Файл: Управление рентабельностью на предприятии (1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии
1.1. Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия
1.2. Факторы рентабельности предприятия
1.3. Особенности управления рентабельностью на предприятии
2. Анализ управления рентабельностью на предприятии ООО «Монолитстрой»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка показателей рентабельности предприятия
3. Пути улучшения рентабельности предприятия
3.1. Мероприятия по увеличению рентабельности предприятия
ВВЕДЕНИЕ
Одной из основных целей любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, является получение прибыли и повышение уровня рентабельности. Абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно торговое предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами, поэтому в целях финансового и экономического анализа используются система относительных экономических показателей, в которую и входят коэффициенты рентабельности. Экономическое значение этих показателей заключается в определение прибыли, приходящейся на рубль вложенных средств. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности.
Рентабельность - это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента [4, c.200].
Таким образом, любая организация, претендующая на эффективную деятельность в условиях рынка, должна четко представлять механизмы анализа прибыли и рентабельности и управления ими. Именно поэтому вопрос анализа прибыли и рентабельности является актуальным для любого торгового предприятия и главным этапом анализа хозяйственной деятельности в целом.
Актуальность темы данной работы обусловлена важностью управления объемом продаж, прибыли и рентабельностью для предприятий всех форм собственности, как способа определения путей и резервов повышения финансово-хозяйственной деятельности.
Целью работы является оценка управления рентабельностью на предприятия
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Раскрыть теоретические и законодательные основы управления рентабельностью;
- Провести оценку финансовых результатов и рентабельности предприятия;
- Определить пути повышения рентабельности предприятия.
Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Светлана», основная деятельность которого в соответствии с Уставом – розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления указанными факторами.
1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии
1.1. Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия
В современных условиях главной целью организации, независимо от вида ее деятельности и формы собственности, является получение максимальной прибыли и рентабельности, что невозможно без эффективного управления ею.
Эффективность - это соотношение результатов деятельности организации и затрат на достижение этих результатов. Под эффективностью в отношении управления понимается количественное влияние «нового» управления на результаты деятельности организации, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать результативность как некую оценку правильности или неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.
Экономическая эффективность - количественная оценка соотношения результатов и затрат в конкретных условиях; экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности компании [26, с.17].
Эффективность организации - важнейшая обобщающая характеристика результативности производства, которая отражает отношение величины созданных товаров и услуг к совокупным затратам труда [24, с.51]. Для продуктивного функционирования и реализации всего потенциала организация должна быть внутренне результативной и рационально использовать все виды ресурсов, в том числе и нематериальные активы.
Для анализа эффективности работы предприятия используют соответствующие показатели рентабельности и прибыльности, которые являются основными для определения эффективности деятельности.
Прибыль и рентабельность являются также основными качественными показателями, отражающими экономическую эффективность предприятия, его финансовое состояние, успехи и возможности в выполнении разработанной программы экономического и социального развития. Рентабельность и прибыль тесно связаны между собой. Рост рентабельности объективно свидетельствует об увеличении получаемой прибыли. Иными словами, при росте прибыли создаются условия для увеличения рентабельности.
Таким образом, прибыль и рентабельность являются показателями, которые в значительной степени характеризует успешность и эффективность деятельности любого предприятия.
Анализ специальной экономической литературы дал возможность выделить основные определения категорий «прибыль» и «рентабельность». Результаты анализа представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Определение категорий «прибыль» и «рентабельность»
Определение |
Источник |
1 |
2 |
Прибыль – это разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг. |
Кулешова А.Б. [20, с.26-27]. |
Прибыль - это конечный результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы. |
Казакова Н.А. [17, с.170]. |
Прибыль - это вознаграждение за риск, за возможные потери в условиях рыночной неопределенности, а также компенсация за положительные действия, неотделимые от предпринимательства. |
Бернар И. [8, с.405]. |
Прибыль - это вознаграждение за введением инноваций, позволяющее хозяйствующим субъектам создавать предприятия, рынки, способствовать прогрессу. |
Зозуля Ю.В. [34]. |
Рентабельность - один из главных стоимостных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи активов и степень использования капитала в процессе производства. |
Юзвик М.А. [55]. |
Рентабельность – показатель эффективности единовременных затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. |
Сарви М.О., Агафонова М.С. [54]. |
Рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. |
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [27, с.271]. |
Обобщив определения прибыли и рентабельности из таблицы 1.1, можно сделать вывод, что прибыль, как экономическая категория, является результатом деятельности организации и характеризуется разностью между ее доходами и затратами.
Рентабельность, в свою очередь, - относительный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий уровень прибыльности в затратах.
