Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации
1.1 Аспекты подходы к созданию промышленных кластеров в РФ
1.2 Теоретические аспекты создания промышленных кластеров
Глава 2. Анализ мирового опыта создания промышленных округов(кластеров)
2.1 Характеристика конкурентспособности кластерного подхода к промышленной политике в Финляндии
2.2 Проблемы кластеризации и кластерной политики на примере сравнения кластеров РФ и США
Регион |
Процент населения, работающий в компаниях, входящих в тот или иной кластер |
Общее количество работающего населения в регионе |
Средний оклад в регионе |
Регионы, с наибольшим развитием кластеров |
|||
Trenton, NJ |
82.7% |
185,383 |
$46,390 |
Palm Bay, FL |
80.8% |
174,83 |
$33,571 |
San Jose, CA |
79.7% |
861,94 |
$68,559 |
Durham, NC |
78.4% |
221,362 |
$43,634 |
New York, NY-NJ-PA |
76.7% |
7,584,299 |
$52,377 |
Boston, MA-NH |
73.6% |
2,259,198 |
$49,171 |
Las Vegas, NV |
73.4% |
739,434 |
$33,884 |
Harrisburg, PA |
73.3% |
273,181 |
$34,054 |
Bridgeport, CT |
72.6% |
450,517 |
$62,420 |
Dayton, OH |
69.4% |
357,719 |
$33,742 |
Регионы, с наименьшим развитием кластеров |
|||
Knoxville, TN |
30.8% |
291,046 |
$32,873 |
Allentown, PA-NJ |
29.5% |
289,149 |
$36,723 |
Tulsa, OK |
29.3% |
357,231 |
$33,815 |
Sarasota, FL |
29.0% |
223,504 |
$30,570 |
Richmond, VA |
28.3% |
508,944 |
$37,471 |
Columbus, OH |
26.0% |
786,585 |
$36,426 |
Albuquerque, NM |
25.2% |
287,991 |
$31,490 |
St. Louis, MO-IL |
11.9% |
1,250,722 |
$35,999 |
Oklahoma City, OK |
10.5% |
437,476 |
$29,995 |
Little Rock, AR |
6.3% |
286,046 |
$31,787 |
Вышеуказанные факторы привели к всплеску популярности кластерной теории и очевидному стремлению правительств развитых стран к стимуляции кластеризации и поддержке кластерных инициатив.
В том числе, рост интереса к проблеме кластеров был отмечен и в нашей стране.
Основными документами, определяющими вектор развития кластеров в Российской Федерации, в настоящий момент являются «Концепция долгосрочного социально-экономического развития 2020», принятая Правительством РФ 17 ноября 2008 года, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная 8 декабря 2011 года.
Для борьбы с основными вызовами будущего, среди которых называлось «усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала», приоритетным направлением был назван «переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе: формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий». В соответствии с основами, заложенными в данной программе были впоследствии сформированы ряд методических материалов по разработке программ развития кластеров, а также запущены механизмы программ государственной поддержки. Данные программы дорабатываются и реализуются различными регионами РФ самостоятельно, в результате чего сформировалось 4 основных направления:
-финансовые меры поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам за счет средств федерального и областного бюджетов.
-налоговые меры поддержки в части предоставления льгот по налогу на имущество и иных региональных налогов.
-участие в создании необходимой инфраструктуры для развития кластеров.
