Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5284
Скачиваний: 23
1.
Наличие определенных личностных
особенностей прежде всего
в
рамках акцентуации или психопатического
склада.
2. Биография богатая "кризисными событиями".
3. Наличие семейного предрасположения к определенным болезням.
4.
Развитие соматических и психических
расстройств в форме фаз,
т.е.
их периодичность.
5.
Явная тенденция к появлению или усилению
соматической и пси-
хической
патологии в критические периоды жизни.
6. Существование у индивидуума сексуальных проблем.
7. Сочетание у одного лица ряда вышеперечисленных признаков.
При
изучении психосоматических болезней
первостепенное значе-
ние
приобретает исследование личности
больного человека. Врачи, ори-
ентированные
в этом плане на данные психоанализа,
начиная с таких
исследователей,
как H.F.Dunbar
(1938)
и F.Alexander
(1943),
постоянно
стремились
к созданию отдельных психологических
профилей, соотно-
сящихся с определенной
соматической патологией. Если первоначально
*
Патография ----- биография человека,
написанная с использованием
пси-
хиатрических
критериев. Это биография, рассматриваемая
с позиций пси-
хиатрии.
269
описанные
ими характерологические черты таких
больных и соответ-
ствующие
им болезни трактовались исключительно
с позиций психоана-
лиза,
то в последующем подобная трактовка
начала дополняться ими
сначала
концепцией H.Selge
об
адаптационном синдроме, а в дальней-
шем
— концепцией об эмоциональном стрессе.
Исследователи, отверга-
ющие
психоанализ, изучают характерологические
особенности больных
с
психосоматическими расстройствами,
опираясь на клинико-описатель-
ный
метод, во многом соответствующий методу
изучения психопатичес-
ких
характеров, разработанному П.Б.Ганнушкиным
(1933).
Несмотря
на разницу в трактовках ряда условий
возникновения пси-
хосоматических
болезней, существующих среди сторонников
и против-
ников психоанализа, в одном
важном пункте их мнения совпадают. Ни
у
одних,
ни у других не вызывает сомнения тот
факт, что существуют опре-
деленные,
возможно даже генетические зависимости
между личностны-
ми
особенностями индивидуума и возникновением
у него определен-
ной
соматической патологии, спровоцированной
эмоциональным напря-
жением самого
различного характера (психогенного,
социального и т.д.).
В
большей степени, чем полученные к
настоящему времени клини-
ческие
факты, нередко представляющие собой
своего рода наброски в
еще
большей степени, чем попытки их
теоретического обоснования, кон-
цепция
психосоматической медицины вносит
новое в лечение больных
по
сравнению с прежними традиционными
методами терапии, распрост-
раненными
среди представителей самых различных
медицинских про-
фессий.
Для оказания лечебной помощи не только
больным с психосома-
тическими
расстройствами, но и вообще всем больным,
врачи самых раз-
личных
специальностей должны обладать
определенной суммой знаний
из
области пограничной психиатрии и умением
превращать добрые сло-
ва
в осознанный ими терапевтический фактор.
Приобщение врачей-со-
матиков
к психиатрическим знаниям может
осуществляться в самых раз-
личных
формах — круглый стол, совместные
консультации и т.д. Воз-
можно,
наилучшей формой является совместная
работа врачей-сомати-
ков
с врачами-психиатрами, т.к. при этом
происходит обмен опытом,
недостающим
и тем, и другим, а также возникает
обусловленное практи-
ческими
задачами осознание необходимости
совместных действий.
В
арсенале лечебных мероприятий, которыми
психиатр располага-
ет
для лечения больных с психосоматическими
расстройствами, глав-
ное
место принадлежит психотерапии и
психотропным средствам. Если
большая
часть психиатров считает необходимым
применение психоана-
лиза,
то не менее значительная часть зарубежных,
не говоря уже об оте-
270
чественных
психиатрах, считает психоанализ
неприемлемой формой пси-
хотерапии
психосоматически больных. По мнению
ряда французских
психиатров
(Н.Еу, M.Ziwar,
P.Racamier, I.Gendrot, I.Courchet, 1952)
и
многих
других, аффективная травматизация,
всегда сопуствующая пси-
хосоматическим
болезням, делает таких больных
интолерантными и к
классическому
психоанализу, и к его разновидностям.
