Файл: Галяшина Е. И. - Основы судебного речеведения - 2003.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 2715

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Основной экстралингвистический фактор, определяющий

характеристики спонтанного и подготовленного, как устного,
так и письменного дискурса – это фактор ограничения по вре
мени в момент порождения речевого отрезка.

Таким образом, «речь – это не простая вербализация, подыс

кивание и наклеивание словесных ярлычков к мыслительным
сущностям; это творческая интеллектуальная деятельность,
включенная в общую систему психической и иной деятельности
человека»

1

. При этом в зависимости от разных ситуаций воз

можна разная степень их взаимного наложения. 

Идея фазового структурирования речевого акта принадле

жит Л. С. Выготскому, который представлял его как «движение
от мотива, порождающего какуюлибо мысль, к оформлению
самой мысли, к опосредованию ее во внутреннем слове, затем в
значениях внешних слов и, наконец, в словах»

2

.

Идеи Л. С. Выготского были развиты А. А. Леонтьевым

3

, ко

торый последовательность этапов речепорождения представлял
следующим образом:

1) Система мотивов. При этом мотив понимается не как

изолированный фактор, а система внеречевых факторов, обра
зующих мотивацию речевого действия.

2) Первичная ориентировка в проблемной ситуации и фор

мирование речевой (коммуникативной) интенции, порождае
мой мотивацией и первичной ориентировкой.

3) Внутренняя программа речевого действия. При этом под

программированием понимается процесс опосредования рече
вой интенции кодом личностных смыслов. На этом этапе гово
рящий принимает решение о характере высказывания.

4) Реализация внутренней программы, содержащая два от

носительно независимых процесса – семантическую и грамма
тическую реализацию. Переход к коду осуществляется в два
этапа. Сначала происходит переход от смыслов, закрепленных 
в субъективном коде, к значениям «внешних» слов реального
языка, а затем «превращение грамматики смыслов в грамматику
слов, так как мысль иначе построена, чем ее речевое выражение».

5) Процесс акустикоартикуляторной и моторной реализа

ции программы следует после выбора синтаксической структуры

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

60

1

Леонтьев А.А

. Психология общения. – М.: Смысл, 1999. – С. 119.

2

Выготский Л.С

. Избранные психологические исследования. – М., 1956. – С. 380–381.

3

Леонтьев А.А.

Психология общения. – М.: Смысл, 1999.

высказывания и предшествует звуковому осуществлению вы
сказывания.

6) Фонация, осуществляемая на основе акустикоартикуля

ционной реализации и моторного программирования, накла
дывающаяся на семантикограмматическую реализацию.

В соответствии с указанными фазами порождения речевого

высказывания необходимо учитывать следующие факторы,
определяющие этап ориентировки и планирования на этапе по
рождения высказывания:

• мотивация общения;
• социальнопсихологические функции общения в совре

менном обществе;

• личностные факторы, определяющие процесс общения,

такие как роль и направленность личности;

• установка на собеседника в разных ее аспектах;
• микросоциологические факторы интеракции;
• ситуативные факторы ориентировки: пространственные 

и временные условия контакта, влияние дефицита времени на
интеракцию, роль социальной ситуации, речевой этикет;

• социальная техника общения в связи с речевыми и нере

чевыми компонентами.

А. Р. Лурия процесс порождения высказывания представляет

следующим образом. В начале процесса находится мотив, воз
никновение мысли или общей схемы того содержания, которое
впоследствии должно быть воплощено в высказывании, то есть
иными словами – замысел. Далее – этап внутренней речи, име
ющей решающее значение для перешифровки, перекодирова
ния замысла в развернутую речь и для создания порождающей
(генеративной) схемы развернутого высказывания. Она имеет
свернутый, сокращенный характер и в то же время является
предикативной и опирается на схемы семантической записи 
с ее потенциальными связями. Затем формируется глубинно
синтаксическая структура и только после этого развертывается
внешнее речевое высказывание, опирающееся на поверхност
носинтаксическую структуру

1

.

Для понимания процесса порождения речи крайне важны

основные положения, сформулированные Н. И. Жинкиным,
который полагал, что внутренняя речь пользуется особым

ЯЗЫК И РЕЧЬ В АСПЕКТЕ СУДЕБНОЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА

61

1

Лурия А.Р.

