Файл: Стратегическое планирование деятельности организации (1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) при создании кредитной организации;

2) при расширении деятельности кредитной организации путем получения дополнительных лицензий на осуществление банковских операций;

3) при изменении вида кредитной организации;

4) при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения, преобразования; 5) при реорганизации кредитных организаций в форме присоединения.

То есть, бизнес-план разрабатывают и представляют в Центральный банк не все банки и не каждый год.

Вместе с тем в Положении Банка России от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» говорится о программах развития кредитной организации, стратегиях и тактиках, текущих и перспективных направлениях деятельности кредитных организаций, что по своей экономической сути и есть составные части бизнес-плана кредитной организации. Включение бизнес-плана в основной перечень документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получении лицензии на осуществление банковских операций, дает возможность Банку России отказывать в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в случае несоответствия указанных документов, в том числе бизнес-плана кредитной организации, установленным требованиям федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России.

Наличие бизнес-плана позволяет Банку России оценить:

  • способность кредитной организации обеспечивать финансовую стабильность,
  • выполнять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования,
  • соблюдать требования законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;
  • способность кредитной организации к долговременному существованию как прибыльной коммерческой организации;
  • адекватность системы управления принимаемыми рисками.

Таким образом, бизнес план нацелен на обеспечение общего понимания задач Банка, вытекающих из выбранной стратегической альтернативы, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Особое внимание Банка России в бизнес-плане направлено на способность кредитной организации оценить свое будущее в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, на наличие финансовых, кадровых, технологических и др. внутренних возможностей для эффективной деятельности в конкурентной среде.


Таким образом, бизнес-план целью бизнес плана является общее понимания задач стоящих перед банком банка, вытекающих из выбранной стратегической альтернативы, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач. Особое внимание Банка России в бизнес-плане направлено на способность кредитной организации оценить свое будущее в условиях постоянно меняющейся рыночной конъюнктуры, величину принимаемых на себя рисков и способность управлять ими, на наличие финансовых, кадровых, технологических и других внутренних возможностей для эффективной деятельности в конкурентной среде.

1.3  Бизнес-планирование как фактор внутреннего развития банковского сектора

Ранее было сказано, что слабый уровень бизнес-планирования в большинстве кредитных организаций является основным сдерживающим внутренним фактором развития банковского сектора в Российской Федерации. Большинство кредитных организаций не умеет правильно выбирать ключевые направлений деятельности и разработки стратегий. Часто случается, что из-за разногласий в действиях руководства, в банках отсутствует четкая концепция и ясно сформулированное стратегическое видение развития и деятельности банка. Вдобавок, можно заметить отсутствие понимания в вопросах системного подхода к процессу стратегического управления и планирования.

Несмотря на то, что даже при грамотно разработанной стратегии кредитная организация может потерпеть крах из-за ошибок в расчетах, в действиях по реализации самой стратегии, организации, мотивации и контролю за персоналом, планирование однозначно принесет кредитной организации немалую, а зачастую и существенную пользу.

Планирование в широком смысле определяется как процесс организации выполнения решений управленцев, связанных с будущими ситуациями, включая мониторинг и анализ результатов выполнения ранее утвержденных планов, проведение оценки текущей ситуации на рынке, а также изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка, ориентированный на реализацию стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией.

Обязательными характеристиками системы планирования банка должны стать:


1)  возможность быстрого регулирования плана при смене ситуации на рынке

2)  тщательно продуманный и организованный процесс контроля за выполнением плановых показателей, который нацелен не только на регистрацию факта невыполнения плана, но и на определение реальных причин невыполнения и неиспользованных потенциальных возможностей;

3)  составление плана со множествам вариаций для оперативного реагирования на изменения рыночной ситуации;

4)  встроенность системы планирования в организационную структуру банка, которое предполагает участие в составление плана и контролю за выполнением плана менеджеров всех уровней управления;

5) внутренняя совместимость стратегического плана с оперативными планами структурных подразделений.

6)  ориентацию стратегии развития и отдельных планов на рост стоимости банка;

В общем составление бизнес-плана создает следующие важные преимущества:

А) делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий, к внезапным изменениям рыночной ситуации;

Б) проясняет возникающие проблемы;

В) стимулирует менеджеров заниматься перспективами развития, к реализации своих решений в дальнейшей работе;

Г) улучшает координацию действий в банке по достижению поставленных целей;

Д) наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех менеджеров банка;

Е) создает предпосылки для повышения уровня образования менеджеров;

Ё) увеличивает возможности в обеспечении банка необходимой информацией;

Ж) устанавливает показатели деятельности банка, необходимые для последующего контроля;

З) способствует более рациональному распределению ресурсов;

Многие российские банки в большинстве случаев имеют свойство недооценивать роль внутрибанковского планирования вообще и созданию грамотного бизнес-плана в частности. Большинство руководителей полагаются на такие вещи как интуиция и опыт, устоявшиеся неформальные связи в деловых сферах и другие обстоятельства. Создание и воплощения детализированного бизнес-плана является для них одной из тяжелейших обязанностей, которую все же следует исполнять из-за законов. Одновременно с этим увеличение спектра предлагаемых банковских услуг, скорость изменений которая постоянно нарастает, улучшение конкуренции с каждым годом, все это приводит к росту риска деятельности кредитной организации в геометрической прогрессии. Следует отметить, что полностью устранить риски, присущие банковской деятельности не представляется возможным. Однако, при планирование своей деятельности, их возможно точно спрогнозировать для того, чтобы минимизировать возможные потери.


