Файл: Налоги и их роль в формировании бюджетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Социальная функция – проявляется через неравное налогообложение равных сумм дохода[9]

Суть регулирующей функции применительно к общественному воспро­изводству состоит в том, чтобы посредством налогообложения воз­действовать не только на макроэкономические пропорции, но и на поведение хозяйствующих субъектов, и на экономическое поведе­ние граждан: их стремление к потреблению, сбережениям, инвести­циям. Данная функция реализует не только экономические отно­шения в иерархической подчиненности (государство — налогопла­тельщик), но во многом и экономические отношения между нало­гоплательщиками[10].

Распределительная (социальная) функция выражает социально-экономическую сущность налога как особого инструмента распре­делительных отношений, обеспечивает решение ряда социально-экономических задач, находящихся за пределами рыночного само­регулирования. Средством решения этих задач, позволяющим пере­распределять общественный продукт между различными категория­ми населения с целью снижения социального неравенства и под­держания социальной стабильности в обществе, являются налоги и налоговая система, а именно:

использование прогрессивной шкалы налогообложения лич­ных доходов, т.е. определенной прогрессии в зависимости «большие доходы — большие налоги»;

повышение доли косвенного налогообложения, т.е. достиже­ние большего обложения категорий лиц с большим объемом потребления;

использование повышенных акцизов и пошлин на товары не первой необходимости, предметы роскоши;

применение  ориентированных льгот,  необлагаемых миниму­мов, различных налоговых вычетов, освобождений от обложе­ния, пониженных налоговых ставок (например, при обложе­нии личных доходов или в случае с налогом на добавленную стоимость, когда товары первой необходимости или освобож­даются от обложения, или облагаются по более низкой ставке);

использование компенсационных и накопительных социаль­ных платежей (в России — ЕСН), бремя уплаты которых не возлагается на работника, а перекладывается на работодателя[11].

Распределительная функция реализуется также через индивиду­альную безвозмездность налогов. Наименее обеспеченные слои на­селения могут платить самый минимум налогов или вообще их не платить на законных основаниях, но при этом пользоваться значи­тельным объемом услуг (образования, здравоохранения, социальной защиты), финансируемых государством за счет налоговых поступ­лений от организаций и более обеспеченных граждан. Таким обра­зом, распределительная (социальная) функция не только обеспечи­вает регулирование фактической величины налоговой нагрузки ис­ходя из уровня доходов различных слоев населения, но и позволяет в определенной мере компенсировать низкие доходы государствен­ными трансфертами и услугами.


Функции налогов взаимосвязаны: рациональность действующего законодательства определяется степенью равновесия налоговых функций. На практике всегда реальны фискальная и контрольная функции, прочие могут быть деформированы, поэтому постоянно ведется поиск социальных взаимоотношений и налоговое законодательство не является неизменным.

Глава 2. Анализ и оценка налоговой системы России

2.1 Особенности российской системы налогообложения

Российским налоговым законодательство установлены федеральные, региональные и местные виды налогов и сборов. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ, устанавливаться не могут. В соответствии с гл. 2 Налогового кодекса РФ система налогов и сборов в РФ состоит из 15 налогов и сборов и 4 специальных налоговых режимов[12]. На рисунке в приложении 1 подробно проиллюстрируем систему устройства и виды налоговой системы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Исключение составляют случаи применения специальных налоговых режимов. [13] Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[14]. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.


Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

  • упрощенная система налогообложения (УСН),
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД),
  • единый сельхоз налог (ЕСН),
  • специальный налоговый режим, применяемый при выполнении соглашений о разделе продукции[15].

Данные специальные налоговые режимы, согласно с действующим законодательством, могут предусматривать возможность освобождения от уплаты некоторых действующих налогов и сборов.

Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС). Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.

ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы.

Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями. В целом можно подвести итог, что налоговая система – это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система – это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. Российская система налогообложения с течением времени изменялась.

Таким образом, подведем итоги параграфа. Особенности налоговой системы России состоит в применении унифицированной градации налоговой системы: местные, региональные и федеральные налоги. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.


2.2 Анализ основных показателей налоговой системы

Анализ основных показателей налоговой систему представлены, прежде всего, в структуре бюджета РФ. На основе сведений Министерства финансов России изучим структуру доходов бюджета, и исследуем динамику изменений налоговых отчислений, полученных в течении последних 5 лет.

В таблице приложения 1 представлена оценка исполнения бюджета. В этой структуре перечислены полученные доходы государственного бюджета.

