную
чувствами. Интернет заменяет реальную жизнь. Особенно это
важно для тех людей, жизнь которых по разным (внешним или
внутренним) причинам межличностно обеднена. А в сети име
ется эксклюзивная возможность поиска нового собеседника,
который отвечает любым критериям. Важно отметить, что нет
необходимости удерживать внимание одного человека, потому
что
в
любой момент можно найти нового. Как отмечал Sh.Turkle
(1997), «компьютеры создают иллюзию товарищеских отноше
ний без требования дружбы» [54].
Н. А. Носов (1997) для виртуальной реальности ввел «принцип
меланжевой нити». «Меланжевая нить — это нить одного цвета, в
которую постепенно вплетается нить другого цвета, так что в на
чале новый цвет практически незаметен, но его становится все
больше и больше, а старого цвета — все меньше и меньше, и, в
конце концов, новый цвет полностью вытесняет старый». Таким
же образом одна реальность может плавно, без видимых «стыков»
переходить в другую — виртуальную, и наоборот [64].
Виртуал, в отличие от других психических производных ти
па воображения, характеризуется тем, что человек
воспринимает и переживает его не как порождение своего
собственного ума, а как объективную реальность. Выделено
восемь свойств виртуала [64].
Непривыкаемость.
Сколько бы раз виртуал не возникал,
каждый раз он переживается как необычное и непривычное со
бытие.
35