Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11363
Скачиваний: 219
Во второй перечень входят в основе своей богатые демократические страны. Наша страна в нем занимает 15-е место, но рынок наркотиков у нас интенсивно осваивается транснациональной организованной преступностью. По данным МВД и Минздрава России, число наркопреступлений за последнее десятилетие в стране увеличилось более чем в 15 раз, а число наркоманов — более чем в 10. В 2001 г. в России учтено 24 598 преступлений, связанных с наркотиками. Особо негативные тенденции с наркоманией в России складываются в среде детей, подростков и молодежи344. А борьба с ней ослабляется. В 2002 г. в связи с вступлением в силу «разрушительного» УПК РФ в условиях интенсивного реального роста этих деяний их регистрационный уровень снизился на 22,5%, а в 2003 г. — еще на 4,2%. Тогда как реальное положение дел ухудшалось.
В связи с низким уровнем борьбы с этим видом преступности, по утверждению председателя Госнаркоконтроля России (ныне Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков) В.В. Черкесова, в последние годы удавалось ликвидировать лишь около 1% российского наркотрафика, тогда как в западных странах уничтожается от 7 до 15% выявленных наркотиков. Таким образом, как считает Черкесов, до 2003 г. распространение наркотиков в России оставалось не только высокодоходным, но и относительно безопасным бизнесом. Именно эти обстоятельства вынудили Россию образовать в июне 2003 г. Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ численностью 40 тыс. сотрудников345. В этом же году была усилена уголовная ответственность за наркопреступления (внесены соответствующие изменения и дополнения в УК РФ и включены новые ст. 228, 2281, 2282, 229, 230, 231, 232, 233). Примерно в это же время был изменен и дополнен УПК РФ. По данным Управления ООН по наркотикам и преступности, в России в 2003 г. было изъято 2 203 кг героина, что в 2 с лишним раза превышает показатель 2001 г.
В то же время в 2003 г. для удовлетворения потребностей внутреннего рынка в России было израсходовано по крайней мере 10 т героина. Эта оценка показывает, что на закупку наркотиков российские потребители потратили порядка 360 млн долл. США. Для сравнения — американцы потратили на г е -роин 9,6 млрд долл.346
Однако низкая эффективность борьбы с наркотизмом связана не только с законодательством и слабостью организационных структур. Аудитор Счетной палаты РФ В.М. Игнатов говорит о четырех уровнях коррупции в правоохранительных и судебных органах на всех этапах прохождения уголовных дел о наркотизме: 1) «прикрытие» розничной и оптовой торговли милицией общественной безопасности и отделами борьбы с незаконным оборотом наркотиков; 2) развал и переквалификация уголовных дел следственными органами МВД и прокуратуры; 3) изменение меры пресечения, переквалификация деяний и закрытие уголовных дел судами; 4) распространение наркотиков Главным управлением исполнения наказаний Министерства юстиции РФ347. Богатейшие «наркобароны» умеют защищаться в условиях продажности чиновников.
В России действует свыше 950 преступных группировок, контролирующих этот преступный рынок. Более 330 из них сформировано по этническому признаку, что существенно осложняет задачу по проникновению в эти организации и развала их изнутри348.
По данным ООН 2001 г., наркотики производятся в нескольких регионах и доставляются в большинство стран мира. В 1990 г. было осуществлено 309 933 случая конфискаций наркотиков, а в 2001 г. — 1 374 987. За 11 лет рост до 487,5%, т.е. в 5 раз. В 2001 г. в Европе было произведено 55% наркотических средств, в Азии— 2 7 % , в Америке— 11%, в Океании— 4 % , в Африке — 3%. По видам наркотические вещества распределились следующим образом: каннабис — 48%, опиаты — 21, стимуляторы — 20, кокаин — 7, экстэзи - 2, иные - 20%349. (Рис. 5, 6, 7).
Изучение данного вопроса в Совете Европы в 1995—2001 гг. показывает, насколько велика эта проблема для Старого Света. Ежегодно в Европе конфискуется 1 1 — 1 2 т героина, от 20 до 40 т кокаина, до 9 т амфетамина, до 900 т гашиша и до 600 тыс. доз ЛСД. Если эта конфискация составляет около 15% (как утверждает В.В. Черкесов) от всего наркотрафика, то названные показатели следует увеличить в 6 — 7 раз. Тогда мы получим реальный уровень наркотрафика в Европу. Некоторое представление о числе конфискаций наркотиков и арестов за торговлю ими в каждой стране можно составить по таблице. (Табл. 8.)
