Файл: Управление рентабельностью на предприятии (1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных целей любого предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики, является получение прибыли и повышение уровня рентабельности. Абсолютный показатель прибыли не может дать ответ на вопрос насколько эффективно торговое предприятие реализует свою продукцию, использует вложенный капитал, управляет своими оборотными средствами, поэтому в целях финансового и экономического анализа используются система относительных экономических показателей, в которую и входят коэффициенты рентабельности. Экономическое значение этих показателей заключается в определение прибыли, приходящейся на рубль вложенных средств. Чем больше уделяется внимания рентабельности, тем успешнее функционирует предприятие. В этой связи вопросы научного управления рентабельностью представляют собой актуальную проблему теории и практики предпринимательской деятельности.

Рентабельность - это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий. В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента [4, c.200]. 

Таким образом, любая организация, претендующая на эффективную деятельность в условиях рынка, должна четко представлять механизмы анализа прибыли и рентабельности и управления ими. Именно поэтому вопрос анализа прибыли и рентабельности является актуальным для любого торгового предприятия и главным этапом анализа хозяйственной деятельности в целом.

Актуальность темы данной работы обусловлена важностью управления объемом продаж, прибыли и рентабельностью для предприятий всех форм собственности, как способа определения путей и резервов повышения финансово-хозяйственной деятельности.

Целью работы является оценка управления рентабельностью на предприятия

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Раскрыть теоретические и законодательные основы управления рентабельностью;
  • Провести оценку финансовых результатов и рентабельности предприятия;
  • Определить пути повышения рентабельности предприятия.

Объектом исследования в данной работе является предприятие ООО «Светлана», основная деятельность которого в соответствии с Уставом – розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления указанными факторами.

1. Теоретические основы управления рентабельностью на предприятии

1.1. Понятие и сущность прибыли и рентабельности предприятия

В современных условиях главной целью организации, независимо от вида ее деятельности и формы собственности, является получение максимальной прибыли и рентабельности, что невозможно без эффективного управления ею.

Эффективность - это соотношение результатов деятельности организации и затрат на достижение этих результатов. Под эффективностью в отношении управления понимается количественное влияние «нового» управления на результаты деятельности организации, отнесенного к затратам на получение этого результата. В данном контексте можно рассматривать результативность как некую оценку правильности или неправильности принятого решения по отношению к полученному результату.

Экономическая эффективность - количественная оценка соотношения результатов и затрат в конкретных условиях; экономия, получаемая за счет оптимизации и рационализации деятельности компании [26, с.17].

Эффективность организации - важнейшая обобщающая характеристика результативности производства, которая отражает отношение величины созданных товаров и услуг к совокупным затратам труда [24, с.51]. Для продуктивного функционирования и реализации всего потенциала организация должна быть внутренне результативной и рационально использовать все виды ресурсов, в том числе и нематериальные активы.

Для анализа эффективности работы предприятия используют соответствующие показатели рентабельности и прибыльности, которые являются основными для определения эффективности деятельности.

Прибыль и рентабельность являются также основными качественными показателями, отражающими экономическую эффективность предприятия, его финансовое состояние, успехи и возможности в выполнении разработанной программы экономического и социального развития. Рентабельность и прибыль тесно связаны между собой. Рост рентабельности объективно свидетельствует об увеличении получаемой прибыли. Иными словами, при росте прибыли создаются условия для увеличения рентабельности.


Таким образом, прибыль и рентабельность являются показателями, которые в значительной степени характеризует успешность и эффективность деятельности любого предприятия.

Анализ специальной экономической литературы дал возможность выделить основные определения категорий «прибыль» и «рентабельность». Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Определение категорий «прибыль» и «рентабельность»

Определение

Источник

1

2

Прибыль – это разность между всеми поступлениями предприятия и всеми издержками, связанными с производством и продажей его товаров и услуг.

Кулешова А.Б. [20, с.26-27].

Прибыль - это конечный результат деятельности предприятия, характеризующий абсолютную эффективность его работы.

Казакова Н.А. [17, с.170].

Прибыль - это вознаграждение за риск, за возможные потери в условиях рыночной неопределенности, а также компенсация за положительные действия, неотделимые от предпринимательства.

Бернар И. [8, с.405].

Прибыль - это вознаграждение за введением инноваций, позволяющее хозяйствующим субъектам создавать предприятия, рынки, способствовать прогрессу.

Зозуля Ю.В. [34].

Рентабельность - один из главных стоимостных показателей эффективности производства, характеризующий уровень отдачи активов и степень использования капитала в процессе производства.

Юзвик М.А. [55].

Рентабельность – показатель эффективности единовременных затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.

Сарви М.О., Агафонова М.С. [54].

Рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. [27, с.271].

Обобщив определения прибыли и рентабельности из таблицы 1.1, можно сделать вывод, что прибыль, как экономическая категория, является результатом деятельности организации и характеризуется разностью между ее доходами и затратами.