Речь и мышление. – М.,1975.


background image

предметносхемным, но не вербальным кодом. Слова не хра
нятся в памяти в полной форме и каждый раз как бы синтезиру
ются, отбираются и сочетаются друг с другом по определен
ным семантическим правилам.

Таким образом, принципиально важным является то, что 

в механизме порождения устной речи предопределены следую
щие основные моменты: 

• синтаксическая структура высказывания не задана с са

мого начала и достраивается непосредственно в самом процес
се порождения речи;

• помимо внутреннего семантикосинтаксического про

граммирования высказывания происходит его моторное
программирование, которое не может предшествовать синтак
сическому прогнозированию; сбой в реализации семантико
синтаксической программы должен приводить к сбоям артику
ляторной программы;

• выбор слов определяется их ассоциативносемантичес

кими характеристиками, звуковым обликом и их субъективно
вероятностной характеристикой.

Одно и то же слово может являться в трех видах – как види

мое, слышимое и произносимое. Можно говорить о трех типах
кодов: буквах, звуках и речедвижениях. Под кодом понимается
перечень сигналов определенной материальной природы и пра
вил их комбинации. Существуют определенные правила пере
хода от сигналов одной материальной природы к сигналам дру
гой природы:

• чтение – это переход от букв к звукам;
• устная речь – переход от речедвижений (внутренней ре

чи) к звукам;

• письменная речь – переход от представляемых звуков 

к буквам.

Первичным кодом является речедвигательный, производ

ным от него является звуковой, а затем и буквенный код

1

.

Существенное отличие устной речи от письменной заключа

ется в том, что при спонтанном порождении устной речи нет
времени для отбора слов. В ней используются те слова, которые
находятся наготове. При неразработанности активного слова
ря (недостаточной сформированности механизма подбора

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

62

1

Жинкин Е.И

. Язык. Речь. Творчество. – М.: Лабиринт, 1998. – С.329.

адекватных слов) и некоторой сложности речевого задания
в неподготовленной речи будут проскальзывать неадекватные
теме слова, появятся оговорки, замены, исправления по ходу
речи, паузы и т. д.

4. Понятие речевой деятельности 

и языковой личности в аспекте речеведения

Теоретическая и практическая разработка проблемы иден

тификации личности, наряду с диагностикой психоэмоцио
нальных состояний и других обликовых характеристик личнос
ти, авторизацией письменных текстов тесно связана с общей
парадигмой речевой деятельности и языковой личности.

Если деятельность – это совокупность действий, подчинен

ных «представлению о том результате, который должен быть
достигнут», как определенной цели, то коммуникативная дея
тельность – это совокупность действий, подчиненных опреде
ленной коммуникативной цели. В психологических и лингвис
тических исследованиях, наряду с понятием «коммуникативная
деятельность», широко используются понятия «коммуникатив
ное поведение» и «речевое поведение», «коммуникативный
акт» и «речевой акт». Обычно эти термины даются как синони
мичные или между ними устанавливается соотношение части
целого 

(коммуникативное 

и

речевое поведение 

как синонимы,

коммуникативный акт

– более широкое понятие, 

речевой акт

более узкое понятие). На самом деле эти понятия мы разведем
иным образом. Поскольку поведение – это внешнее проявле
ние деятельности, мы не разграничиваем термины «коммуни
кативная деятельность» и «коммуникативное поведение», но
обязательно разграничиваем термины «коммуникативное пове
дение» и «речевое поведение».

Под 

коммуникативным поведением

мы понимаем процесс ус

тановления отношений с целью обмена информацией между
коммуникантами, а под 

речевым поведением

– процесс исполь

зования в речи языковых знаков как деятельность, осуществ
ляемая с помощью естественного языка, языковой системы.
Следовательно, 

речевое поведение

– это один из способов про

явления коммуникативного поведения, а между понятиями
«коммуникативное поведение» и «речевое поведение» мы уста
навливаем соотношение процесса и способа его реализации,

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ… 

63


background image

что может быть описано следующим образом:

что? – с помощью

чего?

Данный вывод легко подтвердить наиболее распростра

ненной ситуацией, когда речевое поведение является способом
осуществления коммуникации, так как в большинстве случаев
информация в ситуациях общения передается именно с помо
щью языка.

