Файл: Стратегическое планирование деятельности организации (1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Часто, благодаря этапу финансового планирования выявляются стратегические задачи, которые, несмотря на правильную формулировку с точки зрения основных направлений Банка, не могут быть реализованы, в связи с отсутствием необходимых источников финансирования. В таком случае план действий пересматривается и могут быль найдены альтернативные пути развития. 

Затраты оцениваются подразделениями Банка в соответствии с поставленными перед ними стратегическими задачами, которые отражаются в плане действий. Методика не отличается от обычной 

процедуры оценки инвестиционных проектов, кторыми, по сути, и являются программы развития деятельности банка. 

Следует отметить, что для проектов, которые связаны с оценкой Банка, необходимо оценивать момент, начиная с которого начнет производиться реальная отдача от вложенных денег. Нужно учитывать в плановом балансе появление новых ресурсов и увеличение объемов связанных с ними активных операций, а также отразить возникающие при этом доходы и расходы в плане формирования прибыли. Таким образом, в процессе оценки объема инвестиций, необходимых для реализации стратегических задач банка и сроков их окупаемости необходимо отражать все финансовые потоки, возникающие в ходе реализации банковских проектов. 

Помимо затрат на внедрение новых видов деятельности могут потребоваться затраты на совершенствование текущих операций стратегического плана. В данном случае может производиться та же схема оценки затрат, что и в проектах внедрения новых услуг. Состав и квалификация персонала так же могут меняться, так как при развитии Банка к ним могут предъявляться другие требования. Именно поэтому план по развитию персонала необходимый раздел в бизнес-плане. В плане развития персонала должно быть рассчитано и описано следующее: все связанные с развитием банка изменения в его организационной структуре; Изменение структуры и численного состава персонала банка, текучесть кадров в подразделениях; переобучение и повышение квалификации Банковских сотрудников; А так же как будет осуществляться стимулирование труда сотрудников. 

В плане по развитию персонала требуется не только грамотно описать желаемые направления преобразований, но и затраты, которые необходимы для его реализации. 

Смета использования прибыли и накладных расходов банка определяет размер достаточной прибыли, так как в ней отражены затраты на персонал и конкретные проекты развития. На основе данной сметы выбираются конкретные варианты финансового плана. 


4 этап – это этап по уточнению системы лимитов и определения их значений в плановый период. 

На этом этапе определяются допустимые объемы операций с клиентурой и предельные разрывы между активами и пассивами по уровням 

ликвидности, валютам (системе лимитов) и срокам, все это рассчитано на основе показателей ситуационного анализа. Сумма лимитов по отдельным группам рисков должна быть ограничена общим лимитом на весь объем рисков банка (максимальные потери никогда не должны превысить объем капитала или собственных средств банка). 

5 этап – разработка финансового плана. 

На завершающем этапе выявляется, насколько реальна реализация выдвинутого плана и стратегических задач. Банк должен иметь прибыль, которая в дальнейшем идет на реализацию программ развития и выплату дивидендов его акционерам, поэтому на 5 этапе планируются количественные характеристики деятельности (структура активных и пассивных операций, а так же объем операций)

Если реальные с точки зрения практики варианты развития, дающие необходимый финансовый результат, не могут быть найдены, банк пересматривает разработанные ранее стратегии и план мероприятий, ориентируясь на имеющийся внутренний потенциал организации. Результатом финансового планирования являются плановый баланс и план доходов, расходов и прибыли Банка, а также планируемый расчет составляющих денежных потоков.

2.2 Методы разработки бизнес-плана банка

Главными инструментами для того, чтобы обосновать реальность стратегических целей, которые дают возможность осознать, достаточно ли собственных ресурсов кредитной организации для их достижения, в Указании №1176-У говорится о SWOT-анализе, расчетном балансе, планируемым отчете доходов и расходов, а также, из-за постоянного надзора и жесткой регламентации деятельности банков со стороны Банка России, прогноз осуществления обязательных нормативов и обязательных резервных требований.

Необходимо осветить методику проведения SWOT-анализа и составления финансового плана более подробно в рамках данной курсовой работы.

SWOT-анализ предоставляет более полное понимание об изначальных условиях развития банка, определяет возможные угрозы, имеющие внешний характер, а дает оценку слабых и сильных сторон банка, в целом это позволяет определить основные факторы успеха и главные компетенции банка. Основой для SWOT-анализа служит анализ состояния окружающей среды, в которой работает кредитная организация (внешний анализ), и анализ внутреннего потенциала самой организации (внутренний анализ).


Внешний анализ подразумевает изучения динамики и состояния внешних факторов, которые воздействуют на банк в настоящем времени или в будущем и которые влияют на организацию работы и финансовое состояние кредитной организации, на его клиентов, продаваемые продукты и оказываемые услуги, информационные системы, персонал и пр.

Внутренний анализ, в свою очередь, уже изучает состояние и динамику развития непосредственно самой кредитной организации, развитие технологий (бизнес процессов) банка, совершенствование качества персонала, совершенствование качества управления банком, инновации, перспективные проекты, техническая оснащенность банка и пр.

При проведении внешнего анализа друг за другом осуществляются следующие действия:

1) создание сценариев смены экономической ситуации и появление прогнозов динамики, которые бы характеризовали их внешние факторы;

2)выявления основных внешних факторов, любое изменение которых повлечет существенные изменения в результатах деятельности банка;

3)проведение анализа текущей конкуренции банка и изменений конкурентоспособности банка под влиянием ключевых внешних факторов;

4)сегментация рынка для того, чтобы найти потенциальные возможности, которые можно использовать для атаки на конкурентов.

