Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.10.2020

Просмотров: 11360

Скачиваний: 219

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В уже упомянутом нами исследовании российской организованной преступности в США под руководством бывшего директора ЦРУ У. Вебстера говорится, что «ФБР обнаружило деятельность российской организованной преступности в 58 странах мира. В США следы этой преступности отмечены в 30 штатах... Криминальная сеть русской мафии охватывает 34 штата США в местах, где проживают эмигранты из России»334. Фактических доказательств сказанного не приводится. Выше говорилось, что статистические данные об организованной преступности в США не собираются, учета обычных преступников по национальности в стране тоже нет. Есть учет выявленных преступников по расовому признаку (белые, черные). Единичные фамилии, которые называются в работе, к русским не имеют прямого отношения, кроме В. Иванькова. К а к и на основании каких данных ФБР это установило, неизвестно. Но именно русской мафией пугают себя и мир американцы. Российская организованная преступность действительно имеет международные связи. В 2003 г., например, из 24 096 преступлений в 496 (2%) установлены международные связи, из них в 166 случаях эти связи ограничивались странами СНГ.

А.А. Мухин, анализируя деятельность русской мафии в США (Евсей Агрон, Михаил Марковиц, Лев Перситс, Давид Богатин, Марат Балагула, Ефим Ласкин, Борис Нейфельд, братья Зильберы, Борис Гольдберг, Борис Бирштейн, Моня Эльсон и т.д.), пишет, что называть ее так можно очень условно, поскольку «русская мафия» в основном состояла из лиц еврейской национальности — эмигрантов из СССР и Российской Федерации335. В то же время многие авторы напоминают о наплыве международной мафии в Россию, которую привлекают обширные природные ресурсы, коррупция чиновников, наличие теневой экономики, слабый пограничный и таможенный контроль, а также отсутствие необходимых законов. В этом вопросе, видимо, они ближе к истине.


§4. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ


Если не отвлекаться на рассмотрение доктринальных понятий транснациональной организованной преступности, нетрудно заметить, что ее отличает от обычной организованной криминальной деятельности только один признак — «осуществление преступной деятельности как внутри, так и за рамками национальных границ»336. В с е остальные признаки, включающие в себя организованность, формы преступной деятельности, использование благоприятной рыночной конъюнктуры и т.д. и т.п., могут быть свойственны любым преступным формированиям. Но именно этот единственный специфический признак не просто делает ее отличающейся от национальной организованной преступности, но и возводит ее общественную опасность на мировой уровень. В ней смыкаются два вида серьезной преступности: организованной и международной.

Учреждение Международной организации уголовной полиции (МОУП/ Интерпол) в 1923 г. было перспективным международным решением, констатирующим выход преступности за национальные границы и прогнозирующим появление более опасной международной преступности. Оно опередило появление массовой транснациональной преступности, но не предотвратило ее. История практического осознания транснациональной организованной преступности была медленной. ООН впервые обратилась к этой проблеме на Пятом конгрессе (Женева, 1975 г.), где было признано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения. Впоследствии к этой проблеме обращался Шестой конгресс (Каракас, 1980 г.) при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях, оказывающихся в недосягаемости закона, и Седьмой конгресс (Милан, 1985 г.), на котором подчеркивалось, что организованная преступность, используя лазейки в законодательстве различных стран, в значительной мере остается безнаказанной и ее дестабилизирующее воздействие станет усиливаться, если не будут приняты конкретные конструктивные меры.


На Восьмом конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось: «Организованная преступность создает прямую угрозу национальной и международной безопасности и стабильности и представляет собой фронтальную атаку на политические и экономические власти, а также создает угрозу самой государственности. Она нарушает нормальное функционирование социальных и экономических институтов и компрометирует их, что приводит к утрате доверия к демократическим процессам. Она подрывает процесс развития и сводит на нет достигнутые успехи. Она ставит в положение жертвы население целых стран и эксплуатирует человеческую уязвимость, извлекая при этом доходы. Она охватывает, опутывает и даже закабаляет целые слои общества... и вовлекает их в различные и взаимосвязанные преступные предприятия»337.

Конгресс принял резолюцию «Предупреждение организованной преступности и борьба с ней» и приложение под названием «Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней»338. Эти документы были поддержаны Генеральной Ассамблеей в резолюции 45/123 о международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, их положения развивались и уточнялись на совещании экспертов ООН и Интерпола о стратегиях борьбы с транснациональной преступностью (Чехословакия, Смоленич, май 1991 г.), международном семинаре о характере, масштабах и последствиях организованной преступности (Россия, Суздаль, октябрь 1991 г.) и международной конференции «Мафия, что делать?» (Италия, Палермо, декабрь 1992 г.).