Таблица 8
Число конфискаций наркотиков и арестов за торговлю ими
Страна |
Число конфискаций наркотиков |
Число арестов за торговлю наркотиками |
||||||||
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г . |
1998 г . |
1999 г. |
2000 г. |
2001 г. |
|||
Албания |
|
|
|
|
148 |
|
|
|
||
Андорра |
159 |
|
|
|
227 |
|
|
|
||
Армения |
|
|
|
|
|
|
522 |
429 |
||
Австрия |
6003 |
6265 |
6336 |
|
17141 |
17597 |
18125 |
|
||
Азербайджан |
|
|
|
|
|
|
|
2303 |
||
Бельгия |
17 608 |
12 584 |
20107 |
|
23184 |
25540 |
19005 |
|
||
Болгария |
156 |
|
|
|
|
59 |
134 |
152 |
||
Хорватия |
4 849 |
|
5711 |
|
291 |
|
282 |
529 |
||
Кипр |
283 |
420 |
289 |
384 |
30 |
318 |
377 |
511 |
||
Чехия |
902 |
510 |
1153 |
|
1300 |
3159 |
|
|
||
Дания |
10740 |
7990 |
9761 |
9452 |
8900 |
9424 |
9899 |
|
||
Эстония |
220 |
535 |
760 |
|
531 |
|
1104 |
|
||
Финляндия |
3 929 |
4 802 |
5721 |
1855 |
8173 |
9287 |
|
6523 |
||
Франция |
46609 |
50260 |
57182 |
53534 |
|
5506 |
6531 |
5438 |
||
Грузия |
|
|
|
|
|
1600 |
|
|
||
Германия |
45673 |
51691 |
54046 |
51480 |
68994 |
73 271 |
76594 |
79787 |
||
Греция |
267 |
134 |
|
|
10973 |
10902 |
12543 |
|
||
Венгрия |
129 |
125 |
485 |
698 |
|
|
|
|
||
Исландия |
|
|
|
928 |
|
|
|
73 |
||
Ирландия |
7818 |
7222 |
7539 |
9167 |
5631 |
6848 |
8191 |
|
||
Италия |
23415 |
|
|
21347 |
33179 |
33180 |
33516 |
34322 |
||
Латвия |
|
292 |
|
551 |
82 |
128 |
|
227 |
||
Литва |
|
|
|
688 |
414 |
|
|
936 |
||
Люксембург |
533 |
752 |
737 |
|
112 |
108 |
117 |
|
||
Мальта |
157 |
|
|
|
686 |
733 |
|
106 |
||
Молдова |
473 |
538 |
1422 |
|
|
1482 |
|
|
||
Нидерланды |
5430 |
20006 |
13 877 |
14353 |
7700 |
|
|
|
||
Норвегия |
16736 |
19425 |
21509 |
26578 |
13 600 |
6486 |
8 002 |
9190 |
||
Польша |
|
|
|
|
|
3832 |
3556 |
9952 |
||
Португалия |
7 268 |
8517 |
6996 |
|
11395 |
13020 |
14276 |
|
||
Румыния |
118 |
|
|
|
|
1014 |
|
1132 |
||
Россия |
182943 |
177014 |
|
|
161 578 |
41000 |
|
|
||
Словакия |
1062 |
|
3901 |
|
|
167 |
|
|
||
Словения |
|
729 |
|
589 |
1166 |
1036 |
|
1581 |
||
Испания |
81928 |
91212 |
104984 |
- |
81644 |
13430 |
9933 |
7528 |
||
Страна |
Число конфискаций наркотиков |
Число арестов за торговлю наркотиками |
||||||||
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001г. |
1998 г. |
1999 г. |
2000 г. |
2001г. |
|||
Швеция |
15199 |
15197 |
15983 |
|
11497 |
10428 |
12 555 |
|
||
Швейцария |
|
30208 |
|
18382 |
|
|
9106 |
|
||
Турция |
969 |
3 256 |
2794 |
2373 |
6121 |
6819 |
6527 |
|
||
Украина |
1467 |
|
|
7 |
6632 |
|
32793 |
|
||
Великобритания |
158 572 |
139657 |
130196 |
|
127919 |
|
|
|
Судя по данным таблицы, некоторые сведения вызывают сомнения. Например, Украина в 1998 г. осуществила 1 467 конфискаций, в последующие два года не одной и в 2001 г. — семь конфискаций. В 2000 г. не было ни одной конфискации, но было 32 793 ареста. Тем не менее бесспорным остается одно: проблема наркотиков является вопиющей в цивилизованной Европе. Наркотрафик, в том числе на европейском континенте, имеет тенденцию к интенсивному росту: чем богаче страна, тем выше потребности в наркотиках. Эта проблема требует серьезного осмысления, в целях установления причин тяги обеспеченных народов в мир наркотических иллюзий и нравственного разложения.
