Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1. Теоретические и методические аспекты франчайзинга, как модели ведения бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Направление развития франчайзинга зависит от ряда внешних и внутренних факторов. Одним из благоприятных моментов является готовность прибыльных компаний развивать свой бизнес путем продажи франшиз, что поможет их диверсификации и выходу на рынок. Некоторым организациям нужны квалифицированные сотрудники, другие же хотят увеличить прибыль от рынка сбыта. Первым делом нужно решить проблемы с рабочими местами. Динамично развивающиеся коворкинги (coworking) дают возможность создателям новых проектов арендовать помещение с мебелью и офисной техникой за адекватную плату. Продукция создается под потребности узкой целевой аудитории, а в структуру команды стартапов входит классический набор административного персонала. При этом иерархическая структура носит горизонтальный характер, а коммуникации осуществляются через социальные сети[17].

Проанализировав маркетинговые тенденции в сфере стартапов и учитывая мнения отечественных бизнес-аналитиков, можно выделить несколько перспективных направлений, имеющих высокий потенциал роста[18]:

1. Информационные технологии. Международные корпорации будут активно внедрять инновационные технологии, а потребители будут активнее скупать смартфоны, планшеты и различные приложения к ним.

2. Розничная торговля. Это самая лидирующая франшизная сеть у нас в стране и занимает почти половину продаваемых франшиз. Самым популярным направлением считается торговля, связанная с одеждой, хотя стабильным спросом пользуются также франшизы таких товаров, как косметика, обувь, бижутерия и аксессуары.

3. Общественное питание. Здесь выбор огромен: суши-бары, престижные рестораны, точки фаст-фуда, семейные кафе, пивные. Все зависит от размера паушального взноса. Немного рискованно открытие заведения экзотической кухни, а вот рестораны, предлагающие здоровую пищу, пользуются большим спросом.

4. Сфера услуг. Предложений много и касаются они разных сфер: туристическая компания, салон красоты, юридическое бюро, фитнес-клуб, химчистка, а также услуги в области здоровья и спорта, аренды, ремонта и продажи автомобилей.

5. Сфера производства. Здесь находится около 10% предложений рынка, особенно в сфере производства безалкогольных напитков. Почти все региональные заводы у нас работают по франчайзинговой системе.


1.2 Франшизное соглашение: основные понятия, оценка рисков

Как было указано выше, франчайзинг представляет собой такую организацию бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании.

Франчайзинг является[19]:

1) формой делового сотрудничества в течение длительного времени. В процессе франчайзинга крупная компания, которая является франшизодателем (правообладателем) представляет малоизвестной компании - франшизополучателю (пользователю) лицензию (франшизу) на какой-либо вид деятельности, например, производство продукции, торговлю товарами или предоставление услуг под торговой маркой правообладателя[20].

Франшизополучатель может осуществлять приобретаемый вид деятельности на ограниченной франшизной территории в течение определенного срока и на условиях, которые определены во франшизном договоре;

2) формой создания, поддержания и развития франшизной системы франшизодателя при содействии владельцев независимых франшизных предприятий франшизополучателей.

Франшиза дает[21]:

1) право на то, чтобы создать франшизное предприятие и на осуществление торговли продукцией или предоставление франшизных услуг более крупной фирмы на определенных условиях, включая определенную компенсацию за осуществление какой-либо деятельности на определенной территории;

2) право на организацию предприятия малого бизнеса определенной организационной формы, которая дает индивидуальному предпринимателю (пользователю франшизы) право приобрести уже зарекомендовавшие себя товары или услуги у крупной фирмы-правообладателя.

Иначе говоря, предприятие которое создается на основе франчайзинга, представляет собой франшизное предприятие.

Создание предприятия на основе франчайзинга предполагает заключение франшизного предприятия[22].

Франшизное соглашение включает в себя условия, в том числе те из них, которые принято именовать существенными, т.е. такими, без которых договор не может быть заключен. Единый законодательный перечень существенных условий франшизного соглашения отсутствует т.к., сам по себе франчайзинг разнотипен и разнороден. Например, в одном из типовых соглашений франчайзинга в США формулируются условия соглашения в самом общем виде, без разделения их на существенные и остальные[23].


В соответствии с этим документом, в соглашение необходимо включать данные[24]: о сроке действия и возможностей по возобновлению соглашения; о выборе места деятельности франчайзи; о согласии франчайзера на аренду имущества третьих лиц для нужд франчайзи; об определении территории, где франчайзи будет наделен исключительными правами; об ограничении прав на определенную торговую марку; об обучении франчайзи; о содействии франчайзера в процессе открытия бизнеса франчайзи; о руководстве (наставлении) по ведению бизнеса; о рекламной деятельности франчайзера; о рекламной деятельности франчайзи; о контроле над рекламной деятельностью со стороны франшизного комитета; об условии роялти (платы за лицензии) о праве франчайзера на проверку операций франчайзи; о стандартизации операций сторон; о стандартах по соблюдению чистоты; о праве франчайзера на аудит франчайзи; об отказе от конкуренции сторон; о конфиденциальной информации; о разрешении на инкорпорацию (преобразование в форму юридического лица) франчайзи; о прекращении соглашения со стороны франчайзера; о прекращении соглашения со стороны франчайзи; о преимущественном праве франчайзера на покупку франшизы; о согласии франчайзера на продажу франшизы; о продаже оборудования франчайзи франчайзеру.