Статистика отражает градацию полученных доходов бюджета: нефтегазовые и ненефтегазовые доходы, а также налоговые платежи:

  • НДС;
  • Акцизы; налог на прибыль;
  • НДФЛ;
  • ввозные пошлины;
  • страховые взносы по ОМС;
  • и прочие налоговые поступления.

Для исследования динамики изменений представим расчет темпа прироста, а результаты представим на диаграмме (рис. 1)

Рисунок 1. Динамика изменений основных налогов в структуре бюджета России за 2011-2016гг[16], %

Доходы выросли за 5 лет на 16,25, но что можно сказать о росте структуры налогов в бюджете.

Налог на прибыль за 2011-2016гг вырос на 21,7%, наибольший прирост по налогу выражен в периоде 2013-2014гг (+14,9%), однако этому периоду предшествовало сокращение налога на 12%. В целом налог на прибыль на текущий день имеет тенденцию к сокращению, но тем не менее динамика остается положительной: в 2015г +9,4%, в 2016 г +6,3%.

Налог, полученной от акцизов имеет негативную динамику: за 2011-2016г полученный доход от акцизов составил 64,2%, но в 2015г прирост 0,4% сменился негативным приростом в 2016 – 0,0%.

Налог на добавленную стоимость в 2016г сократился на 0,1%. При этом в 2014-2015г прирост составляя +11% и +7,7% соответственно.

На следующей диаграмме (см. рис. 2) представлена структура налоговых платежей от общего объема доходов бюджета.

Рисунок 2. Структура налогов в системе бюджета РФ за 2011-2016гг, %

Преимущественна доля налогов – налог на прибыль и отчисления, полученные от обязательного медицинского страхования. Существенная доля налогов в структуре бюджета также представлена частью платежей НДС.

Несмотря на то, что прирост 2016г к 2011г вырос в большинстве структуры налоговых платежей - за последние несколько лет установилась негативная динамика налоговой системы.

В консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступления составили 8459,1 миллиона рублей, что на 7,2% меньше, чем в январе 2015 года. Повлияли возвраты переплаты по налогу на прибыль и отрицательная динамика поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[17]


На фоне роста импортозамещения однако, за долгое время спада НДС, в 2016г тенденция была изменена НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет за январь 2016 года поступило 3230,8 миллиона рублей, или на 12,6% больше, чем в январе 2015 года. Рост на 361 миллион рублей.[18]

Продолжение политики государства в области бесплатной приватизации отразилось на имущественном налоге. Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе 2016 года поступило 126 миллионов рублей, или в 1,6 раза больше, чем в январе 2015 года. В том числе налога на имущество организаций поступило 8,6 миллиона рублей, или на 23,2% (на 2,6 миллиона рублей) меньше, чем в январе 2015 года.[19]

Динамика снижения НДФЛ скорее обусловлена ростом МРОТ (в 2016г он был повышен дважды: с 01.01.2016г до 6 204 руб, а с 01.01.2016 – достиг 7500 руб). Но на фоне безработицы сохранилась тенденция к его снижению. консолидированный бюджет РФ на протяжении всего рассматриваемого периода не испытывал падения поступлений данного налога (по номинальным значениям). Единственным исключением является 2009 г., когда падение поступлений составило 0,3%. В реальном исчислении поступления налога испытывали выраженные провалы в 1998, 2010 и 2014-2015 гг., что отражает обесценение налоговой базы в результате изменения курса и инфляции. Переход от прогрессивной модели налогообложения индивидуальных доходов к пропорциональному с 2001 г. не сказался на общем тренде ни по номинальным, ни по реальным значениям - не просматривается ни выраженного роста поступлений, ни их падения.[20]

Что касается текущего 2017г, то Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года на праздничной коллегии 21 ноября, в День работника налоговых органов. В ноябре состоялось заседание расширенной коллегии ФНС России, итогам работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года и основных задачах до конца года. Так, за 10 месяцев 2017 года в консолидированный бюджет поступило 14,3 трлн рублей, что на 19%, или на 2,3 трлн рублей, больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн рублей, что на 1,7 трлн рублей, или на 30% больше, заявил руководитель ФНС России.

При этом, 60% прироста поступлений (1,4 трлн рублей) обеспечили ненефтегазовые доходы, а именно:

  1. налог на прибыль - 2,9 трлн рублей (на 18,8%, или 451,3 млрд рублей больше).
  2. НДС - 2,6 трлн рублей (на 12,3%, или 285 млрд рублей больше)
  3. НДФЛ - 2,5 трлн рублей (на 8%, или 188 млрд рублей больше).
  4. акцизы - 1,3 трлн рублей (на 18,4%, или 195,4 млрд рублей больше).[21]