Незаконный оборот оружия по степени национальной и международной опасности, нелегальным путям его доставки «потребителю», организационным формам преступных формирований, разделению их функций, а также по своей сверхприбыльности очень близок к незаконному обороту наркотиков. Этот вид транснациональной организованной преступности вызывает не меньшую озабоченность.
В 1982 г. вступила в силу Европейская конвенция о контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами. Россия подписала ее в 1999 г., но до сих пор не ратифицировала. Однако эта конвенция практически мало касается незаконного оборота оружия. Поэтому до 90-х гг. XX в. вопрос о борьбе с незаконным оборотом оружия решался в общем плане противодействия преступности.
На Восьмом конгрессе ООН (Гавана, 1990 г.) о контрабанде оружия говорилось лишь в связи с обсуждением общей темы о борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Но уже при подготовке к Девятому конгрессу ООН этот вопрос был поставлен на ряде региональных подготовительных совещаний. В резолюции Азиатско-Тихоокеанского регионального совещания (Бангкок, 1994 г.) содержался аргументированный призыв к государствам-членам содействовать установлению надлежащего контроля над огнестрельным и другим представляющим большую опасность оружием с помощью как нормативных актов, так и правоохранительной деятельности в целях понижения насильственной преступности.
В декабре 1994 г. Япония представила проект резолюции «Контроль над огнестрельным оружием» с приложением Декларации о контроле над огнестрельным оружием для Девятого конгресса ООН (Каир, 1995 г.). Он принял резолюцию 9 «Регулирование оборота огнестрельного оружия для целей предупреждения преступности и обеспечения общественной безопасности», в которой Комиссии по предупреждению преступности и уголовному правосудию рекомендовалось безотлагательно рассмотреть меры по регулированию оборота огнестрельного оружия и предупреждению незаконной транснациональной торговли огнестрельным оружием350. Резолюции конгресса были утверждены Генеральной Ассамблеей ООН.
На Десятом конгрессе ООН (Вена, 2000 г . ) эта тема специально не обсуждалась, но п. 15 единственной декларации конгресса гласит: «Мы также обязуемся укреплять международное сотрудничество и взаимную правовую помощь в целях пресечения незаконного изготовления и оборота огнестрельного оружия, его составных частей и компонентов, а также боеприпасов к нему и мы определяем 2005 год как год, когда будет обеспечено значительное уменьшение числа таких случаев во всем мире»351. Это наивное утверждение, конечно же, не реализуется, хотя меры по борьбе с незаконным оборотом оружия отдельными странами и международными организациями предпринимаются серьезные.
При подписании Конвенции ООН против организованной преступности в 2000 г. третий дополнительный к ней Протокол против незаконного производства и торговли огнестрельным оружием отсутствовал. Работа над н и м была завершена только в 2001 г. Впервые в международном нормативном акте незаконное изготовление, незаконный оборот огнестрельного оружия, его составных частей, компонентов и боеприпасов объявляется преступным.
Объективно проблема опасности незаконного оборота оружия возникла раньше проблемы опасности незаконного оборота наркотиков. Однако, судя по всему, за транснациональным незаконным оборотом оружия стоят более сильные лоббисты, чем за незаконным оборотом наркотиков. Субъектами такого оборота в значительной мере прямо или косвенно являются государства. По этим видам преступлений нет и системной международной статистики. Хотя средства массовой информации наводнены сообщениями о фактах такого оборота и об активном участии в нем национальной и транснациональной организованной преступности.
Наибольшее распространение незаконного оборота оружия наблюдается в регионах вооруженных конфликтов: на Ближнем Востоке, Балканах, в Восточной и Западной Африке, Западной и Средней Азии и на постсоветском пространстве, особенно на Кавказе.
