Файл: Стратегическое планирование деятельности организации (1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Экономическая ситуация в России и мире постоянно меняется. Большой прогресс наблюдается в развитии рынка банковских продуктов в Российской Федерации. Происходит перемена долей этого рынка меж членами, меняется их число и структура, сильно увеличилась степень требований от клиентов к банковским продуктам, на рынке стали появляться новые варианты услуг и различные способы обслуживания клиентов, государство активно улучшает свою политику в области рыночных отношений. Каждая кредитной организации, в том случае, если хочет успешно и активно вести свои дела, нужно должным образом реагировать на перемены. Однако если перед кредитной организации стоят задачи развития и достижения ведущих позиций на рынке, то кроме о реагирования на экономическую ситуацию вовремя, им следует постоянно прогнозировать изменения и планировать необходимые мероприятий для того, чтобы достигнуть стоящих перед ними целей.

В принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации в 2008 года Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года сказано, что активное улучшение банковского сектора останавливается из-за обстоятельств как внешнего, так и внутреннего характера, среди них выделяются такие вещи как слабый уровень бизнес-планирования, неразвитые системы управления, слабый уровень руководства в части банках, некоторые банки ориентируются на предоставление услуг сомнительного характера и недобросовестная коммерческая практика, фиктивный характер большой части капитала разных банков.

Из-за этого огромную актуальность получает использование бизнес-планирования в деятельности кредитных организациях. Качественное планирование деятельности позволяет достичь более значительных экономических результатов, активно развивать бизнес, быть привлекательным для инвесторов, партнеров, клиентов, чем без систематического планирования.

Большая часть кредитных организаций имеют проблемы с выбором и корректировкой стратегии бизнес развития в постоянно изменяющихся политических и макроэкономических условиях. Особенно это относиться к региональным банкам, в которых структуры их пассивов и активов, и размер капитала говорит о высоких экономических рисках в их работе. Повышение универсальности банков, активное увеличение количества и качества услуг на рынке, постоянно растет скорость происходящих изменений во внешней среде, из-за этого всего увеличиваются риски в деятельности кредитной организации, которые невозможно ликвидировать. Однако, следует отметить, что если кредитная организация будет осуществлять планирование своей деятельности, эти риски могут быть учтены и спрогнозированы для того, чтобы минимизировать возможные потери. На практике мы можем убедиться, что на рынке с активной конкуренцией в выигрыши находятся те кто, выбирают, разрабатывают, и успешно применяют целенаправленную стратегию. Они концентрируются только на воплощение в жизнь этой стратегии. И это приносит свои плоды.


Кредитные организации в регионах только начали понимать насколько полезно и важно заниматься разработкой стратегии развития своего предприятия с применением новейших подходов. Это в первую очередь связанно с тем, что растет конкуренция с крупными банками, у которых есть большая филиальная сеть. Уровень банковского сектора в регионах не дает возможность активно конкурировать с филиалами крупных банков Москвы или Санкт-Петербурга. Среди положительных черт этой конкуренции можно отметить тот факт, что региональные кредитные организации начали активно использовать современные технологии при работе с клиентами. Небольшие банки имеют ряд преимуществ перед крупными игроками: они могут вести более маневренную тарифную политику, предоставлять клиентам индивидуальный подход и обслуживания. Основная задача, стоящая перед этими кредитными организациями – это четкий и грамотный выбор дальнейшего пути развития. Из-за этого им надо четко понимать цели и задачи, выработать стратегию и тактику последующего развития, которые дали бы возможность региональному банку более точно соизмерить свои возможности с реальностью и осознать существующие ограничения.

Целью данной работы является определение места и роли бизнес-планирования при разработке стратегии банка, изучение процесса разработки бизнес-плана кредитной организации и его оценка.

В рамках написания работы для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1.  Рассмотреть бизнес-планирование деятельности кредитной организации как механизм реализации стратегического управления при этом, определены цели и задачи стратегического планирования, дано понятие бизнес-плана, его места в системе стратегического планирования и управления

2.  Рассмотреть технологию разработки бизнес-плана кредитной организации, выделив основные этапы бизнес-планирования в банке, методы разработки бизнес-плана, определить основные его разделы.

Предметом исследования является бизнес-план кредитных организаций.

Источники информации. При написании данной работы использовались нормативные документы Банка России, отдельные концептуальные положения о стратегическом менеджменте, изложенные в работах отечественных и зарубежных ученых, специалистов–практиков, другая научная и учебная литература, материалы периодической печати.

Во введении отражены актуальность темы, цели и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования, а также используемая литература, структура и содержание курсовой работы.


В первой главе «Бизнес-планирования как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации» рассмотрены теоретические подходы к процессу планирования как к механизму реализации стратегического управления, определено понятие бизнес-плана и его место в системе стратегического планирования и управления. Также рассмотрен процесс бизнес-планирования как фактор внутреннего развития банковского сектора.

Во второй главе «Разработка бизнес-плана кредитной организацией» рассмотрена технология составления бизнес-плана кредитной организации: основные этапы бизнес-планирования, методы составления бизнес-плана.

Заключение содержит основные выводы и предложения курсовой работы.

Список литературы состоит из 20 источников.

