Файл: Процессы принятия решений в организации (Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 206

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Сравнительный анализ управленческих практик принятия решений в организациях «X5 Retail Group» и «Auchan Group»

2.1. Анализ решения руководства компании «X5 Retail Group»

по проведению сделки поглощения компании «Katla Seafood Canarias»

Компания X5 Retail Group N.V. создана в августе 2006 года на базе сети «Перекресток», основанной консорциумом Alfa Group.

На сегодняшний день торговая компания X5 Retail Group N.V. – ведущая продовольственная розничная компания в России. Компания управляет магазинами нескольких форматов - дискаунтерами под брэндом «Пятерочка», супермаркетами под брэндом «Перекресток», гипермаркетами под брэндом «Карусель», а также магазинами «у дома» под различными брэндами.

Стратегические позиции X5 Retail Group N.V. рассмотрим на основании PEST – анализа и SWOT – анализа. Проведем PEST - анализ компании и представим его в Приложении 2.

На основании PEST - анализа можно сделать выводы, что наибольшее влияние на стратегию X5 Retail Group N.V. оказывают следующие факторы:

  1. Лояльность покупателей к компании.
  2. Увеличение спроса на продукты питания формата «цена-качество».
  3. Повышение конкурентной борьбы на рынке продуктового ритейла.
  4. Повышение требований к охране окружающей среды и корпоративным отношениям.

В отличие от PEST – анализа, SWOT - анализ помимо анализа внешней среды, подразумевает оценку факторов внутренней среды. Более подробно их можно рассмотреть в матрице SWOT - анализа, представленной в Приложении 3.

У компании имеются стратегические цели, основные из которых связаны с укреплением и удержанием лидерских позиций на рынке ритейла, расширением бизнеса и ассортимента продуктов, увеличением объема и рентабельности продаж. Для достижения данных целей наиболее подходящей является стратегия, основанная на концентрации усилий компании на выбранном рыночном сегменте и максимальном удовлетворении потребностей в продовольственных продуктах. Контроль над издержками - важный фактор не только повышения рентабельности, но и конкурентоспособности компании в целом. В качестве целей развития фирмы необходимо ставить интегративный рост как способ сокращения издержек.


Кроме того, для усиления конкурентных преимуществ, компании необходимо искать новые направления развития бизнеса, позволяющего достичь стратегической цели расширения ассортимента продаваемой продукции. Это можно сделать путем слияния (поглощения) с компаниями, входящими в потребительский сектор, в том числе поставщиками продукции, реализуемыми в торговых сетях X5 Retail Group.

Проведем анализ решения по проведению сделки слияния (поглощения) компании X5 Retail Group N.V. в рамках стратегии обратной вертикальной интеграции.

В рамках стратегии дальнейшего развития X5 Retail Group N.V. планируется проведение сделки по поглощению компанией (далее компания - инициатор) одного из крупных рыбопромысловых предприятий Katla Seafood Canarias (далее - компания – цель).

Katla Seafood Canarias является дочерним предприятием компании Samherji, которая является вертикально-интегрированной компанией по производству морепродуктов, контролирующей значительный объем рыболовных квот и владеющая мощным действующим флотом рыболовных судов, траулеров, а также несколькими производственными судами, заводами по переработке рыбы и единицами рыбного хозяйства. Компания Samherji, основана в 1983 году, является ведущей компанией по производству морепродуктов в Исландии. За пределами Исландии, Samherji имеет производство в Германии, Польше, Великобритании, на Фарерских островах, в Африке, Канаде, Франции и Испании.

Для X5 Retail Group N.V. Katla Seafood Canarias представляет интерес, связанный в первую очередь с расширением географии бизнеса, снижением транзакционных расходов. Доля рыбы и рыбных изделий в ассортименте продуктов компании составляет не более 6%, поэтому приобретение рыбного бизнеса позволит увеличить долю продаж данного вида продуктов. Тем более, что в последнее время российская рыбная отрасль выходит из состояния стагнации: увеличивается вылов, растет производство и потребление, качественно и количественно расширяется ассортимент и растет культура питания населения.

Как показывает практика, при принятии решения по совершению сделки купли – продажи бизнеса или его доли наиболее рациональным подходом к принятию решения является стоимостный подход. В этом случае определяется инвестиционная стоимость бизнеса, которая будет тем выше, чем большей инвестиционной привлекательностью будет обладать бизнес.

Таким образом, ключевым фактором в принятии решения по сделке купли-продажи бизнеса при слиянии или поглощении является стоимость.

Для определения денежного потока ДП для инвестированного капитала используется следующая формула:


ДП = ЧП + Ам – КВ +/(–) СОК +/(–)ДЗ +Пз, (7)

где ЧП - чистая прибыль;

Ам - амортизация;

КВ - капитальные вложения;

СОК - прирост собственного оборотного капитала;

ДЗ - прирост долгосрочной задолженности;

Пз - прирост процентов по задолженности.

Для определения весов каждого из методов целесообразно использовать анализ значимости различных методов оценки по рекомендациям Deloitte & Touche [40].

