Файл: Стратегическое планирование деятельности организации (1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации
1.1 Стратегическое планирование: цели, задачи
1.2 Понятие бизнес-плана, его место в системе стратегического планирования кредитной организацией
1.3 Бизнес-планирование как фактор внутреннего развития банковского сектора
2. Разработка бизнес-плана кредитной организацией
2.1 Принципы и основные этапы бизнес-планирования в кредитной организации
Для создания финансового плана строится прогноз прибыли банка, который учитывает ожидаемые объемы пассивных и активных услуг и операций, который в последствии сопоставляется с прибылью, определенной на этапе формирования самой сметы. В процессе расчетов подбираются необходимые изменения в структуре и обьеме операций, который обеспечивает реализацию выбранной стратегии.
Роль финансового плана в процессе управления деятельностью банка невероятно важна:
1) финансовый план дает возможность оценивать обеспеченность ресурсами и внутренними возможностями банка разработанного плана действий и заранее отказаться от проектов, реализовать которые не дает возможность накопленный потенциал банка;
2) финансовый план – является основным ориентиром для оценивания результатов работы кредитной организации. На основе финансового плана разрабатывается план материального и морального поощрения в учреждении;
3) он является неотъемлемой частью процесса управления рисками;
4) при составлении финансового плана оценивают несколько альтернативных проектов развития ситуации (несколько сценариев, показывающих результаты при оптимистическом или пессимистическом развитии событий), которые позволяют банку быстро реагировать на изменение условий деятельности и перестраиваться при возникновении угроз его развитию.
Бюджет может разрабатываться «снизу вверх» или «сверху вниз», но обязательно участие линейных (функциональных) подразделений в процессе планирования.
Планирование прибыли коммерческого банка является основой составления финансового плана. Оно основывается на сопоставлении прибыли, необходимой банку для его дальнейшего развития и связанной с осуществлением его стратегических задач, и реальной прибыли, на которую может рассчитывать этот банк, имеющий определенный объем и структуру активных и пассивных операций. В результате проводимого анализа проходит корректировка как стратегического плана, в случае выявление его финансовая несостоятельность, так и тактики самого банка, которая состоит в определении необходимых изменений в объеме и структуре всех его операций. Основной задачей процесса планирования является поиск оптимального варианта, который, с одной стороны, позволял бы максимально объемно решать стратегические проблемы банка, а, с другой стороны, основывался на реальных возможностях самого банка.
Точная оценка затрат, связанных с развитием банка, является изначальной точкой финансового планирования, так как составляемый на следующем этапе финансовый план должен определять источники покрытия данных затрат из доходов и прибылей банка. Оценка затрат проводится подразделениями банка в соответствии с поставленными перед ними стратегическими задачами, которые были отражены в плане действий.
В любых случаях решение данных задач будет связано с двумя видами затрат: 1)капитального характера, которые осуществляются за счет прибыли.
2)накладными расходами, которые будут относиться к себестоимости проводимых операций. Кроме этого, в момент завершения подготовительно этапа, который связан со строительством, ремонтом, вводом в действие оборудования и т.п., могут появляться расходы и доходы, непосредственно связанные с деятельностью банка и осуществлением им запланированных операций. Здесь необходимо грамотно оценить момент, начиная с которого вложенные в проекты развития банка деньги станут давать реальную отдачу, и учесть появление новых ресурсов и увеличение объемов связанных с ними активных операций в плановом балансе банка, а также отразить возникающие при их появлении доходы и расходы в плане формирования прибыли. Таким образом, важно, чтобы все финансовые потоки, возникающие в ходе реализации банковских проектов, были отражены в процессе оценки объема инвестиций, необходимых для реализации стратегических задач банка и сроков их окупаемости.
Кроме затрат, связанных с внедрением новых видов деятельности, стратегический план может потребовать и новых расходов, направляемых на совершенствование текущих операций. Затраты капитального характера в данном случае могут быть оценены по той же схеме, что и проекты внедрения новых услуг. Но кроме этого, развитие банка может предъявить совершенно иные требования к составу и квалификации персонала.
