Файл: Опыт промышленной политики в разных странах (1. Характеристика промышленных кластеров в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Критике подвергается стремление правительства США вписать уже существующие кластеры в географические рамки. Поскольку кластер является экономической системой, в большинстве случаев сформированной самопроизвольно, подобные попытки приводят к курьезным ситуациям. Например, предприятия металлообрабатывающего кластера, формирующегося на границе Западной Миннесоты и Северной Дакоты, в связи с различными программами поддержки в этих штатах, оказываются приписаны к разным кластерам или лишены государственной поддержки вовсе. [10]

Несмотря на все преимущества, которые сулит экономике страны использование производственных кластеров, при развитии данного направления и превращении теории в практику существует немало аспектов, которые могут не только уменьшить эффект от создания в регионе кластера, но и привести к экономическому спаду. Например, следует учитывать, что регион, в котором большинство предприятий относится к определенному кластеру, и соответственно, к определенной отрасли промышленности, является более уязвимым к изменению глобальных экономических и институциональных условий, теряется экономическая и производственная гибкость. Подобная потеря гибкости может привести к значительному падению уровня жизни жителей региона, снижением темпов экономического развития, или даже потерей экономической стабильности региона в случае провала попыток данного кластера выиграть международную конкуренцию и потери доступа к рынкам, или при резком падении спроса на продукцию кластера (примером может являться значительное падение спроса на аудиокассеты в связи с повсеместным распространением CD дисков).

Также возможным источником проблем может стать, по мнению ряда ученых, разрыв в уровне экономического развития регионов страны, имеющих кластеры, и периферийных регионов. Результатом значительного роста доходов в отдельно взятом регионе может стать значительный отток капитала, населения и общий упадок в прилегающих к нему регионах, и очевидные проблемы, возникающие в этом случае. Таким образом, данный фактор должен быть учтен при планировании размещения производственных кластеров со стороны государства.

В заключение и с учетом столь значительного количества возможных негативных последствий, мы считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что в попытках повысить эффективность экономики России в недружественных внешних условиях, каждый шаг по внедрению и запуску кластерных программ должен быть тщательно взвешенным.


Несмотря на отставание в сфере кластеризации от ведущих стран мира, преимуществом России можно считать возможность использовать зарубежный опыт(в том числе путем анализа ошибок в зарубежной кластерной политике), а также значительно более сильную, чем в США вертикаль власти, что позволяет оперативно проводить ряд мероприятий решением «сверху». Основные шаги, которые помогут развитию кластеров в Российской Федерации, на наш взгляд, должны сочетать в себе единство федеральной и региональной политики по отношению к внедрению и помощи в активизации внутренних связей предприятий. [10]

В первую очередь, следует определить приоритетные для государства отрасли, конкурентоспособность которых в перспективе может быть повышена путем внедрения кластеров. Огульная попытка внедрения кластеров во всех отраслях российской промышленности на волне западной моды совершенно недопустима.

Следующим шагом является анализ всех аспектов кластерной политики и истории кластерного развития в ведущих западных государствах, таких как США, отдавая приоритет анализу именно негативных моментов, для того, чтобы избежать ошибок, допущенных и допускаемых этими государствами.

После этого следует провести анализ всех мероприятий по государственной поддержке кластеров в Российской федерации, существующих в настоящий момент, после чего привести в соответствие федеральную и региональные программы, для обеспечения цельного подхода к развитию кластеров. Направление на конкурсной основе грантов на исследования в области кластеризации в отраслевые НИИ позволит ускорить разработку проектов и исследований в конкретных отраслях. [4]

Следует отметить, что Учреждение грантов и налоговых послаблений предприятиям, активно налаживающим кластерные связи, должно быть проведено только для эффективно работающих кластеров, что позволит повысить конкурентоспособность на мировой арене. Для этого, в частности, следует разработать методологию оценки эффективности работы кластеров.

Также очень важным является создание постоянно функционирующего аналитического центра, проводящего анализ и картографирование кластеров вместе с определением их экономических и социальных показателей. Примером может служить американский ресурс созданный усилиями Гарвардского университета и Министерства Экономического Развития США. Данный портал позволяет получить открытый оперативный доступ как к параметрам каждого региона или кластера (созданные рабочие места, эффективность, географический охват и десятки других параметров за последние годы), так и информацию о всех программах правительственной поддержки и ссылки на исследования в данной сфере. Существование подобного инструмента значительно облегчает любые исследования и позволяет получать более качественные результаты, что в свою очередь скажется на скорости и развитии отечественной экономической научной мысли в сфере кластеров. [10]


Лишь после выполнения данных шагов, можно приступать к постепенному уточнению и корректированию планов «Концепций» и «Стратегий» долгосрочного инновационного развития с целью расширения кластерной сети и укрепления отраслей российского производства на международных рынках.

Подводя итог, кластеры можно признать возможным источником повышения конкурентоспособности Российской экономики в условиях волатильности на мировых рынках и нестабильных ценах на нефть. Однако теория кластеров не может и не является панацеей для резкой стимуляции экономического роста в отстающих отраслях и одномоментного выхода в лидеры рынка. При реализации государственной политики в данной сфере следует действовать с максимальной осторожностью и проведением серьезной аналитической работы. Лишь в условиях жесткого контроля государства, тщательного анализа западного опыта и с привлечением грамотных специалистов и качественной исследовательской работе можно рассчитывать, что внедрение кластеров в российской промышленности сможет дать позитивный импульс Российской экономике.