1. Бизнес-планирование как механизм реализации стратегического управления в кредитной организации

1.1  Стратегическое планирование: цели, задачи

Современный банк, который находится в условиях жесткой конкуренции, обязан вести активную борьбу для привлечения клиентов и доступных им ресурсов, предоставлять новые услуги и продукты, отличающие его от конкурентов. Эти продукты должны ему и его клиентам дать нужный рост их стоимости, одновременно с этим давая надежность, стабильность и возможность очень оперативно реагировать на внезапные изменения в условиях рынка. Огромные объемы и большое разнообразие операций, существующая необходимость их быстрого согласования для того, чтобы оптимизировать получаемую конечную прибыль. Это все выставляет жесткие требования к уровню менеджмента в кредитной организации.

Управления банком в современных условиях является универсальным процессом, который должен выполнять несколько связанных с друг другом функций: контроль, планирования, мотивация, координация и регулирование, нацеленных на достижение целей, которые соответствуют утвержденной стратегией банка. Общая схема управления банком как системы состоит из трех основных фаз: планирование, регулирование, контроль, образующих закрытый цикл управления (см. рис. 1).


Четко разработанная и утвержденная стратегия – это задача для высшего руководства банка или акционеров. Стратегия банка всегда должна разрабатываться на длительную перспективу. На данном уровне ставятся основные(глобальные) цели, это общие и оговоренные ценностные представления высшего руководства банка и его акционеров.

Одобренная стратегия считается начальным пунктом для планирования, из-за того, что ее смысл в определение тех рынков банковских услуг, круга клиентов, видов деятельности, которые более предпочтительны для руководства банка.

Рис. 1. Обобщенная схема управления банком

Планирование – дает возможность решать задачи реализации и конкретизации стратегических задач и целей в количественной оценке на разных временных отрезках и уровнях детализации деятельности банка.

Из-за того, что стратегия банка является отправным пунктом для планирования, нужно подробно рассмотреть само понятие «стратегия», задачи и цели стратегии, а вдобавок роль стратегии в системе управления банком.

Понятие «стратегия» берет свое начло в греческом языке. Изначально под эти понималось «искусство генерала» позволяющие отыскать верные пути в достижении победы. Стратегия подразумевает наличие цели и пути ее достижения.

В настоящим периоде развития стратегических подходов основной фокус сделан на понятии стратегии как преимущества перед конкурентами, конкурентоспособности. Таким образом, стратегии банка можно дать дефиницию – программа действий, которая направлена на создание и удержание конкурентных преимуществ на целевых рынках.

Конкурентоспособный банк – это коммерческая организация, у которой есть строгое понимание стратегических целей, имеет свое видение будущего, грамотным персоналом, современными бизнес-процессами и активной адаптацией к требованиям клиентов и условиям современного мира.      

Основной целью стратегического планирования считается определение, разработка, внедрение и улучшение основных направлений деятельности кредитных организаций и банковских продуктов, которые бы предоставили рост объема операций в банке, его прибыли, и как следствие из этого, увеличение рыночной стоимости кредитной организации.

В процессе стратегического планирования должны решаться данные ключевые задачи[1]:

1. Менеджеры всех уровней, как высшего, так и низшего звена обязаны представлять единую стратегию банка, в области:


¨  задач, выдвигаемых его учредителями, и качественных и количественных показателей, которых банк должен достигнуть в конце планового периода;

¨  маркетинговой стратегии, обеспечивающей достижение стабильного конкурентного преимущества на различных сегментах финансовых рынков;

¨  развития целевых программ и основных направлений деятельности организации;

¨  увязки объемов планируемых видов банковской деятельности с существующим внутренним потенциалом кредитного учреждения;

¨  ограничений на планируемую структуру операций банка в соответствии с внешними (требования ЦБ РФ) и внутренними установками в сфере управления банковскими рисками.

2. Банку следует определиться с теми центрами прибыльности и центрами затрат, которые влияют на реализацию определенных программ или за ведение отдельно взятых видов банковского бизнеса. Должны быть даны конкретные задачи насчет, разработке и, конечно же, по проникновение новых банковских продуктов на рынки, необходимо определить показатели рентабельности новых продуктов, ресурсы, благодаря которым эта деятельность следует осуществлять, ограничения, которым позволили бы снизить риски для банка.

3. Следует разработать механизм управления, который бы согласовывал деятельность центров прибыльности, позволил бы корректировать негативные моменты возникающие в процессе работы. Кроме того, необходимо также решить вопрос с требованиями квалификации и количеству персонала, который мог бы достигнуть поставленные перед банком задачи на всех уровнях.

4. В плане следует отобразить те источники средств, за счет которых кредитная организация собирается воплощать программу развития.

5. В плане обязательно следует расписать варианты возможного поведения банка в целом и его отдельно взятых структурных подразделений в обстоятельствах которые были бы признаны не благоприятными.

В целом все стратегическое планирование должно быть обращено на долгосрочную перспективу, в идеале от 10-15 лет, но как вариант возможно и 3 до 5 лет.

Для разработки определенной стратегии необходим учет большого спектра различных отраслевых структур, вариантов получения преимуществ перед различными конкурентами и нужно упомянуть, что так же необходимо учитывать высокий уровень неопределенности окружающей среды.

Следует выделить данные пункты стратегического планирования:

1.  Формулировка видения, целей и задач кредитной оргаизации;

2.  Стратегический анализ, состоит из: внешнего и внутреннего анализа. Используемые инструменты анализа таких как SWOT-анализ, оргдиагностика и др.