Таблица 1

Вес затратного подхода

Фактор

Баллы

Предприятие обладает значительными материальными активами

1

Есть возможность выявления и оценки нематериальных активов

1

Ожидается, что предприятие будет по-прежнему действующим

1

Компания является холдинговой или инвестиционной

1

Отсутствие ретроспективных данных о прибылях или невозможности их надежной оценки

- 1

Оценка новых предприятий

0

Сильная зависимость предприятия от контрактов, отсутствия постоянной клиентуры

-1

Значительная доля финансовых активов в активах предприятия

-1

Итого

1(8)

Таблица 2

Вес доходного подхода

Фактор

Баллы

Ожидается существенное изменение уровня денежных потоков

1

Возможность обоснованной оценки денежных потоков

1

Положительные денежные потоки для большинства прогнозных лет

1

Положительная величина чистого денежного потока в последний прогнозный год

1

Оцениваемое предприятие является новым

0

Итого

4(5)

Таблица 3

Определение весов значений стоимости по разным подходам


Подход

Затратный

Доходный

Экспертная оценка факторов

1(8)

4(5)

Число факторов

8

5

Смещение среднего

2

1

Весовая доля

2/8

5/5

Нормализованный вес

25%

75%

Для принятия решения о целесообразности сделки по слиянию или поглощению в конечном итоге определяется инвестиционная стоимость, при этом в нее включается рыночная стоимость поглощаемой компании, эффект синергии и сумма затрат на сделку.

Таким образом, стратегия слияния (поглощения) X5 Retail Group N.V., где приобретаемой компанией выступает Katla Seafood Canarias, может иметь место, однако, как показали теоретические исследования, она может быть целесообразна только в случае наличия эффекта синергии. Поэтому далее необходимо провести оценку инвестиционной стоимости Katla Seafood Canarias и ее компонентов. В этом случае компонентами являются рыночная стоимость компании - цели и компании - приобретателя, эффект синергии, сумма затрат на сделку, сумма инвестиций, вкладываемых в интегрированный бизнес и риски, связанные с данной сделкой.

Величину синергии необходимо сравнить с премией, уплаченной к рыночной стоимости, так как в результате оценки эффектов синергии получена добавленная инвестиционная стоимость, за которую компания-покупатель должна заплатить премию к цене приобретаемой компании.

Как показано на рисунке 1, сделка объединения станет эффективной, только если премия меньше этого прироста инвестиционной стоимости.

VА

VБ

премия

выигрыш

Стоимость, добавленная синергией

VА+VБ

стоимость

Инвестиционная стоимость объединенной компании

VА – стоимость компании-инициатора

VБ – стоимость компании-цели

Рисунок 1 - Поглощение, создающее стоимость для компании-инициатора

В процессе анализа необходимо выделить факторы, критичные для компании, т.е. характеристики и критерии, оказывающие существенное влияние на такие показатели, как EBIT, прибыль до или после налогообложения, стоимость компании, рассчитанная по какому-либо методу (например, в рамках доходного подхода)[41].


На основе показателя «чистый приведенный эффект синергии» как одного из критериев оценки эффективности управления стоимостью фирмы, учитывающего затраты и потери при заключении сделок по слиянию (поглощению), расчет которой представлен в таблице 4, можно дать следующие рекомендации относительно принятия решения о целесообразности заключения сделки по поглощению Katla Seafood Canarias в рамках стратегии слияния (поглощения) X5 Retail Group N.V.

Таблица 4

Варианты решений о целесообразности сделки M&A

Величина премии за контроль (Р),

млн. руб.

NPVS,

млн. руб.

Последствия сделки

Управленческое решение о целесообразности сделки M&A

Максимальная, более 12 020

Отрицательная величина

Анергия – снижение стоимости объединенной компании

Заключение сделки нецелесообразно

В размере ожидаемой синергии 12 020

0

Сделка не повлияет на стоимость объединенной компании

Заключение сделки нецелесообразно

В размере менее ожидаемой синергии

12 020

Положительная величина

Рост стоимости объединенной компании на величину синергии

Заключение сделки целесообразно

В случае, если X5 Retail Group N.V. заплатит премию за контроль, более 12 020 млн. руб., чистый приведенный эффект синергии окажется отрицательной величиной. Поэтому рассматриваемая сделка не создаст дополнительной стоимости ее акционерам, в выигрыше окажутся лишь собственники Katla Seafood Canarias, следовательно, заключение сделки для X5 Retail Group N.V. будет нецелесообразно. То есть роста стоимости объединенной компании можно ожидать лишь в том случае, если ожидаемая синергия превысит затраты по заключению сделки, в частности уплаченную премию за контроль, которая будет покрываться ожидаемым эффектом синергии, а показатель NPVS будет положительной величиной.

Представим весь процесс принятия решения относительно стратегии слияния (поглощения) X5 Retail Group N.V. в виде определенных этапов с описанием особенностей проведения каждого этапа.

На первом этапе решения составляется Соглашение о конфиденциальности, которое обязывает стороны сделки не разглашать информацию, затрагивающую интересы каждой из сторон. На этом этапе проводится первое знакомство компаний, происходит обмен обзорными материалами, обсуждается принципиальная заинтересованность сторон.