Файл: Управление рентабельностью на предприятии (1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рост прибыли, и рентабельность имеет большое значение не только для дальнейшего развития предприятия, отрасли, но и всего хозяйства страны, поскольку представляет собой источник средств для формирования доходной части государственного (местного) бюджета.

Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями.

1.2. Факторы рентабельности предприятия

Комплексная оценка результатов деятельности и финансового положения предприятий основывается на системе показателей, раскрывающих разные стороны хозяйственной деятельности и предоставляющим информацию о возможном неблагополучии в организации.

В практике развитых стран показатели составляют целое направление в менеджменте, который получил название измерение и управление результативностью.

Десятилетиями результативность деятельности оценивалась на основе данных, предоставляемых системой бухгалтерского учета. Инструменты оценки предприятий, такие как соотношение рыночной стоимости и дохода на акцию (мультипликатор "цена / доход" (РЕ)), рентабельность инвестиций (ROI), рентабельность собственного капитала, прибыль на одну акцию (ЕРS), экономическая добавленная стоимость (EVA) и соотношение рыночной и стоимости по балансу (МВ), вычисляются для того, чтобы судить о результативности отдельных предприятий или бизнеса в целом. Но заметно, что вектор исследования проблемы определения и измерения результативности деятельности предприятий постоянно направлен от простого к более сложному (таблица 1.2).

Экономическая добавленная стоимость (EVA) представляет собой прибыль предприятия от обычной деятельности за вычетом налогов, уменьшенная на величину платы за весь инвестированный в предприятие капитал.

Показатель применяется для оценки эффективности деятельности предприятия с позиции его собственников, которые считают, что деятельность предприятия имеет для них положительный результат в случае, если предприятию удалось заработать больше, чем составляет доходность альтернативных вложений. Этим объясняется тот факт, что при расчете EVA из суммы прибыли вычитается не только плата за пользование заемными средствами, но и собственным капиталом. Можно утверждать, что такой подход в большей степени является экономическим, нежели бухгалтерским.


При анализе коэффициентов рентабельности наиболее широкое распространение получила факторная модель фирмы «DuPont» (Дюпон).

Модель дает возможность сопоставления прибыли с факторами, которые на нее влияют. А так же провести оценку состояния экономическо-хозяйственной деятельности предприятия.

Таблица 2 - Развитие парадигмы измерения результативности деятельности организаций

1920-е года

1970-е года

1980-е года

1990 –е года

Модель Дюпона

Рентабельность инвестиций (ROI)

Чистая прибыль на одну акцию (ЕРS).

Коэффициент

соотношение цены

акции и чистой

прибыли (Р/Е)

Коэффициент соотношения рыночной и стоимости по балансу акций (М/В).

Рентабельность акционерного капитала (RОЕ). Рентабельность чистых активов (RОNA).

Денежный поток (Саsh

Flow).

Экономическая добавленная стоимость (EVA).

Прибыль до выплаты процентов, налогов и дивидендов (ЕВIТDА).

Рыночная добавленная стоимость (MVA).
Сбалансированная система показателей (ВSС).

Показатель совокупной акционерной доходности (ТSR).

Денежный поток отдачи на инвестированный капитал (СFRОI).

Меру прибыльности функционирования предприятия наиболее точно определяют показатели рентабельности, характеризующих уровень отдачи затрат или степень использования имеющихся ресурсов в процессе производства и реализации товаров, работ и услуг [18].

Для выявления более точных причин снижения прибыли на предприятии целесообразно проводить факторный анализ прибыли от продаж за рассмотренные периоды, что позволит определить за счет каких показателей сократилась прибыль от продаж [16, c.210].

Факторный анализ прибыли от продаж проводят, используя следующую факторную модель:

, (1.1)

где Ппn0 – влияние факторов на изменение прибыли от продаж;

Вn – значение выручки в периоде;

Cn – значение себестоимости в периоде;

Kpn – значение коммерческих расходов в периоде.

Влияние фактора изменение цены на продукцию:

;

Влияние фактора изменение себестоимости на продукцию:

;

Влияние фактора коммерческие расходы:

Общая сумма факторных отклонений:

.

Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период.

На сегодня все чаще в качестве показателя измерения результативности предлагают использовать интегральный показатель экономической добавленной стоимости (EVA), авторами которого являются американские экономисты Б. Стюарт и Д. Стерн. Для повышения результативности деятельности необходимо, чтобы значение показателя EVA было положительным или равно нулю. Чем выше показатель EVA, тем большую прибыль компания приносит своим владельцам [16].


Кроме того, в современной экономической литературе, а также практики анализа деятельности торговых предприятий используются разнообразные показатели оценки рентабельности.

Рентабельность реализации определяется как соотношение прибыли от реализации к полной себестоимости реализованной продукции в процентах [25, с.245]:

Рр = , (1.2)

где Рр – рентабельность реализации;

Прп – валовая прибыль;

С – себестоимость реализованной продукции.

