Файл: Морозов Г.В., Шуйский Н.Г. - Введение в клиническую психиатрию.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.10.2020
Просмотров: 5244
Скачиваний: 23
в)
"искусственное вызывание" у него
токистами разного рода чувствова-'
ний
равно как и общих ощущений, как-то:
чувства недомогания, неохоты
работать,
сладострастия, злобы, "беспричинных
испугов" и пр.;
г)
"искусственное вызывание" у него
неприятных вкусовых и обонятель-
ных
ощущений. Например, взяв в свой рот
вещество противного вкуса, дей-
ствующий
в данную минуту токист заставляет
Перевалова испытывать ощу-
щение
этого вкуса; нюхая из склянки, наполненной
загнившей мочой или
поднося
к своему носу захваченный на палец кал,
токисты заставляют Пере-
валова
страдать от зловония и пр. (галлюцинации
вкуса и обоняния);
д)
токисты, как говорит Перевалов, фабрикуют
для него мысли, т.е. они
искусственно
(приемами, понятными из вышесказанного)
вводят в его голо-
ву
различного рода представления, по
преимуществу навязчивого, мучитель-
ного
свойства (насильственное мышление);
е)
токисты заставляют самого Перевалова
"мысленно говорить", даже в
то
время, когда он употребляет все усилия,
чтобы удержаться от такого "внут-
реннего
говорения"; при этом токисты усиленно
иннервируют свой язык,
произнося
мысленно определенного содержания
фразу (всего чаще тенденци-
озную)
и "переводят" эту двигательную
иннервацию на Перевалова; тогда
последний
не только сознает, что ему искусственно
"навязана" мысль в резко
определенной
словесной форме, но и должен пускать в
ход сознательные уси-
лия,
чтобы подавить в себе насильственную
двигательную иннервацию орга-
на
речи и не сказать вслух того, что его
"заставляют выговорить токисты";
ж) далее
токисты, как выражается больной,
насильственно приводят у
него
в действие воображение, причем заставляют
его видеть не внешним орга-
ном
зрения, а "умственно", различного
рода образы, почти всегда весьма'
живые
и ярко окрашенные. Эти образы одинаково
видны как при закрытых,
так
и при открытых глазах. Сам больной
отлично знает, что это ни что иное,
как
яркие продукты непроизвольной деятельности
его воображения; но так
как
эти образы (их-то я и называю собственно
псевдогаллюцинациями зре-
ния) большей
частью отвратительны и мучительны для
Перевалова, так как
они
появляются и держатся перед его душевными
очами не только независи-
мо
от его воли, но даже наперекор ей, так
что при всех своих усилиях он не
в
состоянии
от них отделаться, то больной убежден,
что это явление искусст-
венное.
Он объясняет себе дело так: для пущего
его мучения токисты нарочно
раздражают
искусственными средствами свое
воображение и вызывают в
себе
определенные, весьма яркие зрительные
образы с тем, чтобы перевести
их на
него. Наконец, кроме "прямого говорения",
токисты устраивают Пере-
валову
"говорение посредством тока"; при
этом больной должен внутренне
(а
не ушами, как при "прямом говорении")
слышать то, что хотят его заста-
вить
слышать токисты, хотя бы в данную минуту
о соответственных вещах
ему
совсем нежелательно было думать; весьма
часто при этом Перевалов слы-
шит
внутренне повторение слов, раньше
действительно слышанных им от
врачей,
или слов, когда-то давно произнесенных
в его присутствии кем-либо .
