Файл: Лунеев В.В. Преступность XX века_ мировые, региональные и российские тенденции (2-е издание, 2005).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.10.2020
Просмотров: 11321
Скачиваний: 219
В последующие годы в Таджикистане началась полномасштабная клановая война между правящими и оппозиционными националистическими про-исламско-фундаменталистскими силами, которая продолжается до настоящего времени. В нее втянуты российские военные и пограничники. Число жертв со всех сторон исчисляется тысячами.
Киргизия. В начале 1990 г. в городе Ош возникли ссоры между узбеками и киргизами по поводу выделения поливных земель. Местные власти своевременно не завершили его. 4 июня на поле одного из колхозов собралось около 12 тыс. узбеков, которые считали себя обделенными. С прибытием большой группы киргизов начались массовые беспорядки, продолжавшиеся в течение 5 дней, в Узгене, Алайском, Араванском и других районах области. В ходе массовых беспорядков погибли 302 человека, тяжкие телесные повреждения получили 462. Совершались также изнасилования, грабежи, разбои, кражи. Всего было зарегистрировано 3215 преступлений (3889 эпизодов) на межнациональной основе. 24 мая 2005 г. под действием оппозиционной «уличной демократии» в Киргизии пал режим президента Аскара Акаева. К власти пришли лица, преследуемые властями.
§ 7. КОНФЛИКТ В МОЛДОВЕ
Особняком стоит вооруженный конфликт между Молдовой и ее составной частью — Приднестровьем. Внешне он не совсем вписывается в графу межнациональных. Ибо национальные различия между Молдовой и Приднестровьем несущественны: и на правом, и на левом берегах Днестра живут люди разных национальностей — молдаване, украинцы, русские и др. Основные противоречия, возникшие между разными частями страны после самоопределения Молдовы, связаны с введением единого молдавского (румынского) государственного языка и планируемым объединением Молдовы с Румынией в Великую Румынию, к чему стремились молдавские и румынские националисты. Народы Приднестровья (независимо от национальности), относящие себя к русскоязычному населению, высказались против насильственной румынизации и языка, и территории.
Желая обезопасить себя от этого, они в 1990 г. попросили у молдавских властей статуса свободной экономической зоны. Их окрестили сепаратистами. Позже они потребовали автономии — получили категорический отказ. Тогда они заговорили о федерации. В ответ на это молдавские власти в июне 1992 г. вооруженным насилием попытались подавить волю народа, в результате чего были унесены с обеих сторон тысячи жизней мирных жителей. Были разрушены сотни домов, учреждений и предприятий. Эти деяния каждой из сторон не квалифицировались преступлениями, но являются таковыми по существу. Война между Молдовой и Приднестровьем не принесла желаемого успеха кишиневским властям. Она приостановлена. Сдерживающую роль сыграли 14-я российская армия (ныне армейская группа), дислоцированная в Приднестровье, и российская миротворческая миссия. Никем не признанная Приднестровская республика продолжает существовать.
Комиссия СБСЕ, которая около полугода изучала пути мирного урегулирования конфликта, пришла к выводу, что Молдова — многонациональное государство и ее будущее должно решаться самими народами, ее населяющими. Она не поддержала позицию кишиневских властей о насильственной румынизации населения и потребовала пересмотра Закона о языке592.
Возникший конфликт между Молдовой и Приднестровьем до сих пор не урегулирован. Хотя возможности для этого при посредничестве России открывались. В настоящее время непризнанная Приднестровская республика существует сама по себе вне юрисдикции Молдовы.
§ 8. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Северный Кавказ можно определить как самый взрывоопасный этнически конфликтный район в Российской Федерации. Главная причина конфликтов — недостаток пригодных земель при высокой плотности населения. Потребность в постоянной защите «земли отцов» выработала своеобразные формы закрепления родовых территорий и служила, с одной стороны, внут-риэтнической сплоченности кавказких народов, с другой — формированию на относительно небольшой территории десятков национальностей, имеющих различные языки, традиции и культуру.
Исторически этнические границы не были постоянными. Народы перемещались по территории Кавказа, перемешивались, менялись территориально-государственные устройства: государство Мансура, имамат Шамиля, Республика горцев Северного Кавказа, Северо-Кавказское эмиратство, Горская Советская Республика. Однако единого государства на Северном Кавказе так и не получилось. При образовании СССР в Российскую Федерацию вошли Горская и Дагестанская автономные республики, Адыгейская, Кабардино-Балкарская, Чеченская автономные области. В юнце существования СССР в Россию входили Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Северо-Осетинская, Чечено-Ингушская автономные республики, Адыгейская и Карачаево-Черкесская автономные области. Ныне в России находятся республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия—Алания, Чечня. За последние 200 лет территории национальных образований характеризовались большой неустойчивостью. Некоторые республики образовывались, преобразовывались, упразднялись и воссоздавались.