Особое значение имела Всемирная конференция на уровне министров по организованной транснациональной преступности (Италия, Неаполь, 21—23 ноября 1994 г.), где был обсужден следующий комплекс вопросов:

  • проблемы и опасности, которые создает организованная транснациональная преступность в различных регионах мира;

  • национальное законодательство и его соответствие требованиям борьбы с различными формами организованной транснациональной преступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне;

  • наиболее эффективные формы международного сотрудничества в целях предупреждения организованной транснациональной преступности и борьбы с ней на уровне расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства;

  • соответствующие методы и руководящие принципы предупреждения организованной транснациональной преступности и борьбы с ней на региональном и международном уровнях;

  • целесообразность разработки международных документов, включая конвенции о борьбе против организованной транснациональной преступности;

  • выводы и рекомендации Международной конференции по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними: глобальный подход.


Конференция стала важной вехой в деятельности ООН, направленной на укрепление международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью. В ее работе приняли участие представители 142 стран (главы государств, их заместители, премьер-министры и их заместители). Конференция отметила и обосновала десять угроз, которые несет транснациональная организованная преступность суверенитету государств, обществу, отдельным лицам, национальной стабильности и государственному контролю, демократическим ценностям и общественным институтам, национальной экономике, финансовым учреждениям, демократизации и приватизации, развитию, глобальным режимам и кодексам поведения.

На конференции были единодушно приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, одобренные Генеральной Ассамблеей в резолюции 49/159, которая призвала государства в безотлагательном порядке претворять их в жизнь.

В политической декларации была выражена решимость защищать страны от организованной преступности во всех ее формах путем строгих, наиболее эффективных законодательных мер и оперативных средств. В Глобальном плане действий участники определили меры, которые должны приниматься государствами с целью противодействия организованной транснациональной преступности.

На Девятом конгрессе ООН (Каир, 1995 г.) обсуждались четыре темы. Второй была тема «Меры борьбы с национальной и транснациональной экономической и организованной преступностью». Конгресс принял 11 р е ш е -ний, в том числе о результатах обсуждения проекта конвенции по борьбе с организованной преступностью (была принята в 2000 г.), а также о регулировании оборота огнестрельного оружия, что имеет большое значение в предупреждении незаконного оборота оружия, совершаемого организованными формированиями.

Десятый конгресс ООН (Вена, 2000 г.) обсуждал основную тему «Международное сотрудничество в борьбе с транснациональной преступностью: новые вызовы в XXI веке». Обсуждение велось в рамках «сегмента высокого уровня», где с национальными докладами выступали руководители правительственных делегаций. Обсуждение завершилось принятием Венской декларации о преступности и правосудии: ответ на вызовы XXI века, в которой первостепенное значение было придано борьбе с транснациональной организованной преступностью. В декларации, в частности, говорилось: «Мы придаем первостепенное значение завершению переговоров по Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и протоколам к ней с учетом интересов всех государств»339.

Озабоченность, которую проявляло международное сообщество в отношении организованной преступности в течение последней четверти XX в., привела к принятию в 2000 г. фундаментальной Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, являющейся, как уже говорилось выше, первым кодифицированным международным актом, налагающим обязательства.


Мировому сообществу понадобилось девять лет (если вести отсчет от Всемирной правительственной конференции по проблемам транснациональной организованной преступности, прошедшей в Неаполе в 1994 г.), чтобы воплотить идею создания универсального механизма борьбы с организованной преступностью. Специальная межправительственная комиссия провела с января 1999 по октябрь 2000 г. 11 сессий для обсуждения и доработки текста проекта конвенции. В ноябре 2000 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Конвенции и двух дополнительных протоколов: о предупреждении и пресечении торговли людьми и против незаконного ввоза мигрантов. Работа над третьим дополнительным протоколом против незаконного производства и торговли огнестрельным оружием была завершена в марте 2001 г. на 1 2 - м заседании межправительственной комиссии. Положения Конвенции предусматривают уголовную, гражданскую и административную ответственность физических и юридических лиц за участие в организованной преступной деятельности. Для контроля за исполнением положений Конвенции учреждается ежегодная конференция государств-участников.

В связи с вышеизложенным следует обратить внимание на следующие обстоятельства. Сотни стран по этому непростому вопросу намного быстрее договорились между собой, чем некоторые элитарные силы в России. Транснационализация организованной преступности и борьбы с ней не только идут в ногу с экономической глобализацией в мире, но и где-то обгоняют ее, используя все ее криминогенные преимущества.

В ст. 3 Конвенции уточняется тот самый единственный признак транснациональной организованной преступности: «преступление носит транснациональный характер, если а) оно совершено в более чем одном государстве; b) оно совершено в одном государстве, но существенная часть его подготовки, планирования, руководства или контроля имеет место в другом государстве; с) оно совершено в одном государстве, но при участии организованной преступной группы, которая осуществляет преступную деятельность в более чем одном государстве; d) оно совершено в одном государстве, но его существенные последствия имеют место в другом государстве».

Краткий и неполный экскурс в историю возникновения и обсуждения вопроса о транснациональной организованной преступности свидетельствует о давней и все усиливающейся тревоге международного сообщества, связанной с угрозами рассматриваемого вида преступной деятельности.

Формы ее могут быть самыми разными.

Незаконный оборот наркотиков, являющийся одним из основных источников доходов большинства транснациональных преступных организаций. Эта деятельность как своеобразная индустрия с отдельными стадиями производства и распределения лучше всего поддается осмыслению. Общий стоимостный объем операций в наркобизнесе достигает 500 млрд долл. США340. Целевая группа по финансовым мероприятиям, созданная главами государств семи крупнейших развитых стран и Комиссией европейских сообществ, пришла к выводу, что из денежных средств, поступающих от продажи героина, кокаина и каннабиса в США и страны Европы, почти 85 млрд долл. отмывается или используется в качестве инвестиций341.


Денежные средства, получаемые от реализации наркотиков, нередко поступают в организации, занимающиеся другими видами незаконного оборота. Это стало мощным стимулом для развития многопрофильных транснациональных преступных организаций и привело к массовым операциям по отмыванию денег. Связи наркобизнеса наиболее четко прослеживаются с незаконной торговлей оружием. Деньги от торговли наркотиками и других видов незаконной торговли являются одним из основных источников подкупа крупных государственных служащих с целью обеспечения безопасных условий преступной деятельности.

Касаясь отдельных видов транснациональной организованной преступности, автор не ставил задачи их всестороннего рассмотрения, поскольку более или менее полный анализ каждого вида такой преступной деятельности, опутавший мир, требует специальных исследований. Но на преступности, связанной с наркотиками, есть острая необходимость остановиться подробнее. Следует отметить, что в последние годы и в мире, и в России эта проблема привлекает особое внимание342. Создана огромная правовая база. ООН впервые приняла Единую конвенцию о наркотических средствах в 1961 г. После этого было принято большое число иных международных документов о борьбе с наркотизмом. Аналогичная тенденция по правовому обеспечению этой борьбы наблюдается и в России343. Однако значительных результатов пока нет.

Преступность, связанная с наркотиками, по своему характеру в 90% случаев и более является организованной и транснациональной. Во-первых, выращивание и производство наркотиков, осуществляемые в ограниченном числе стран, и их распространение по миру вне организованной транснациональной преступной деятельности практически невозможны. Во-вторых, незаконный оборот наркотиков — самый привлекательный криминал для международной мафии, дающий сверхприбыль (от 300 до 2000%), которую она упустить не может. В обзорах ООН и Европейского сообщества эти деяния относительно адекватно отслеживаются.

Около 100 стран, хотя и с некоторыми перерывами, представляют сведения в ООН, начиная с Первого обзора. По данным 2000 г. (в расчете на 100 тыс. жителей), самый низкий уровень наркопреступлений в Колумбии (0,01, цифра сомнительная для страны, где производится огромное количество наркотиков), Йемене (0,8), Чили (0,8), Румынии (1,6), Индонезии (3,4), Китае (3,8), Замбии (4,0), Турции (5,3), Тунисе (6,4). Это страны, где данные деяния учитываются неполно или где ведется непримиримая борьба с наркотрафиком (например, в Китае). Особое распространение наркопреступлений регистрируется в Норвегии (987,1), Швейцарии (648,4), Новой Зеландии (641,6), США (560,1), Таиланде (428,9), на Ямайке (451,8), в Доминике (369,9), на Сейшельских Островах (313,9), в Германии (297,3), Канаде (285,5), Исландии (277,9), Финляндии (259,7), Англии и Уэльсе (214,3), Франции (176,1), России (166,8), Южной Африке (106,8).