из
лиц, его окружавших (это внутреннее
слышание есть собственно псевдо-
52
галлюцинирование
слухом)... Врачи, больничная прислуга,
окружающие боль-
ные не причисляются
Переваловым к преследователям; но власть
врачей недо-
статочна
для того, чтобы помешать токистическим
упражнениям. Последние
в
настоящее время-ведутся постоянно, не
прерываясь даже и по ночам: Но-
чью,
если Перевалов спит неполным сном, то
токисты продолжают действо-
вать
всеми выше перечисленными приемами,
употребляемыми ими днем, между
прочим,
даже "прямым говорением", ибо в
стоянии неполного сна Перева-
лов,
по его объяснениям, может слышать ушами
все раздающиеся около него
звуки,
а потому слышит и фразы, прямо произнесенные
токистами. Если же
Перевалов
заснет очень крепко, то токисты действуют
всеми прежними спо-
собами,
за исключением "прямого говорения",
в особенности же любят ему
"делать
сладострастные сны", "устраивать
поллюции" и т.п. Различные при-
емы
токистического оперирования идут
вперемежку один с другим".*
В
приведенном отрывке из истории болезни
даны примеры всех су-
ществующих
псевдогаллюцинаций, а также описаны
многие расстрой-
ства,
входящие в структуру синдрома психического
автоматизма (см.
Синдромы
психических болезней). Следует подчеркнуть
впечатляющую
наглядность
клинического описания В.Х.Кандинского.
Оно как бы само
врезается
в сознание и память врача.
Функциональные и рефлекторные галлюцинации
Обе
эти формы нарушения чувственного
познания отличаются той
особенностью,
что для их возникновения необходимы
реальные раздра-
жители.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — вербальные и зна-
чительно
реже зрительные галлюцинации — обманы
восприятия, возни-
кающие на фоне
реального индифферентного, стереотипного
и монотон-
ного
раздражителя (капающая вода, тиканье
часов, стук колес вагона,
шум
ветра и т.п.), сосуществующие с ним не
сливаясь и исчезающие од-
новременно
с прекращением его действия. При
функциональных галлю-
цинациях
раздражитель действует на тот анализатор,
в области кото-
рого
возникает галлюцинация. Наряду с
функциональными галлюцина-
циями
изредка встречаются функциональные
псевдогаллюцинации, опи-
санные
впервые В.И.Рудневым.** В этом случае,
например, больной,
страдающий
паранойяльным бредом, слушая голос
лектора, помимо
воли
начинает вести "мысленные" разговоры
со своими преследовате-
лями и не
может их прекратить до тех пор, пока
лектор не замолчит.
* Кандинский В.Х. О псевдогаллюцинациях. Медгиз, М., 1952, с. 45—47.
**
Руднев В.И. О галлюцинациях и
псевдогаллюцинациях. Неврологичес-
кий
вестник. Т. XVIII,
1911,
с. 356.
53
РЕФЛЕКТОРНЫЕ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ (K.Kahlbaum)*
—
возник-
новение
мнимовосприятия в одном анализаторе
при наличии раздраже-
ния
в другом анализаторе: больной начинает
слышать "голос" при виде
определенного
лица или в определенной ситуации: "Я
разговаривал с
больным
в то время, когда мимо нас пронесли
помои. Вдруг он закри-
чал:
"Я вам это запрещаю!" На мой вопрос,
что он хочет сказать, он
ответил:
"Вы меня сейчас назвали отравителем
пищи". Здесь первич-
ным
явлением было впечатление от собранных
остатков пищи, но оно
тот час же
перебросилось с перцептивного центра
зрительного чувства
на
центр слухового нерва и вызвало в нем
сходную по содержанию гал-
люцинацию".**
В
отличие от иллюзий, при которых реальный
предмет и ошибоч-
ное
его восприятие сливаются воедино, при
функциональных и рефлек-
торных
галлюцинациях происходит двойственное
восприятие: реальное
и
мнимое сосуществуют.
Сверхценные идеи
Сверхценные
идеи (доминирующие, превалирующие,
фиксирован-
ные
идеи) — мысли или группа мыслей,
возникающие под влиянием дей-
ствительных
обстоятельств, но, благодаря сильной
аффективной окрас-
ке,
получающие в сознании на длительное
время не соответствующее
их
реальному значению преобладающее
положение. Термин предложен
C.Wernicke
(1892).
Содержание
сверхценных идей разнообразно. Наиболее
часто
встречаются
сверхценные идеи изобретательства,
сутяжничества (кве-
рулянтства),
реформаторства, супружеской неверности,
ипохондричес-
кие
сверхценные идеи, сверхценные идеи,
связанные с семейными и мате-
риальными
потерями, с совершением неблаговидных
поступков и т.д. В
одних
случаях сверхценные идеи возникают и
получают свое доминиру-
ющее
положение в сроки, исчисляемые днями
или неделями, в других —
развиваются
исподволь, на протяжении месяцев и лет.