В отдельных субъектах РФ региональными властями принимаются меры институциональной поддержки создания кластеров. Например, создание и финансирование центров профессионального образования, поддержка научно-исследовательских работ по кластерной тематике и т.д. [14, С. 105]
Однако, данным программам не хватает главного - цельности и общего информационного пространства. По сути, поддержка на федеральном уровне, информационная поддержка и учет ведутся только для кластеров, утвержденных по программе «Инновационных территориальных кластеров». Под «инновационным территориальным кластером» понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
-объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);
-механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
- синергетического эффекта (эффект масштаба для общности компаний), выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
В настоящий момент в России насчитывается 26 «инновационных территориальных кластеров», перечень приведен в нижеследующей таблице. Утверждены Председателем Правительства РФ, поручение от 28 августа 2012 г. №ДМ-П8-5060
Таблица 4-Перечень инновационных территориальных кластеров РФ
Инновационный территориальный кластер |
Количество Задействованных организаций |
Сибирский федеральный округ |
|
Алтайский край. Биофармацевтический кластер |
30 |
Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области |
31 |
Инновационный территориальный кластер "Информационные технологии и электроника Томской области" |
Нет данных |
Кемеровская область. Комплексная переработка угля и техногенных отходов |
16 |
Кластер Инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск |
6 |
Томская область. Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии |
20 |
Северо-Западный федеральный округ |
|
Архангельская область. Судостроительный инновационный территориальный кластер |
18 |
Санкт-Петербург. Ленинградская область. Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий |
13 |
Санкт-Петербург. Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций |
18 |
Центральный федеральный округ |
|
Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино |
36 |
Казенное предприятие города Москвы «Корпорация развития Зеленограда» |
12 |
Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки) |
25 |
Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины |
18 |
Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне |
8 |
Москва. Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г. Троицк) |
20 |
Приволжский федеральный округ |
|
Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области |
14 |
Инновационный территориальный кластер «Технополис «Новый Звездный» |
6 |
Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан |
30 |
Нижегородская область. Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии |
3 |
Республика Башкортостан. Нефтехимический территориальный кластер |
16 |
Саровский инновационный кластер |
22 |
Ульяновская область. Консорциум «Научно-образовательнопроизводственный кластер «Ульяновск- Авиа» |
7 |
Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением |
10 |
Ядерно-инновационный кластер г. Димитровограда Ульяновской области |
13 |
Уральский федеральный округ |
|
Свердловская область, Титановый кластер |
10 |
Дальневосточный федеральный округ |
|
Хабаровский край. Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения |
6 |
Эти кластеры имеют доступ к грантам и дополнительным финансовым ресурсам. Однако их суммарный вклад в экономику страны, также как и количество создаваемых ими рабочих мест, на данный момент незначителен, а данные по их эффективности противоречивы и труднодоступны.
Поскольку в данный момент российская кластерная политика, так же как и состояние развития кластеров не могут конкурировать с американскими, крайне полезным и необходимым является учитывать и анализировать зарубежный опыт, особенно ошибки и проблемы, которые возникают при попытках реализации тех или иных инициатив.
В США в настоящее время функционирует и пользуется преимуществом государственной поддержки несколько сотен кластеров, в которых работает значительный процент трудоспособного населения страны. Сравнение территорий, охваченных кластеризацией наглядно видно на нижеприведенных рисунках
Рисунок 1- Области России, в которых активно функционируют кластеры
Рисунок 2- Области США, в которых активно функционируют кластеры
По данным исследователей [9], в 2011 году на федеральном уровне администрацией Обамы были запущены основные инициативы по развитию кластерной активности, приведенные в таблице 5
Таблица 5- Основные федеральные программы поддержки развития кластеров в США
Департамент |
Программа |
Описание государственной программы |
Economic Development Administration (EDA) |
Regional Innovation Clusters framework |
