Файл: Галяшина Е. И. - Основы судебного речеведения - 2003.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 2721

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

При реализации спонтанного устного диалогического текста,

как правило, присутствуют маркеры, сигнализирующие о наме
рении партнеров по коммуникации продолжать и поддерживать
интеракцию.

Для устных спонтанных диалогов характерна тенденция 

к интонационной незавершенности, которая имплицирует
интенцию говорящего на продолжение контакта. При этом
ролевым отношениям коммуникантов свойственна высокая
степень диалогичности: эти отношения, с одной стороны, пред
полагают диалог, с другой, сами есть следствие диалога.

Важнейшей чертой, отличающей спонтанную речь от подго

товленной и сближающей между собой различные типы непод
готовленной устной и письменной речи, является тенденция 
к расчлененной подаче информации. Впервые сегментирован
ность как особенность именно устной формы речи, в отличие от
кодифицированного письменного литературного языка, была
отмечена О. А. Лаптевой

1

.

Другая черта, специфичная для спонтанной речи, – это

интерференция с кодом внутренней речи. В ситуации спон
танной, полностью неподготовленной устной или письмен
ной речи внутренняя речь и речь порождаемая наиболее сбли
жены. Это приводит к тому, что свойства кода внутренней
речи в наибольшей степени будут отражены в порождаемой
спонтанной речи. Имплицитно содержащаяся во внутренней
речи информация не успевает окончательно перекодироваться
и оформиться на уровне поверхностного эксплицитного син
таксиса.

При порождении спонтанного текста требования закона

объема непосредственной оперативной памяти приводят к воз
никновению семантически и синтаксически недискретных
единиц. Для спонтанного порождения текста характерно
стремление к самостоятельной предикативности (глагольнос
ти) отрезков речи, меньших, чем предложение. Эти свойства
присущи и разговорной речи и универсальны для устных форм
разных национальных и литературных языков, хотя и имеют в
них разное воплощение. В устной, даже публичной, речи
книжнописьменные средства используются реже, чем в пись
менной.

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

90

1

Лаптева О.А.

Дискретность в устном монологическом тексте. Русский язык. Текст как

целое и компоненты текста. Виноградовские чтения XI. –М.: Наука, 1982.

В целом письменная речь обладает гораздо меньшей степе

нью эмоциональности (за исключением случаев реализации не
обычных условий языковой ситуации).

Исследование представленных спонтанных устных и пись

менных текстов выявило следующие синтаксические особенности,
встречающиеся как в устной, так и письменной неподготовлен
ной речи, которые можно квалифицировать в качестве марке
ров спонтанного дискурса (релевантных для дифференциации
и спонтанной письменной речи):

• Конструкции с местоименным удвоением (расчленяется,

удваивается тема или рема высказывания, что отвечает
задачам актуального членения): 

«Потому что транспорт

ники вот они говорят, одну машину они только нашли, и в
эту другого клиента умудрились загрузить»

.

• Расчлененность высказывания при выражении одно

родности. В подготовленной речи при выражении
однородности одна тема обслуживает, как правило, не
сколько рем. Для неподготовленной устной и письмен
ной речи характерно повторение темы перед каждой
ремой в однородном ряду. Такое построение определя
ется двоякой функцией, выполняемой оперативной па
мятью, – удержания и упреждения (по Н. И. Жинкину):

«Так это вообще непонятно, чья машина, это не наша ма
шина, вот нам тоже очень интересно, каким образом они
там грузят вообще, на что они ориентировались, это не
наша машина, я не знаю, куда они вас загрузили, если че
стно. Буду звонить узнавать, ну эта машина тоже наше
го перевозчика, но я не знаю, под кого она, эта машина,
была подана»

. Повтор темы перед каждой из единиц, от

ражающих рему и составляющих однородный ряд, яв
ляется проявлением общей тенденции неподготовлен
ной или слабо подготовленной устной и письменной
речи к расчлененности, сегментированности, способст
вует актуализации ремы.

• Конструкции с расчленением как отражение двух кодов

речи. В спонтанной и малоподготовленной устной речи
распространены конструкции с местоимением, выполня
ющим интродуктивную функцию (то, о чем будет идти
речь далее): «

И какой от меня, какой вот пакет докумен

тов с меня требуется, потому что говорят, что полностью

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

91


background image

все уставные документы нужны, мне не говорили, какие до
кументы конкретно нужны».

• Линейное построение плана выражения и нелинейное

формирование плана содержания.