За вычетом пси-
хоанализа
можно назвать большое число
психотерапевтических мето-
дов
воздействия. Выбор конкретной формы
психотерапии соотносится
сданными
личности пациента и его болезнью.
Какой-либо определен-
ной установки
здесь пока нет. Обычно психотерапевтическое
лечение
проводят
в условиях амбулатории. В тяжелых случаях
показано его
проведение
в условиях больницы. Психотропные
средства назначают
исходя
из особенностей психического статуса
больного.
В
настоящее время больные с психосоматическими
расстройствами
лечатся либо совместно
с соматическими больными либо в
психиатри-
ческих
учреждениях. До недавнего времени
существовала только одна
клиника
в Ульме, руководимая Ch.
von Uexkull, предназначенная
ис-
ключительно
для больных с психосоматическими
болезнями. Здесь объе-
динились
усилия врачей-соматиков, психиатров,
психологов, служащих
социальных
учреждений.
Проблема
психосоматической медицины позволяет
по-новому рас-
сматривать
концепцию болезни, иначе проводить
анализ ее причин и уви-
деть
в ее проявлениях то, что ранее было
скрыто. Одновременно рас-
ширяется
диапазон терапевтических мероприятий.
Все это делает меди-
цину
более динамичной и более человечной.
Разработка вопросов пси-
хосоматической
медицины способствует возрождению
искусства лечить
больного
человека.
БИБЛИОГРАФИЯ
Анохин
П.К. Узловые
вопросы теории функциональных систем.
М.,
Наука,
1980, 197с.
ВальдманА.В.,
КозловстяМ.М., Медведев О. С. Фармакологическая
регу-
ляция
эмоционального стресса. М., Медицина,
1979, 359 с.
Гиляровский
В.А. Сомато-психические
реакции и состояния. — В кн.: Ста-
рые
и новые проблемы психиатрии. Медгиз,
1946, с. 105. Библ.
Зиновьев
П.М. Психотерапия
болевых синдромов при соматических
за-
болеваниях.
Врачебное дело, 1947, № 8, с. 643.
Кассирский И.А. О врачевании. М., Медицина, 1970, 271 с. Библ.
Невзорова
Т.А. Психотропные
средства в соматической медицине.
М.,
Медицина,
1971, 156с. Библ.
271
ПлетневД.Д.
К
вопросу о "соматической циклотимии".
Русская клиника
1927,
№36, с. 496.
Гополянский
В.Д. Психосоматические
расстройства. М., Медицина 1986
383с.
Библ.
Хомуло
П.С. Эмоциональное
напряжение и атеросклероз Л Медицина
1982,
с. 152
Ackerknecht
E.H. The
history
of psychosomatic medecine Psychol Med
1982,
12,
p.
17.
Brautigam W. Psychosomatik. Lexikon der Psychiatric. 1973, s. 415. Bibl.
Dongier M. Nevroses et troubles psychosomatiques. Vol. 1, 1966, 296 p. Bibl.
Radvila
A., Adler R. Psychosomatik
Handworterbuch der Psychiatric 1984
s.
443.
Bibl.
Tzanck
R. Reflexion
sur la medecine psychosomatique. Vol 1
1964 182 n
Bibl.
ГЛАВА IV
КЛИНИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХИЧЕСКИ
БОЛЬНЫХ
"Доброжелательность,
большое терпе-
нье,
самообладание, полная свобода от
всех
предрассудков,
понимание людей, как ре-
зультат
глубокого знания
жизни,
умение
вести
разговор, по крайней мере энцикло-
педическое
знакомство с душевными болез-
нями
и особенно склонность к своему приз-
ванию,
необходимые свойства психиатра".
W. Griesinger.
"Qui
bene interrogat —
bene
curat".
Г.А.Захарьин.
