Файл: Процессы принятия решений в организации (Глава 1. Теоретические основы принятия решений в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом главным мотивом обеих сделок была операционная синергия. При этом и у «Auchan Group», и у «X5 Retail Group» имелся доступ к внутренней информации целевых компаний. В качестве лиц, ответственных за формирование полноценной информационной базы анализа, были привлечены специалисты отдела стратегического развития, отдела производства, маркетинга, финансовых служб, НИОКР.

При принятии решения о поглощении компании «Real Metro Group» в «Auchan Group» была выделена отдельная экспертная группа, ответственная за организационное обеспечение анализа инвестиционной привлекательности, во главе с координатором — менеджером по интеграции (рис.3). Главным инициатором является руководитель компании (генеральный директор), который осуществляет функции стратегического контроля, функция тактического контроля возлагается на директора по экономическому развитию.

Рисунок 3 - Схема внутреннего взаимодействия специалистов компании-«поглотителя» в процессе анализа инвестиционной привлекательности компании-цели

Менеджер по интеграции выполняет следующие функции: определяет цель, задачи, этапы анализа; формирует экспертную группу; разрабатывает график проведения аналитических работ осуществляет оперативный контроль за их выполнением; отвечает за формирование аналитического отчета о результатах анализа инвестиционной привлекательности компании-цели, на базе которого на уровне руководства компании принимается решение о целесообразности поглощения.

Три группы субъектов, представленные на схеме на рис. 3, являются постоянными, вне зависимости от мотива интеграции - «Специалисты в области финансового и инвестиционного анализа», «Специалисты юридического отдела», «Специалисты отдела стратегического развития».

На базе полученных отчетов управляющие комитеты компаний формируют позицию на переговорном процессе.


Рисунок 4 - Схема движения информационных потоков при

подготовке и принятии решения

На основании анализа специфики принятия бизнес решений компаниями «X5 Retail Group» по проведению сделки поглощения компании «Katla Seafood Canarias» и «Auchan Group» по проведению сделки поглощения компании «Real Metro Group» автором выявлены следующие факторы успеха при проведении подобных сделок (таблица 8).

Таблица 8

Основные факторы, положительно влияющие на успех решения по степени их важности (составлено автором)


Основные факторы, влияющие на успешность принятия

решения

Важность

Скорость принятия решений

9

Проработка детальной стратегии

9

Управление флуктуацией

8

Быстрое назначение управляющих высшего звена

8

Kонцентрация на достижении синергии

8

Организация внутреннего бенчмакинга

8

Разработка способов обмена ноу-хау

8

Утверждение новой структуры в кратчайшие сроки

7

Проведение мероприятий по сближению культур

7

Внутренняя коммуникация

7

Скорейшее внедрение интеграционной команды

7

Четкое разделение ответственности за подпроцесс

6

Разработка детального плана интеграции

6

Привлечение независимых экспертов для повышения объективности оценки

6

Внешняя коммуникация

5

Объединение технической инфраструктуры

5

Осуществление детального и общего контроля

5

Предусмотрение буфера при планировании затрат

5

Разработка различных сценариев бизнес-плана

4

Разработка и ранжирование по важности критериев поиска кандидатов

4

Подключение к интеграции поставщиков и крупных клиентов

4

Разработка отдельной программы с целью заинтересовать менеджмент поглощаемой компании

3

Подключение посредников к переговорам

3

Применение значений аналогичных слияний/поглощений за ориентир

3

Постоянный мониторинг рынка в поиске альтернатив

3

Из таблицы 8 видно, что наиболее важными признаются скорость принятия решений и разработка стратегии. Оба фактора важны на протяжении всего процесса сделки и имеют основополагающее значение.


Составим дерево решений для рассмотренных бизнес-ситуаций по принятию решений в компаниях «X5 Retail Group» и «Auchan Group».

Итак, компания «X5 Retail Group» поглощает «Katla Seafood Canarias», которая выступает в качестве предприятия-цели. При этом имеется несколько возможностей.

1. Скупка контрольного пакета акций на рынке и у некоторых заинтересованных владельцев. Имеются следующие варианты:

- скупка по фиксированной цене (затраты S, вероятность Q)

- скупка по повышенной цене (рыночная цена + премия за сотрудничество 10%) - для случая, если попытки купить на открытом рынке не удаются (затраты S, вероятность Q).