• Регрессивная доработка (уточнение, конкретизация) 

и дистантное расположение синтаксически связанных
единиц (словоформ и предикативных конструкций).

На лексикосинтаксическом уровне для спонтанного дис

курса, устного и письменного, характерны различного рода
самоперебивы вследствие логических и лексикограмматичес
ких перестроек, неоправданные лексические повторы, ошибки
словоупотребления за счет нарушения лексической валентнос
ти, контаминации, обилие десемантизированной лексики, жар
гонизация речи.

Кроме этого, в области синтаксиса выявлены следующие

тенденции:

• сокращение типов синтаксических моделей высказы

вания; 

• преобладание простых, нераспространенных конструк

ций;

• приближение формальносинтаксической структуры

высказывания к функциональной структуре (в качестве функ
циональных заместителей предложения активно «работают»
нечленимые речевые образования, отдельные лексемы и даже
звуки);

• членение высказывания на короткие по объему сегменты,

причем независимо от смысловой и лексикосинтаксической
организации высказывания;

• построение высказываний по принципу «семантической

воронки» – от наиболее общего к наиболее конкретному – се
мантически релевантные, уточняющие и конкретизирующие
компоненты тяготеют к концу высказывания;

• постановка коммуникативно важных членов в начальную

позицию – вынесение в препозицию ремы

1

.

Таким образом, для синтаксиса устной неподготовленной

речи характерна высокая степень эллиптичности, парцелляция,
обрывы высказываний, неоднозначность интонационных по
казателей, взаимоналожение конструкций.

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

92

1

Маркосян А.С

. Психолингвистические особенности синтаксиса разговорной речи:

Диссертация кандидата психологических наук. – М., 1983.

Лексикограмматический уровень 
письменной неподготовленной речи:

Особенность синтаксиса неподготовленной письменной ре

чи составляет строение основной синтаксической единицы –
предложения. В противоположность полному предложению
книжной речи, здесь широко распространены неполные пред
ложения, в которых многое остается недоговоренным, с разоб
щенностью отдельных деталей, без строгой логической после
довательности нарративного дискурса. 

Быстрое развертывание спонтанной письменной речи, не

дающее предусмотреть заранее необходимых предварительных
сведений и сделать подготовительные сообщения, приводит 
к тому, что начатое предложение прерывается разными ввод
ными замечаниями, грамматическими коррекциями. Напри
мер: 

Поставляет мне из французских журналов (старых) анекдо

ты (Письма Чехова); Отсюда до Звенигорода (15 верст) на
лошадях (там же); Видел я его третьего дня (до обеда и вечером)
(там же); Деньги вышлешь переводом (простым) в субботу же…
(там же); Я вышлю Вам всего Пушкина (в подарок Георгию за его
письмо) (там же).

Типичным выражением формирования предложений «на

ходу» является контаминация, состоящая в том, что структура
начала предложения расходится со структурой его конца, так
как говорящий, благодаря недостаточной сосредоточенности,
соскальзывает с одной синтаксической конструкции на другую:

Все крайне мило, комфортабельно и уютно. Спичечницы, пепель
ницы, ящик для папирос и черт знает чего только не наставили
любезные хозяева (Письма Чехова).

Предложение, повидимому,

начато как назывное рядом существительных в именительном
падеже, но это оказывается не увязанным с управляющим гла
голом, например: 

чего не наставили

, требующим родительного

падежа.

Следующий ряд явлений характеризует неполную грамма

тическую оформленность предложений, наличие отступле
ний от синтаксических связей внутри предложения, обяза
тельных в книжной речи. Сюда относится широкое введение
идиом как таких целых, в которых синтаксические отноше
ния не подчинены структуре данного предложения, а нередко
вообще необъяснимы с точки зрения системы современного

УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

93


background image

синтаксиса. Особенно показательны те идиомы, которые по
своей структуре сами являются предложением: 

Денег – кот

наплакал; У нас было не лето, а сплошное черт знает что:
дождь, дождь и дождь

.

Сходно с употреблением идиом использование целых выра

жений из речи собеседника, структурно не увязанных с данным
предложением. Например: 

Ты не видишь конца моему «надо», по

тому что это «надо» – не твое

.

Чисто аналитические конструкции представляет употребле

ние наречий с предлогами: 

Обратно можно за дешево проехать

.

Близко к этому употребление предложного сочетания как цель
ного выражения с новым предлогом: 

Половина работы отложе

на на после лета.

Подобным же образом употребляется инфинитив: 

Теперь на

счет сниматься

(из письма Чехова)

1

.

