Файл: Налоги и их роль в формировании бюджетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для эффективного развития налоговой системы в РФ необходимо рассмотреть следующие пути по её совершенствованию. Начать стоит с организационных аспектов. Наделить финансовые органы РФ правом издания дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые необходимо конкретизировать и детализировать, если той информации, которая содержится в других нормативно-правовых документах в области налогов и налогообложения недостаточно;

Впоследствии осуществления данных предложений по совершенствованию налоговой системы в России по прошествую времени сформируется эффективная налоговая система и конкурентоспособная экономика.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы[26]

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.[27] Налоговое администрирование тоже нуждается в существенных изменениях, например, полезной мерой могло бы стать упрощение налоговой отчётности. На сегодняшний день общий объём деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до80 страниц, ведь на каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Объём налогового отчёта можно сократить до 1 - 2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. Если информацию о предприятии и налогах поместить на одной странице, сразу будет видно, кто создает добавленную стоимость и даёт людям работу, а кто занимается перепродажей; кого надо проверять, а кого можно и не проверять.


На сегодняшний день в отчётах, которые сдаются, содержится очень много информации, которая не представляет ценности. А упрощение налогового учёта - это одно из важнейших направлений совершенствования налоговой системы в части улучшения положения налогоплательщиков. Особенно актуально это для ведения упрощенной системы налогообложения, которую в настоящее время применяют, в основном, предприятия малого и среднего бизнеса, которые должны стать основой развития экономики в посткризисном пространстве.

Ещё одним немаловажным направлением в совершенствовании налоговой системы может стать снижение налогов на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией, заполонившей нашу страну. Для указанных предприятий надо сделать Россию оффшорной зоной, налоговой «гаванью». Тогда не сырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Ещё более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

Так же одним из важнейших направлений налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг.

Что касается проблемы налогового бремени, то в этом отношении – государство задумало с 2016г отменить транспортный налог, однако стратегия не была реализована. При этом отмена налога на транспорт состояла бы в перемещении налога в структуру стоимости топлива, что безусловно не могло бы быть поддержано со стороны населения.[28] Он также пояснил, что в настоящее время транспортный налог обязаны оплачивать практически 45млн. граждан РФ. По его разумению этот налог должен быть заложен в стоимость ГСМ, поскольку он на сегодняшний день довольно «тяжелый» для его сбора. В целом, практически 50 процентов субъектов в РФ ежегодно его не собирают. Конечно данная идея в большей мере направлена на пополнение бюджета и сокращение его дефицита, ведь по расчетам предварительного прогноза за счет такого способа, а именно с помощью АЗС, ежегодно можно будет пополнять бюджет на содержание дорого примерно на 100 млрд. рублей. Именно поэтому считать некоторые методы по снижению налоговой нагрузки неверно.


В отношении граждан также было введено решение об отмене единого налога на недвижимость. Поправками Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ установлено, что и земельный налог (глава 31 НК РФ), и налог на имущество физических лиц (глава 32 НК РФ) уплачиваются отдельно[29]. При этом оба рассчитываются исходя из кадастровой стоимости земельного участка и принадлежащего на праве собственности гражданину жилого дома, жилого помещения (квартиры, комнаты), гаража, машиноместа, единого недвижимого комплекса, объекта незавершенного строительства, иного здания, строения, сооружения, помещения». Государство не будет дважды облагать налогом долю в земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом[30]

Эти поправки в Налоговый кодекс, вступили в силу с 1 января 2015 г. Таким образом, с начала 2015 года прекращено действие Закона РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» и начали действовать положения главы 32 НК РФ о налоге на имущество физических лиц.[31]

Таким образом, приоритеты и направления налоговой политики в настоящее время требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должны быть достижение её стабильности, развитие налогового федерализма, направленного на обеспечение доходов федерального, региональных и местных бюджетов.

Итак, подводя итоги третьей главы работы стоит отметить ключевые положения изученной проблемы современной налоговой системы: В целом основной налоговый закон можно назвать современным, удобным, и понятным. Он очень подробно регулирует как общие вопросы налогообложения, так и особенности исчисления и уплаты каждого отдельно взятого налога.