Следует отметить, что не существует определенного содержания франчайзиного соглашения, все является очень условным и и индивидуальным для каждого отдельного предприятия.

Это связано с тем, что стороны в конкретном соглашении всегда вправе ввести по своему усмотрению новые условия или изменить существующие любым способом, который не противоречит закону.

Перечислим существующие проблемы франчайзинга на российском рынке. Рынок франчайзинга на российском рынке существует в настоящее время на этапе развития[25].

При этом, франчайзинговая сеть является наиболее устойчивой ко всем возможным внешним угрозам. Изменение общей экономической ситуации в стране так же не столь критично.

В таблице 2 представим возможные недостатки в деятельности франчайзиного предприятия. На основании проведенного исследования теоретико-методологических и правовых аспектов лицензионной деятельности (франчайзинга) в РФ, мы пришли к выводу, что лицензирование – самый простой способ использования преимуществ международного разделения труда. Обычно лицензиар за определенную плату предоставляет иностранной компании право использования своих производственных и торговых секретов, торговой марки или патента и таким образом при минимальном риске получает доступ на зарубежный рынок.


Таблица 2

Возможные недостатки в деятельности организаций при работе на условиях франчайзинга[26]

Недостатки для франчайзодателя

Недостатки для франчайзополучателя

1.Невозможность завершения отношений с франчайзополучателем, который не следует правилам системы. Франчанзинговый договор не предусматривает возможность расторгнуть контракт с франчайзополучателем

1.Франчайзополучатель должен соблюдать правила франчайзинговой системы. Эти правила сформулированы во франчайзинговой договоре и их должны выполнять все франчайзополучатели без исключения. Франчайзополучатели могут вносить свои предложения, но не могут менять систему.

2.Сложность контроля за франчайзополучателем. Франчайзополучатель не является работником франчайзодателя, поэтому даже при наличии договора могут возникать трудности при контроле сделок, осуществляемых франчайзополучателем в своем бизнесе.

2. В дополнение к франчайзинговому договору франчайзополучатель должен следовать специальным правилам, касающимся ежедневных операций в бизнесе и использования товарного знака франшизы. Такие ограничения могут касаться рабочих часов, границ территории, ассортимента продукта и услуг, предлагаемых потребителю.

3. Влияние плохо работающих франчайзинговых организаций. Если какой-нибудь франчайзополучатель плохо ведет бизнес, то эго негативно отражается на работе всей франчайзинговой системы.

3. Франчайзополучатели не могут конкурировать друг с другом. Хотя франчайзополучатель представляет собой независимого владельца своего бизнеса, он является важным связующим звеном в сети владельцев франшизы. Несмотря на то, что франчайзодолучатели предоставляют на выбор одинаковые продукты или услуги, они не являются конкурентами

4. Сокрытие части прибыли от франчайзодателя. Франчайзополучатель обязан предоставить отчет об общей сумме продаж франчайзодателю, чтобы определить суммы оплаты за сервис. Франчайзополучатель может попытаться скрыть эту информацию.

4. Полная поддержка франчайзодателя может подорвать бизнес франчайзополучателя. Потенциальный франчайзополучатель должен внимательно ознакомиться с работой франчайзинговой системы, чтобы определить сумму продаж и предоставить неполный отчет.


Лицензиат же получает производственные знания и опыт или известный продукт (торговую марку). Также компания может выйти на зарубежный рынок с помощью франчайзинга – развитой формы лицензирования. Продавец франшизы предлагает покупателю свою торговую марку и отлаженную производственную систему. Таким образом, развитие франчайзинга раскрывает достаточные перспективы для малого и среднего бизнеса[27].

Выводы по главе 1

Франчайзинг дает возможность для начата собственного бизнеса. Одним из положительных моментов франчайзинга является освобождение предпринимателя от решения вопросов с оборудованием, поставщиками, поиском клиентов, рекламой и т.д.

Франчайзинг представляет собой экономический инструмент, который повышает доверие к малому бизнесу и его эффективность.

В наши дни наибольшее распространение в мире получили торговый и сервисный франчайзинг. Обычно эти виды не существуют в определенном виде, они существуют в комбинированном виде.

Содержание франшизного соглашения, как и всякого гражданско-правового договора, образуют его условия, в том числе те из них, которые принято именовать существенными, т.е. такими, без которых договор не может быть заключен. Единого законодательного перечня существенных условий франшизного соглашения не может быть уже хотя бы потому, что сам франчайзинг разнотипен и разнороден.

Глава 2 Разработка проекта по внедрению франчайзинга в торговую практику ООО «Оптима» на региональном рынке

2.1 Основные направления франчайзинга в деятельности ООО «Оптима»

Компания «Оптима» - это сеть современных удобных и доступных каждому магазинов в формате «дрогери», т.е. «магазин самообслуживания».

Организационно-правовая форма – Общество с ограниченной ответственностью. Представим организационную структуру «Оптима» (рисунок 1).