Значительное количество неполных предложений встреча

ется в эпистолярном жанре, письмах и черновиках.

6. Признаки различения спонтанности 

или подготовки устной и письменной речи

В таблицах 1 и 2 приведены градация уровней подготовлен

ности устного и письменного текста (соответственно) и некото
рые примеры лингвистических признаков, маркирующих их в
зависимости от экстралингвистических факторов и функцио
нальностилистической принадлежности текста

2

.

Изучение литературы по проблемам автороведческой экс

пертизы показывает, что для решения поставленной задачи
дифференциации подготовленной и спонтанной письменной
речи можно использовать тот же комплекс признаков, который
обычно применяется для решения диагностических и иденти
фикационных задач установления авторства письменного текста.
С тем только отличием, что в данном случае задачи предваритель
ной подготовки письменного текста и его авторства тесно взаимо
связаны.

Признаками, свидетельствующими о факте подготовки пись

менного текста, являются интерференция навыков составителя

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

94

1

Гвоздев А.Н.

Очерки по стилистике русского языка: Синтаксис. – www.reader.boom.ru.

2

Автор выражает большую признательность и благодарность за помощь в составлении

табличного материала Н. Ремизовой, В. Алешиной и Е. Гримайло.

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ СПОНТАННОСТИ ИЛИ ПОДГОТОВКИ…

95

Тип уст

ной речи

Степень

подготовки

Лингвистические 

признаки

Факторы, влияющие на

варьирование признаков 

1. Зара

нее под
готов
ленная
речь

2. Квази

спонтан
ная речь/

Cпон

танная
речь

1.1. Чтение
вслух заранее
не известно
го текста;

1.2. Чтение
вслух заранее
известного
текста (пред
варительно
прочитанного
«про себя»);

1.3. Вос
произведение
вслух выучен
ного наизусть
текста;

1.4. Изложе
ние вслух
письмен
ного текста;

1.5. Пересказ
вслух с опо
рой на пись
менный
текст

2.1. Речь за
суфлером;

2.2. Стерео

типная речь
по шаблонно
му тексту в
стереотипной
ситуации;

2.3. Обдуман

ная речь по
заранее со
ставленному
плану;

2.4. Репроду

цирование
вслух «чужой»
речи;

Фонетические:

• стабильный темп речи;
• уменьшение количества
семантически и синтаксиче
ски не обусловленных пауз;
• высокая частотность до
словных повторов и дубли
рования реплик;
• соответствие логических па
уз пунктуационным паузам;
• диапазон мелодики на выде
ленных акцентах не так велик;
• отсутствие пауз хезитации

Лексикограмматические:

• легкость деления на от
дельные синтагмы и пред
ложения;
• стилистическая точность;
• сокращение числа вводных
и незнаменательных слов

Текстовые:

• деление на абзацы соответ
ствует письменному тексту;
• последовательное разви
тие темы;
• связность речи соответст
вует письменному аналогу

Фонетические:

• темповая неоднородность;
• усиление редукции гласных;
• ослабление заударной ча
сти слова;
• стяжение двух гласных в
один сегмент в заударной
части слова;
• выпадение гласных;
• изменение фонетического
облика слова вплоть до усе
чения слогов;
• консонантная насыщен
ность фразы;
• упрощение сочетаний со
гласных («боязньто есть»);
• преобладание просодичес
ких моделей незавершенности;
• стирание внутрифразовых
и межфразовых границ –
трудности членения текста на
высказыванияпредложения;

Особенности речевой

ситуации:

• целевая установка, по
требностномотивацион
ные условия реализации
речи;
• адресат и его роль в акте
общения;
• сложность объекта чте
ния;
• публичность чтения

– внешние условия (осве
щение, обстановка и т.д.);
– наличие временных ог
раничений

Особенности диктора:

• навыки и техника чтения;
• состояние зрения дик
тора;
• артистизм говорящего;
• навыки публичного чте
ния;
• степень владения темой
текста;
• индивидуальнопсихо
логические особенности;
• наличие патологии

Особенности речевой си

туации:

• целевая установка, по
требностномотивацион
ные условия реализации
речи;
• адресат и его роль в акте
коммуникации;
• количество говорящих и
слушающих;
• роль речи в акте обще
ния;
• сложность обсуждаемо
го объекта;
• характер коммуника
ции, публичность диалога,
наличие визуального кон
такта с собеседником;
• выбор темы;
• наличие временных ог
раничений;

