Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Регион

Процент населения, работающий в компаниях, входящих в тот или иной кластер

Общее количество работающего населения в регионе

Средний оклад в регионе

Регионы, с наибольшим развитием кластеров

Trenton, NJ

82.7%

185,383

$46,390

Palm Bay, FL

80.8%

174,83

$33,571

San Jose, CA

79.7%

861,94

$68,559

Durham, NC

78.4%

221,362

$43,634

New York, NY-NJ-PA

76.7%

7,584,299

$52,377

Boston, MA-NH

73.6%

2,259,198

$49,171

Las Vegas, NV

73.4%

739,434

$33,884

Harrisburg, PA

73.3%

273,181

$34,054

Bridgeport, CT

72.6%

450,517

$62,420

Dayton, OH

69.4%

357,719

$33,742

Регионы, с наименьшим развитием кластеров

Knoxville, TN

30.8%

291,046

$32,873

Allentown, PA-NJ

29.5%

289,149

$36,723

Tulsa, OK

29.3%

357,231

$33,815

Sarasota, FL

29.0%

223,504

$30,570

Richmond, VA

28.3%

508,944

$37,471

Columbus, OH

26.0%

786,585

$36,426

Albuquerque, NM

25.2%

287,991

$31,490

St. Louis, MO-IL

11.9%

1,250,722

$35,999

Oklahoma City, OK

10.5%

437,476

$29,995

Little Rock, AR

6.3%

286,046

$31,787

Вышеуказанные факторы привели к всплеску популярности кластерной теории и очевидному стремлению правительств развитых стран к стимуляции кластеризации и поддержке кластерных инициатив.


В том числе, рост интереса к проблеме кластеров был отмечен и в нашей стране.

Основными документами, определяющими вектор развития кластеров в Российской Федерации, в настоящий момент являются «Концепция долгосрочного социально-­экономического развития 2020», принятая Правительством РФ 17 ноября 2008 года, «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная 8 декабря 2011 года.

Для борьбы с основными вызовами будущего, среди которых называлось «усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала», приоритетным направлением был назван «переход к новой модели пространственного развития российской экономики, в том числе: формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, и создание сети территориально-­производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий». В соответствии с основами, заложенными в данной программе были впоследствии сформированы ряд методических материалов по разработке программ развития кластеров, а также запущены механизмы программ государственной поддержки. Данные программы дорабатываются и реализуются различными регионами РФ самостоятельно, в результате чего сформировалось 4 основных направления:

-финансовые меры поддержки в виде возмещения части затрат на уплату процентов по привлекаемым кредитным ресурсам за счет средств федерального и областного бюджетов.

-налоговые меры поддержки в части предоставления льгот по налогу на имущество и иных региональных налогов.

-участие в создании необходимой инфраструктуры для развития кластеров.

В отдельных субъектах РФ региональными властями принимаются меры институциональной поддержки создания кластеров. Например, создание и финансирование центров профессионального образования, поддержка научно-исследовательских работ по кластерной тематике и т.д. [14, С. 105]

Однако, данным программам не хватает главного - цельности и общего информационного пространства. По сути, поддержка на федеральном уровне, информационная поддержка и учет ведутся только для кластеров, утвержденных по программе «Инновационных территориальных кластеров». Под «инновационным территориальным кластером» понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:


-объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях (ключевых видах экономической деятельности);

-механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;

- синергетического эффекта (эффект масштаба для общности компаний), выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.

В настоящий момент в России насчитывается 26 «инновационных территориальных кластеров», перечень приведен в нижеследующей таблице. Утверждены Председателем Правительства РФ, поручение от 28 августа 2012 г. №ДМ-П8-5060

Таблица 4-Перечень инновационных территориальных кластеров РФ

Инновационный территориальный кластер

Количество

Задействованных организаций

Сибирский федеральный округ

Алтайский край. Биофармацевтический кластер

30

Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий Новосибирской области

31

Инновационный территориальный кластер "Информационные технологии и электроника Томской области"

Нет данных

Кемеровская область. Комплексная переработка угля и техногенных отходов

16

Кластер Инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск

6

Томская область. Фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии

20

Северо-Западный федеральный округ

Архангельская область. Судостроительный инновационный территориальный кластер

18

Санкт-Петербург. Ленинградская область. Кластер медицинской, фармацевтической промышленности, радиационных технологий

13

Санкт-Петербург. Развитие информационных технологий, радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфотелекоммуникаций

18

Центральный федеральный округ

Биотехнологический инновационный территориальный кластер Пущино

36

Казенное предприятие города Москвы «Корпорация развития Зеленограда»

12

Кластер «Физтех XXI» (г. Долгопрудный, г. Химки)

25

Кластер фармацевтики, биотехнологий и биомедицины

18

Кластер ядерно-физических и нанотехнологий в г. Дубне

8

Москва. Новые материалы, лазерные и радиационные технологии (г. Троицк)

20

Приволжский федеральный округ

Инновационный территориальный Аэрокосмический кластер Самарской области

14

Инновационный территориальный кластер «Технополис «Новый Звездный»

6

Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан

30

Нижегородская область. Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии

3

Республика Башкортостан. Нефтехимический территориальный кластер

16

Саровский инновационный кластер

22

Ульяновская область. Консорциум «Научно-образовательно­производственный кластер «Ульяновск- Авиа»

7

Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением

10

Ядерно-инновационный кластер г. Димитровограда Ульяновской области

13

Уральский федеральный округ

Свердловская область, Титановый кластер

10

Дальневосточный федеральный округ

Хабаровский край. Инновационный территориальный кластер авиастроения и судостроения

6


Эти кластеры имеют доступ к грантам и дополнительным финансовым ресурсам. Однако их суммарный вклад в экономику страны, также как и количество создаваемых ими рабочих мест, на данный момент незначителен, а данные по их эффективности противоречивы и труднодоступны.

