Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11317

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В России проявляется иная тенденция. В 1994—1996 гг. темпы прироста сельской преступности стали выше, чем городской. В 1995 г., например, городская преступность увеличилась на 1,7 % , а сельская— на 13,2%. Эти ножницы сохранились и в последующие годы. В 1997—1999 гг. удельный вес удерживался на уровне более 29%. И это при условии постоянного сокращения сельского населения. А его удельный вес в структуре всего населения России составлял 26,6%, т.е. почти на 2% меньше, чем его доля в преступности страны. Он сократился лишь в 2002 г. (до 26,4%). Этот показатель является не результатом улучшения социальной политики на селе, а более «либеральным» отношением к преступности в связи с существенным снижением возможностей органов правоохраны после вступления в силу УПК РФ. Но и в этих условиях доля сельских жителей в численности всего населения и в структуре преступности только сравнялась. Такого нет ни в одной из европейских стран. Тем не менее преступность в городах, особенно крупных, была и остается проблемной126. Интенсификация криминальности села опаснее урбанизированной преступности. Данная тенденция свидетельствует о разрушении последних островков давних народных нравственных традиций, которые в большей мере сохранялись в селе.

Интенсивный прирост уличной преступности в 1987—1993 гг. (357%), в 1,6 раза превышающий данный показатель по всей преступности, складывается из беспрецедентного для нашей страны прироста уличных умышленных убийств (489,5% к 1995 г.), умышленных тяжких телесных повреждений (430,9), разбоев (646,8), грабежей (703,2%). Это привело к заметным структурным сдвигам — росту удельного веса уличной преступности в общем числе регистрируемых деяний и изменению соотношения уличных преступлений между собой. Доля умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и грабежей, т.е. наиболее опасных открытых насильственных и корыстно-насильственных преступлений, стала значительной.

Таблица 12

Уличная преступность в России (1987—2002 гг.)



Вид преступления

1987 г .

1988 г .

1989 г.

1990 г.

1991г.

1992 г.

1993 г .

1994 г .

1995 г.

1996 г.

Всего

93441

130506

217 546

226250

245532

303642

333682

283139

296510

219211

Динамика, %

100,0

139,7

232,8

242,1

262,8

325,0

357,1

303,0

288,4

234,6

Удельный вес, %

7,9

10,7

13,4

12,3

11,3

11,0

11,9

10,8

9,8

8,4

в том числе:











умышленное

убийство

с покушениями

820

1159

1573

1856

1899

2644

3 528

3707

3963

3022

умышленное ТТЛ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровыо)

3457

5875

9484

10094

9910

12677

14893

12929

11899

8799

изнасилование с покушением

1106

1328

1790

1755

1694

1520

1627

1452

1480

965

хулиганство

25809

26719

39036

41570

40203

42800

48580

49009

47594

39013

разбой

1806

2615

4982

5296

5779

9570

22682

9476

9024

7 276

грабеж

13390

21737

39755

44405

54764

87505

94153

68048

63690

50125

кража

26890

43314

76798

75916

83952

91378

82121

80764

76251

66156




Вид преступления

1997 г.

1998 г .

1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

Всего

191443

186895

175427

163948

174759

189451

Динамика, %

204,9

200,0

187,7

175,5

187,0

202,7

Удельный вес,%

8,0

7,2

5,8

5,5

5,9

7,5

в том числе:







умышленное убийство с покушениями

2737

2326

2014

2060

2088

2036

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

7133

6281

5893

6231

6861

7332

изнасилование с покушением

833

745

583

559

610

644

хулиганство

28984

27910

25302

23877

25145

26845

разбой

6249

6286

6217

6650

7998

10134

грабеж

41852

42546

44494

42389

47732

58787

кража

510638

52602

51545

44 278

45061

43879


1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996


Рис. 8. Динамика уличных преступлении в России в 19871996 гг.

На фоне неблагоприятных тенденций уличной преступности в Союзе и России ее некоторое снижение в 1994—1995 гг. с одновременным ростом умышленных убийств (кроме 1996 г.) представляется аномальным. Оно, несомненно, связано с селекцией учета и расследования преступлений, нехваткой сил и средств борьбы с преступностью и привычным желанием руководителей органов внутренних дел продемонстрировать населению и властям свою способность «сбить» волну всей, особенно уличной, преступности. Но имеются и более серьезные причины ее спада.

Разгул уличной преступности, как правило, связан с реальной безнаказанностью правонарушителей, с серьезными пробелами в охране общественного порядка и патрульно-постовой службы. Увеличение плотности милиции в криминогенных городских зонах сдерживает, а скорее всего, загоняет в подполье открытую уличную преступность. И в этом плане уровень уличной преступности является более «управляемым». На принятие таких экстенсивных мер и были в первую очередь направлены указы Президента Российской Федерации от 14 июня 1994 г. «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности» и от 10 июля 1996 г. «О неотложных мерах по укреплению правопорядка и усилению борьбы с преступностью в г. Москве и Московской области» (его идеи были восприняты в других субъектах РФ), позволившие до принятия необходимых законодательных актов, которые обсуждаются более пяти лет в недрах прежнего и нового парламента, усилить борьбу с преступностью, особенно уличной.