В
настоящее время в преобладающем числе
медицинских дисциплин
исследование
больных производится с помощью
клинического и инстру-
ментально-лабораторных
методов исследования. Число последних
не
только
неуклонно растет. Совсем нередко они
становятся доминирую-
щими
и при исследовании больных оттесняют
клинический метод на зад-
ний
план. Данный факт уже давно хорошо
осознавался врачами, особен-
но
интернистами. "Наша наука в результате
увеличения числа диагнос-
тических
вспомогательных методов стала в руках
отдельных врачей ско-
рее
лабораторной наукой, чем частью
практической и прикладной био-
логии.
Успехи механизирования, титрования,
фильтрования, калоримет-
рирования
и тому подобных методов приводят к тому,
что молодой врач
иногда
почти забывает о самом больном"
(A.Strumpel).
Эти
слова оста-
ются
актуальными и на сегодняшний день.
"Клиническое мышление,'в
высокой
степени столь свойственное врачам
старого поколения, менее
свойственно
новейшему поколению врачей, вероятно,
главным образом
вследствие
переоценки лабораторных методов. Однако
это мышление
удерживает
свое выдающееся значение для диагностики
и теперь"
(R.Hegglin,
1965).
Для иллюстрации своего отношения к
клиническому
методу
исследования R.Hegglin
приводит
схему Lopes
Cardozo (1954),
на
которой изображена иерархия различных
методов, участвующих в
процессе
диагностики внутренних болезней. Схема
представляет собой
пирамиду.
Ее вершину занимает клинический диагноз.
Основание пи-
рамиды
составляют анамнез, status
praesens и
общие критерии (компетент-
18-587 273
ность,
полнота обследования, клиническое
мышление). На гранях пира-
миды
расположены самые различные объективные
методы исследова-
ния: электрокардиография,
рентгенология, серология и т.д.
Психиатрия
сегодняшнего дня располагает определенным
числом
объективных
методов исследования, основанных на
использовании дос-
тижений
естественных наук. Эти методы все в
большей мере становятся
составной
частью практической психиатрии. Однако
параклинические
(инструментально-лабораторные
и др.) методы исследования пока еще
лишь
в весьма ограниченном числе случаев
способны помочь в решении
вопросов
диагностики и тем более лечения
психически больных. В пси-
хиатрии
так же, как это было и сто, и сто пятьдесят
лет тому назад, основ-
ным
по-прежнему является клинический метод,
в котором, по словам
П.Б.Ганнушкина
(1924), главное место принадлежит расспросу.
Дан-
ное
положение справедливо и в настоящее
время. "Основным при-
емом
исследования психически больных служит
расспрос" (А.В.Снеж-
невский,
1983).
Отечественная
медицина вправе, гордиться. Метод
исследования
больных
с помощью расспроса был впервые развит
в систему в России
Г.А.Захарьиным
в последней четверти XIX
века.
Французский карди-
олог H.Huchard,
приехавший
в Москву со специальной целью
ознако-
миться с тем, что представляет
собой метод, разработанный Г.А.Заха-
рьиным,
дал ему самую высокую оценку, сказав,
в частности, что в
Московской школе
терапевтов "расспрос поднят до высоты
искус-
ства"
("1'interrogatoire,
qui est eleve a la hauteur de Г
art").
Метод
иссле-
дования
с помощью расспроса был в последующем
распространен в
Московской
школе врачей и на другие клинические
дисциплины: "По-
койный
профессор В.Ф.Снегирев ... нередко обращал
внимание на прак-
тическое
следствие той опытности, которую он
приобрел своей много-
летней
работой. Мы не раз слышали от него, что
свою диагностику и в
простых, и в
наиболее запутанных случаях ему
удавалось ставить по-
чти всегда еще
до объективного исследования, которое
является очень
часто
только подтверждением того, что успело
уже выясниться из рас-
спроса,
анализа и всего изучения подробностей
случая. В несвязан-
ных,
бестолковых ответах малоинтеллигентных
больных он умел улав-
ливать
яркие черты, терпеливо отыскивать
указания на фактические
данные,
сопоставлять все это и широко пользоваться
при окончатель-
ных
выводах и заключениях".* Московские
психиатры — С.С.Кор-
саков, В.П.Сербский.