Раз возникнув,
сверхценные
идеи способны дополняться новыми фактами
и расширять-
ся
в своем содержании, подвергаться
систематизации как за счет соб-
ственных
домыслов, так и за счет привходящих
обстоятельств. То, что
противоречит
сверхценным идеям, либо игнорируется
индивидуумом,
* Kahlbaum
К.
Die
Hallucination. Allgemeine Zcitschift fur Psychiatrie. Bd.
XXIII,
1866,
s.l.
** Шюле
Г. Руководство по душевным болезням.
Пер. с нем. Харьков,
1880,
с. 115.
54
либо
получает значение прямых или косвенных
доказательств его пра-
воты.
Сверхценные идеи подчиняют себе в
различной степени и духов-
ную
жизнь и деятельность человека. Длительно
существующие система-
тизированные
сверхценные идеи способны повлечь за
собой появле-
ние
совершенно новых ценностных ориентации
и установок личнос-
ти
— сверхценное
мировоззрение.
Сверхценные
идеи обычно
сопровождаются
стойкими изменениями настроения.
Содержание сверх-
ценных
идей часто коррелирует с его особенностями.
Для гипоманиа-
кальных
состояний типичны идеи сутяжничества,
реформаторства, изоб-
ретательства
— экспансивные сверхценные идеи; для
субдепрессий —
ипохондрия, а также
идеи морального несовершенства или
моральных
потерь
(например, смерть супруга) — депрессивные
сверхценные идеи.
Систематизированным
экспансивным сверхценным идеям в ряде
случа-
ев
сопутствуют противоправные деяния;
депрессивным, например, свя-
занным
с семейными потерями, ипохондрией —
создание культа памя-
ти
умершего или разработка методов
самолечения с помощью трав,
диеты,
образа жизни и т.д., в некоторых случаях
— самоубийство.
Сверхценные
идеи при усложнении сменяются бредом;
в случаях ре-
дукции
— состояниями, близкими к навязчивым
явлениям. Последние
особенно
характерны для редуцирующихся
ипохондрических сверхцен-
ных
идей. Поэтому дифференциальный диагноз
сверхценных идей дол-
жен проводиться
в первую очередь с этими двумя
психопатологически-
ми
симптомами.
В
тех случаях, когда речь идет о выраженных
сверхценных иде-
ях, их дифференциальный
диагноз с навязчивостями несложен.
При
сверхценных
идеях "я" больного всегда защищает
их; при навязчи-
вых
явлениях "я" больного всегда
противоборствует расстройству.
Дифференциальный
диагноз этих двух групп расстройств
становит-
ся
трудным и даже невозможным в тех случаях,
когда сверхценные
идеи
редуцируются и лишаются своей аффективной
насыщенности.
В
этих случаях "я" больного может
начать противостоять существую-
щему
расстройству, и оно сближается с
навязчивостью. Дифференциаль-
ный
диагноз сверхценных идей и бреда (см.
Бред).
Сверхценные
идеи встречаются чаще всего в рамках
реакций и
патологического
развития личности у лиц с психопатическими
чер-
тами
характера или психопатическим личностным
складом. В ряде
случаев
сверхценные идеи возникают при мягко
развивающихся эн-
догенных заболеваниях
или на фоне ремиссий с остаточными
психо-
патоподобными
расстройствами.
55
Развернутые
и стойкие сверхценные идеи, в частности,
сверхценное
мировоззрение, возникают,
в первую очередь, у лиц зрелого и более
по-
зднего
возраста. Существует точка зрения, что
сверхценные расстрой-
ства
возникают уже в детском возрасте
(В.В.Ковалев, 1979).
Бред
Бред—
совокупность идей, суждений и выводимых
из них умозак-
лючений,
не соответствующих действительности,
полностью овладева-
ющих
сознанием больного и не корригируемых
при разубеждении и
разъяснении.