Данный показатель рентабельности характеризует эффективность текущих затрат. Рост или уменьшение затрат обращения напрямую оказывает влияние на уменьшение или увеличение прибыли. Данный показатель рентабельности характеризирует эффективность сделки торгового предприятия по реализации товаров.

Рентабельность производства можно определить по следующей формуле 25, с.250]:

Рп=, (1.3)

Где Рп – рентабельность производства;

ПдоНО – прибыль до налогообложения;

ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов;

МПЗ – среднегодовая стоимость материально-производственных запасов.

Значение показателя говорит о том сколько рублей прибыли организация получает с каждого рубля, потраченного то, чтоб произвести и реализовать продукцию. Данный показатель возможно рассчитывать по всему предприятию, а также по его подразделениям или видам продукции.

Рентабельность активов определяется как отношение прибыли (валовой или чистой) к среднему размеру активов по какой-то период [25, с.221]:

Ра = , (1.4)

где Ра – рентабельность активов;

Пб или Пч - валовая или чистая прибыль соответственно;

Аср – средний размер активов за период.

Данный показатель может послужить для определения эффективности использования капитала, так как предоставляет обобщенную оценку доходности вложенного в производство капитала, как заемного, так и собственного [6, с.57].

Рентабельность активов также может определятся как эффективность использования финансовых и материальных ресурсов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов [22, с.17].

Ра = Рр * Оа, (1.5)

где Оа – показатель оборачиваемости активов.

Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие было достаточным. И наоборот, чем ниже скорость оборота, тем больше должна быть доля прибыли в цене товара.


Рентабельность текущих активов является отношением чистой прибыли предприятия к среднему размеру текущих активов (оборотных средств) предприятия [33, с.156]:

Рта = , (1.6)

где Рта - рентабельность текущих активов;

Ат.ср – равен среднему размеру текущих активов (оборотных средств) предприятия.

Показатель говорит о величине прибыли, которую получают с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

Рентабельность собственного акционерного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала предприятия за период [17, с.116]:

Ракц.к = , (1.7)

где Ракц.к - рентабельность собственного акционерного капитала;

Kc- средняя величина собственного капитала.

Данный показатель занимает особое место среди показателей рентабельности и характеризует эффективность использования собственных средств акционеров, размер прибыли, полученный на каждый рубль вложений акционеров в предприятие и остается в распоряжении предприятия. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложений средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды [14].

Рентабельность инвестиций определяется как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости инвестиций в процентах [40, с.116]:

Ри = , (1.8)

где Ри – рентабельность инвестиций;

И – среднегодовая стоимость инвестиций.

Рентабельность инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли.

Факторный анализ рентабельности продаж проводят, используя следующую факторную модель:

, (1.9)

где ВР – выручка;

С – себестоимость.

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию можно определить по формуле:

;

Поэтому, влияние фактора изменения себестоимости составит:

;

Сумма факторных изменений предоставит общее изменение рентабельности за период:

.

Соответственно получение прибыли можно определить, как обязательное условие коммерческой деятельности, а финансовая устойчивость организации в необходимой мере можно определить размером полученной прибыли, анализ финансовых результатов является весьма актуальным в настоящее время.


Фундамент эффективной финансовой деятельности любой организации составляет извлечение прибыли, так как именно прибыль определяет предприятие двигаться вперед и формировать потенциал. Ключевым показателем, который характеризует финансовые результаты деятельности, являются показатели рентабельности организации.

Рентабельным является такое состояние деятельности, когда на протяжении определенного периода денежные поступления компенсируют понесенные расходы, создается и накапливается прибыль. Противоположным состоянием является убыточность, когда денежные поступления не компенсируют понесенные расходы.

Система показателей рентабельности можно использовать для обобщенной оценки эффективности работы отдельных организаций и отраслей, которые выпускают различные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.

1.3. Особенности управления рентабельностью на предприятии

Экономический механизм управления финансовыми результатами хозяйственной деятельности торгового предприятия - это динамическая, комплексная организационно - управленческая подсистема, которая предусматривает реализацию специальных процедур (организации, информационного обеспечения, управления, контроля), направленных на обеспечение устойчивого роста прибыльности, оптимальной мобилизации и реализации потенциала экономического развития торгового предприятия в долгосрочной перспективе, что приводит к увеличению рыночной стоимости предприятия и соответствует задачам общей системы управления им.

Предприятие использует собственные средства, для инициализации проекта. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

Рентабельна торговля и получения прибыли являются существенными мотивационными стимулами развития торговых организаций. Прибыльная деятельность мотивирует менеджеров к внедрению организационных и технических новшеств для увеличения эффективности торговых процессов, а также усиление конкурентных позиций предприятий.