Файл: Процессы принятия решений в организации (Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 200

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реализация данной стадии напрямую зависит от ресурсного потенциала управления исследуемой бизнес-системы и грамотного его использования, а также от возможностей привлечения внешних информационно-аналитических средств.

Ресурсный потенциал включает в себя следующие компоненты: кадры, информационная база, опыт управления, информационно-технологическое и программное обеспечение, связи с внешними информационно-аналитическими структурами[21].

3. Непосредственно разработка решения

На данной стадии решается следующий комплекс задач[22]:

- реализация системного подхода в управлении – увязка принимаемого решения с принятыми ранее и возможными решениями в обозримом будущем,

- оценка влияния принимаемого решения на все компоненты корпоративной структуры, включая реакцию внешней и внутренней среды;

- оценка возможных рисков и выгод (прибыли);

- оценка ресурсных возможностей реализации принимаемого решения;

- формирование множества альтернативных вариантов принятия решения, совокупности критериев их сравнения, осуществление оценки альтернатив и выбор среди них обозримого числа для принятия обоснованного решения;

- обеспечение эффективной индивидуальной и коллективной экспертной деятельности;

- прогностический анализ и хронологическая конкретизация принимаемого решения; подготовка необходимой информации.

4. Принятие решения - включает в себя обсуждение и выбор окончательного варианта решения, определение точек ответственности для его реализации, исполнителей и системы контроля, документальное оформление принятого решения и доведение решения до исполнителей[23].

Обратим внимание на циклический характер функционирования технологии принятия и разработки решения, обусловленный тем, что каждое решение и его реализация неизбежно приводят к возникновению новых проблем, а нередко и к новым идеям. Отдельным источником проблем для предпринимательской структуры является внешняя среда[24].

Следовательно, рассмотренные стадии разработки и принятия решения можно рассматривать как механизм реализации жизненного цикла управленческой деятельности с соответствующими фазами[25]:

- рождение – возникновение проблемы и ее идентификация, или появление бизнес-идеи;

- рост – формирование информационно-аналитического инструментария и разработка решения;


- зрелость – принятие решения;

- старение – реализация решения и возникновение новых проблем и бизнес-идей.

Процесс идентификации проблемы приводит к одному из трех возможных вариантов: подобная проблема уже решалась; имеется опыт (может быть, других компаний) решения проблем, аналогичных исследуемой; решаемая проблема встречается впервые и/или нет информации об аналогичных случаях.

Во всех трех случаях необходимо ответить на вопрос о целесообразности проведения дополнительного исследования.

В случае повторной проблемы после изучения соответствующего опыта может появиться информация о некоторых отличиях нынешней проблемы от подобных предыдущих, пусть и не принципиальных, технических. Для аналогичных проблем необходимо изучить сходства и отличия от решаемой в настоящее время. В случае новой проблемы необходимо провести более широкое аналитическое сравнение с решаемыми ранее проблемами, обратиться к соответствующему опыту других компаний[26].

Одним из практических методов снижения неопределенности проблемы является её разбиение, или декомпозиция, на совокупность более мелких проблем, каждая из которых является более простой для анализа и разрешения.

Отрицательный ответ означает переход к стадии формирования информационно-аналитического инструментария разработки и принятия решения. А.Н. Байдаков выделяет три основных вида проблем:

- проблема в условиях определенности;

- проблема в условиях риска;

- проблема в условиях неопределенности[27].

Решение проблемы в условиях определенности означает, что принятие любого альтернативного варианта решения приводит к вполне определенным однозначным результатам. Если имеет место повторная проблема, то следует воспользоваться либо уже имеющимися алгоритмами ее решения, либо создать новые алгоритмы, исходя из ситуации и нового состояния ресурсного потенциала управления.

1.3. Технологии принятия решений

Несмотря на не рутинный, творческий характер решения многих бизнес-проблем, разработка и принятие решений представляет собой, как правило, некоторую совокупность процессов и процедур, поэтому можно говорить о технологии принятия и разработки решений.

В своей управленческой практике лица, принимающие решения зачастую действуют в четыре основных этапа, а именно: постановка задачи, подготовка решения, выбор решения, принятие решения. Принять «правильное решение» – значит выбрать такую альтернативу из числа возможных, в которой с учетом разнообразных факторов будет оптимизирована общая ценность[28].


Одними из главных требований к управленческим решениям должны стать: обоснованность, своевременность, системность, законность, четкая формулировка задач, реальность исполнения, преемственность и непротиворечивость по отношению в ранее принятым и планируемым решениям[29].

С точки зрения формирования управленческих технологий с учетом возможностей современного информационно-аналитического инструментария заслуживает внимания классификация управленческих проблем и управленческих решений по степени их структурированности предложенная известным специалистом Л.А. Бирманом[30].

