Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и функции налогов
1.1 Понятие и виды элементов налогов
Глава 2. Анализ и оценка налоговой системы России
2.1 Особенности российской системы налогообложения
2.2 Анализ основных показателей налоговой системы
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы России
3.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы
3.2 Пути разрешения проблем налоговой системы: перспективы и прогнозы развития
Почти пятая часть в структуре прироста поступлений, или 286 млрд рублей, обеспечены за счет более качественного налогового администрирования. Стоит отметить, что внедренная система АСК (автоматизированная система, которая на основании расширенных деклараций по НДС точно определяет налоговые разрывы в цепочке взаимоотношений налогоплательщиков с контрагентами и не допускает неправомерных вычетов по налогу на добавленную стоимость) НДС позволяет контролировать все налоговые транзакции по НДС в автоматическом режиме, а это 15 млрд операций в год. В результате, если при запуске системы в I квартале 2016 года доля сомнительных операций составляла 8% от всего НДС-оборота, то сейчас не более 1%. Контроль бизнеса на расстоянии без давления на добросовестных налогоплательщиков позволил Службе уйти от тотальных проверок. За девять месяцев 2017 года количество проверок бизнеса снизилось на 23%. При этом их результативность выросла на 40%
В 2017 году налогоплательщикам направлено 660 тысяч автоматических требований, в результате они представили 90 тысяч уточненных деклараций с ростом НДС к уплате на 69 млрд рублей.
Таким образом, различные составляющие российской бюджетной системы в разной степени испытывают на себе воздействие внешних шоков. Как было показано выше, наиболее устойчивыми к воздействию внешних шоков являются налог на доходы физических лиц и НДС. Федеральный бюджет в настоящее время формируется главным образом за счет трех основных источников – НДС, таможенных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых. На долю этих трех налогов приходится около 75% доходов федерального бюджета. Фактически сегодня федеральный бюджет формируется за счет наиболее неустойчивых к внешним шокам налоговых доходов (НДПИ и таможенные пошлины) и одного «устойчивого» (со всеми оговорками, которые были сделаны выше). На протяжении рассматриваемого периода распределение и порядок зачисления различных налогов в бюджеты бюджетной системы неоднократно менялся, однако на протяжении последнего десятилетия эти изменения уже не носили глобального характера.
Подводя итоги изучения 2017г, стоит отметить рост налоговых доходов, и эффективную работу с другими ведомствами. Рост поступлений по итогам совместных проверок составил 17% (на 22 млрд рублей больше 2016г). Кроме того, за девять месяцев 2017 года по проверкам с использованием информации ФТС России дополнительно начислено 60 млрд рублей налогов.
Современная тенденция налоговой системы складывается дистанционно. Дистанционный контроль также доказал свою эффективность в сфере розничной торговли. Завершен первый этап реформы контрольно-кассовой техники, которая автоматически передает данные о покупках-продажах в налоговые органы. Более 470 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,4 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 20%. Ежедневно пробивается более 100 млн чеков, ежемесячная выручка превышает 2 трлн рублей.
Глава 3. Перспективы развития налоговой системы России
3.1 Основные проблемы функционирования налоговой системы
Обращаясь к теоретическим источникам – проблемы налогообложения в России идентичны в описании: Во-первых одной из главных проблем считают - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.[22]
Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем, что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис. В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение. Другая, сопровождающаяся проблема налоговой системы - слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления.[23]
По праву согласить с перечисленными проблемами можно только с несколькими предположениями – слабая разработанная правовая система и регулирование налогового законодательства, и разрозненность (дифференциация) налоговой нагрузки. В отношении первой проблемы, действительно существует подтверждение: последние кардинальные модернизационные действия в налоговой политике были связаны с отменой единого социального налога (ЕСН) с 1 января 2010г. Другие проблемы рассмотрим посредством обращения к практическим статистическим сведениям (внимание приложение 2)
По состоянию на 1 января 2017г общая задолженность составила 827,3 млрд. руб. Преимущественная доля задолженности установлена по категориям: федеральные налоги и сборы (72,8%). Из них недоимка составила 62,3% от 461,4 млрд.руб., а урегулированная задолженность -86,6% или 310,8 млрд.руб.
До 52% было урегулировано задолженности по отношению к НДС. Общий дефицит бюджета по налогу на добавленную стоимость составил более 375 млрд.руб., (45,4%), из которых 374,2 млрд.руб., по товарам, произведенным в России. Доля задолженности по НДС в том числе одна из преимущественных- более 45%.
Задолженность в размере 16,5 и 14% составила по отношению региональных налогов (136,8 млрд.руб.) и налог на прибыль организаций (113,6 млрд.руб.)
Высокий процент урегулированной задолженности между тем составил именно в категории налоговой нагрузки по прибыли предприятий: более 16% или 60,4 млрд.руб. Недоимка – 287,6 млрд.руб.
Таким образом, большая доля поступления платежей установилась по категориям федеральных налогов, а также НДС. Меньший процент задолженности по налогам специальных налоговых режимов (3,4% или 27,9 млрд.руб.), налоги на добычу полезных ископаемых (1,6% или 13 млрд.руб.).
В результате сложилась ситуация низкой отдачи налогов с объектов предпринимательства.
Причина низкой налоговой активности может быть самая различная. Но в основном она связана с избыточной нагрузкой. Рост налоговых отчислений, особенно в отношении малого и среднего предпринимательства является большой проблемой для «новичков» рынка. Именно поэтому, в России самый высокий процент теневой экономики: многие предприятия сферы услуг попросту не зарегистрированы, или же умышленно маскируют доходы «нулевой» отчетностью. При учете того, что в 2015-2016гг рост реальной начисленной заработной платы вырос на 12% (с 29,4 до 32,9 тыс. руб./ежемесячно), а безработица составила прирост в 1,2% (с 4,6% до 4,7%).
В результате, низкая налоговая активность может иметь самые различные причины, но природа их едина: при условии современного развития рынка, предприятия нацелены на сокращение затрат, а налоговая нагрузка достигает более 23% общей системы затрат.
РА «Эксперт» произвело опрос порядка 465 работодателей. Каждым было поставлено задание на определение структуры своих затрат. На рис. 3 представлено ранжирование итогов.
Рисунок 3. Долевое разделение структуры расходов предприятий российского рынка бизнеса (по итогам квартального опроса рейтингового агентства «Эксперт», по итогам 9 месяцев 2017г). [24]
Итак, из рейтинга проведенного опроса установлено, что любая форма предприятия формирует расходы на налоги в объеме не менее 15%, при этом самая распространенная форма предпринимательства на рынке: малое и среднее предпринимательство тратят около четверти своих расходов на налоговую нагрузку (малое предпринимательство – 24%, среднее – 22%, и крупные предприятия – 25%). Рост также установлен в отношении государственных услуг: в отношении корпораций они составляют максимум расходов – около 9% затрат. 13% - у представителей малого предпринимательства, и 7-6% у среднего и крупного бизнес - сектора.
При всем этом, каждое предприятие вынуждено планировать затраты на освоение рынка: оно достигает 10% расходной части у малого предпринимательства, и не превышает 3-4% у корпораций и крупных предприятий.
Высокий процент затрат по-прежнему остается в категории заработной платы (почти четверть расходов, и больше 30% у корпораций).
Проведенный опрос конечно субъективен, ввиду того, что число участников ограничено, а также не сформирован полный перечень затрат. Но так или иначе, выявленная картина диагностирует факт высокой налоговой обремененности предприятий российского бизнеса. При этом налоговые отчисления сопровождаются и высоким уровнем государственных услуг.