Коммуникативный акт

– это элемент коммуникативного

поведения, потока коммуникации как взаимодействия между
коммуникантами, один из которых является адресантом, а дру
гой адресатом (если взять одну любую временную точку, такое
разграничение должно быть признано обязательным). 

Речевой

акт

– это элемент речевого поведения, речевого потока как

процесса обмена сообщениями, оформленными с помощью ес
тественного языка.

Однако и такое определение исходных понятий оказывается

недостаточным. Это происходит, в первую очередь, изза различ
ного толкования слова «коммуникативный». Оно происходит от
английского слова 

communicative

, которое является много

значным: 1) общительный, разговорчивый; 2) коммуникаци
онный

1

. Очевидно, что эти значения тяготеют к разным смыс

лам слова «коммуникация»: второе значение в большей
степени характеризует коммуникацию как процесс в целом, 
а первое – коммуникацию в узком смысле, как собственно
контакт, даже скорее такую разновидность контакта, как диа
лог. Поэтому, строго говоря, при переводе на русский язык
необходимо было использовать два слова – «коммуникацион
ный» (в широком смысле) и «коммуникативный» (в узком
смысле). К сожалению, уже сложилась научная традиция упо
требления только слова «коммуникативный» в двух этих смыс
лах, и мы не будем от нее отступать. Таким образом, под ком
муникативным поведением в широком смысле мы понимаем
процесс установления отношений с целью обмена информаци
ей между коммуникантами, а под коммуникативным поведением
в узком смысле (или контактным поведением) – само взаимо
действие, контакт.

Двусмысленным оказывается и термин «речевое поведе

ние»: он может быть истолкован в широком и узком смысле.
Дело в том, что адресант и адресат в своем коммуникативном –

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

64

1

Большой англорусский словарь. – М., 1979. – Т.1. – С. 287.

и, соответственно, речевом – поведении предстают одновремен
но в двух ипостасях: как упаковщики/распаковщики информа
ции о реальном мире и как демонстраторы/потребители инфор
мации о типе взаимодействия между ними. И в том, и в другом
случае эта информация передается главным образом с помощью
языка (который обладает двойной ценностью в ситуации обще
ния – и по отношению к референту, и по отношению к контак
ту). Однако установки коммуникантов в этих случаях различны:
в первом случае это установка на язык как способ передачи ин
формации (соответственно назовем это 

собственно речевым по

ведением

, или 

речевым поведением в узком смысле

), во втором –

это установка на контакт (соответственно назовем это 

кон

тактным поведением

, или 

коммуникативным поведением в узком

смысле

).

Как всякое другое поведение, всякая деятельность, комму

никативное и речевое поведение характеризуются с помощью
понятий «цель», «стратегия» и «тактика». В контексте нашего ис
следования необходимо определить, что такое 

коммуникативные

цели

. Как утверждают психологи, цели определяются потребнос

тями человека, а основные потребности общения, от которых
зависит тип межличностных отношений, модель поведения че
ловека, стиль его взаимоотношений с окружающими, таковы:

1) потребность в привязанности, потребность в установле

нии контактов (люди различаются по степени готовности и же
лания проводить время с другими, общаться с ними);

2) потребность во влиянии;
3) потребность в близких, личностно значимых отношениях

с другими людьми, потребность в эмоциональной вовлеченности.

Совокупность моделей поведения, определяемых на основе

каждой из отмеченных нами потребностей, психологи называ
ют основной установкой личности в межличностных отноше
ниях; от этой установки зависит поведение человека.

Этим потребностям соответствуют коммуникативные по

требности и, соответственно,

коммуникативные цели

:

• цель обращения, установления контакта: 

«Я хочу общать

ся с вами, быть с вами в контакте»

;

• цель сообщения/получения: «

Я хочу передать вам какие

то сведения

я хочу принять, понять какието сведения

»;

• цель самовыражения: 

«Я хочу, чтобы вы увидели меня как

личность»

.