П.Б.Ганнушкин и ряд их учеников были
теми,
кто
в полной мере использовал расспрос в
качестве основного мето-
да
изучения
психических
болезней.
О
том, как умелый расспрос способен
вскрыть и дать возможность
усвоить
картину психической болезни даже
несведущему в психиатрии
человеку
и к чему приводит неумение расспросить
психически больного,
можно судить
на основании следующего примера.
"Особенно выделялся
в
то время уже знаменитый профессор
психиатрии Эмиль Крепелин. Впос-
ледствии
он приобрел мировую известность
первокласснейшего психи-
атра,
проведшего коренную реформу во всей
клинической психиатрии.
Систематического
курса мне у него не довелось слушать,
студентом млад-
шего
курса я только посетил из любопытства
две-три его клинические
лекции.
Выводят психически больного. Крепелин,
внимательно глядя,
начинает
задавать вопросы, и на наших глазах,
как высокохудожествен-
ное
произведение, ярко начинает вырисовываться
вся характерная кар-
тина
данной болезни. И заключительная
характеристика, которую да-
вал
болезни профессор, была для слушателей
естественным и необходи-
мо вытекающим
итогом всех расспросов больного. Так
было просто, что
даже
странно казалось, что в этом особенного?
И только тогда я оценил
всю
талантливость Крепелина, когда его
сменил на кафедре другой
профессор:
суетится вокруг больного, задает
бесконечное количество
бестолковых
вопросов, туманится голова от скуки;
конец демонстра-
ции,
а картина болезни нисколько не стала
яснее,
чем
в начале".*
П.Б.Ганнушкин
(1924) называл расспрос необъективным
методом.
Однако
подобный субъективный метод исследования
обладает для пси-
хиатра совершенно
исключительным значением. Дело
объясняется осо-
бенностью
психических болезней. Определяющие их
расстройства яв-
ляются
по преимуществу субъективными, выражаясь
в форме, которую
в
обыденной жизни называют переживаниями.
Выявить их во всей пол-
ноте
можно только с помощью расспроса. Но
последний способен
вскрыть
не только индивидуально проявляющиеся
симптомы психичес-
кой
болезни. С его помощью психиатр получает
сведения о личности
больного
человека, без которых диагностические,
лечебные и соци-
альные
мероприятия не будут иметь своего
всестороннего рассмотрения
и
решения.
Расспрос
больного позволяет выявить клинические
факты, опреде-
ляющие
его настоящее психическое состояние,
и собрать субъективный
анамнез.
Расспрос родственников и лиц, знающих
больного, позволяет
собрать объективный
анамнез, который дает возможность:
275
*
Губарев А.П. Диагностика женских
болезней. Гос. изд. М., Петроград,
1923,
с. 11.
274
: Вересаев В.В. Воспоминания. М.-Л., 1946, с. 337.
1)
уточнить высказывания больного об уже
выявленных у него пси-
хопатологических
расстройствах;
2)
выявить те их них,
о
которых больной не говорил, и с их
помо-
щью уточнить его психический
статус и субъективный анамнез;
3)
оценить присущие больному личностные
особенности и то, как
они
изменились за время болезни. Хорошо
собранный анамнез позволя-
ет
установить достоверный диагноз болезни
и индивидуальный диагноз
больного.
Расспрос
-— это не просто выявление различных
данных, сообщае-
мых
больным и знающими его лицами, это
всегда активное, зачастую
очень
напряженное состояние всей психической
деятельности врача —
его
ума, чувств, воли, внимания, впечатлительности
и т.д. Умело осу-
ществленный
расспрос вскрывает не только особенности
проявлений и
развития
психической болезни, но и влияние на
нее многообразных при-
входящих
условий, реакции больного на саму
болезнь и на'различные
жизненные
ситуации, с которыми ему приходится
сталкиваться, меди-
цинские
и социальные последствия, обусловленные
заболеванием.