Эти меры включают определение перечня городов и отдельных местностей, которые необходимо поставить под особый контроль; увеличение численности правоохранительных органов и судов, перевод личного состава органов внутренних дел и безопасности городов на усиленный вариант оперативной деятельности; разработку дополнительных правовых решений в субъектах РФ по усилению борьбы с преступностью. В число неотложных мер вошли также расширение полномочий правоохранительных органов по проведению предварительных проверок и экспертиз в отношении подозреваемых лиц до возбуждения уголовных дел, использование данных оперативно-розыскной деятельности в качестве доказательств в суде, возможность задержания подозреваемых до 30 суток и др. К охране общественного порядка во многих городах были подключены воинские части и подразделения.


Указы, особенно первый, противоречили действующему законодательству. Конституционность и демократичность предложенных мер также не безупречны. Они не могут быть долговременными и радикальными. Их можно было бы назвать мерами пожарного характера. Но на снижение преступности, особенно уличной, они явно повлияли.

Результаты принятых мер в определенном смысле подтвердили эффективность усиленного контроля за поведением и деятельностью людей в борьбе с преступными проявлениями, особенно открытыми, уличными. Из прошлого известно, что такие меры чреваты злоупотреблениями милиции, которые могут свести на нет кажущиеся успехи. Такие факты имеются, хотя Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. и рекомендовал Генеральной прокуратуре РФ установить за соблюдением законодательства при исполнении Указа постоянный прокурорский надзор.

С другой стороны, вал интенсивно растущей преступности, особенно насильственной, в условиях правового беспредела во всех сферах трудно обуздать в рамках либеральных установлений. Конечно, неотложные меры должны быть приняты не исполнительной, а законодательной властью и обеспечены необходимыми гарантиями строгого соблюдения конституционных прав, а также финансами.

К слову сказать, Закон США «О контроле над насильственной преступностью и правоприменяющих органах» 1994 г., ужесточающий борьбу с насильственными преступлениями, запрещающий продажу и хранение 19 видов наступательного оружия, также носит полицейско-репрессивный характер. Репрессивная направленность американского закона многопланова. В числе подобных мер значится и такая несовместимая с современными демократическими тенденциями мера, как распространение назначения смертной казни более чем на 50 составов федеральных преступлений, особенно если они совершены фанатиками-террористами, патологически агрессивными людьми и сексуальными маньяками, ситуативными корыстно-агрессивными, профессиональными и организованными преступниками. На церемонии подписания закона Б. Клинтон сказал: «Законопослушные граждане заставили услышать их голос. Никогда впредь Вашингтон не поставит интересы политики и партий над правопорядком»127.

Из сказанного видно, что закон, предложенный президентом Б. Клинтоном, был обусловлен аналогичными причинами и преследовал те же цели, что и Указ президента Б. Ельцина, — поставить под более строгий контроль насильственную преступность, особенно уличную. Отличие американского акта от российского (они вступили в действие практически одновременно — 13 сентября и 14 июня 1994 г.) заключается в том, что в США он по инициативе президента принят конгрессом и на его реализацию было выделено 30,2 млрд долл., законодательно распределенных на 6 лет на нужды правоприменяющих органов (13,5 млрд), тюрьмы (9,8 млрд) и программы превенции (6,9 млрд). Указ Президента РФ обеспечен лишь властно, идеологически и демагогически. Закон о контроле над насильственной преступностью и другие меры, предпринятые администрацией Б. Клинтона, дали реальные положительные результаты. Насильственная преступность в целом в 1994—1999 гг. по абсолютным показателям сократилась на 25,7% (коэффициент — на 29,7%), умышленные убийства — на 36,7% (коэффициент — на 40%), изнасилования — на 16,0% (коэффициент — на 20,4%), нападения — на 19,3% (коэффициент — на 23,7%)128. Изменение социальной и правовой политики правительством Дж. Буша привело к росту преступности и насилия в США. В 2001 г. число умышленных убийств возросло на 2,5% (по другим данным, на 3,1%). Этому способствует и кинотелепродукция. В 2003 г. на экран вышел очередной новый голливудский фильм-убийца «Страсти Христовы», на счету которого уже несколько человеческих жертв. Как отмечает критик, он возбуждает и легализует только самые темные страсти. Этот фильм-киллер ведет к идее примитивной вендетты взрывоопасную субстанцию религиозной веры. После такого фильма самый естественный порыв — искать врагов и стремиться им мстить129. Убийства в США значительно умножились в большинстве крупных городов — в Хьюстоне, Атланте, Сент-Луисе и др. В Бостоне они возросли на 67%130. Правительство вынуждено было разработать двухгодичную программу «Безопасный квартал», на осуществление которой пришлось выделить 550 млн долл.131


