Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1 Понятие и виды элементов налогов
Глава 2. Анализ и оценка налоговой системы России
2.1 Особенности российской системы налогообложения
2.2 Анализ основных показателей налоговой системы
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы России
3.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы
3.2 Пути разрешения проблем налоговой системы: перспективы и прогнозы развития
4. Социальная функция – проявляется через неравное налогообложение равных сумм дохода[9]
Суть регулирующей функции применительно к общественному воспроизводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воздействовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведение граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвестициям. Данная функция реализует не только экономические отношения в иерархической подчиненности (государство — налогоплательщик), но во многом и экономические отношения между налогоплательщиками[10].
Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распределительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования. Средством решения этих задач, позволяющим перераспределять общественный продукт между различными категориями населения с целью снижения социального неравенства и поддержания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:
использование прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы — большие налоги»;
повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достижение большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;
использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;
применение ориентированных льгот, необлагаемых минимумов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложения, пониженных налоговых ставок (например, при обложении личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобождаются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);
использование компенсационных и накопительных социальных платежей (в России — ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя[11].
Распределительная функция реализуется также через индивидуальную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои населения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значительным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступлений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким образом, распределительная (социальная) функция не только обеспечивает регулирование фактической величины налоговой нагрузки исходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государственными трансфертами и услугами.
Функции налогов взаимосвязаны: рациональность действующего законодательства определяется степенью равновесия налоговых функций. На практике всегда реальны фискальная и контрольная функции, прочие могут быть деформированы, поэтому постоянно ведется поиск социальных взаимоотношений и налоговое законодательство не является неизменным.
Глава 2. Анализ и оценка налоговой системы России
2.1 Особенности российской системы налогообложения
Российским налоговым законодательство установлены федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, устанавливаться не могут. В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов[12]. На рисунке в приложении 1 подробно проиллюстрируем систему устройства и виды налоговой системы
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов. [13] Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[14]. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:
- упрощенная система налогообложения (УСН),
- единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
- единый сельхоз налог (ЕСН),
- специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции[15].
Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.
Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС). Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.
Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями. В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. Российская система налогообложения с течением времени изменялась.
Таким образом, подведем итоги параграфа. Особенности налоговой системы России состоит в применении унифицированной градации налоговой системы: местные, региональные и федеральные налоги. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.
2.2 Анализ основных показателей налоговой системы
Анализ основных показателей налоговой систему представлены, прежде всего, в структуре бюджета РФ. На основе сведений Министерства финансов России изучим структуру доходов бюджета, и исследуем динамику изменений налоговых отчислений, полученных в течении последних 5 лет.
В таблице приложения 1 представлена оценка исполнения бюджета. В этой структуре перечислены полученные доходы государственного бюджета.
Статистика отражает градацию полученных доходов бюджета: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, а также налоговые платежи:
- НДС;
- Акцизы; налог на прибыль;
- НДФЛ;
- ввозные пошлины;
- страховые взносы по ОМС;
- и прочие налоговые поступления.
Для исследования динамики изменений представим расчет темпа прироста, а результаты представим на диаграмме (рис. 1)
Рисунок 1. Динамика изменений основных налогов в структуре бюджета России за 2011-2016гг[16], %
Доходы выросли за 5 лет на 16,25, но что можно сказать о росте структуры налогов в бюджете.
Налог на прибыль за 2011-2016гг вырос на 21,7%, наибольший прирост по налогу выражен в периоде 2013-2014гг (+14,9%), однако этому периоду предшествовало сокращение налога на 12%. В целом налог на прибыль на текущий день имеет тенденцию к сокращению, но тем не менее динамика остается положительной: в 2015г +9,4%, в 2016 г +6,3%.
Налог, полученной от акцизов имеет негативную динамику: за 2011-2016г полученный доход от акцизов составил 64,2%, но в 2015г прирост 0,4% сменился негативным приростом в 2016 – 0,0%.
Налог на добавленную стоимость в 2016г сократился на 0,1%. При этом в 2014-2015г прирост составляя +11% и +7,7% соответственно.
На следующей диаграмме (см. рис. 2) представлена структура налоговых платежей от общего объема доходов бюджета.
Рисунок 2. Структура налогов в системе бюджета РФ за 2011-2016гг, %
Преимущественна доля налогов – налог на прибыль и отчисления, полученные от обязательного медицинского страхования. Существенная доля налогов в структуре бюджета также представлена частью платежей НДС.
Несмотря на то, что прирост 2016г к 2011г вырос в большинстве структуры налоговых платежей - за последние несколько лет установилась негативная динамика налоговой системы.
В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступления составили 8459,1 миллиона рублей, что на 7,2% меньше, чем в январе 2015 года. Повлияли возвраты переплаты по налогу на прибыль и отрицательная динамика поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[17]
На фоне роста импортозамещения однако, за долгое время спада НДС, в 2016г тенденция была изменена НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет за январь 2016 года поступило 3230,8 миллиона рублей, или на 12,6% больше, чем в январе 2015 года. Рост на 361 миллион рублей.[18]
Продолжение политики государства в области бесплатной приватизации отразилось на имущественном налоге. Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступило 126 миллионов рублей, или в 1,6 раза больше, чем в январе 2015 года. В том числе налога на имущество организаций поступило 8,6 миллиона рублей, или на 23,2% (на 2,6 миллиона рублей) меньше, чем в январе 2015 года.[19]
Динамика снижения НДФЛ скорее обусловлена ростом МРОТ (в 2016г он был повышен дважды: с 01.01.2016г до 6 204 руб, а с 01.01.2016 – достиг 7500 руб). Но на фоне безработицы сохранилась тенденция к его снижению. консолидированный бюджет РФ на протяжении всего рассматриваемого периода не испытывал падения поступлений данного налога (по номинальным значениям). Единственным исключением является 2009 г., когда падение поступлений составило 0,3%. В реальном исчислении поступления налога испытывали выраженные провалы в 1998, 2010 и 2014-2015 гг., что отражает обесценение налоговой базы в результате изменения курса и инфляции. Переход от прогрессивной модели налогообложения индивидуальных доходов к пропорциональному с 2001 г. не сказался на общем тренде ни по номинальным, ни по реальным значениям - не просматривается ни выраженного роста поступлений, ни их падения.[20]
Что касается текущего 2017г, то Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года на праздничной коллегии 21 ноября, в День работника налоговых органов. В ноябре состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, итогам работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года и основных задачах до конца года. Так, за 10 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет поступило 14,3 трлн рублей, что на 19%, или на 2,3 трлн рублей, больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн рублей, что на 1,7 трлн рублей, или на 30% больше, заявил руководитель ФНС России.
При этом, 60% прироста поступлений (1,4 трлн рублей) обеспечили ненефтегазовые доходы, а именно:
- налог на прибыль - 2,9 трлн рублей (на 18,8%, или 451,3 млрд рублей больше).
- НДС - 2,6 трлн рублей (на 12,3%, или 285 млрд рублей больше)
- НДФЛ - 2,5 трлн рублей (на 8%, или 188 млрд рублей больше).
- акцизы - 1,3 трлн рублей (на 18,4%, или 195,4 млрд рублей больше).[21]