Спровоцированный внутренними и внешними силами внезапный распад СССР привел к распаду Вооруженных Сил страны и всего Варшавского договора, спешному, бездумному и не обеспеченному выводу войск из бывших социалистических стран Восточной Европы, Прибалтики, Молдавии, Украины, закавказских и среднеазиатских республик. Учет оружия и его контроль были до предела ослаблены. В некоторых регионах остались горы практически бесхозного вооружения, на которое претендовали (и которое растаскивали) националистические силы в одночасье ставших самостоятельными бывших республик. Грузинские и молдавские власти до сих пор пытаются заполучить российское вооружение, находящееся на их территориях, для вооруженного присоединения непризнанных Республики Абхазии, Южной Осетии и Приднестровской республики.
Преступное отношение к хранению оружия повсеместно наблюдалось и в самой России. При выводе войск с территории Чечни в начале 90-х г г., например, было оставлено боевой техники и вооружения на сумму более 1 млрд руб.352 Кроме того, вооруженные формирования Дудаева сами захватили в воинских частях России около 200 самолетов, 50 танков, 80 единиц бронетехники, 2 тыс. орудий и минометов и до 50 тыс. единиц стрелкового оружия353. Поражает и другой факт: во время восстановления конституционного порядка в Чечне и проведения там антитеррористических операций у лиц из незаконных вооруженных чеченских формирований неоднократно находили новейшие виды иностранного и отечественного оружия, которого еще не было в самих российских войсках. Это свидетельствует о преступных поставках оружия бандитам и террористам российскими организованными преступниками.
Системных и полных данных о разворованном оружии и его незаконном обороте на территории бывшего СССР нет. Тем не менее в настоящей книге в § 5 «Вооруженное насилие» главы 10 «Насильственная преступность» и главе 15 «Преступность в межнациональных конфликтах» приводятся обобщенные сведения о хищениях и других формах незаконного оборота оружия на территории России и бывшего СССР.
Грань между незаконными и законными поставками оружия не всегда определяется точно. Ее установление чаще всего связано не с самим товаром, а с его конечными потребителями и их целями. Потребителями могут выступать какое-либо агрессивное государство, изолированное международным сообществом, этническая сепаратистская или террористическая группа, пытающиеся обойти эмбарго на поставки оружия, которые всегда осуществляются скрытно, расходы на него являются тайными, а доходы — грязными, нуждающимися в отмывании.
Незаконные поставки оружия и боеприпасов оказывали существенное влияние на местные и региональные конфликты (Абхазия, Чечня, Хорватия, Босния и Герцеговина и др.), а также на возможности террористических групп, добивающихся своих целей и угрожающих миру. Организованная преступность, участвуя в незаконной торговле оружием и подрывной деятельности, вносит свою «лепту» в политические беспорядки, перевороты в различных странах мира. Поставщики оружия могут специально подстрекать и организовывать беспорядки в целях отвлечения правоохранительных органов от своей преступной деятельности. Незаконные поставки оружия стимулируют рост общей преступности с применением оружия и насилия.
Незаконный оборот химических и ядерных материалов является следующей крупной проблемой, связанной с существованием организованной преступности. Возможность того, что ядерные и химические материалы б у -дут переданы террористическим группам или государствам-париям, которые могут применить их или шантажировать ими мировое сообщество, является реальностью наших дней. Вспомним хотя бы японскую секту Аум-Сенрикё, использовавшую в своей террористической деятельности химические вещества.
Согласно обнародованным показаниям начальника федерального управления немецкой уголовной полиции, данным им в Сенате США, в Германии в 1990 г. было зафиксировано четыре случая задержания с радиоактивными материалами. В 1992 г. их было 59, а в 1993 г. — 241, включая 118 случаев н е -законного предложения радиоактивных материалов и 123 случая их незаконного оборота, а также 21 случай их конфискации (часть которых была связана с ядерными материалами, произведенными в самой Германии). В этом же году были выявлены 545 лиц, подозреваемых в данной незаконной деятельности, 47% которых были подданными Чехословакии, Польши и России. В августе 1994 г. немецкая полиция конфисковала 350 г оружейных ядерных материалов у граждан Колумбии и Испании354. В 1995 г. в мире было 1 6 9 случаев задержания ядерных контрабандистов, почти на 40% больше, чем в 1994 г. Как правило, контрабанда ядерных материалов начинается в одной из стран, образованных на территории бывшего СССР, перевалочными базами являются Словакия, Чехия, Германия, Литва, а местом назначения — чаще всего Ближний Восток355.