Таким образом, бизнес-планирование обязано убедительно демонстрировать всю успешность бизнеса, и служить основой для обоснованного выбора стратегии на основе количественной оценке затрат, уточнения системы лимитов и определения их значений в плановый период, разработки финансового плана, результатом которого является плановый баланс и план доходов, расходов и прибыли банка.
Заключение
Бизнес-планирование – это создание бизнес-плана банка, процесс, который определяет и обосновывает общие и локальные перспективы развития самого банка, сферу, результаты и масштабы его деятельности, которые были бы соизмеримы затратами и источниками. Бизнес-планирование позволяет обосновать и определить конкретные пути решения стратегических задач. Бизнес-план банка является на практике документом, который обосновывает выбор из разных вариантов стратегических альтернатив, которые содержат финансовую модель банка в форме прогноза потоков денежных средств, которые увязывают оттоки и потоки денег в банке.
Бизнес – план является документом, которым нужно пользоваться как средством управления и бизнес-план устанавливает текущие задачи на соответствующий период, определяет методы организации работы.
Необходимость в грамотном бизнес – планирование, в современное время обусловлена:
А). Динамической и конкурентной по своей сути природой банковской деятельности.
Б) Постоянно изменяющимся условиями на рынке.
В). Желанием акционеров получать больше дивидендов и увеличения рыночных цен на акции их банка. Бизнес – планирование дает возможность банку оптимизировать прибыль и повысить ценность его акций в глазах акционеров.
Г). Необходимость стратегии, которая бы обеспечивало банку возможность удерживать и постепенно увеличивать свою долю на рынке с целью обеспечения рентабельности в долгосрочной перспективе. Стратегическое планирование дает возможность банку создать свое собственное будущее и сконцентрироваться на перспективных для банка рынках. Бизнес – планирование, кроме того, дает адекватность капитала, для того, чтобы выполнять международные требования о взвешенности по поводу риска капитала, что обеспечивает поддержание уверенности клиента в кредитоспособности самого банка.
Бизнес – план является документом, у которого многоцелевое назначения:
1) отражает рыночные стратегии, которые используются чтобы ознакомить партнеров с деятельностью банка;
2) это позволит определить потенциал кредитной организации, поставить новые задачи и цели, выбрать наиболее рациональные управленческие решения, согласовать действия подразделений, выявить сильные и слабые стороны банка.
3) служит средством самоорганизации и формирует тактику и стратеги/ деятельности;
Бизнес – планирование, из-за которого создается политика банка, начинается с определение основополагающей цели и продвигается вплоть до момента ее воплощения в планы конкретных мероприятий и количественные показатели.
Вместе с тем практика бизнес – планирования говорит о том, что, план не должен быть неизменяемым, так как внешняя среда банка развивается по законам рынка и согласна им она динамична и гибка. Результаты деятельности не приносят успех, если банк будет следовать только выполнения плана без учета требований внешней среды и импровизации (правда, следует свести импровизацию на минимум). В бизнес – план, как правило, оперативно вносятся изменения в зависимости от конъюнктуры на финансовом рынке, он может претерпевать изменения в зависимости от рыночных ситуаций. Независимо от масштабов деятельности кредитной организации грамотно организованное бизнес – планирование может принести существенную пользу, особенно в условиях усиливающейся банковской конкуренции и стремлении банков повысить эффективность своих операций.
Бизнес – планирование требует четкой постановки задач и установления приоритетов, обеспечивает единство общей цели внутри организации и способствует строгой координации усилий по избранным направлениям. Уменьшая риск принятия неверных решений, бизнес – планирование улучшает готовность банка к неожиданным изменениям рыночной ситуации. Не только план как документ, но и сам по себе процесс бизнес – планирования побуждает руководство посмотреть в возможное будущее, и распознавать возможные проблемы и находить способы их решения.