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации», ПБУ 4/99, который был утвержден приказом Минфина РФ от 06.07.99. № 43н, есть возможность определить выделить следующие виды прибыли:
- Валовая прибыль. Это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.
- Прибыль убыток от продаж. Это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производстве и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции.
- Прибыль (убыток) до налогообложения. Это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов.
- Чистая прибыль. Это часть валового дохода, которая остается в распоряжении предприятия после формирования фонда оплаты труда и уплаты налогов, отчислений, обязательных платежей в бюджет, в вышестоящие организации и банки [3].
Прибыль и рентабельность являются не только показателями оценки эффективности. Но так же на них возлагаются ключевые функции, которые связаны с эффективностью производственно-финансовой деятельности организации (рисунок 1).
Рисунок 1 – Функции прибыли и рентабельности
На рентабельность и прибыльность организации влияют различные факторы. Одна часть из них влияет напрямую, и их действие достаточно точно можно определить путем факторного анализа. Другие влияют косвенно, через показатели экономической деятельности.
Факторы воздействия на прибыль и рентабельность представлены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Факторы воздействия на прибыль и рентабельность
Фактор технологий или технологических нововведений оказывает значимое воздействие на показатели эффективности производства товаров или оказания услуг. Современное технологическое оборудование и нововведения в торговле занимают ведущее место в программе улучшения эффективности производственной деятельности. Обеспечение ресурсосбережения, также положительно влияют на уровень эффективности деятельности.
Сам продукт или услуга также определяются факторами влияния на прибыль. К данной группе факторов можно отнести качество, дизайн, ценовую политику, комплекс маркетинга и др. Разумеется, ключевым фактором роста рентабельности, и прибыльности деятельности являются сотрудники – топ-менеджеры, руководители, специалисты, рабочие и др.. Профессиональные качества сотрудников и уровень производительности их деятельности, система мотивации и формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе являются ключевым источником роста эффективности деятельности организации [15, с.89].
Постоянное совершенствование инструментов труда определяет систематический анализ состояния рабочих мест и их аттестации, увеличения квалификации кадров, сравнение и использование накопленного на других предприятиях позитивного опыта. Стиль управления, который сочетает профессиональную компетентность, лояльность и высокую этику толерантности между людьми, практически влияет на все направления деятельности предприятия. От этого зависит, в какой мере будут учитываться внешние факторы роста эффективности деятельности предприятия. Поэтому надлежащий стиль управления как составной элемент современного менеджмента является действенным фактором повышения эффективности деятельности предприятия [6, с.127].
Фактор инфраструктуры характеризуется наличием развитых разнообразных институтов рыночной и производственно-хозяйственной инфраструктуры, которые являются значимой предпосылкой увеличения эффектов от деятельности предприятий. Предприятия взаимодействуют с множеством контрагентов: инновационными фондами, коммерческими банками, биржами и других элементами рыночной инфраструктуры. Прямое воздействие на прибыльность деятельности организации оказывает достаточное развитие производственной инфраструктуры.
Государственная политика (экономическая и социальная) значительно воздействует на эффективность деятельности субъектов хозяйствования. Данный фактор характеризуется: практической деятельностью властных структур; видами законодательства; финансовыми инструментами; экономическими нормами; рыночной, производственной и социальной инфраструктурой; макроэкономическими изменениями.
Для постоянного увеличения эффективности деятельности всех предприятий государство создает соответствующие организационные предпосылки, которые обеспечивают постоянную деятельность на национальном, региональном или отраслевом уровнях специальных институциональных механизмов - организаций. Их деятельность нужно сосредоточить на: решении ключевых проблем повышения эффективности различных производственно-хозяйственных систем; практической реализации стратегии и тактики развития национальной экономики на всех уровнях управления.
Только рациональное использование всей системы названных факторов может обеспечить достаточные темпы роста эффективности производства.
Рассматривая прибыль и рентабельность как виды финансового результата деятельности, и как источник удовлетворение интересов различных субъектов рыночных отношений, необходимо отметить, что наличие или отсутствие их может иметь как положительный, так и отрицательный проявление. Так, отсутствие прибыли на предприятии может быть искусственно созданной при наличии заинтересованной стороны стать владельцем инвестиционно-привлекательного хозяйствующего субъекта. Если предприятие прибыльное, с возрастающей из года в год суммой полученной прибыли, то его рыночная стоимость, конечно, будет высокой по сравнению со стоимостью убыточного предприятия. Это может быть невыгодным для желающих приобрести прибыльный объект, поскольку большие капиталовложения приводят к увеличению срока их окупаемости, тем самым достижение цели покупки [25, с.57].