2. Открытое предложение о поглощении акционерам и менеджерам компании-цели (покупка контрольного пакета у владельцев компании), которое может быть реализовано следующими путями:

- приобретение пакета у владельцев за повышенную цену, что составляет величину Z1 (с вероятностью п1).

- использование административного ресурса для снижения цепы пакета до величины Z2 (с вероятностью п2).

- предложение текущим собственникам долю пакета акций в новой структуре и снижение суммы сделки до Z3 (с вероятностью п3).

3. Нелегальные схемы захвата, рейдерство, которые могут иметь два исхода:

- штатная ситуация планируемого захвата (затраты x1 с вероятностью R1);

Сопоставление ожидаемых затрат позволяет сделать вывод о наиболее предпочтительных условиях интеграции компании (слияние или поглощение) с позиции экономии расходов на сделку. Дерево решений представлено на рис.5.

Итак, проведенный анализ показал, что на принятие решений влияет ряд основных факторов: среда принятия решений; информационные и поведенческие ограничения; время; негативные последствия; личностные оценки и предпочтения менеджмента; взаимосвязь решений; неопределенности (Приложение 4).

Рисунок 5 - Дерево решений для сделок компании «Auchan» и «X5 Retail Group»

В общем случае возникает задача многокритериального альтернативного выбора. Слабая структурированность задач, неопределенность экспертных оценок и субъективных предпочтений, требует обработки не только данных, но и знаний с учетом факторов неопределенности.

Процесс принятия решений - это многоэтапный процесс, который происходит в условиях неопределенности. При построении систем поддержки принятия решений следует учитывать необходимость обработки плохо структурированных потоков данных и знаний.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология менеджмента рассматривает решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

Каждое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей, могут быть различными – метод, основанный на интуиции управляющего, на понятии «здравого смысла», либо основанный на научно-практическом подходе, предполагающем выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации.

Принятие решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

Процесс принятия решения о проведении сделки слияния (поглощения) компанией X5 Retail Group N.V. компании Katla Seafood Canarias состоит из семи этапов, основанных на определенных правилах и особенностях технологии совершения сделок M&A, и на каждом из этапов должно быть принято соответствующее управленческое решение.

Однако, основой для принятия решения должны стать мотив слияния (поглощения), а также эффект синергии от интеграции компаний, участвующих в сделке.  

Поэтому принятие решения о формировании стратегии слияния (поглощения) в системе корпоративного управления X5 Retail Group N.V. должно основываться на оценке и обосновании предполагаемого эффекта синергии от планируемой сделки слияния с Katla Seafood Canarias. Сформированная таким образом стратегия целесообразна и подлежит реализации только в том случае, если ожидаемая синергия в сумме 12 020 млн. руб., полученная при предварительных расчетах, превысит затраты по заключению сделки.

Проведенный анализ показал, что на принятие решений влияет ряд основных факторов: среда принятия решений; информационные и поведенческие ограничения; время; негативные последствия; личностные оценки и предпочтения менеджмента; взаимосвязь решений; неопределенности.

В общем случае возникает задача многокритериального альтернативного выбора. Слабая структурированность задач, неопределенность экспертных оценок и субъективных предпочтений, требует обработки не только данных, но и знаний с учетом факторов неопределенности.

Процесс принятия решений - это многоэтапный процесс, который происходит в условиях неопределенности. При построении систем поддержки принятия решений следует учитывать необходимость обработки плохо структурированных потоков данных и знаний.


В работе сформулирована схема управления качеством управленческих решений: разработка методологических основ управления качеством; анализ элементов, определяющих качество управленческого решения; стандартизация ключевых элементов, составляющих процесс принятия и реализации управленческого решения; формирование организационных основ управления процессом принятия и реализации управленческого решения; сертификация процессов принятия и реализации управленческих решений.

