Файл: Стратегическое планирование деятельности организации (1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.  Четкое определение стратегических целей на всех уровнях деятельности

4.  Создание стратегических альтернатив;

5.  Формирование оценки и сравнения стратегических альтернатив, ограничения и допущения;

6.  Избрание наиболее рациональной стратегии, ее утверждение в качестве основной.

В будущем в моей работе, я подробно будет рассмотрю процесс бизнес-планирования, который появляется на конченом этапе разработки стратегии так как в бизнес-плане производится количественное обоснование выбранных стратегических целей и альтернатив, проверка возможностей и эффективности их реализации, расчет ожидаемого финансового эффекта и формулируются предложения по выбору той или иной стратегической инициативы (рис. 2).

Рис. 2. Этапы разработки стратегии

Подводя итог разбора понятия «стратегия», целей и задач, стоящих перед ней, этапов разработки можно выписать следующие критерии качества успешной стратегии банка:

1) способность формировать и поддерживать конкурентные преимущества, которые обеспечат создание новой стоимости для банка.

2) осуществимость, т.е. реализуемость стратегии с учетом имеющихся у банка ресурсов и заинтересованности всего персонала;

3) последовательность и гармоничность, т.е. согласованность в организационных действиях, адаптация к внешним условиям;

1.2  Понятие бизнес-плана, его место в системе стратегического планирования кредитной организацией

Бизнес-планирование изначально связывается с перспективной деятельностью кредитной организации. Бизнес-план подразумевает под собой охват всех направлений работ и всех подразделений банка. Однако, следует отметить, что для отдельных проектов, таких как:

1)открытие филиала банка

2)приобретение здания

3)внедрения сложных технических систем, банкоматов

разрабатываются отдельные взятые бизнес-планы, в которых бы рассчитывались экономические эффекты от данных проектов кредитной организации.

Бизнес-планирование должно четко устанавливать конкретные пути решения стратегических задач. Бизнес-план кредитной организации фактически является документом, который бы обосновывал выбор из различных стратегических альтернатив, содержащих финансовую модель банка в виде прогноза потоков денежных средств, увязывающих притоки и оттоки денег в банке.


Бизнес-планирование деятельности кредитной организации подразумевает внимательное изучение финансово-экономических результатов деятельности, обоснованных направлений развития.

Бизнес-планирование – это тот процесс, который позволяет определять локальные и общие перспективы развития банка, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Бизнес-планирование согласует определенные на первом этапе цели и стратегии с внутренними возможностями банка и требованиями внешней среды.

Составной частью бизнес-планирования также можно считать маркетинговое планирование, цель которого это определение конкурентной позиции кредитной организации, ее более слабых и сильных сторон, а также разработку тех продуктов и услуг, которые бы дали ей шанс данную позицию и заполучить новых клиентов и новые рынки.

В рамках всего бизнес-планирования выделяется такой элемент как планирование персонала, которое было бы необходимо для понимания потребности в трудовых ресурсах и их характеристик.

Готовый качественный финансовый план заканчивает бизнес-планирование и обязан быть проработан таким образом, чтобы можно было стабильно определять, как его исполнение влияет на итоговые финансовые результаты, налоги и само собой на получение прибыли банка, а также на балансе кредитной организации и выполнение необходимых экономических нормативов и внутренних лимитов кредитной организации. Необходимой частью процесса финансового планирования является создание сметы расходов, которая необходима для того, чтобы обосновать нужные планы маркетинга, персонала, оснащения банка, проектов и др.

Из этого следует вывод о том, что бизнес-план банка это:

А) это документ, убедительно демонстрирующий успешность бизнеса и его достаточную прибыльность, привлекательность для тех, кто потенциально может стать инвестором или партнером;

Б) это документ, обосновывающий выбор той или иной стратегической альтернативы;

В) это документ, в котором изложено краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведен результаты изучения рынка и возможностей банка, сформированы и обоснованы направления развития, проанализированы клиенты, партнеры и конкуренты, оценено качество предлагаемых продуктов и услуг, оценены риски и предложены меры по их снижению, произведены расчеты денежных потоков, рассчитаны прогнозные отчетные финансовые документы, рассчитаны финансовые коэффициенты, определены и рассчитаны показатели эффективности бизнеса;


Г)  это один из итоговых продуктов того, что называют корпоративной культурой компании.

Данные выше определения бизнес-плана выделяют два типа бизнес-планов:

1) стратегический бизнес-план, целью которого является обоснование стратегического развития компании

2) бизнес-план отдельного проекта, направленного на воплощение стратегии в жизнь

Именно данную проблему стратегического бизнес-плана как внутреннего документа, который обосновывает выбор долгосрочного плана развития и ориентированного на эффективное управление. Это и является наиболее актуальной проблемой для российского банковского сектора в современное трудное для бизнеса время.

Основное назначение бизнес-плана как внутреннего документа является обоснование реализации избранного направления развития, избранной стратегии. Обоснование может являться, как качественным (к примеру, SWOT-анализ частью бизнес-плана), так и количественным – благодаря проведению расчетов денежных потоков затрат и дохожов компании, а также расчета эффективности данного плана действий.

Содержание бизнес-плана зависит от целей его составления: он может предназначаться для инвесторов, кредиторов, потенциальных партнеров и для внутреннего использования руководством.