Возьмем в качестве примера территорию бывшей Чечено-Ингушетии. В 1810 г. ингуши приняли подданство России, чеченцы этому противились. Образовавшийся в 1834 г. имамат Шамиля включал в себя территорию Дагестана, а потом Чечни. В конце 50-х гг. XIX в. Чечня и Дагестан насильственно были присоединены к России, войдя затем в Терскую область. В 1918 г. она была объявлена Терской автономной советской республикой в составе РСФСР, а в 1920 г. переименована в Горскую АССР. В 1922 г. из нее выделилась Чечено-Ингушская автономная область (с 1936 г. — автономная республика). В 1944 г. чеченцы и ингуши были изгнаны со своих земель, на которых также насильственно расселены народы горской Осетии, Грузии и разрушенных войной западных областей Белоруссии, Украины, России. В 1957 г. чеченцы и ингуши были реабилитированы, а республика восстановлена со значительными территориальными изменениями. В состав нынешней Чечни включены два района Ставропольского края.
Северная Осетия вернула Чечено-Ингушетии четыре района, жители которых вторично подверглись насильственному переселению. Пригородный район, в котором до депортации проживали ингуши и который практически слился с Владикавказом, остался в Северной Осетии. В порядке компенсации ингуши дополнительно расселились в трех районах Ставропольского края. В начале 90-х гг. Чечня отделилась от Ингушетии и объявила себя де-факто суверенной. Ингуши не желают мириться с потерей Пригородного района. Президентом России было принято решение о возвращении ингушей в четыре населенных пункта Пригородного района593. Осетины этому противятся. Этот вопрос не может быть решен с позиций требований одного или другого народа. Более того, исторически в этом районе проживали разные народы, а вместе с ними — русские казаки, в результате геноцида которых в 1918—1921 гг. их земли, жилища и имущество были переданы спустившимся с гор ингушам. Социальная и территориальная реабилитация казачества предполагает возвращение их в свои станицы. И требования такие есть.
Столкновение интересов нескольких народов на малой территории при чрезвычайной плотности населения (она дополнительно увеличилась в связи с беженцами из Южной Осетии) толкает экстремистов к насильственному заселению «своих» земель. Серьезным дестабилизирующим фактором является, как ни странно это звучит, Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», который предполагает наряду с другими ее формами и территориальную реабилитацию. И хотя закон оговаривает, что возврат территорий должен проводиться без нанесения ущерба интересам сегодняшних жителей данных земель, это мало кого сдерживает. Территориальные претензии на Северном Кавказе обнаружились не только между осетинами и ингушами, ингушами и казаками, но и между кабардинцами и балкарцами, ингушами и чеченцами, кумыками и лакцами и т.д.
Территориальные притязания множатся от сепаратистско-экстремист-ских стремлений к недосягаемой в данном регионе мононациональной государственности. Примеру одноэтнических Чечни и Ингушетии готовы были следовать национальные движения кумыков, лезгин, ногайцев, кабардинцев, балкарцев и других народов. В 1992 г. в одной только Карачаево-Черкесии было самопровозглашено пять национально-государственных образований. А каждое новое образование автоматически ведет к уточнению и фактически — к переделу территорий, т.е. к взаимонасилию.
Краткий историко-политологический очерк Северного Кавказа обусловлен криминологическими интересами. Без элементарного уяснения истории перемещения народов в этом регионе нельзя адекватно исследовать тенденции настоящей и прогнозируемой преступности на основе межнациональных конфликтов на российском Северном Кавказе. При этом следует помнить: узел его межнациональных отношений увязан с аналогичными проблемами всего Кавказа, т.е. Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Азербайджана, Нагорного Карабаха и Армении.
Из многочисленных северокавказских конфликтов остановимся на двух: между ингушами и осетинами, между чеченцами Дудаева и пророссийским населением Чечни.
Осетино-ингушский конфликт. 1 9 апреля 1991 г., когда Верховным Советом РСФСР был практически одобрен, но еще не вступил в силу Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», в селе Куртат Пригородного района произошло одно из первых столкновений между осетинами и ингушами с применением огнестрельного оружия. Поводом послужило самовольное вселение ингушской семьи в свой бывший дом, в котором уже десятки лет проживали осетины. В конфликте участвовали более тысячи человек, 14 из них (10 осетин и четыре ингуша) получили телесные повреждения различной тяжести. После этого конфликт углублялся периодическими взаимными нападениями. В июле 1991 г. в Пригородном районе расследовалось 27 уголовных дел об умышленных убийствах, тяжких телесных повреждениях, разбоях, грабежах, поджогах, совершенных на основе межнациональных столкновений ингушей и осетин. В связи с этим на территории Пригородного района было введено чрезвычайное положение, которое возобновляется и продлевается уже несколько лет.