Выделяются определенные характеристики рынка, которые позволяют оценить тот рынок, на котором кредитная организация хочет действовать:

1) рыночные характеристики – с их помощью возможно понять состояние рынка, его главные тенденции и важные характеристики для клиентов, к примеру: требования, предъявляемые к банковским услугам, частота получения услуг, исследования тенденций концентрации клиентов.

2) показатели услуг – это показатели, позволяющие создать представление о определенных банковских продуктах, а также их соотношения с основными требованиями, которые предъявляются к ним потребителями. Также, важно упомянуть, что изучение характеристик услуг банка должно давать ответы на вопросы, которые связанны с определением главных приоритетов в их развитии.

3) показатели конкуренции –данные показатели очень важны для дачи оценки конкурентоспособности банка в действующих условиях рынка, где банк хочет действовать или действует. При этом важно:

А) определить основных конкурентов и обслуживаемые ими секторы рынка (включая небанковские институты)

Б) оценить изменения в числе конкурентов

В) определить степень концентрации конкурентов


Г) изучить тенденции в разделе сфер влияния

Д) определить относительную долю рынка, обслуживаемую банком

4) характеристики среды – рыночные характеристики также включает в себя показатели макроэкономического порядка и их влияние на кредитную организацию: культурные, экономические, политические, технологические тенденции.

Анализ характеристик следует рассматривать только в динамике. Благодаря этому происходит выявление группы взаимосвязанных показателей, находится их влияние на доходы, которые были получены банком от разных видов его деятельности и на объемы необходимых операций.

Внутренний анализ банка нужен для понимания его сильных конкурентных сторон, преимуществ перед конкурентами, которые бы позволяли банку хорошо развиваться, а также определение его слабых сторон, которые затормаживают развитие банка или могут считаться для него угрозой, которая связанна с потерей доходов и клиентов, что взаимосвязано. При проведении внутреннего анализа учитываются данные показатели:

А) Показатели завоеванного рынка –проводится оценка качественно и количественно.

Количественно анализ следует проводить по определенным критериям:

1) динамика общего количества клиентов у конкретного банка;

2) динамика количества клиентов, которые потребляют определенный банковский продукт;

3) среднее число продуктов банка, которые приходятся на одного клиента банка; 4) количество закрытых счетов и открытых счетов клиентов в динамике.

Качественный показатель у завоеванного рынка – это определение мнения клиентов о качестве услуг в банке, об имидже самого банка в разных группах населения, органов власти и регулирующих органов, которое проводится благодаря анкетирования.

Б) Анализ финансового состояния банка это основной рассматриваемый показатель, который предоставляет информацию о наличии либо отсутствии возможностей для того, чтобы реализовать отобранные варианты стратегии. Основными этапами данного анализа являются:

1)  Анализ эффективности деятельности банка – представляет собой оценивание доходности активов и стоимости привлекаемых средств по выделенным при анализе структуры активов и пассивов группам. Сравнение стоимости привлеченных средств и доходности активов, что позволяет определить эффективность отдельно взятых направлений работы кредитной организации.

2) Анализ активов и пассивов банка и их сбалансированность – изучаются направления и основные источники вложений средств и связанные с этим риски, динамика общих объемов операций банка.


3) Анализ капитала банка – Определяется четкая структура капитала, удельный вес в совокупном капитале, а также соотношение основного и дополнительного капитала. В международной практике доля основного капитала должна быть как минимум 50% капитала банка.

4) Анализ банковских рисков – во время этого анализа финансового состояния банка происходит выявление рисков, которые банк принимает на себя, их воплощение в обыденной деятельности, способы страхования от них (хеджирования) и их ограничения (использование системы лимитов). Полученные выводы служат основой для разработки стратегии управления рисками банка.

В). Адекватность организационной структуры банка и обеспечению динамичности развития, взаимодействие его отдельных подразделений.

Г). Достаточный уровень квалификации у самого банковского персонала – является конечным этапом внутреннего анализа, который оценивает персонал банка по достаточной численности сотрудников, соответствия их квалификации выполняемым ими функциям, мотивации самого персонала.

После проведения внутреннего и внешнего анализа кредитной организации необходимо определить, каково ее состояние, выражающиеся в характеристике ее клиентов, технологий, продуктов, управления, персонала, а также в каком направлении кредитная организация видит свое развитие и может развиваться.

С учетом результатов полученных во время внутреннего и внешнего анализа, проводится анализ сильных и слабых сторон кредитной организации, возможностей и опасностей (что и называется SWОТ-анализ). Его задачей является определение влияния главных рыночных опасностей и возможностей, которые были выявлены при проведении внешнего анализа, на сильные и слабые стороны, которые были найдены при осуществление внутреннего анализа. В первую очередь, данный анализ отвечает на вопросы, про то, какие негативные внешние факторы скорее всего ослабят достигнутое конкурентное преимущество банка на разных направлениях деятельности и какие возможности рынка на данном этапе позволят ему укрепить ранее слабые позиции банка.

Сопоставление слабых и сильных сторон банка и влияющих на него рыночных опасностей и возможностей позволяет найти направления деятельности, которое представляет банку наиболее устойчивое долгосрочное конкурентное преимущество на рынке, за счет реализации которого будет обеспечено его стабильное и рентабельное развитие.

Завершающий процесс бизнес планирования построение финансового плана банка. Финансовое планирование является ориентировано на составление альтернативных бюджетов, учитывая необходимые затраты капитала на новые проекты и программы, и плановых балансов банка, которые обеспечивают реализацию этих программ и одновременное соблюдение разработанных лимитов.