Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5280
Скачиваний: 23
Когда
я через некоторое время снова зашел в
кабинет В.О., то застал ту же
картину
— врач и больной по-прежнему сидели
друг перед другом и молча-
ли.
Случай меня озадачил, и я рассказал о
нем П.Б. Ганнушкину — мол, что
это
В.О: сидит на приеме и молчит?" "А
молчит, значит так надо; не всегда
следует
с больным разговаривать; нужно и
помолчать", — сказал П.Б.".
Беседа
с психически больными постоянно
затрагивает такие сторо-
ны их
психического состояния или личной
жизни, о которых они гово-
рить
не хотят. Контекст беседы, словесные и
мимические реакции боль-
ного
почти всегда подсказывают врачу, что
подходит момент, когда сле-
дует
проявить в вопросах осторожность или
деликатность. Если боль- i
ной
не хочет говорить о своем психическом
состоянии, каких-то его сто-
ронах
или обстоятельствах своей прошлой
жизни, то задавать ему пря-
мые
вопросы с целью их выявления — чаще
всего пустое или даже вред- '
мое дело.
Такие вопросы или мешают установлению
доверительных от- I
ношений
между врачом и больным, или же подрывают
их, если они уже
существуют.
Целесообразнее заговорить с больным
на нейтральную для
него
тему, вводить в нее вопросы, лишь косвенно
затрагивающие то, о
чем
он прямо говорить не хочет, и лишь слегка
попытаться выявить со-
держание
скрываемых фактов. В других случаях
можно использовать
ряд
последовательных вопросов, первые из
которых касаются опреде-
ленной
темы лишь в самой общей форме и лишь
последующие — конк-
ретизируют
ее. Так, П.Б.Ганнушкин, желая выяснить
интимную жизнь
больного,
формулировал свой первый вопрос так:
"Как Вы относитесь
к
женщинам (мужчинам)?". Если больной
отвечал на этот вопрос охот-
но,
следовал вопрос: "Какое место в Вашей
жизни занимают женщины,,
(мужчины)?".
Оба эти достаточно нейтральных вопроса
позволяли со-1
ставить
общее представление об отношении
больного к затронутой теме
и,
в зависимости от обстоятельств, прекратить
расспрос или же, напро-1
тив, продолжить
его.
В
беседе с психически больными недопустимы
слащавость, лицеме-
рие, фамильярность,
ирония, снисходительный тон. О том, как
могут ре-
агировать
больные на подобные фотэмы обращения,
свидетельствуют
следующие
примеры. Когда одного больного спросили
о том, кто из вра-
чей
лечил его раньше в одном из
научно-исследовательских
институтов
психиатрии, тот нехотя
ответил: "Ну женщина, вы ее, наверное,
хорошо
знаете,
такая, с картонной улыбкой". В другом
случае интеллигентная
больная
сказала своему лечащему врачу после
того, как она была пред-
ставлена
на консультацию известному профессору:
"Лучше бы он дал
мне
в морду, чем так со мною разговаривать".
Профессор расспраши-
282
вал
больную в иронически-насмешливом тоне.
Недопустимы обман боль-
ного
и недоверие к тому, что он сообщает
врачу. Примером наиболее
непростительного
и вместе с тем достаточно распространенного
обмана
больных
является положение, при котором врач,
обследующий психи-
чески
больного, представляется ему каким
угодно врачом, но не психи-
атром.
Такая недостойная игра в прятки всегда
приносит только вред.