К факторам, определяющим объем, состав и структуру бизнес-плана, степень его детализации можно отнести следующие: специфику и масштабы деятельности; цели составления бизнес-плана; общую стратегию Банка и перспективы развития; размеры рынка, наличие конкурентов.

Чем больше кредитная организация, тем более сложной является ее функциональная деятельность, тем более полно и обоснованно должна проводиться разработка бизнес-плана. Бизнес-план некрупного банка более простой по своему составу, структуре и объему. Чем больше рынок сбыта продукта, тем количество необходимых для учета сегментов растет, а наличие разнообразных конкурентов требует более подробного и тщательного изучения наиболее крупных конкурентов, что вызывает усложнения структуры самого бизнес-плана.

Бизнес-план банка в общих принципах не отличается от бизнес-плана компании, как любого другого бизнеса.

Утвержденная топ-менеджерами банка стратегическая альтернатива строящиеся через численное обоснование, и является бизнес-планом. На практике именно в бизнес-плане создается, структурироваться и обосновывается стратегия кредитной организации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что бизнес-планирование – это способ интеграции стратегии и тактики банка.


Создать бизнес-план банка, не имея утвержденной стратегии, нельзя, но сформулировать стратегические альтернативы без создания бизнес-плана можно.

Таким образом, отличие бизнес-плана от стратегических альтернатив состоит в том, что в бизнес-плане производится количественная оценка смоделированных стратегических альтернатив, проверка возможности их реализации, расчет ожидаемого финансового эффекта – рост стоимости бизнеса, и формулируются предложения по выбору конкретной стратегической альтернативы.

Задачами бизнес-плана, в рамках обоснования стратегической альтернативы, являются следующие:

1) изучить перспективы развития будущего рынка сбыта банковских услуг, чтобы предоставлять то, что можно продавать, а не продавать то, что можно предоставить;

2) оценить затраты, необходимые для разработки, внедрения и сбыта нужных на рынке услуг, и соизмерить их с ценами, по которым возможна продажа, для того, чтобы четко понять потенциальную прибыльность данного бизнеса;

3) найти в этом процессе «подводные камни»;

4) определить показатели оценки, благодаря которым возможно регулярно осуществлять контроль за тем, как идет дело.

Бизнес-план дает возможность уточнить полученный на первом этапе стратегический план и на данной базе создать конкретно определенный финансовый проект его воплощения во время текущего этапа стратегического планирования (стандартно, в течении 1–2 лет). Бизнес-план представляет собой подробное изложение стратегии, тактики и бюджета банка. Он нацелен на обеспечение общего понимания задач организации, а также определение количества, качества и распределения ресурсов, выделяемых или имеющихся в распоряжении для выполнения этих задач.

Такой подход дает возможность разделить эти два процесса, хотя они и являются очень тесно связанными между друг другом: при разработке бизнес-плана необходимо уточнять такие вещи как стратегические цели организации и ее маркетинговые задачи, стратегический план, в свою очередь, может пересматриваться в зависимости от результатов анализа и прогноза внутреннего состояния банка и состояния внешней среды, полученных в процессе бизнес планирования.

Бизнес-планирование призвано определить конкретные пути решения стратегических задач, внедрения перспективных банковских услуг и структурные ограничения на операции банка, которые позволяют ему достичь оптимальных финансовых результатов при ограничении совокупного уровня риска банка.


Начальные этапы бизнес–планирования, по сути, повторяют этапы составления стратегического плана. Завершающие этапы нацелены на разработку тактики и получение финансового плана, основу которого составляет плановый баланс, план доходов, расходов и формирования прибыли банка.

Бизнес-планирование деятельности банка основывается на изучение таких явлений как финансово-экономические результаты деятельности, выявление определенных хозяйственных процессов, правильных направлений развития.

Бизнес-план состоит из предполагаемой программы действий кредитной организации, включая результаты деятельности, и позволяет оценить:

А) возможность кредитной организации обеспечивать ее финансовую стабильность, осуществлять пруденциальные нормы деятельности и обязательные резервные требования, не нарушать нормы законодательства по обеспечению интересов кредиторов и вкладчиков;

Б) адекватность системы управления кредитной организации принимаемым рискам.

В) возможность кредитной организации к протяженному существованию как прибыльной коммерческой организации;

Бизнес–план это такой результат организационной работы и исследования, цель которых – изучение конкретного направления деятельности кредитной организации на одном рынке в устоявшихся организационно – экономических условиях. Он не может являться документом действующем постоянно и один раз и навсегда составленным. Необходим постоянный контроль и его корректировка, а также уточнение в соответствии с меняющимися реалиями. Бизнес-план базируется на общей концепции развития банка и является одним из документов, определяющих стратегию развития банка. Особенностями бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность в постановке задач с учетом реальных финансовых возможностей банка. Разработка бизнес-плана во многом позволяет определить потенциал банка, поставить новые цели, задачи, выработать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить сильные и слабые стороны кадров и всей кредитной организации.

Российское законодательство прямо обязует банки создавать бизнес-план.

В Федеральном законе от 02.12.1990 №395–1 «О банках и банковской деятельности» бизнес-план необходимо представить в случаях государственной регистрации кредитной организации и получения ею лицензии на проведение банковских операций.

Согласно Указанию Банка России от 5 июля 2002 №1176-У «О бизнес – планах кредитных организаций» (далее – Указание №1176-У) бизнес-план должен быть создан и передан в Центральный банк в следующих случаях: