Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1 Понятие и виды элементов налогов
Глава 2. Анализ и оценка налоговой системы России
2.1 Особенности российской системы налогообложения
2.2 Анализ основных показателей налоговой системы
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы России
3.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы
3.2 Пути разрешения проблем налоговой системы: перспективы и прогнозы развития
Введение
Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику. За счет налоговых поступлений финансируются социально-экономические программы, содержатся государственные структуры, обеспечивающие существование и функционирование государства.
Возникновения государства как политического института, нуждающегося в финансировании, и развитие рыночных отношений потребовали, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему. Наличие соответствующей налоговой системы представляет собой ключевую макроэкономическую задачу.
Актуальность данной темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.
Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов
Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.
Цель курсовой изучить налоги и их роль в формировании бюджетов
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть сущность и функции налогов;
Провести анализ современной налоговой системы;
Показать пусти совершенствования и реформирования налоговой системы.
Объект исследования – налоговая система РФ.
Предмет исследования –реформирование налоговой системы в РФ.
В данной работе используются следующие научные методы: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический анализ.
В качестве теоретической базы исследования использовалась учебная и специальная периодическая литература, интернет-источники, законодательные и нормативно-правовые акты.
Структура работы состоит из введения, основной части работы, разбитой на три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1 Понятие и виды элементов налогов
Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения. Это принципы построения и организации налогов. Само понятие элементов универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами мира[1].
Каждый налог представляет собой комплекс элементов.
Элементы налога подразделяются на основные(существенные), дополнительные(факультативные) и специфические.
Основными элементами считаются те, отсутствие или не определение которых делает налог не установленным. В РФ эти элементы перечислены в п.1 ст.17 НК РФ. Эти элементы всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.
Дополнительными (факультативными) элементами являются элементы, которые являются необязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. Отсутствие этих элементов не является нарушением требований законодательства и не освобождает налогоплательщика от уплаты налога ( налоговые льготы, ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д.).
Специфические элементы не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но должны в какой-либо форме присутствовать при установлении налогового обязательства. ( предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, получатель налога)[2].
Эти элементы формируют условия налогообложения. Именно они определяют содержание конкретного налогового обязательства.
Основные элементы налога:
налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом обязательно сократить свои доходы;
Правовой статус субъекта налога зависит от того, кем он является:
а) юр.лицом или физ.лицом
б) резидентом или нерезидентом.
При решении вопроса о признании лица субъектом налога используются различные принципы:
1. личного закона;
2. территориального закона (принцип территориальности);
3. принцип резидентства.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ[3].
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[4].
Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.
Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.
Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.
По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество[5].
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике.
К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.
Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за 2011 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений.
По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные[6].
При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.
Наиболее характерным примером прогрессивного налога является налог на доходы физических лиц.
Таким образам под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
1.2 Функции налогов
Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, они связаны с функционированием государства и напрямую зависят от уровня развития самого государства.
Сущность налогов выражается в изъятии части стоимости ВВП в виде обязательного взноса в пользу государства. Налоги в процессе изъятия становятся собственностью государства и используются для выполнения государственных функций[7].
Налоги воздействуют на развитие государства и общества через свои функции:
1. Фискальная функция – обеспечивает формирование доходов государства путем аккумулирования средств в бюджет и внебюджетные фонды.
Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой налоговой системе. Она была единственной на ранних периодах налогообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социальной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных исторических промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление[8].
Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фискальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых посредством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является самой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.
2. Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджет, сопоставлять их величину с потребностью в финансовых ресурсах. Данную функцию выполняют налоговые органы РФ.
Сущность этого контроля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обязательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полноты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора экономики. Кроме того, данная функция способствует повышению эффективности реализации других функций налогов, в первую очередь фискальной — через сопоставление налоговых доходов с финансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.
3. Регулирующая функция – посредством использования различных налоговых механизмов позволяет государству решать определенные задачи:
· стимулирующая подфункция – через систему льгот и освобождений стимулировать развитие определенных отраслей
· дестимулирующая – через повышение ставок налогов ограничивать развитие определенных видов деятельности и получение сверхприбылей