Библиография

  1. Алан Д. Орр Управление проектами. Руководство по ключевым процессам, моделям и методам / Пер. О. Теплых. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2019. – 224 с.
  2. Андреев, Г. И., Тихомиров, В. А. Основы управления предприятием: модели и методы управления в условиях неопределенности / Г. И. Андреев; В. А. Тихомиров : учебное пособие в 3-х кн. ; кн. 2. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 304 с.
  3. Ансофф, И. А. Стратегическое управление / И. А. Ансофф. – М.: Экономика, 2019. – 303 с.
  4. Аньшин В.В. Управление проектами. Фундаментальный курс. Учебник. – М.: Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), 2019. – 624 с.
  5. Асаул, А. Н. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2. – С. 141-147
  6. Байдаков, А. Н. Построение прогнозных сценариев как эффективный инструмент риск-менеджмента: сб. науч. тр. / СтГАУ. – Ставрополь, 2019. - С. 492–497
  7. Байдаков, А. Н. Сценарное прогнозирование как необходимый компонент системы риск-менеджмента / А. Н. Байдаков; А. В. Назаренко; Д. В. Запорожец // Вестник АПК Ставрополья. – 2019. – № 3. – С. 55–58
  8. Балдин, К. В. Риск-менеджмент: учебное пособие / К. В. Балдин. – М.: Эксмо, 2018. – 368 с.
  9. Балдин, К. В. Управленческие решения / К. В. Балдин; С. Н. Воробьев ; В. Б. Уткин. – М.:Дашков и К, 2016. – 496 с.
  10. Башкатова Ю.И. Управленческие решения : [учеб. пособ.] / Ю. И. Башкатова. — М.: МЭСИ, 2019. — 184 с.
  11. Бирман, Л.А. Управленческие решения / Л.А. Бирман – М.: Дело, 2016. – 208 с.
  12. Богомазов, С. В. Формирование условий для принятия эффективных управленческих решений / С. В. Богомазов // Российское предпринимательство. – 2018. – № 2. – С. 158−162
  13. Боумен, К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумен. – М.: ЮНИТИ, 2017. – 412 с.
  14. Бромвич, М. А. Анализ экономической эффективности капиталовложений / М. А. Бромвич; пер. с англ. – М/: Инфра-М, 2019. – 426 с.
  15. Васильев, Ю. В. Теория управления / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 608 с.
  16. Вейс, Л. Д. Информационная система поддержки принятия управленческих решений / Л. Д. Вейс; В. П. Живоглядов // Геоинформационные системы. – 2019. – № 2. – С. 50– 57
  17. Виханский, О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С. Виханский, А.И Наумов. – М.: МГУ, 2019. – 368 с.
  18. Волкова, В. Н. Теория систем / В. Н. Волкова, А. А. Денисов. – М.: Высшая школа, 2019. – 511 с.
  19. Дрогобыцкий, И. Н. Системный анализ в экономике: учеб. пособие / И. Н. Дрогобыцкий. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 512 с.
  20. Друкер, П. Эффективный руководитель / П. Друкер. – Москва : ООО «Издательство «Эксмо», 2017. – 240 с.
  21. Заккар, К. М. Принятие решений в системе организационного управления: дис. …канд. соц. наук. – М., 2017. – 250 с.
  22. Захарова, Л. Н. Психология управления: учебное пособие / Л. Н. Захарова. – М.: Университетская книга, 2019. – 376 с.
  23. Истомин, Е. П. Теория организаций: системный подход / Е. П. Истомин; А. Г. Соколов. – CПб.: Андреевский издательский дом, 2019. – 314 с.
  24. Качалина, Л. Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л. Н. Качалина. – М.: Эксмо, 2019. – 464 с.
  25. Колпаков В. М. Теория и практика принятия управленческих решений: [учеб. пособ.] / В. М. Колпаков. — [2-е изд., перераб. и доп.] — К.: МАУП, 2016. — 504 с.
  26. Лукичeвa Л. И. Условия и факторы качества управленческих решений: [Электрон. ресурс] / Л. И. Лукичева. — Режим доступа к сайту: http:// www.elitarium.ru/2017/04/12/uslovija_i_faktory_kachestva_upravlencheskikh_reshenijj.html.
  27. Ременников В. Б. Управленческие решения: [Электрон. ресурс] / В. Б. Ременников. — Режим доступа к сайту: http://www.e-college.ru/xbooks/xbook167/book/index/index.html?go=part-005*page.htm.
  28. Учитель, Ю. Г. Разработка управленческих решений: учебник / Ю. Г. Учитель; А. И. Терновой; К. И. Терновой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 383 с.
  29. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческого решения / Р. А. Фатхутдинов. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2019.
  30. Эйтингон В. Н. Методы разработки и принятия решений в менеджменте: [учеб.-метод. пособ.] / В. Н. Эйтингон, М. А. Кравец, Н. П. Панкратова. — Воронеж, Воронежский государственный университет, 2018. — 47 с.