За
исключением больных, страдающих тяжелым
органическим слабоу-
мием,
остальные
больные в своем подавляющем большинстве
не только
легко
и точно улавливают интонации беседы с
ними,
но
и способны по
одному содержанию
задаваемых им вопросов быстро догадаться,
кто их
собеседник
и за кого принимают их самих. Во время
беседы врач может о
чем-то
умолчать, даже дать уклончивый ответ,
как и в обыденной жизни,
высказать
мысль, не имеющую однозначного толкования,
но ни в коем
случае
не следует идти на прямой обман. "Прямой
неправды душев-
нобольной
не забудет и не простит, в последнем
случае врач надолго,
если
не навсегда, потеряет всякий престиж в
глазах пациента" (П.Б.Ган-
нушкин,
1924). Больных угнетает, обескураживает,
оскорбляет, раздра-
жает,
озлобляет недоверие врача к тому, что
они ему сообщают. Недове-
рие
врача не обязательно высказывается
словами. Оно очень часто про-
является
в ответных репликах или интонациях
врача, в его мимике и
манере
держать себя. Все это не укрывается от
глаз сознательных боль-
ных, которые
зачастую наблюдают за своими собеседниками
куда более
внимательно,
чем те за больными. Недоверие врача к
сообщаемым
больными
фактам чаще всего встречается при
стертых формах психичес-
ких
болезней. В этих случаях жалобы и
высказывания больного не соот-
ветствуют
представлениям врача об особенностях
проявления той или
иной
болезни. Крайним случаем такого
недоверчивого отношения вра-
ча
к словам больного является представление,
что больной "притворяет-
ся"
с корыстными целями. Анализ врачебных
ошибок свидетельствует,
что
при дифференцировке легких и тяжелых
психических расстройств
последние,
как правило, диагностируются как легкие,
но не наоборот.
За
исключением немногочисленных ситуаций,
в первую очередь экспер-
тных,
когда психиатр может встретиться с
аггравацией или с различны-
ми
формами симуляции, в основе даже самых
незначительных жалоб пси-
хически
больных лежат реальные причины.
Неправильный
расспрос, в частности, недоверие врача
к тому, что
ему
сообщают о своем состоянии больные,
наряду с оскорбляющим их
достоинство
поведением среднего и младшего
медицинского персо-
нала
— наиболее частая причина агрессивных
действий больных.
283
Для
успеха беседы немаловажное значение
имеют внешние формы
поведения
врача. Первоначально они должны быть,
пожалуй, сдержан-
ными.
Излишняя экспрессивность, особенно
когда с ее помощью хотят
подчеркнуть
мягкость, доброжелательное отношение,
доброту и т.д.,
надеясь
тем самым поскорее завоевать расположение
больного, очень
часто
подводит, так как при этом легко
утрачиваются естественность,
простота
и правдивость, столь ценимые психически
больными. В случа-
ях
расспроса больного, находящегося в
состоянии психоза, сдержанная
манера
поведения врача оправдывает себя на
всем протяжении беседы.
При
расспросе сознательных больных она в
последующем меняется в
зависимости
от обстоятельств. Дело в том, что у
каждого психиатра су-
ществуют,
если использовать слова П.Б.Ганнушкина,
свои достоинства
и
недостатки, каждый отражает в беседе
самого себя со всеми своими
душевными
качествами. Когда больной ближе узнает
врача, начинает
чувствовать
или просто осознает, что ему хотят
помочь, он способен
очень
многое простить врачу и относится
великодушно к его человечес-
ким,
да и к профессиональным промахам. Только
вот злоупотреблять
этим
великодушием врачу не следует. Если
врач вдумчив, он всегда
сумеет
почувствовать, где и в чем он допустил
при беседе ошибку.
Приступая
к расспросу больного, всегда следует
учитывать его от-
ношение
к собеседованию. У очень многих больных,
составляющих кон-
тингенты как
большой, так и малой психиатрии, по
отношению к психи-
атру
существует недоверие, настороженность,
нередко просто нежела-
ние
подвергаться обследованию. У одних
такое отрицательное отноше-
ние
к беседе обуславливается выраженными
психопатологическими рас-
стройствами,
в первую очередь бредом; у других (с
пограничными и близ-
кими
к ним состояниями) — аномальными чертами
характера, например,
такими,
как ранимость, обидчивость, робость
или, напротив, самоуве-
ренность,
упрямство, капризность, склонность к
раздражительности и
реакциям
оппозиции, нередко убежденность в том,
что к психиатру их
направили
зря, в частности, когда предшествующее
лечение у врачей
других
специальностей оказывалось безуспешным
и т.д. Немалое значе-
ние в нежелании
подвергнуться психиатрическому
обследованию имеет
и
специфический психологический фактор.
"Психиатров часто боятся,
за
ними оказывается какая-то власть,
сущность и границы которой пони-
маются
совершенно неправильно" (П.Б.Ганнушкин,
1964).*
Беседу
с психически больным, вне зависимости
от его состояния,
вначале
следует всегда проводить без посторонних
— родственников
или
знакомых.