Разумеется,
для успешного исследования необходимо
знание факти-
ческого
материала, составляющего предмет
психиатрии. Однако со-
вершенно
недостаточно заучить сведения, которые
излагаются в
учебных
пособиях по психиатрии. "Закругленные
и отделанные кар-
тины
болезни легко усваиваются, но с трудом
мирятся с действитель-
ностью,
на которую они столь же походят, сколько
Орлеанская Дева
Шиллера походит на
историческую Деву".* Всегда необходимо
вы-
работать знания,
основанные
на личном
опыте
исследования и
лечения
больных.
Клиническое
исследование, в котором главенствующая
роль при-
надлежит
расспросу, собеседованию, несомненно,
предъявляет опреде-
ленные
требования к психиатру как к человеку.
Создатели научной пси-
хиатрии
постоянно подчеркивали данное
обстоятельство: "Нужна осо-
бая
склонность к своему призванию"
(Griesinger
W., 1867);
"известный
склад
характера" (Корсаков С.С., 1901);
"совершенно особые душев-
ные
качества" (Kraepelin
Е.,
1912). "Умение беседовать с душевноболь-
ным
дается не только знаниями и опытом, но
— скажу прямо — опреде-
ленными
психическими данными врача-исследователя,
иногда даже ин-
туицией.
Есть очень опытные и знающие психиатры,
которым это умение
говорить
с душевнобольными вовсе не дается и
которые благодаря это-
му не могут
получить тех данных, того статуса,
который соберет другой
психиатр,
умеющий подойти к больному".* Значение
человеческих ка-
честв
врача в деле исследования, диагностики
и лечения постоянно под-
черкивается
представителями различных клинических
дисциплин, в час-
тности,
интернистами. Так, французский
клиницистг4.Р1ез8т§ег(1948)
считает,
что одним из важнейших слагаемых в
вопросах исследования
больного
и постановке надежного диагноза всегда
являются личные
качества
врача.
Такие
высказывания
легко
умножить.
Личность
врача имеет наибольшее значение при
исследовании ду-
шевнобольных.
Даже у психически здоровых людей бывают
в жизни та-
кие
периоды, когда в силу различных
обстоятельств ими
овладевают
мысли,
чувства, желания, представления и т.д.,
выходящие за рамки
общепринятого.
Эти субъективные переживания часто не
могут быть пра-
вильно
оценены человеком, которым они владеют,
а у окружающих —
встречают
непонимание и даже противодействие.
Ни в чем люди с раз-
личными
заблуждениями не нуждаются больше, чем
в понимании. У лиц
с
болезненными психическими отклонениями
те же, что и у здоровых,
переживания
количественно и качественно иные. Они
существуют дли-
тельно,
зачастую всю жизнь. Поэтому душевнобольные
занимают по
отношению
ко всем остальным, так называемым
нормальным людям,
совершенно
особое положение. Их часто не только
плохо понимают или
не
понимают совсем. Их не хотят принимать
такими, какие они есть.
Непонимание
и неприятие исходит не только от
окружающих, но и от
близких
больным людей. Каждый психически больной
по сравнению со
здоровым
человеком необычайно уязвим психологически.
Эта уязвимость
особенно
выражена у сознательных и легко болеющих
психически боль-
ных.
Любому больному человеку совершенно
необходимо, чтобы его
поняли.
Психически больные нуждаются в понимании
больше, чем
кто-
либо
из всех больных вообще. Для понимания
больного человека, в том
числе
и страдающего психическими расстройствами,
мало одних про-
фессиональных
знаний. Нужна еще и способность проникнуть
в чужую
сущность,
а для этого необходима психологическая
одаренность. Обяза-
тельным
ее свойством должна быть высокоразвитая
эмоциональность, в
первую
очередь эмоциональная
откликаемость—эмоциональный резо-
нанс.
Именно последний дает психиатру
возможность почувствовать
проблемы
больного человека в том случае, когда
доводы умай
опыта
не
в
состоянии этого сделать. Эмоциональный
резонанс играет очень важ-
ную
роль в таком явлении, как сопереживание.
Возможно, именно боль-