В современном мире использование кредитными организациями бизнес-планирования превращается в один из наиважнейших факторов успеха на рынке. Стратегический выбор и четкое определение направления своего развития банка не будут иметь значения, в том случае если они не приводят результатам на практике. Бизнес-планирование деятельности банков предполагает подробное изучение финансово-экономических результатов деятельности, выявление факторов, тенденций и пропорций хозяйственных процессов, обоснованных направлений развития.

Таким образом, способность кредитной организации выжить в изменчивых рыночных условиях считается не реальной без грамотного планирования своей деятельности, изучения обстановки на рынках, и потребностей клиентов. Правильно организованный процесс стратегического планирования позволяет кредитной организации добиться последовательного и стабильного роста, реализовать свои возможности и избежать опасностей, лежащих на этом пути.

Цель стратегического управления и бизнес – планирования – планомерно развивать деятельность кредитной организации, внедрять новые направления и банковские продукты так, чтобы они способствовали увеличению доходов и рыночной стоимости акций при соблюдении принципа устойчивости.

2. Разработка бизнес-плана кредитной организацией

2.1  Принципы и основные этапы бизнес-планирования в кредитной организации

Принципы, которых необходимо придерживаться при составлении бизнес-плана кредитной организации: 

1. Формируя бизнес-план необходимо учитывать реальные возможности банка. 

2. Нужно формировать бизнес-план с положительным финансовым результатом. План финансово оздоровления банка необходим, если формируется планово-убыточный результат. 

3. Необходима сбалансированная структура активов и пассивов. 

4. 4. При формировании плана необходимо стремиться к увеличению положительной разницы между средневзвешенными ставками размещения и привлечения за счет оптимизации структуры привлечения и размещения. 


Как указывалось выше, бизнес-план позволяет уточнить стратегический план, а на основе этого разрабатывается конкретный финансовый проект его реализации в рамках текущего этапа стратегического планирования (как правило, в рамках года). Бизнес-план представляет собой – подробное изложение тактики и стратегии, а так же бюджета банка. Его задачей является обеспечение общего понимания задач учреждения, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, которые выделяются или имеются в распоряжении для выполнения этих задач. 

Начальные этапы бизнес-планирования аналогичны этапам составления стратегического плана. стратегического плана. Завершающие этапы – нацелены на разработку тактики и получение финансового плана, основой которого является плановый баланс и план доходов, расходов и формирования прибыли банка (приложение 3 к данной работе). 

Таким образом, алгоритм разработки бизнес-плана выглядит следующим образом: 

1 этап – SWOT-анализ 

Стратегический анализ (или SWOT – анализ) – это основа любого планового процесса, основой которого должен служить регулярный мониторинг внешней среды и внутренней среды банка. 

На 2 этапе идет уточнение стратегических целей на основе новых данных SWOT – анализа, так как рыночная ситуация и условия банка подвержены постоянным изменениям уточнение стратегических целей. Необходимо на основе свежих данных стратегического анализа оценивается адекватность 

и эффективность разработанных стратегий развития банка во всех сферах управленческой деятельности: маркетинге, управлении ресурсами и рисками, управлении персоналом. Более точные стратегии далее влияют на план действий, исключая из него, уже неактуальные задачи и добавив необходимые новые. Однако, полученный в результате план действий нельзя считать окончательным. Он будет подвержен корректировкам также на этапе финансового планирования, если потенциал банка окажется недостаточным для выполнения поставленных задач. 

3 этап – Количественная оценка затрат, необходимых для решения задач Банка, и сроков их окупаемости 

Очень важно заранее оценить все затраты, которые возникнут при реализации плана действий, так как недостаток ресурсов может помешать осуществлению плана. Поэтому этот этап оказывает решающее воздействие на осуществимость полученной в результате программы действий. 

Для начала планируются денежные потоки Банка – прогнозных притоков и оттоков денежных средств как от операционной, так и от инвестиционной деятельности Банка. Осуществляется прогноз результатов (доходы и расходы) существующих (на момент расчетов) в Банке операций по достижению запланированных целей и задач и результаты от реализации запланированных инвестиционных проектов с учетом соответствующего им риска. Это осуществляется путем создания модели функционирования Банка как коммерческого предприятия, которая использует прогноз движения денежных средств, отчетов о прибылях и убытках, балансов, да данной основе идет оценка рисков, учитывается система обязательных нормативов, требования к резервам, ликвидности и др.