Представляет собой межотраслевую институциональную основу, регламентирующую оказание федеральной помощи, направленной на экономическое развитие. Целью является определение и предоставление финансирования наиболее проработанным стратегиям развития регионов. Приоритетом данных стратегических планов должно являться институциональное сотрудничество и повышение конкурентоспособности основных экономических сил региона. |
EDA |
I6 Challenge |
В рамках данной программы на конкурентной основе обеспечивается поддержка предпринимателей, заинтересованных в снижении коммерческих барьеров в региональной инновационной экономической системе, путем выдачи грантов. |
Small Business Administration (SBA) |
Regional Innovation Clusters program |
Предоставляется до 600 000$ для консалтинговых фирм, оказывающих услуги(тренинг, внедрение технологий, менторская поддержка) для компаний самоопределенных региональных кластеров. |
SBA |
Advanced Defense Technology program |
Предоставляется до 600 000$ на поддержку и развитие малых предприятий в региональных инновационных кластерах. Предприятия должны быть ориентированы на работы в области робототехники, кибер-безопасности и других оборонных проектах. |
Department of Energy (DOE) |
Energy Efficient Building Systems Regional Innovation Cluster (E-RIC) |
Выделяется 130 000 000 $ для поддержки регионального исследовательского центра, разрабатывающего новые технологии в сфере энергоэффективности и привлекающего партнеров для ускорения роста энергетического кластера в регионе. |
U.S. Department of Agriculture (USDA) |
Rural Innovation Initiative |
Программа направлена на развитие стратегического регионального планирования. Реализация данных планов должна привести к объединению сельских общин и фермерских хозяйств в кластер, а также выделить основные локальные и региональные возможности для повышения конкурентоспособности подобных кластеров. Объем выделенных средств 176 000 000$, направленных на развитие и координацию распределения ресурсов существующих программ Департамента агропромышленности. |
NSF |
NSF Innovation Ecosystems |
Программа направлена на поддержку региональных кластеров, создаваемых на базе университетов, путем выделения до 12 000 000 $ направляемых на повышение уровня предлагаемых инноваций, коммерциализацию инновационных предложений и формирование кластеров на базе стартапов. |
Помимо федеральных программ, существует значительное количество программ, реализуемых в рамках отдельных штатов. Однако, несмотря на развитую систему кластеров, казалось бы значительный уровень программ господдержки и объемы финансирования, все большее число зарубежных исследователей выступают с критикой как существующих методов стимулирования кластеризации, так и кластерной теории в целом. И в условиях, когда развитие системы кластеров в нашей стране только начинается, на наш взгляд, следует обратить внимание именно на критические отзывы о теории. [13, С. 39]
Частое использование термина «производственный кластер» в современной экономической науке, активное обсуждение в высших правительственных кругах ведущих держав инициатив, позволяющих расширить и ускорить формирование производственных кластеров в различных отраслях, привело к созданию вокруг данной теории некоего ареала всемогущества. Значительное число исследователей полагает создание промышленных кластеров не просто эффективным методом повышения конкурентоспособности, а практически панацеей для решения любых проблем в экономике. Созданная Майклом Портером концепция стала одной из самых модных экономических теорий.
Однако, как и любая популярная и активно продвигаемая идея, при всей возможной эффективности, кластеризация, применяемая без четкого понимания принципов функционирования идеи на практике, может быть практически бесполезна и вредна. Особенно важно понимание этого факта в условиях формирования государственной политики по поддержке и созданию кластеров в различных отраслях промышленности. [5, С. 63]
Американские исследователи отмечают, что, несмотря на наличие у федерального правительства США возможностей и ресурсов для стимуляции роста кластерной структуры и развития кластерных инициатив, устранение барьеров, ограничивающих кластерную политику бизнеса, в нынешнем виде федеральные кластерные программы практически не обеспечивают повышения конкурентоспособности как регионов, так и кластеров в частности. К примеру, коллектив ученых [8] отмечает, что данные программы категорически не ориентированы на конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальной конкуренции, существуют лишь формально, никак не координируя между собой взаимодействия различных органов государственной власти и властей отдельных штатов. Так, в 2008 году, помимо федеральных, в США существовало не менее 250 отдельных программ регионального развития, рассматриваемых «на местах», подчас в совершенно разных департаментах и подразделениях. Очевидно, что координация в таком случае становится невозможной. Разумеется, с 2008 года кластерная политика США претерпела ряд изменений, однако объем критики со стороны видных исследователей не только не уменьшился, но и значительно вырос.