Налоговое бремя нельзя назвать чрезмерным, ставки по основным налогам – средние, не сильно высокие, но и не слишком низкие. Тенденций к постоянному повышению их размера, как имеет место в некоторых государствах СНГ, в настоящее время не наблюдается. На многие налоги, уплачиваемые исключительно бизнесом, на длительное время (до 2021 года включительно) предусмотрены серьезные преференции для Крыма и Севастополя, что представляется верным в сложившейся политической и экономической ситуации. Также налоговое законодательство можно характеризовать как "аграрно - ориентированное", то есть содержащее множество льгот по уплате налогов для сельхозпроизводителей.

Хочется надеяться, что в будущем государство будет и дальше стремиться повысить свои доходы от налоговых поступлений не экстенсивным, а интенсивным путем, то есть за счет повышения эффективности их взимания и платежной дисциплины, а не путем увеличения налоговых ставок, а все прогнозы о возможном повышении после выборов Президента в 2018 году основных налогов – подоходного, НДС и акцизов – останутся лишь слухами.


Заключение

На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.

Шестилетний опыт функционирования налоговой системы позволяет сделать вывод о том, что только законодательная форма даёт оптимальную возможность обеспечить правомочия участников налоговых отношений, эффективно воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придать этим отношениям необходимую стабильность и определённость. Анализ положений о налогах, содержащихся в Конституции РФ, также даёт основания утверждать, что именно на законодательном уровне должны решаться вопросы налогообложения.

Основными элементами налоговой политики, реализованные в предложенном Правительством РФ Налоговом кодексе, являются следующие.

Предусматривается установление предельных ставок региональных и местных налогов, сокращение их числа и упрощение правил определения размеров налоговых платежей, кодификация правил взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов, выравнивание условий налогообложения за счёт рационализации и сокращения налоговых льгот, определение экономически обоснованного состава затрат, относимых на себестоимость, применение единых правил установления акцизов на отечественные и импортные товары.


Фискальное стимулирование предполагается усилить за счёт дифференциации акцизов на продукцию добывающих отраслей в зависимости от горно-геологических условий, поэтапного замещения акцизов рентными платежами, снижения налоговой нагрузки на предприятия за счёт её увеличения для физических лиц. Предполагается и поэтапное снижение ставки налога на прибыль вкупе с отменой большинства льгот.

В сфере малого предпринимательства реализация идеи агрегированного налогообложения уже начата и эта линия получит продолжение.

Одной из ключевых по-прежнему остаётся проблема собираемости налогов. Технологически её решение предлагается подкрепить рядом мер. Среди них - переход к начислению налогов по отгрузке, поэтапный перенос обязанности уплаты налогов с получателя средств на плательщика, введение реального механизма контроля за доходами физических лиц, соединение процедур регистрации субъекта малого предпринимательства и внесения им единого налога, совершенствование методов банковского контроля и детальная регламентация использования различных видов банковских счетов.

Намечается ввести режим, при котором любые льготы по налогообложению предоставляются только налогоплательщикам, полностью вносившим текущие платежи в предшествующем году.