Заключение

К настоящему времени использо­вание кластерного подхода начина­ет занимать одно из ключевых мест в стратегиях социально-экономичес­кого развития ряда субъектов Рос­сийской Федерации и муниципаль­ных образований.

На федеральном уровне формиру­ются механизмы, позволяющие обес­печить стимулирование и поддерж­ку развития территориальных клас­теров.

Среди основных направлений производственной и исследователь­ской деятельности пилотных инно­вационных территориальных клас­теров - информационные, аэрокос­мические, медицинские, а также биотехнологии, новые материалы, радиационные технологии, нефтехи­мия и судостроение.

Основными документами, регулирующи­ми процедуру создания и функционирования кластеров являются:

- Постановление Правительства Российс­кой Федерации от 17 марта 2008 г. № 178 «О Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства».

Закон от 22 июля 2005 г. № 116-Ф3 «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

Закон от 3 декабря 2011 г. № 392-Ф3 «О зонах территориального развития в Россий­ской Федерации и о внесении изменений в от­дельные законодательные акты Российской Федерации»;

Распоряжение Правительства Российс­кой Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р «О комплексной программе "Создание в Рос­сийской Федерации технопарков в сфере вы­соких технологий"».


В результате проведенного исследования следует вывод, что кластер - это со­вокупность компаний, расположенных в непосредственной географической близо­сти друг к другу, которые объединяются с целью производства и продажи продук­ции на основе постоянного инновационного процесса. Проведение кластерной по­литики способствует повышению конкурентоспособности как страны в целом, так и отдельных регионов. Это доказывают зарубежные страны, где отдельные кластеры обеспечили конкурентоспособность всей страны. В России формирование и разви­тие кластеров важно для улучшения экономики страны и повышения ее экономиче­ского авторитета.

В заключение и с учетом столь значительного количества возможных негативных последствий, мы считаем необходимым обратить внимание на тот факт, что в попытках повысить эффективность экономики России в недружественных внешних условиях, каждый шаг по внедрению и запуску кластерных программ должен быть тщательно взвешенным.

Несмотря на отставание в сфере кластеризации от ведущих стран мира, преимуществом России можно считать возможность использовать зарубежный опыт(в том числе путем анализа ошибок в зарубежной кластерной политике), а также значительно более сильную, чем в США вертикаль власти, что позволяет оперативно проводить ряд мероприятий решением «сверху». Основные шаги, которые помогут развитию кластеров в Российской Федерации, на наш взгляд, должны сочетать в себе единство федеральной и региональной политики по отношению к внедрению и помощи в активизации внутренних связей предприятий.

В первую очередь, следует определить приоритетные для государства отрасли, конкурентоспособность которых в перспективе может быть повышена путем внедрения кластеров. Огульная попытка внедрения кластеров во всех отраслях российской промышленности на волне западной моды совершенно недопустима.

Следующим шагом является анализ всех аспектов кластерной политики и истории кластерного развития в ведущих западных государствах, таких как США, отдавая приоритет анализу именно негативных моментов, для того, чтобы избежать ошибок, допущенных и допускаемых этими государствами.

После этого следует провести анализ всех мероприятий по государственной поддержке кластеров в Российской федерации, существующих в настоящий момент, после чего привести в соответствие федеральную и региональные программы, для обеспечения цельного подхода к развитию кластеров. Направление на конкурсной основе грантов на исследования в области кластеризации в отраслевые НИИ позволит ускорить разработку проектов и исследований в конкретных отраслях.


Следует отметить, что Учреждение грантов и налоговых послаблений предприятиям, активно налаживающим кластерные связи, должно быть проведено только для эффективно работающих кластеров, что позволит повысить конкурентоспособность на мировой арене. Для этого, в частности, следует разработать методологию оценки эффективности работы кластеров.

Также очень важным является создание постоянно функционирующего аналитического центра, проводящего анализ и картографирование кластеров вместе с определением их экономических и социальных показателей. Примером может служить американский ресурс созданный усилиями Гарвардского университета и Министерства Экономического Развития США. Данный портал позволяет получить открытый оперативный доступ как к параметрам каждого региона или кластера (созданные рабочие места, эффективность, географический охват и десятки других параметров за последние годы), так и информацию о всех программах правительственной поддержки и ссылки на исследования в данной сфере. Существование подобного инструмента значительно облегчает любые исследования и позволяет получать более качественные результаты, что в свою очередь скажется на скорости и развитии отечественной экономической научной мысли в сфере кластеров.

Лишь после выполнения данных шагов, можно приступать к постепенному уточнению и корректированию планов «Концепций» и «Стратегий» долгосрочного инновационного развития с целью расширения кластерной сети и укрепления отраслей российского производства на международных рынках.

Подводя итог, кластеры можно признать возможным источником повышения конкурентоспособности Российской экономики в условиях волатильности на мировых рынках и нестабильных ценах на нефть. Однако теория кластеров не может и не является панацеей для резкой стимуляции экономического роста в отстающих отраслях и одномоментного выхода в лидеры рынка. При реализации государственной политики в данной сфере следует действовать с максимальной осторожностью и проведением серьезной аналитической работы. Лишь в условиях жесткого контроля государства, тщательного анализа западного опыта и с привлечением грамотных специалистов и качественной исследовательской работе можно рассчитывать, что внедрение кластеров в российской промышленности сможет дать позитивный импульс Российской экономике.