УСТНАЯ ФОРМА РЕЧИ: ПРИЗНАКИ ПОДГОТОВКИ

Таблица 1


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

96

Тип уст

ной речи

Степень

подготовки

Лингвистические 

признаки

Факторы, влияющие на

варьирование признаков 

2.5. Исполь
зование в
устной речи
цитат (цити
рование чу
жого текста);

2.6. Моноло
гический
рассказ на
известную
заранее тему;

2.7. Ответы
на вопросы о
хорошо изве
стной теме;

2.8. Спон
танная моно
логическая
речь;

2.9. Спонтан
ный диалог –
речевая им
провизация

• большая мелодическая изре
занность;
• большой диапазон мелодики
на выделенных акцентах;
• появление динамически неус
тойчивых слов (безударных или
слабоударных в потоке речи);
• различное соотношение длины
синтагмы и количества фонети
ческих слов, ее составляющих;
• макросегментация на уровне
фраз, фоноабзацев может быть
как менее, так и более дробной
по сравнению с макросегмен
тацией текста при чтении;
• сбои в функционировании
речевого сигнала (обрыв вы
сказывания на межсловном
уровне или  на уровне слово
формы, («значч... значит»);
• нарушение темпоральной
(временной) цельно оформ
ленности речи;
• появление пауз хезитации;
• большое количество слов
заполнителей пауз;
• увеличение времени инто
нирования между паузами

Лексикограмматические:

• сокращение типов синтак
сических моделей;
• появление грамматически
неправильных конструкций;
• вынесение в препозицию ремы;
• вынесение семантического
центра в начало абзаца;
• уменьшение процентного
соотношения официальноде
ловой и книжной лексики;
• стилистические неточности,
повторы;
• замена слов, ложные начала
высказывания

Текстовые:

• построение текста не путем
логического развертывания, а
путем ассоциативного нанизы
вания отдельных высказываний;
• членение текста на абзацы
может быть как более, так и
менее дробным, по сравнению
с членением текста при чтении

• непосредственное/
опосредованное обще
ние;
• внешние условия и
обстановка коммуника
ции

Особенности диктора:
• объем кратковремен
ной памяти;
• темперамент говоря
щего;
• навыки говорить пуб
лично;
• уровень речевой куль
туры;
• степень владения
предметом обсуждения;
• индивидуальнопси
хологические особенно
сти;
• наличие патологии

Особенности функцио
нального стиля и жанра
устного дискурса

• публичная;
• обиходная; 
• литературная; 
• разговорная речь;
• официальноделовая

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ СПОНТАННОСТИ ИЛИ ПОДГОТОВКИ…

97

Тип 

речи

Степень подго

товленности

Лингвистические 

признаки

Факторы, влияющие на

варьирование признаков 

1. Заранее

подготов
ленная
речь

2. Не под
готовлен
ная зара
нее //
Квази
спонтан
ная
речь //
Спон
танная
речь 

1.1. Списыва
ние заранее
известного
текста;

1.2. Списывание
заранее не изве
стного текста;

1.3. Составле
ние по памяти
выученного за
ранее письмен
ного текста;
1.4. Письмен
ная речь под
диктовку;
1.5. Изложение
письменного
текста;
1.6. Письмен
ное цитирова
ние письмен
ного текста
(«своего» или
«чужого»)

2.1. Составле
ние письмен
ного текста по
шаблону, за
полнение
бланка, фор
мы, по образ
цу;

Лексические:

• используются разные спо
собы сочинения и подчине
ния, обособление, вводные
предложения;
• текст логически построен;
• цитирование;
• конструкции предложе
ний сложные; наличие обо
ротов;
• использование активных –
пассивных форм глагола; 
• в подготовленной речи –
канцелярит и деперсонали
зация за счет использования
пассива (отвечал за выпол
нение, находил применение)

Текстовые:

• логическая выстроен
ность текста, обоснован
ность высказываний;
• разбивка на абзацы, кото
рые соответствуют теме;
• связность письменной речи;
• малое количество повторов

Лексикограмматические:

• Наличие орфографических
и пунктуационных ошибок;
• использование элемнентов
просторечия;
• нарушение определенных
норм стилистики;
• употребление слов в их
переносном значении;
• наличие лексических по
второв;

Особенности речевой

ситуации:

• потребностномоти
вационные условия на
писания текста, целе
вая установка;
• сложность описывае
мого объекта;
• степень самостоятель
ности в выборе темы;
• наличие временных
ограничений;
• необычные условия
(например, психологи
ческое  давление, ока
зываемое на составите
ля письменного текста)

Особенности пишущего:

• состояние зрения;
• психофизиологическое
состояние человека;
• темперамент пишуще
го;
• степень владения выб
ранным объектом;
• общее развитие , куль
тура речи

Особенности

функционального стиля
и жанра речи:

• официальноделового,
разговорного, эписто
лярого, публицистичес
кого и т. д.