Поскольку в данный момент российская кластерная политика, так же как и состояние развития кластеров не могут конкурировать с американскими, крайне полезным и необходимым является учитывать и анализировать зарубежный опыт, особенно ошибки и проблемы, которые возникают при попытках реализации тех или иных инициатив.

В США в настоящее время функционирует и пользуется преимуществом государственной поддержки несколько сотен кластеров, в которых работает значительный процент трудоспособного населения страны. Сравнение территорий, охваченных кластеризацией наглядно видно на нижеприведенных рисунках

Рисунок 1- Области России, в которых активно функционируют кластеры

Рисунок 2- Области США, в которых активно функционируют кластеры

По данным исследователей [9], в 2011 году на федеральном уровне администрацией Обамы были запущены основные инициативы по развитию кластерной активности, приведенные в таблице 5

Таблица 5- Основные федеральные программы поддержки развития кластеров в США

Департамент

Программа

Описание государственной программы

Economic

Development

Administration

(EDA)

Regional Innovation Clusters framework

Представляет собой межотраслевую институциональную основу, регламентирующую оказание федеральной помощи, направленной на экономическое развитие. Целью является определение и предоставление финансирования наиболее проработанным стратегиям развития регионов. Приоритетом данных стратегических планов должно являться институциональное сотрудничество и повышение конкурентоспособности основных экономических сил региона.

EDA

I6 Challenge

В рамках данной программы на конкурентной основе обеспечивается поддержка предпринимателей, заинтересованных в снижении коммерческих барьеров в региональной инновационной экономической системе, путем выдачи грантов.

Small Business Administration (SBA)

Regional Innovation Clusters program

Предоставляется до 600 000$ для консалтинговых фирм, оказывающих услуги(тренинг, внедрение технологий, менторская поддержка) для компаний самоопределенных региональных кластеров.

SBA

Advanced Defense Technology program

Предоставляется до 600 000$ на поддержку и развитие малых предприятий в региональных инновационных кластерах. Предприятия должны быть ориентированы на работы в области робототехники, кибер-безопасности и других оборонных проектах.

Department of Energy (DOE)

Energy Efficient Building Systems Regional Innovation Cluster (E-RIC)

Выделяется 130 000 000 $ для поддержки регионального исследовательского центра, разрабатывающего новые технологии в сфере энергоэффективности и привлекающего партнеров для ускорения роста энергетического кластера в регионе.

U.S. Department of Agriculture (USDA)

Rural Innovation Initiative

Программа направлена на развитие стратегического регионального планирования. Реализация данных планов должна привести к объединению сельских общин и фермерских хозяйств в кластер, а также выделить основные локальные и региональные возможности для повышения конкурентоспособности подобных кластеров. Объем выделенных средств 176 000 000$, направленных на развитие и координацию распределения ресурсов существующих программ Департамента агропромышленности.

NSF

NSF Innovation Ecosystems

Программа направлена на поддержку региональных кластеров, создаваемых на базе университетов, путем выделения до 12 000 000 $ направляемых на повышение уровня предлагаемых инноваций, коммерциализацию инновационных предложений и формирование кластеров на базе стартапов.


Помимо федеральных программ, существует значительное количество программ, реализуемых в рамках отдельных штатов. Однако, несмотря на развитую систему кластеров, казалось бы значительный уровень программ господдержки и объемы финансирования, все большее число зарубежных исследователей выступают с критикой как существующих методов стимулирования кластеризации, так и кластерной теории в целом. И в условиях, когда развитие системы кластеров в нашей стране только начинается, на наш взгляд, следует обратить внимание именно на критические отзывы о теории. [13, С. 39]

Частое использование термина «производственный кластер» в современной экономической науке, активное обсуждение в высших правительственных кругах ведущих держав инициатив, позволяющих расширить и ускорить формирование производственных кластеров в различных отраслях, привело к созданию вокруг данной теории некоего ареала всемогущества. Значительное число исследователей полагает создание промышленных кластеров не просто эффективным методом повышения конкурентоспособности, а практически панацеей для решения любых проблем в экономике. Созданная Майклом Портером концепция стала одной из самых модных экономических теорий.

Однако, как и любая популярная и активно продвигаемая идея, при всей возможной эффективности, кластеризация, применяемая без четкого понимания принципов функционирования идеи на практике, может быть практически бесполезна и вредна. Особенно важно понимание этого факта в условиях формирования государственной политики по поддержке и созданию кластеров в различных отраслях промышленности. [5, С. 63]

Американские исследователи отмечают, что, несмотря на наличие у федерального правительства США возможностей и ресурсов для стимуляции роста кластерной структуры и развития кластерных инициатив, устранение барьеров, ограничивающих кластерную политику бизнеса, в нынешнем виде федеральные кластерные программы практически не обеспечивают повышения конкурентоспособности как регионов, так и кластеров в частности. К примеру, коллектив ученых [8] отмечает, что данные программы категорически не ориентированы на конкурентоспособность национальной экономики в условиях глобальной конкуренции, существуют лишь формально, никак не координируя между собой взаимодействия различных органов государственной власти и властей отдельных штатов. Так, в 2008 году, помимо федеральных, в США существовало не менее 250 отдельных программ регионального развития, рассматриваемых «на местах», подчас в совершенно разных департаментах и подразделениях. Очевидно, что координация в таком случае становится невозможной. Разумеется, с 2008 года кластерная политика США претерпела ряд изменений, однако объем критики со стороны видных исследователей не только не уменьшился, но и значительно вырос.