Таким образом, бизнес – планирование это один из важнейших методов управления банком. Правильно организованный процесс планирования позволит банку добиться последовательного и стабильного роста, реализовать возможности и избежать опасности, лежащие на этом пути.
В настоящее время у большинства кредитных организаций слабо развиты навыки выбора ключевых направлений стратегий или деятельности. В большинстве случаев, имеет место быть несогласованность между действиями руководства, отсутствие ясной концепции и четко сформулированного стратегического видение банка. Во многих случаях наблюдает также отсутствие системного подхода к стратегического управления и планирования. Экономическая и социальная ситуация, в которой работают российские банки, в большинстве случаев не позволяет им использовать зарубежные методики и опыт при составлении бизнес-планов.
Но постоянно увеличивающиеся конкуренция, активная борьба за средства клиентов, появление на территории России международных стандартов финансовой отчетности не дает кредитным организация большого запаса времени. Пользования кредитными организациями системами бизнес-планирования становится одним из наиглавнейших факторов успеха.
Есть надежда, что по степенно следуя за развитием банковского дела использование кредитными организациями систем бизнес – планирования станет все более и более популярном и используемым. При этом важно помнить, что стратегический выбор и определение направлений развития банка не имеет значения, в том случае если не принесут никого практического результата.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, №28, ст. 2790 // Российская газета, №127, 13.07.2002.
- Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 13.07.2015) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.02.1996, №6, ст. 492 // Российская газета, №27, 10.026.
- Федеральный закон от 05.05.2014 №110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 12.05.2014, №19, ст. 2315 Российская газета, №101, 07.05.2014.
- О Стратегии развития банковского сектора РФ на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ № 2043-р от 29.12.2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www. consultant.ru
- Указание Банка России от 05.07.2002 N 1176-У (ред. от 05.11.2009) "О бизнес-планах кредитных организаций"// "Вестник Банка России", N 39, 15.07.2002.
- Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие // В.А. Баринов. — М.: Форум, 2013. — 256 c.
- Горбунов, В.Л. Бизнес-планирование с оценкой рисков и эффективности проектов: Научно-практическое пособие // В.Л. Горбунов. — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2013. — 248 c.
- Орлова, П.И. Бизнес-планирование: Учебник. 2-е изд., пер. и доп. // П.И. Орлова. — М.: Дашков и К, 2016. — 288 c.
- Любанова Т.П., Мясоедова Л.Е. Стратегическое планирование на предприятии. / Т.П. Любанова — М.: Финансы и статистика, 2014. - 240 с.
- Пивоваров К.В. Бизнес-планирование: Учебно-методическое пособие. 7 е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2014. - 164 с.
- Ушаков И.И. Бизнес-план. // И.И. Ушаков - СПб.: Питер, 2015. - 224 с.
- О. И. Лаврушин, Н. И. Валенцева. Банковское дело: учебник // О. И. Лаврушин, Н. И. Валенцева//. — М. : КНОРУС, 2013. — 800 с
- Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник.// М.И.Бухалков // - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 416 с.
- Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы.// М.М. Алексеева // - М.: Финансы и статистика, 2014.- 248 с.
- Кушнир И.В. Бизнес-планирование.// И.В. Кушнир/ / - М.: ЭКМОС, 2015.- 427 с.
- Бабаян К.А., Грицай С.Е. Оптимизация депозитной политики коммерческого банка в условиях финансовой нестабильности // Бабаян К.А, С.Е. Грицай // Актуальные проблемы экономики. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. - С.23-25.
- Алтухова Е.В Бизнес-планирования в системе управления инвестиционным потенциалом коммерческого банка //Алтухова Е.В // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2014. № 1. С. 49-58.
- Мкртычян А.В. К вопросу о роли бизнес-планирования в деятельности современных организация // А.В. Мкртычян // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 4-1. С. 179-182.
- Официальный сайт Центрального Банка России. URL: http://www.cbr.ru
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/