Особенности речевой

ситуации:

• потребностномоти
вационные условия на
писания текста, целе
вая установка;
• сложность описывае
мого объекта;
• выбор темы;

ПИСЬМЕННАЯ ФОРМА РЕЧИ: 

ПРИЗНАКИ СПОНТАННОСТИ / ПОДГОТОВКИ 

Таблица 2


background image

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

98

Тип 

речи

Степень подготовленности Лингвистические 

признаки

Факторы, влияющие

на варьирование при

знаков 

2.2. Сочинение письменно
го текста на заранее задан
ную тему по составленному
плану;
2.3. Составление письменно
го текста с частичным репро
дуцированием «чужой речи»,
дословное и недословное ци
тирование «чужого» или
«своего» текста;
2.4. Письменное изложение
текста;
2.5. Сочинение текста на
не известную заранее, но
хорошо знакомую тему;
2.6. Сочинение текста на не
известную заранее и незна
комую тему;
2.7. Написание ответов на
заранее поставленные во
просы;
2.8. Написание спонтанно
порождаемого текста в фор
ме монолога или диалога

• у п р о щ е н и е
предложений;
• н а р у ш е н и е
порядка слов;
• в спонтанной
речи избегаются
пассивные гла
гольные формы,
предпочтение
отдается актив
ным

Текстовые:

• хаотичное раз
биение на абзацы
либо их отсут
ствие вообще;
• текст логиче
ски плохо вы
строен;
• плохое разви
тие темы, «пере
прыгивание» с
одной темы на
другую

• наличие временных
ограничений;
• необычные условия
(например, психологи
ческое давление, оказы
ваемое на составителя
письменного текста)

Особенности пишущего: 

• психофизиологичес
кое состояние человека;
• общее развитие,
культура речи;
• темперамент пишу
щего;
• степень владения
выбранным объектом

Особенности функцио

нального стиля и жанра
речи

(официальноделового,
разговорного, эписто
лярного, публицисти
ческого и т. д.)

ПРИЗНАКИ РАЗЛИЧЕНИЯ СПОНТАННОСТИ ИЛИ ПОДГОТОВКИ…

(автора) текста и его редактора (или лица, репродуцирующего
текст другого автора с искажением как собственных, так и ав
торских языковых навыков). Данное явление может прояв
ляться в нарушении корреляционной зависимости общих при
знаков письменной речи. Когда определенная степень развития
синтаксических и лексических навыков ниже степени развития
навыков нижних уровней (пунктуационных, орфографичес
ких и т. д.), когда уровень общей культуры автора (кругозор, эру
дированность и интеллектуальные навыки, логикоформальные
навыки) противоречит уровню развития его языковых навыков

1

.

На лексическом уровне это проявляется в обозначении

одного и того же денотата просторечным словом и словом,
соответствующим литературной норме; частые повторы одних
и тех же слов при разнообразии прочей лексики; введение неха
рактерных для письменной речи словпаразитов, свойственных
устной речи. 

На синтаксическом уровне – соблюдение и несоблюдение

одного и того же правила; упрощенный характер конструкций,
что свидетельствует о неестественном дроблении мысли на не
сколько предложений, легко объединяющихся в одно; однооб
разие лексикосинтаксических конструкций, с которых начи
наются предложения, а также вставных конструкций.

Пунктуационные – соблюдение и несоблюдение знаков

препинания в одинаковых конструкциях, соблюдение и несо
блюдение одних и тех же правил пунктуации; исправление с вер
ного на  неверное; соблюдение более сложных для усвоения
правил пунктуации и несоблюдение простых; лишние знаки
препинания там, где не может быть паузы при прочтении
фразы.

Орфографические – верное и неверное написание одного 

и того же слова или словосочетания, исправление с верного на
неверное, соблюдение и несоблюдение одного и того же прави
ла орфографии; соблюдение более сложного правила и несо
блюдение простого; написание слов так, как они не могут про
износиться, написание нескольких слов подряд слитно при
раздельном написании других с соблюдением правил орфогра
фии в каждом слове; написание части слов в соответствии с
произношением.

99

1

Экспертная практика и новые методы исследования. – М., 1993. – C. 22–29.