Стремление ингушей вернуться на места своего прежнего проживания наталкивается на резкое сопротивление Северной Осетии, Верховный Совет которой принял решение «о невозможности совместного проживания осетин и ингушей», обосновывая это агрессивностью последних. По данным МВД Республики Северная Осетия, в 1991 г. и первом полугодии 1992 г. на территории республики ингушами совершено 275 преступлений, в том числе 21 умышленное убийство, 87 разбойных нападений на водителей транспорта и его угонов, 13 случаев хищения скота, 35 задержаний с оружием и др. Все они, коль были совершены ингушами на территории Северной Осетии, расцениваются направленными против осетин. В той же справке сообщалось, что осетинами в отношении ингушей совершено 68 преступлений, в том числе четыре умышленных убийства, два тяжких телесных повреждения и т.д. В Ингушетии в это время после разделения с Чечней только создавались национальные органы правоохраны, поэтому данными с ингушской стороны автор не располагает. Можно не сомневаться, что они тоже были бы со своим национальным перекосом.
Под предлогом ожидаемого нападения ингушей 1 ноября 1992 г. российские войска начали обстрел населенных пунктов их компактного проживания в Пригородном районе с целью вытеснения в Ингушетию и разведения конфликтующих сторон. За регулярными войсками, однако, шли осетинские боевики, которые совершали убийства, грабежи, разбои, поджоги и кражи. По материалам расследования, в эти дни погибли 546 человек, из них 407 ингушей и 105 осетин. Среди погибших — 41 женщина (33 ингушки и пять осетинок), 49 стариков (42 ингуша и семеро осетин). По другим подсчетам, с той и другой стороны убиты 1 300 человек и 400 пропали без вести594.
После этих событий к изгнанным в 1944 г. из Пригородного района ингушам прибавились тысячи беженцев 1992 г. Возвращение этих лиц в места прежнего проживания остается бескомпромиссным условием ингушской стороны. Осетины увязывают их возвращение с обустройством (за счет ингушей) осевших в Северной Осетии тысяч беженцев, изгнанных грузинами из Южной Осетии. Упоминавшийся Указ Президента РФ от 13 декабря 1993 г. подтвердил статус Пригородного района как территории Северной Осетии и предписал возвращение ингушей — беженцев и вынужденных переселенцев в места их прежнего компактного проживания, на первом этапе — в населенные пункты Чермен, Дангорн, Дачное и Куртат. Однако этот указ не выполняется осетинской стороной.
Конфликтная ситуация между ингушами и осетинами остается не до конца разрешенной. Есть достаточно оснований полагать, что беспрецедентный террористический акт в Беслане, в совершении которого кроме чеченских и арабских участвовали и ингушские бандиты, что свидетельствует об объединении террористических групп разных национальностей. Учитывая напряженные отношения между осетинами и ингушами, организаторы теракта, как уже отмечалось, рассчитывали столкнуть эти народы на путь вооруженной борьбы и тем самым взорвать хрупкое равновесие на Северном Кавказе.
Особо конфликтным районом на Северном Кавказе остается Чечня. В момент развала СССР в 1991 г. не обладающий легитимностью Исполком общенационального конгресса чеченского народа провозгласил Чечню вне СССР, вне России и даже вне Чечено-Ингушетии. Прежнее руководство Чечено-Ингушетии было свергнуто. С помощью насилия и обмана к власти пришли коррумпированные националистические силы, которые «сделали» боевого генерала Дудаева президентом Чечни. И хотя российские власти признали все эти действия незаконными, Чечня, пользуясь междоусобной дракой федеральных ветвей власти и поддержкой криминальных финансово-хозяйственных структур России, более трех лет свободно «дрейфовала» в сторону криминализации всех общественных отношений. В первые годы она как субъект РФ экономически поддерживалась Россией. В последнее время режим Дудаева существовал за счет противоправной деятельности и помощи некоторых кругов исламских государств, в связи с чем Чечня стала рассадником преступности и терроризма.
По данным МВД России595, на территории Чечни ежегодно совершалось до 600 умышленных убийств, что в расчете на население в 3—4 раза выше, чем в целом по стране. «Российская газета» с начала января 1995 г. под рубрикой «Белая книга черных преступлений режима Дудаева» в каждом номере публиковала десятки фамилий убитых, искалеченных, изнасилованных, ограбленных российских граждан в Чечне. Эти преступления совершались не только криминальными группировками, но и самой продудаевской полицией. Они, естественно, не регистрировались и не расследовались.