Основными признаками бреда являются:
1)
субъективная убежденность больного в
правильности своих умо-
заключений;
2)
невозможность коррекции бреда с помощью
опыта и вытекающих
из
него выводов;
3)
несоответствие субъективных убеждений
объективной реальнос-
ти
(K.Iaspers,
1913).
Сам
K.Iaspers
считал,
что выделенные им критерии бреда
являются
неточными,
а потому непригодными для верного
определения сущности
расстройства.
По его мнению, перечисленные критерии
отражают
собой
лишь поверхностный аспект явления,
который можно понять
только
с помощью метода, выходящего за границы
простого описа-
ния. Таким методом
являлась для K.Iaspers'a
основанная
на филосо-
фии
существования (экзистенциализме)
"феноменологическая интуи-
ция".
С ее помощью исследователь способен
"вжиться в мир больно-
го"
и, опираясь на основные критерии бреда,
прийти к выводу, что
исследуемое
расстройство (переживание) выступает
как чуждое и не-
понятное,
исключающее возможность соучастия в
нем. В последнем слу-
чае,
по мнению K.Iaspers'a,
налицо
стержневое (основное) расстройство
—
"первичный феномен", характеризующий
подлинный бред. Стремле-
ние
охватить бред в его стержневой части —
невозможности "вжива-
ния"
— повлекли за рубежом многочисленные
исследования. Одни
из
них опирались в рассмотрении этого
феномена на психоанализ, по-
нимающую
психологию, антропологию и т.д.; другие
(H.Gruhle,
1929,
K.Schneider,
1962)
— на клинико-психопатологический метод.
В оте-
чественной
психиатрии феноменологический метод
K.Iaspers'a,
при-
мененный
им для разработки проблемы психопатологии
и, в частно-
сти
бреда, неоднократно подвергался
критической оценке. "Идеали-
56
стические
позиции Ясперса в основном гносеологическом
вопросе
предрешили познавательную
бесплодность его концепций в про-
блеме
бредообразования".* Теоретические
положения K.Iaspers'a
объяс-
няющие
возможность понимания генеза "первичного
феномена", свой-
ственного
истинному бреду, не были приняты
отечественными психиат-
рами.
Однако описание выделенных K.Iaspers'oM
вариантов
истинно-
го,
или, как его еще называют, первичного
бреда является для ряда оте-
чественных
психиатров несомненной клинической
реальностью.**
В
практической психиатрии термины "бред"
и "бредовые идеи" упот-
ребляются
обычно в качестве синонимов. Лишь в тех
случаях, когда
бредовые
высказывания немногочисленны, выступают
в изолированном
виде, не формируясь
в комплекс, предпочитают говорить об
"отдельных
бредовых
идеях". Бред наряду с галлюцинациями
считается несомнен-
ным признаком
выраженной степени психической болезни
— психоза.
Эта
точка зрения нашла, в частности, свое
отражение в той излишней
фразе,
которую психиатры очень часто используют
при описании психи-
ческого
статуса больного: "бредовых идей не
высказывает, галлюцина-
ции
отрицает".*** Бред может занимать
доминирующее положение в
клинической
картине; в других случаях он представляет
лишь компо-
нент
психопатологических состояний, сочетающих
в себе самые различ-
ные
психические расстройства — позитивные
и негативные. Существу-
ют
различные классификации бреда.
Первоначально, на протяжении
второй
половины XIX
века,
бред классифицировался исключительно
по
содержанию.
Первой формой такого бреда явился бред
преследования,
выделенный
Ch.Lasegue'oM
(1852).
В последующем были выделены еще
две
другие основные формы бреда — бред
величия и депрессивный бред,
или
бред уничижения. Одновременно шло
выделение многочисленных
разновидностей
этих трех основных форм, в основе которых
лежало со-
держание
бредовых идей. Классификация бреда по
содержанию не отра-
жала
в достаточной мере ни психопатологических,
ни клинических, ни
патогенетических
его особенностей. Кроме того, содержание
бреда в
гораздо
большей степени, чем содержание всех
других психопатологи-
ческих симптомов,
меняется в зависимости от самых различных
факто-