1) хорошо структурированные задачи и проблемы, где наиболее важные элементы, отношения и системные свойства определены настолько ясно, что они могут быть формально представлены в виде чисел и символов;

2) слабоструктурированные проблемы и задачи, которые содержат как количественные, так и качественные характеристики;

3) неструктурированные, качественно выраженные проблемы и проблемные ситуации. Характеризуются лишь качественным описанием состава некоторых целей и условий их достижения. Количественные характеристики не определены.

По мнению Ю.Г. Учителя для научно обоснованной классификации решений необходимо четко выделить систему классификационных признаков[31]. Наиболее полно требованиям системного подхода соответствует классификация решений, в основу которой положена базовая система координат – пространство, время, и информация.

Именно на основе этих классификационных характеристик формируется предлагаемая нами технология разработки и принятия бизнес- решений. Эти обстоятельства приводят к выводу о целесообразности выделения трех специализированных ситуационных технологических линий – решения в условиях определенности, риска и неопределенности.

Разработка и принятие решений является целью и продуктом управленческого труда и включает в себя много аспектов, основными из которых являются: технология разработки и принятия решения, методы и инструментарий разработки и принятия решений, способы мышления руководителя при его реакции на проблему и принятие решения.

По мнению В.М. Колпакова, сущность принятия решения состоит в следующих этапах в рамках классической модели: постановка целей, анализ цели по факторам, сбор и обработка информации о существующей проблеме, определение альтернатив достижения целей, выбор варианта достижения целей, разработка стратегии, разработка тактики, волевые действия на субъекта, получение результатов.


Так Колпаков подчеркивает, что каждое решение проходит 3 стадии: уяснение проблемы, составление плана решения, выполнение решения[32].

1) уяснение проблемы включает в себя:

- сбор информации;

- выяснение актуальности проблемы;

- определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2) составление плана решения включает в себя:

- разработка альтернативных вариантов решения;

- сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами с учетом социальных и экономических последствий;

- разработка и составление детального плана решения.

3) выполнение решения включает в себя:

- доведение решений до конкретных исполнителей;

- разработка мер поощрений и наказаний;

- контроль за выполнением решений.

В данной управленческой модели главным недостатком является отсутствие прогнозного, системного, стратегического анализа проблемной ситуации, включая ее идентификацию. Не учитываются также риски и неопределенность, органически присущие бизнес-проблемам. Кроме того, такой подход не является технологичным, так как не предполагает определенного алгоритма действий, управленческих процедур и требуемого инструментарного обеспечения.

Технологией называют любое средство преобразования исходных материалов для получения желаемых результатов[33].

Поскольку предметом и исходным материалом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента, например, можно определить как комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации решений[34].

Это согласуется с тем, что технологический процесс обработки информации, «есть процесс выполнения в определенной последовательной операций по поиску, сбору, передаче, переработке хранению, представлению и использованию данных, необходимых для принятия решений в системе управления»[35].

Большинство современных подходов к технологии принятия решения основаны на классических теориях (подходах к принятию решений), главной из которых является технология рационального решения проблем диагностика проблемы, формулирование ограничений и критериев для принятия решений, выявление альтернатив, оценка альтернатив, окончательный выбор.

Технологию управления определяют также как определенную систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств.


Целью технологии управления является оптимизация управленческого процесса, рационализация его путем исключения таких видов деятельности и операций, которые не являются необходимыми для достижения требуемого результата[36].

Технология разработки и принятия решений в обязательном порядке должна включать в себя четыре относительно самостоятельных технологических блока – субтехнологии, предназначенные соответственно для идентификации проблем; формирования инструментария разработки решения, как внутрисистемного, так и привлекаемого извне; разработки решения; принятия решения[37].

Инструментарий разработки и принятия решений в условиях риска и неопределенности представлен совокупностью формализованных расчетно-аналитических методов, неформализованный методов и их различных комбинаций.

К формализованных расчетно-аналитическим методам относятся: математическое моделирование, прогнозирование, оценку устойчивости результатов предпринимательской деятельности, методы многомерного статистического анализа.

К неформализованным методам управления рисками – экспертные оценки (индивидуальные и коллективные), метод анализа иерархий, стресс-тестирование и др.

К числу комбинированных методов можно отнести методы имитационного моделирования.

Применение перечисленных методов предназначено для априорной оценки рисковой ситуации и осуществления обоснованного выбора и разработки решения в контексте реализации методов управления рисками: диверсификация, компенсация, локализация, уклонение[38].

Особое место принадлежит оценке рисков, связанных с возможностью больших убытков. Здесь использование лишь вероятностных методов явно недостаточно. Вполне продуктивным является использование сценарного подхода на базе осуществления стресс-тестирования, предназначенного для оценки последствий неблагоприятного развития событий. Обычно соответствующие методики используют в финансовой сфере, но они могут быть распространены с необходимой трансформацией и адаптацией и на другие ситуации в бизнесе[39].

Итак, технологии разработки и принятия решений базируются на использовании системного подхода, предполагающего при разработке и принятии решений прохождение следующих стадий: идентификация проблемы; уяснение задачи; перечисление и уяснение альтернатив; анализ альтернатив; выбор наилучшего решения; представление результатов.