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ… 

65


background image

Заметим, что в различных ситуациях речевые сообщения по

разному «подают» адресату представленные в них коммуника
тивные цели. Очевидно, что есть тексты, которые не скрывают
собственных коммуникативных целей (так ведут себя, напри
мер, деловой или научный текст, иногда – тексты СМИ), но
есть и такие тексты, которые скрывают собственные цели, на
вязчиво демонстрируют одну цель адресанта, между тем его
истинное намерение может достаточно далеко уходить от этой
цели и даже ей противоречить, это тексты«маски» (например,
рекламный текст, который выдает себя за деловое речевое сооб
щение или за бытовой рассказ; заметим, кстати, что рекламное
сообщение нередко играет на подмене предмета речи или жан
ра; аналогичным образом может вести себя художественный
текст). Важно также, что одна и та же коммуникативная цель
(например, цель сообщения) может поразному конкретизиро
ваться, поразному настраиваться в зависимости от ситуации
общения и реальных неречевых потребностей коммуникантов.

Существование общих коммуникативных целей означает,

что говорящий и слушающий теоретически могут играть разные

коммуникативные роли

: роль диктатора и роль собеседника, роль

отправителя/получателя информации, роль индивида и роль
«маски» и т. д. Ясно, что разные типы текстов характеризуются
разной степенью проясненности коммуникативной роли адре
санта и адресата.

Если адресант и адресат имеют одинаковое представление об

этих параметрах коммуникативных целей или о распределенно
сти коммуникативных целей, конфликта между ними не возни
кает, коммуникация реализуется как 

кооперация 

(именно такое

общение по сути можно назвать состоявшейся коммуникаци
ей). Если адресант и адресат имеют разное представление об
этих параметрах коммуникативных целей или о распределенно
сти коммуникативных ролей (в том числе, если они осознанно
создают эту разницу), конфликт между ними неизбежен. По
этому мы можем исходить из того, что в самом общем виде при
чиной коммуникативного конфликта является противоречие
коммуникативных целей или коммуникативных ролей адресан
та и адресата.

В реальной ситуации речевого общения один и тот же субъ

ект одновременно реализует обе программы проверок – прини
мающую и конструирующую (скажем, адресат оценивает то,

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

66

как говорит адресант, и в то же время обдумывает, какие отно
шения могут и должны быть установлены между ним и его собе
седником в ходе этой коммуникации), и этим в какойто
степени объясняются многочисленные случаи сбоев в комму
никации.

Чтобы достигать коммуникативных целей, играть коммуни

кативные роли, необходимы конкретные знания, навыки и уме
ния. Эти знания в совокупности составляют понятие 

коммуни

кативной компетенции (

или

коммуникативного опыта).

А. А. Леонтьев отмечал, что говорящий должен уметь не

только объективно выразить в словах свои мысли и чувства, но 
и сделать это единственно целесообразным способом или, во
всяком случае, выбрать из различных доступных ему возможно
стей речевого их выражения наиболее близкую к оптимуму.
Необходимыми для этого речевыми умениями владеют далеко
не все носители языка, и для большинства из них выбор языко
вых средств на высших иерархических уровнях не детермини
рован. Это означает, что человек не умеет в адекватной форме
выразить то, что он хочет, и удовлетворяется случайными, при
близительными способами выражения.

Гораздо ближе к нашему пониманию коммуникативной

компетенции представление о языковой личности, предложен
ное Ю. Н. Карауловым, который выделяет три аспекта: лекси
кон, тезаурус и прагматикон

1

.

В философском плане

2

речь – деятельность человека, заклю

чающаяся в общении с другими людьми, в выражении и переда
че им мыслей посредством того или иного языка. Благодаря ре
чевому общению отражение мира в сознании отдельного
человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отра
жается в общественном сознании, связывается с достижениями
всей общественнопроизводственной практики человечества.
При этом общении происходит постоянный обмен мыслями:
понимание чужих мыслей и усвоение их – с одной стороны,
формулировка и высказывание собственных мыслей – с дру
гой. В связи с эти различают речь пассивную (сенсорную) как
восприятие и понимание чужой речи и речь активную (мотор
ную) как высказывание своих мыслей, чувств и желаний. То, что
разделено между говорящим и слушающим, психологически во

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ… 

67

1

Караулов Ю.Н.

Русский язык и языковая личность. – М.: Наука, 1987.

2

Философский словарь. – М.: Политическая литература, 1981. – С. 317.


background image

внутренней структуре речи объединено в единое целое: говоря,
человек слышит и понимает, слыша и понимая, говорит

1

. Физи

ологически это объясняется единством работы речедвигатель
ного и слухового анализаторов, связями между ними.