* Ганнушкин П.Б. Избр. труды. М.: Медицина, 1964, с. 259.
284
Нередко
психиатры, особенно молодые, перед
началом беседы об-
ращаются к больным
со словами, предназначенными их успокоить:
"не
волнуйтесь,
возьмите себя в руки, сосредоточьтесь,
не спешите" и т.д.
Эффект
от подобных слов очень
часто
бывает прямо противоположный
тому,
какой бы хотели получить. Не следует
также прерывать речь боль-
ного
подобными словами с целью ее активизации,
когда он уже что-то
начал
говорить. Лучший способ побудить больного
говорить — внима-
тельно
слушать его. Потребность высказаться
перед врачом существу-
ет,
в явной или в скрытой форме, у всех или
почти у всех больных. Не-
редко
больные и в начале беседы, и на ее
протяжении могут заплакать.
Многие
психиатры начинают их при этом успокаивать.
Здесь проявля-
ется и сочувствие к
больному, и стремление завоевать
проникновенны-
ми,
как кажется врачу, увещеваниями его
расположение. Не следует ус-
покаивать
больного. Пусть поплачет. Во-первых, —
это определенный
симптом:
ведь, как правило, плачут больные с
легкими психическими
расстройствами.
Во-вторых, — и это немаловажное
обстоятельство, —
после
того, как больной выплачется, ему в
большинстве случаев ста-
новится
легче. Совсем не редкость, когда
выплакавшийся больной го-
ворит
затем о себе лучше, чем до этого.
Какой-либо
схемы расспроса не существует. Содержание
задавае-
мых
врачом вопросов и их последовательность
определяются психичес-
ким
состоянием больного и привходящими
условиями. В тех случаях,
когда
больной обращается к психиатру по
собственной инициативе, — а
это
обычно свидетельство малой выраженности
психических расстройств
и
сохранности в различной степени
критического отношения к своему
состоянию,
— расспрос можно начинать фразой:
"Почему Вы решили
обратиться к
психиатру?". В связи с тем, что очень
многие постепенно
или
вяло развивающиеся психические болезни
вначале почти постоянно,
а скорее —
всегда сопровождаются соматическими
расстройствами, рас-
спрос
часто можно начинать с выяснения
физического состояния больно-
го.
Если у больного имеется направление от
врача другой специальнос-
ти,
отмеченные в нем факты могут стать
отправной точкой беседы. Важ-
но,
чтобы первоначальное ее содержание, по
возможности, касалось бы
того,
что может заинтересовать больного, и в
то же время носило бы
обыденный
характер. У одних больных такой разговор
может продлить-
ся минуты, у других
— затянуться. Умение перейти от начальных
"нейт-
ральных"
вопросов к собственно расспросу о
психическом состоянии
требует
определенного опыта. При расспросе
любого больного лучше
идти
от выявления более легких психических
расстройств, например,
285
характеризующих
настроение, к выявлению более тяжелых,
если, ко-
нечно,
сам больной сразу не заговорит о
последних. Легче всего полу-
чить
сведения от больных с манифестным
психозом и выраженным
слабоумием:
расстройств много, они
отчетливы,
и хотя бы о какой-то
части
психического статуса врач может получить
нужные ему сведения.
Сложнее всего
расспрос больных с пограничными и
близкими к ним со-
стояниями, а также
больных с начальными симптомами бреда
и слабоу-
мия.
Расстройств мало, они часто "прикрыты"
домыслами больных о
своем состоянии
и их сообщениями о всякого рода бытовых
деталях,
которые
легко сбивают начинающего врача с
толку.
Больных
с манифестными психическими расстройствами
(депрес-
сивными,
маниакальными, с преобладанием
галлюцинаций, с растерян-
ностью, с
продуктивными формами помрачения
сознания и т.д.) обычно
можно
расспрашивать при помощи прямо
поставленных вопросов. Ис-
ключение
составляют многие больные с бредом.
