Файл: Налоги и их роль в формировании бюджетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, включая бюджеты всех трех уровней и, следовательно, решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства. Налоговая политика является частью финансовой политики любого государства и оказывает колоссальное воздействие на экономику. За счет налоговых поступлений финансируются социально-экономические программы, содержатся государственные структуры, обеспечивающие существование и функционирование государства.

Возникновения государства как политического института, нуждающегося в финансировании, и развитие рыночных отношений потребовали, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему. Наличие соответствующей налоговой системы представляет собой ключевую макроэкономическую задачу.

Актуальность данной темы обуславливается важностью и необходимостью совершенствования налогообложения, реформирования налоговой системы, формирование и развитие налоговой культуры населения, которые бы отвечали современным условиям развития отечественной экономики.

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины — но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, — то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права.

Цель курсовой изучить налоги и их роль в формировании бюджетов

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


Рассмотреть сущность и функции налогов;

Провести анализ современной налоговой системы;

Показать пусти совершенствования и реформирования налоговой системы.

Объект исследования – налоговая система РФ.

Предмет исследования –реформирование налоговой системы в РФ.

В данной работе используются следующие научные методы: сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция, статистический анализ.

В качестве теоретической базы исследования использовалась учебная и специальная периодическая литература, интернет-источники, законодательные и нормативно-правовые акты.

Структура работы состоит из введения, основной части работы, разбитой на три главы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Сущность и функции налогов

1.1 Понятие и виды элементов налогов

Элементы налога – это регламентированные налоговым законодательством составные части налога, определяющие условия его применения. Это принципы построения и организации налогов. Само понятие элементов универсально, оно используется в налоговых процессах всеми странами мира[1].

Каждый налог представляет собой комплекс элементов.

Элементы налога подразделяются на основные(существенные), дополнительные(факультативные) и специфические.

Основными элементами считаются те, отсутствие или не определение которых делает налог не установленным. В РФ эти элементы перечислены в п.1 ст.17 НК РФ. Эти элементы всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Дополнительными (факультативными) элементами являются элементы, которые являются необязательными, но могут быть определены законодательным актом по налогам. Отсутствие этих элементов не является нарушением требований законодательства и не освобождает налогоплательщика от уплаты налога ( налоговые льготы, ответственность за нарушение налогового законодательства и т.д.).

Специфические элементы не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но должны в какой-либо форме присутствовать при установлении налогового обязательства. ( предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, получатель налога)[2].


Эти элементы формируют условия налогообложения. Именно они определяют содержание конкретного налогового обязательства.

Основные элементы налога:

налогоплательщик (субъект налогообложения) – лицо, на которое возложена юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств и при этом обязательно сократить свои доходы;

Правовой статус субъекта налога зависит от того, кем он является:

а) юр.лицом или физ.лицом

б) резидентом или нерезидентом.

При решении вопроса о признании лица субъектом налога используются различные принципы:

1. личного закона;

2. территориального закона (принцип территориальности);

3. принцип резидентства.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Обязанность граждан платить законно установленные налоги закреплена в ст. 57 Конституции РФ[3].

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ (ст. 8) под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

От налога следует отличать сбор, представляющий собой обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков юридически значимых действий государственными органами, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[4].

Основными категориями в налоговом законодательстве являются понятия объекта налогообложения и налоговой ставки.

Объектом налогообложения называется имущество, на стоимость которого начисляется налог. Например, при взимании налога на прибыль закон устанавливает, какие виды затрат и в каком размере могут быть отнесены фирмой на себестоимость продукции, тем самым определяя, какая часть выручки считается прибылью и облагается налогом.

Налоговая ставка представляет собой размер налога на единицу обложения.

По способу изъятия налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, хотя с точки зрения истории налогообложения он еще достаточно молод (впервые он был введен в Англии в 1799 г., а в США применяется лишь с 1913 г.). Примерами прямых налогов могут также служить налог на прибыль, налог на наследство и дарения, налог на имущество[5].


Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете за товар или на его ценнике.

К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы (аналог налога с продаж, дополнительно начисляемый на определенные виды товаров - алкоголь, табак, деликатесы, ювелирные изделия и др., который иногда называют «налогом на вредные привычки» или роскошь), таможенные пошлины.

Косвенные налоги являются весомой частью налоговых платежей в федеральный бюджет РФ. Так, в бюджете РФ за 2011 г. доля доходов государства, полученных за счет косвенных налогов, составляла около 60% от всех налоговых поступлений.

По характеру начисления на объект обложения налоги и, соответственно, налоговые системы подразделяются на прогрессивные, регрессивные и пропорциональные[6].

При прогрессивном налогообложении ставки налога увеличиваются по мере роста объекта налога. Другими словами, владелец большего дохода платит не только большую сумму в абсолютном выражении, но и в относительном по сравнению с владельцем меньшего дохода.

Наиболее характерным примером прогрессивного налога является налог на доходы физических лиц.

Таким образам под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

1.2 Функции налогов

Налоги выступают источником формирования доходов бюджета государства, они связаны с функционированием государства и напрямую зависят от уровня развития самого государства.

Сущность налогов выражается в изъятии части стоимости ВВП в виде обязательного взноса в пользу государства. Налоги в процессе изъятия становятся собственностью государства и используются для выполнения государственных функций[7].

Налоги воздействуют на развитие государства и общества через свои функции:

1. Фискальная функция – обеспечивает формирование доходов государства путем аккумулирования средств в бюджет и внебюджетные фонды.


Фискальная функция присутствует во всех без исключения налогах в любой на­логовой системе. Она была единственной на ранних периодах нало­гообложения, со временем ее значение не только не ослабло, но и продолжает в условиях развитых рыночных отношений возрастать. Более того, усиление позиций государства в экономике, социаль­ной, правоохранительной и других сферах ведет к объективному возрастанию государственных расходов, а, следовательно, и доли перераспределяемого посредством налогов общественного продукта. Справедливости ради следует отметить, что в отдельных историче­ских промежутках действие фискальной функции ослабевало, но в более значительных временных периодах неизбежно сказывалось ее усиление[8].

Традиционно считается, что все остальные функции налогов являются в большей или меньшей степени производными от фис­кальной, и это действительно так. Однако многообразие эффектов регулирующего, распределительного характера, достигаемых по­средством грамотно построенной и выверенной налоговой системы, свидетельствует о том, что хотя фискальная функция является са­мой существенной и во многом определяющей другие, но при этом отнюдь не исключительной.

2. Контрольная функция – позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления налоговых платежей в бюджет, сопоставлять их величину с потребностью в финансовых ресурсах. Данную функцию выполняют налоговые органы РФ.

Сущность этого кон­троля заключается в оценке соответствия размеров налоговых обя­зательств и налоговых поступлений, т.е. своевременности и полно­ты исполнения налогоплательщиками своих обязанностей. Государ­ственный контроль является важным фактором, препятствующим уклонению от уплаты налогов и развитию теневого сектора эконо­мики. Кроме того, данная функция способствует повышению эф­фективности реализации других функций налогов, в первую оче­редь фискальной — через сопоставление налоговых доходов с фи­нансовыми потребностями государства. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необ­ходимость реформирования налоговой и бюджетной систем.

3. Регулирующая функция – посредством использования различных налоговых механизмов позволяет государству решать определенные задачи:

· стимулирующая подфункция – через систему льгот и освобождений стимулировать развитие определенных отраслей

· дестимулирующая – через повышение ставок налогов ограничивать развитие определенных видов деятельности и получение сверхприбылей