К последним нововведениям стоит отнести законопроект о запуске налога на дополнительный доход для пилотных нефтяных месторождений. В настоящее время нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, оба сбора взимаются с выручки. Новая налоговая реформа предусматривает снижение НДПИ и запуск налога на добавленный доход (НДД), ставка которого составит 50% с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, фактических расходов на добычу, транспортировку и т. п.[25]
Нельзя не отметить положительные преобразования в налоговой системе государства. В 2017 году ФНС России запустила отраслевой проект на зерновом рынке по пресечению незаконных схем возмещения НДС при экспорте зерновых и масличных культур. К Хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции присоединились 1400 налогоплательщиков, в результате, при росте экспорта зерновых (масличных) культур на 20%, сумма возмещения НДС уменьшилась в 2,3 раза, что позволило предотвратить потери бюджета только за третий квартал 2017 года в размере 11,7 миллиардов рублей. Поступления страховых взносов, к администрированию которых Служба приступила с 1 января 2017, также демонстрируют рост. За 10 месяцев 2017 г. поступило 4,6 трлн рублей, что на 364 млрд рублей, или на 8,6%, больше аналогичного периода прошлого года – превышение динамики заработной платы почти на 2 п.п. При этом динамика поступлений идет по нарастающей: в третьем квартале рост составил почти 10%, который планируется сохранить и по итогам четвертого квартала. Рост обусловлен, прежде всего, работой по взысканию задолженности, переданной Фондами, в сумме 96 млрд рублей.
Говоря о росте налоговых доходов, нельзя не отметить тенденцию централизованных проверок с правоохранительными органами. В частности, результаты заметны в ряде проверок производителей крепкого алкоголя (прирост составил 17% (на 22 млрд рублей больше 2016г)) при индексации ставок на 4,6% и росте объемов легального производства на 15%. Кроме того, за девять месяцев 2017 года по проверкам с использованием информации ФТС России дополнительно начислено 60 млрд рублей налогов.
Современная тенденция организации налоговой системы все больше склоняется к автоматизации и дистанционном контроле. Последней особенностью стала система ГИС «Маркировка». Эффект от проекта по маркировке меховых изделий позволил с 1 июня 2017 года запустить систему маркировки лекарств. За пять месяцев в системе зарегистрировано 207 участников из числа крупнейших представителей фармотрасли, 41 наименование лекарств, промаркировано более миллиона препаратов. Сейчас в Правительстве РФ рассматривается вопрос о расширении списка товаров, подлежащих обязательной маркировке. В перспективе, отметил Михаил Мишустин, интеграция информации систем маркировки, АСК ККТ и АСК НДС, а также баз данных ФТС России и других госорганов, обеспечит полную прозрачность рынка.
Таким образом, к еще одной проблеме, которая находит подтверждение в реальных отзывах – стоит отнести и проблему высокого уровня налогообложения и низкой ориентации на льготы. Говоря о тенденциях и перспективах – ключевой особенностью и направленностью налоговой системы России является её массовая автоматизация. Развитие электронных сервисов остается приоритетом Службы. За 5 лет количество пользователей Личного кабинета для физических лиц выросло до 27 млн человек. С начала года пользователи заплатили онлайн 37,6 млрд рублей налогов – это 44% от всех поступлений по имущественным налогам граждан. На сегодняшний день главной тенденцией остается запуск полностью модернизированной версии ЛК. Разработан удобный интерфейс, который адаптирован для мобильных устройств на базе iOS и Android. Данные об объектах налогообложения теперь обновляются всего за несколько часов после внесения в «единый налоговый файл». Появились наглядные формулы, поясняющие расчет налогов по объектам имущества. Функционал персонифицирован на примерах жизненных ситуаций с учетом анализа запросов за предыдущие периоды. Главной обсуждаемой темой стало одобрение Правительством РФ законопроекта о запуске налога на дополнительный доход для пилотных нефтяных месторождений. Предполагается, что изменения позволят увеличить добычу нефти и в долгосрочном периоде принесут госказне около 1 трлн. рублей.