Здесь часто встречает-
ся
та или иная степень недоступности, и
вопросы, во всяком случае вна-
чале,
лучше задавать в косвенной форме, как
бы "наталкивая" боль-
ного
на желание рассказать то, что он пытается
скрыть. Так, если у
больного
заподозрен бред ущерба, то целесообразно
вначале спросить
его
о доме, о квартире, о соседях. Редко
больной с бредом ущерба удер-
жится,
чтобы не сказать при этом, что вот, мол,
с соседями немного не
повезло
— хулиганят. Содержание "хулиганства"
и составит цель даль-
нейшего
расспроса — выяснения, в чем же это
проявляется конкретно.
Следует
помнить, что очень многие больные в
состоянии психоза и без
него,
вне зависимости от уровня своего
интеллектуального развития и
полученного
ими образования, говорят о существующих
расстройствах
(бреде,
депрессии, деперсонализации, растерянности
и т.д.) весьма од-
нотипно, используя
примерно одни и те же слова, а нередко
и выраже-
ния.
Если, например, больной говорит: "Зачем
Вам это знать?", "Я знаю
и
Вы знаете"; "Там все написано!";
"Вам и так все известно" —
опре-
деление
статуса как бредового является наиболее
вероятным.
Психиатру
необходимо запечатлевать в своей памяти
различные
картины
болезненных состояний. Это запечатление
должно быть преиму-
щественно
слуховым, чему помогают сами больные.
Об
одних и тех же симптомах они часто
говорят по-разному, но в
этом
"разном" очень нередко, если не
всегда, можно отметить сходные
выражения,
определяющие то или иное расстройство.
Улавливание на
слух
и запоминание таких сходных выражений,
своего рода словесных
"матриц",
помогает достоверному определению
того или другого симп-
тома.
Более того, рассказывая о своем
психическом состоянии, больные
нередко
дают поразительно точные образные
определения существую-
щим у них
психическим расстройствам: "У меня
эфемерное состояние"
(больной
с деперсонализацией); "Я умом
разговариваю" (больная с
психическими
автоматизмами); "Эта черная полоса
в моей жизни" (боль-
ной
сдепрессией); "Повторяющиеся моменты"
(больной с пароксизмаль-
ными
расстройствами) и т.д. Психиатр может
использовать подобные
высказывания
не только как диагностический признак,
но и как словар-
ный
элемент расспроса больного. Образные
сравнения и точные слова,
которые
употребляются больными для определения
своего состояния, как
правило,
близки и понятны им. Поэтому введение
их в вопросы, задава-
емые
врачом, вполне допустимо. Это можно
делать при расспросе как
больных,
находящихся в состоянии психоза, так
и при расспросе боль-
ных
с легкими и пограничными психическими
расстройствами. Пользо-
ваться
такими словами психически больных
следует осторожно, не пере-
гружать
ими свою речь и всегда избегать повторения
шаблонных житей-
ских
изречений, которые нередко употребляют
больные.
Если
врач сумел выявить характер основных
расстройств и доста-
точно
определенно знает, что еще может сообщить
ему больной, то по-
зволительно
задавать вопросы, на которые он сам
хотел бы или мог бы
ответить.
Такого рода "предвосхищающие"
вопросы больные обычно
расценивают
положительно, считая, что собеседник
их хорошо пони-
мает.
Для больных с пограничными состояниями
умело поставленный
"предвосхищающий"
вопрос — свидетельство высокой
профессиональ-
ной
квалификации врача и залог того, что
их (больных) понимают пра-
вильно.
Поэтому такие вопросы не должны бить
мимо цели. Их следует
использовать,
уже достаточно разобравшись в состоянии
больного, т.е.
не
в начале беседы. Если у врача появляется
хоть малейшее сомнение
в
целесообразности "предвосхищающего"
вопроса, самое лучшее — не
задавать
его. При расспросе многих больных,
особенно с легкими пси-
хическими
расстройствами, правомерны повторные,
уже задававшиеся
вопросы,
в том числе и такие, в которые вводятся
слова из ответа боль-
ного
на предыдущий вопрос: "Вы сказали...
повторите это еще раз".
Больной
обычно (если только это не больной с
бредом параноидной
структуры)
воспринимает такой повторный вопрос
доброжелательно и,
отвечая
повторно, нередко дает более детальный
и точный ответ, от чего
выигрывают
обе стороны.
Тщательный
расспрос, внимание к самым, казалось
бы, незначитель-
ным
жалобам больного — одна из тех важных
причин, в силу которых
286
287