Список литературы

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875 (материалы сайта КонсультантПлюс)
  2. "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=201064 (материалы сайта КонсультантПлюс)
  3. "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200079#0 (материалы сайта КонсультантПлюс)
  4. "Налоговый кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=200341#0 (материалы сайта КонсультантПлюс)
  5. Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" от 04.10.2014 N 284-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_169428/
  6. Алексеева С.П. Патентная система налогообложения / С.П. Алексеева, Д.А. Панфилова // Соврем. тенденции развития науки и технологий. – 2015. - № 7-7. – С. 6-8. [Электронный ресурс]. – URL: http://issledo.ru/wp-content/uploads/2015/11/Sb_k-7-7.pdf
  7. Аронов А. В. Налоговая система: реформы и эффективность / А. В. Аронов // Налоговый вестник. - 2015. - №5. - С.23
  8. Афонина А.А. Проблемы современной налоговой системы рф и пути её совершенствования // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13 http://sibac.info/archive/economy/Economy05.11.2013.pdf
  9. Баташева Ф. А. Проблемы современной налоговой системы РФ и предложения по ее совершенствованию // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 436-438.
  10. Брызгалина  А.В.  Налоги  и  налоговое  право  //  Под  ред.  А.В.  Брызгалина.  М.,  2012.  —  307  с.
  11. Быков С.С. Налогообложение операций по негосударственному пенсионному обеспечению: планы, реальность, перспективы // Baikal research journal. – 2012. - № 5. – С. 2
  12. Водителей в 2016 году освободят от транспортного налога// http://www.avtocarnews.com/voditelej-v-2016-godu-osvobodyat-ot-transportnogo-naloga.html
  13. Волков И.А. Основные тенденции правового регулирования налогообложения субъектов отношений по негосударственному пенсионному страхованию // Право и гос-во : теория и практика. – 2011. - № 9. – С. 88-93.
  14. Глава ФНС России Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за 10 месяцев 2017 года на праздничной коллегии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/activities_fts/7080351/
  15. Горский  И.В.  Налоговая  политика  России  начала  XXI  века  //  Налоговый  вестник.  2012.  —  105  с.
  16. Горский  И.В.  Налоговая  политика  России  начала  XXI  века  //  Налоговый  вестник.  2012.  —  105  с
  17. Дубинский А.М. Становление и развитие налоговых органов в России (в честь 25-летия налоговых органов Российской Федерации) // Финансовое право. – 2016. - № 1. – С. 27-30.; 2016. - № 2. – С. 16-22.
  18. Ефименко Я.Ю. Налоговые органы как субъекты финансового контроля: историко-правовой анализ // Молодой ученый. – 2016. - № 11. – С. 128-141. [Электронный ресурс]. – URL: http://moluch.ru/archive/115/30654/
  19. Ибрагимова Д.Р. Необходимость института налогового консультирования в России // Актуальные проблемы налоговой политики : сб. ст. участников VII Междунар. науч.-практ. конф. молодых ученых и студ. (Минск - Москва - Екатеринбург - Харьков, апрель, 2015 г.). - Минск, 2015. - С. 149-152. [Электронный ресурс]. – URL: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/17655
  20. Кистер М.С. Влияние имущественных налогов на местные и региональные бюджеты // Экономика и менеджмент инновац. технологий. - 2014. - № 5 (32). - С. 19.
  21. Кузьмин М.А. Налог на имущество физических лиц : его значение при формировании доходов местных бюджетов // Вестн. ИНЖЭКОНа. Сер.: Экономика. - 2011. - № 5. - С. 425-428.
  22. Кушнир И.В. Налоги и налогообложение Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений.// http://зачётка.рф/book/3879/156602/Сущность%20налогов%20как%20финансовоэкономической%20категории.%20Субъекты%20налоговых%20отношений.html
  23. Мамедов Д.А. Роль налога на недвижимость в совершенствовании межбюджетных отношений и укреплении региональных и местных бюджетов // Вопр. экономики и права. - 2012. - № 43. - С. 211-219.
  24. Молчанов  Сергей  Налоги  за  14  дней.  Экспресс-курс.  Издательство:  Питер  Серия:  Бухгалтеру  и  аудитору;  2013  г.  —  496  стр.
  25. Муравлева Т.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики : учеб. пособие / Т.В. Муравлёва ; М-во образования и науки Российской Федерации, Саратовский социально-экон. ин-т (фил.) ФГБОУ ВПО "РЭУ им. Г. В. Плеханова". - Саратов : [б. и.], 2014. - 183 
  26. Налоговая революция: нефтяникам сменят режим. Правительство РФ одобрило законопроект о новом налоге для нефтяников // [Электронный источник] - https://www.gazeta.ru/business/2017/11/23/11000222.shtml?updated
  27. Налоговая политика России в условиях санкций. Повышение эффективности функционирования налоговой политики// https://interactive-plus.ru/ru/article/112744/discussion_platform
  28. Росстат. Официальная статистика- финансы// URL - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/#
  29. Федеральная налоговая служба// https://www.nalog.ru
  30. Шахбанова С.Р. Налоговое консультирование как инструмент повышения налоговой культуры предпринимателей // Актуал. вопр. соврем. экономики. - 2014. - № 3. - С. 243-247.
  31. Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4 URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017
  32. Экономическая природа. Понятие и признаки налогов, их функции. Классификация налогов//http://finansi-credit.ru/ekonomicheskaya-priroda-ponyatie-i-priznaki-nalogov-ikh-funktsii-klassifikatsiya-nalogov
  33. Юшаева Р. С. Актуальные проблемы налоговой системы России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 3546–3550. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85710.htm.
  34. RAEX Эксперт Введение налога с продаж на уровне 3% в первый год может пополнить собственные доходы// http://raexpert.ru/news/show/6191/