Основные виды речи – устная, то есть произносимая и слы

шимая, и письменная. Как известно, устная форма по отноше
нию к письменной первична. Письменная появилась в истории
человечества много позднее устной и прошла в своем развитии
ряд стадий от пиктографии (передача мыслей рисунками) до со
временного письма.

Понятие устной речи трактуется в лингвистической литера

туре неоднозначно. Одни авторы термином «устная речь» назы
вают всякую произносимую речь, включая чтение вслух или на
изусть. Другие полагают, что устная форма речи (исключая
чтение вслух и наизусть) – это всегда импровизация

2

.

В данной работе для общего обозначения любой речи, про

износимой изустно (вслух) и слышимой (включая чтение вслух
и наизусть), используется термин «звучащая речь».

Термин «устная речь» используется в более узком значении,

для подчеркивания ее отличия от письменной, и не включает в
себя чтение вслух и наизусть. Термин «устная форма речи»
используется в качестве противопоставления «письменной
форме», подчеркивая разные формы ее порождения. Термин
«устный текст» используется для обозначения текста, произно
симого вслух (порождаемого изустно) и слышимого, то есть
воспринимаемого посредством органа слуха. Термин «пись
менный текст» используется для обозначения текста, зафикси
рованного в графической форме и воспринимаемого посредст
вом зрительных рецепторов.

В поле зрения лингвистов до недавнего времени оказы

вался прежде всего литературный письменный язык. Широ
кое исследование спонтанной речи началось в лингвистике
лишь в последнее время, в то время как психологи занима
ются спонтанной речью давно. Это нашло отражение в сло
варях. В наиболее известных лингвистических словарях
(О. С. Ахмановой, Д. Э. Розенталя, М. И. Теленковой, Ж. Ма
рузо, И. Вахека, Э. Хэмпа, в энциклопедии «Русский язык»)

ОСНОВЫ СУДЕБНОГО РЕЧЕВЕДЕНИЯ

68

1

Различные психические патологии и психопатии здесь не рассматриваются.

2

Земская Е.А

. Городская устная речь и задачи ее изучения // Разновидности городской

устной речи. – М., 1988.

отсутствует дефиниция 

спонтанной

речи. В то же время поч

ти все словари так или иначе растолковывают это понятие,
приводят разновидности (жанры) разговорной или спонтан
ной речи.

Речь очень многообразна в своих проявлениях. Об этом пи

сал еще в 30е годы М. М. Бахтин: «Речевая воля говорящего
осуществляется, прежде всего, в выборе определенного речево
го жанра». Этот выбор определяется спецификой сферы рече
вой коммуникации, предметносмысловыми (тематическими)
соображениями, конкретной ситуацией речевой коммуника
ции, персональным составом его участников и т. п.

В то же время надо отметить, что на дифференциацию звуча

щей речи влияют многочисленные факторы, компоненты акта
коммуникации, в которых она используется.

Устная форма речи существует в двух основных разновидно

стях – литературный язык и просторечие. Устная форма литера
турного языка в противопоставлении письменной может быть
подразделена на две разновидности: разговорную и публичную

1

.

Разговорная речь как разновидность устной литературной

речи обслуживает повседневное обиходнобытовое общение и,
в основном, выполняет коммуникативную функцию. Как раз
новидность существования литературного языка разговорная
речь характеризуется основными ее признаками (наддиалектно
стью, устойчивостью, нормативностью, многофункциональнос
тью). Устная публичная речь как разновидность устной формы
литературной речи используется в разного рода публичных вы
ступлениях на общественно значимые темы, при этом для харак
теристики нормативностилистического уклада конкретных
языков очень важно, входит ли в их «нормативное пространство»
такая форма существования языка, как 

разговорная речь

(т. е. не

принужденная устная речь людей, владеющих литературным язы
ком, в неофициальной обстановке).

Трудно провести границу между разговорной речью и нели

тературной речью (в первую очередь, просторечием), которые
активно взаимодействуют и влияют друг на друга. Через раз
говорную речь влияние просторечия, молодежного арго, диа
лектов испытывают и другие функциональные разновидности
литературного языка, в первую очередь – язык средств массовой

ПОНЯТИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ В АСПЕКТЕ… 

69

1

Языкознание. Энциклопедический словарь. – М., 1999.