Рентабельность, в свою очередь, - относительный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий уровень прибыльности в затратах.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации», ПБУ 4/99, который был утвержден приказом Минфина РФ от 06.07.99. № 43н, есть возможность определить выделить следующие виды прибыли:


  1. Валовая прибыль. Это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.
  2. Прибыль убыток от продаж. Это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, определяется путем вычета из общей суммы выручки от реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат на производстве и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции.
  3. Прибыль (убыток) до налогообложения. Это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов.
  4. Чистая прибыль. Это часть валового дохода, которая остается в распоряжении предприятия после формирования фонда оплаты труда и уплаты налогов, отчислений, обязательных платежей в бюджет, в вышестоящие организации и банки [3].

Прибыль и рентабельность являются не только показателями оценки эффективности. Но так же на них возлагаются ключевые функции, которые связаны с эффективностью производственно-финансовой деятельности организации (рисунок 1).

Рисунок 1 – Функции прибыли и рентабельности

На рентабельность и прибыльность организации влияют различные факторы. Одна часть из них влияет напрямую, и их действие достаточно точно можно определить путем факторного анализа. Другие влияют косвенно, через показатели экономической деятельности.

Факторы воздействия на прибыль и рентабельность представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Факторы воздействия на прибыль и рентабельность

Фактор технологий или технологических нововведений оказывает значимое воздействие на показатели эффективности производства товаров или оказания услуг. Современное технологическое оборудование и нововведения в торговле занимают ведущее место в программе улучшения эффективности производственной деятельности. Обеспечение ресурсосбережения, также положительно влияют на уровень эффективности деятельности.

Сам продукт или услуга также определяются факторами влияния на прибыль. К данной группе факторов можно отнести качество, дизайн, ценовую политику, комплекс маркетинга и др. Разумеется, ключевым фактором роста рентабельности, и прибыльности деятельности являются сотрудники – топ-менеджеры, руководители, специалисты, рабочие и др.. Профессиональные качества сотрудников и уровень производительности их деятельности, система мотивации и формирование благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе являются ключевым источником роста эффективности деятельности организации [15, с.89].


Постоянное совершенствование инструментов труда определяет систематический анализ состояния рабочих мест и их аттестации, увеличения квалификации кадров, сравнение и использование накопленного на других предприятиях позитивного опыта. Стиль управления, который сочетает профессиональную компетентность, лояльность и высокую этику толерантности между людьми, практически влияет на все направления деятельности предприятия. От этого зависит, в какой мере будут учитываться внешние факторы роста эффективности деятельности предприятия. Поэтому надлежащий стиль управления как составной элемент современного менеджмента является действенным фактором повышения эффективности деятельности предприятия [6, с.127].

Фактор инфраструктуры характеризуется наличием развитых разнообразных институтов рыночной и производственно-хозяйственной инфраструктуры, которые являются значимой предпосылкой увеличения эффектов от деятельности предприятий. Предприятия взаимодействуют с множеством контрагентов: инновационными фондами, коммерческими банками, биржами и других элементами рыночной инфраструктуры. Прямое воздействие на прибыльность деятельности организации оказывает достаточное развитие производственной инфраструктуры.

Государственная политика (экономическая и социальная) значительно воздействует на эффективность деятельности субъектов хозяйствования. Данный фактор характеризуется: практической деятельностью властных структур; видами законодательства; финансовыми инструментами; экономическими нормами; рыночной, производственной и социальной инфраструктурой; макроэкономическими изменениями.

Для постоянного увеличения эффективности деятельности всех предприятий государство создает соответствующие организационные предпосылки, которые обеспечивают постоянную деятельность на национальном, региональном или отраслевом уровнях специальных институциональных механизмов - организаций. Их деятельность нужно сосредоточить на: решении ключевых проблем повышения эффективности различных производственно-хозяйственных систем; практической реализации стратегии и тактики развития национальной экономики на всех уровнях управления.

Только рациональное использование всей системы названных факторов может обеспечить достаточные темпы роста эффективности производства.

Рассматривая прибыль и рентабельность как виды финансового результата деятельности, и как источник удовлетворение интересов различных субъектов рыночных отношений, необходимо отметить, что наличие или отсутствие их может иметь как положительный, так и отрицательный проявление. Так, отсутствие прибыли на предприятии может быть искусственно созданной при наличии заинтересованной стороны стать владельцем инвестиционно-привлекательного хозяйствующего субъекта. Если предприятие прибыльное, с возрастающей из года в год суммой полученной прибыли, то его рыночная стоимость, конечно, будет высокой по сравнению со стоимостью убыточного предприятия. Это может быть невыгодным для желающих приобрести прибыльный объект, поскольку большие капиталовложения приводят к увеличению срока их окупаемости, тем самым достижение цели покупки [25, с.57].