Количественные и качественные изменения насильственной уличной преступности до издания Указа от 14 июня 1994 г. в России симптоматичны. С одной стороны, в правосознании преступников появилась большая (и обоснованная) уверенность в своей безнаказанности, с другой — насилие вообще и на улицах, в частности, достигло предела терпения населения, особенно в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Поэтому не совсем легитимные меры, установленные Президентом РФ, в частности в этом Указе, были встречены жителями с определенной долей понимания. В связи с этим можно сказать, что Россия в настоящее время у порога насыщенности насильственной преступностью, за которым кончается терпение народа и власти вынуждены принимать неординарные меры борьбы с преступностью, поскольку критика слева за неспособность бороться с ней им представляется более неприемлемой, чем критика справа за жесткий характер принимаемых мер.

Демократия и свобода сочетаемы с жестким правовым контролем.

В марте 1995 г. семь стран Западной Европы, например, отменили паспортный контроль в шенгенской зоне (свобода), но это стало возможно после многолетней колоссальной работы по унификации национальных законов, согласованию действий правоохранительных органов, образованию единой информационной системы и ужесточению паспортного режима на внешних границах безвизового пространства (контроль). Демократия и свобода деградируют в условиях российской бесконтрольности, они остаются также пустой декларацией и в условиях дискреционного полицейского контроля. В России наблюдается и то, и другое. Беспрецедентный рост уличной насильственной преступности является представительным индикатором упомянутых процессов.


§ 5. ВООРУЖЕННОЕ НАСИЛИЕ


Самым опасным и широко распространенным насилием в современном мире является совершение преступлений против жизни и здоровья людей с применением холодного и огнестрельного оружия, гранат, мин и других взрывных устройств, в том числе электрорадиоуправляемых, с часовыми механизмами, вмонтированных в бытовые приборы, игрушки и другие предметы. По своим убойным возможностям и скрытым способам применения огнестрельное оружие и взрывные устройства могут уступать лишь химическому, бактериологическому и радиационному воздействию на людей. Но эти вещества менее доступны, более охраняемы, и их распространение преследуется не только по н а -циональным законам, но и по международному праву. Поэтому насилие с применением упомянутых средств является пока относительно редким явлением даже в мировой практике в целом. Последние случаи применения химических веществ («химический» терроризм с помощью газов зарин и фосген) были в марте и апреле 1995 г. в Японии. Незаконное распространение химических и особенно радиационных веществ приобретает большую актуальность.


Холодное и огнестрельное оружие, а также взрывные устройства практически доступны каждому, и их применение может быть исключительно оперативным. Взрывные устройства обладают большой разрушительной силой, от которой не только гибнут люди, чаще всего случайно оказавшиеся рядом, но и уничтожаются здания, сооружения, коммуникации, машины и другие материальные ценности. Современные преступники используют новейшие оружие и взрывные устройства направленного действия (далее для краткости — оружие). С его применением совершаются убийства, телесные повреждения, террористические акты, бандитские налеты, межнациональные столкновения, массовые беспорядки. Вооруженность — один из основных признаков организованной преступности. Угроза применения оружия становится неотъемлемой характеристикой совершения разбоев, грабежей, вымогательства, захвата заложников и других тяжких, весьма распространенных преступлений.

Использование преступниками современного боевого оружия, широкое и слабо контролируемое его распространение среди населения, особенно связанного с преступным миром, интенсивный рост вооруженного насилия ставят мировое сообщество и отдельные государства перед необходимостью принятия согласованных жестких мер по контролю за оружием.

На последних конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями неоднократно обсуждались проблемы насилия, в том числе и вооруженного. В настоящее время назрела необходимость самостоятельного рассмотрения этого вопроса. Особенно остро он был поставлен странами Западно-Азиатского (арабского) и Азиатско-Тихоокеанского регионов при подготовке к Девятому конгрессу. Они констатировали увеличение производства и незаконного распространения огнестрельного оружия транснациональными преступными синдикатами, а также числа преступлений, совершаемых с применением этого оружия.

Во исполнение данного требования правительство Японии подготовило к Девятому конгрессу ООН проекты резолюции и декларации о контроле за огнестрельным оружием132, которые после обсуждения на конгрессе предполагалось утвердить на Генеральной Ассамблее как акты международного права. В документах говорится, что преступная деятельность с использованием огнестрельного оружия приобретает все более широкие масштабы, так как растет незаконная торговля огнестрельным оружием как на национальном, так и на транснациональном уровнях. В связи с резким увеличением объемов международных перевозок и возросшей изощренностью незаконной транснациональной торговли огнестрельным оружием ни одно государство не застраховано от последствий двух явлений — недостаточной строгости законодательства по контролю за оборотом огнестрельного оружия или полного отсутствия данного законодательства в других странах. Поэтому выработка и принятие общей стратегии эффективного контроля за огнестрельным оружием на глобальном уровне являются настоятельной необходимостью.