Файл: Время менять мир». История отечественного тайм-менеджмента..pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 С чего началось управление временем
1.1 Появление управления временем
1.2 Что такое система «Тайм-менеджер»
3 Майнд — менеджмент. Управление потоками информации
3.1 Появление майнд-менеджмента
3.2 Структурирование информации
4.1 Персонал компании «Организация времени»
- Борьба с «поглотителями времени»
Часто менеджерам приходиться отвлекаться на мелкие текущие рабочие вопросы(отвечать на звонки, вести незапланированные переговоры и т.п.). Статистика говорит о том, что менеджер в среднем работает без перерыва лишь 8 минут. То есть раз в 8 минут его кто-то отвлекает, затем он вновь включается в работу. А мозг человека так устроен, что не может заниматься серьезной задачей без предварительной «раскачки». Таким образом, вместо того чтобы потратить, не прерываясь, полчаса на решение задачи, менеджер тратит три.
Как с этим бороться?Например, в некоторых компаниях красный флажок на столе сотрудника означает, что он очень занят, его нельзя отвлекать, а зеленый сигнализирует о том, что человек открыт для общения. Количество телефонных разговоров можно сократить за счет использования электронной почты.
- Группировка однотипных дел
Постоянное переключение с одного действия на другое отнимает время, поэтому специалисты рекомендуют при составлении планов объединять однотипные дела в группы. Скажем, если нужно составить несколько контрактов, то лучше сделать их сразу, в один заход. Опыт показывает, что группировка мелких дел позволяет делать их в 3 раза быстрее.
- «Расчистка завалов»
Уровень хаоса не должен превышать разумных границ. Для этого необходимо регулярно «расчищать завалы» на рабочем столе, в почтовом ящике компьютера и т. д. Необходимо установить собственный комфортный ритм. Например, раз в два дня разбирать все сообщения в почтовом ящике, раз в неделю — делать уборку рабочего стола. Жесткое планирование не обязательно — главное регулярность.
- Учет личных особенностей
Выбирая инструментарий для создания эффективной системы управления временем, необходимо учитывать личностные особенности. Наиболее важно выяснить-что больше преобладает спонтанность или структурированность. Людям структурного типа тяжело выходить за рамки плана. А тем, кто более спонтанен, необходимо приучать себя к планированию То есть важно знать сильные и слабые стороны и последние чем-то восполнять.
- Личная мотивация
Ключ к собственной мотивации можно подобрать только самостоятельно. Управление рабочим временем не должно быть скучным. К решению проблем нужно подходить творчески.
2.3 Принятие решений
Одной из самых сложных управленческих задач является выделение приоритетов. Сложность заключается в том, что ситуация быстро меняется и верно принятое вчера решение сегодня уже ставится под сомнение, а завтра оказывается ошибочным. Поэтому от руководителя требуется не просто продумывать решения до мелочей, учитывая все детали, а принимать их очень и очень оперативно.
Принятие решений состоит из двух компонентов:
Инструменты помогают просчитать каждую из альтернатив и подготовить информационную базу для принятия решения.
Смелость помогает быстро принимать решения, что особенно ценно в случае, когда информации не хватает, а это часто бывает в ситуации конкретного рынка.
Менеджеры должны стремиться к тому, чтобы, успевая решать во время рабочего дня множество разных текущих вопросов, в течение определенного времени заниматься только одной-единственной задачей, всегда завершать за один раз только одно дело, но последовательно и целеустремленно. Предпосылками для такой работы служат принятие однозначного решения о первоочередности важных дел, составление списка приоритетов на основе этого решения и соблюдение его. Сознательное установление однозначных приоритетов, последовательное и системное выполнение задач, включенных в план, в соответствии с их очередностью поможет :
- работать только над действительно важными и необходимыми задачами;
- решать вопросы в соответствии с их неотложностью;
- концентрироваться на выполнении только одной задачи;
- укладываться в установленные сроки;
- исключить дела, которые могут быть выполнены другими;
- не оставлять невыполненными задачи, которые вам действительно по силам;
- получить больше удовлетворения от рабочего дня и результатов работы;
- избежать стрессовых перегрузок.
Выделим основные инструменты расстановки приоритетов в делах:
- Принцип Парето(соотношение 80:20)
Применительно к тайм-менеджменту он гласит следующее: 20% всех дел, которые мы делаем, приносят нам 80% результата. То есть в любой области однородных объектов есть неравномерность распределения. Польза принципа Парето — это четкое соотношение 20:80. Ключевая часть всегда составляет примерно одну пятую часть всего целого. Зная это заранее вы можете избавиться от 80% малоэффективной работы. Поэтому если удастся разглядеть эти зерна и отделить их от плевел мы получаем сильный рычаг роста КПД нашей работы.
Главный вывод из принципа Парето: всегда из массы дел, задач, проектов, целей и т. д. Можно выделить ключевую часть. И размерность этой части составляет 20% от общего объема.
Важно верно подобрать критерий, который будет разделять дела на 20 и 80. Здесь могут быть различные варианты: «цена вопроса» - и тогда 20 дел из ста дают 80% денег, а 80 дел дают 20% денег.
Будущие перспективы, отношения с окружающими и т. д. - все это может выступать как шкала оценки в принципе Парето. Автор многочисленных публикаций по тайм-менеджменту в СМИ и деловой прессе Горбачев А.Г. рекомендует использовать вопрос, помогающий качественно зачистить рабочий день: «Каковы отдаленные результаты решения данной задачи?»[4;с.215-221]
- Матрица сравнений
Чтобы проиллюстрировать механизм матрицы сравнений приведем следующий пример: выбор между открытием ресторана и фастфуда.
Цель:Открытие точки общественного питания рядом с бизнес-центром
Время работы |
Посадочные места(шт) |
Оборачиваемость места |
Средний чек, руб |
Сумма ремонта |
ЗП персонала |
|
Ресторан(1) |
12-4 |
50 |
1 |
500 |
200 тыс. |
Выше |
Фастфуд(2) |
11-23 |
100 |
8 и более |
100 |
100 тыс. |
Ниже |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
В данной таблице представлено 6 характеристик по которым идет сравнение. В графы внесены реальные цифры и суммы необходимые для открытия как ресторана, так и точки быстрого питания. Если сравнивать каждый параметр по вертикали, то выигрышный номер представлен под каждой колонкой (1 или 2). «1» - означает, что предпочтение отдается ресторану. «2» - фастфуду. Однако, если уточнить поставленную цель, то возможны два варианта.
- Максимальная прибыль
- Имиджевый проект
В случае если цель «максимальная прибыль» - то матрица сравнений однозначно рекомендует открывать фастфуд. А вот если мы хотим создать «имджевый проект» - то само слово «ресторан» говорит само за себя.
Подведем итоги в виде алгоритма составления матрицы сравнений.
-
- Определяем цель сравнения.
- Выбираем два и более объекта сравнения.
- Набрасываем качественные критерии, 5-7 шт.
- Вносим исходные данные (заполняем таблицу количественными значениями)
- Проводим сравнение по каждому из критериев, определяем кто выиграл
- На основе ключевых критериев принимаем решение
Матрица сравнений — незаменимый инструмент в подготовке управленческой информации. Информации, на основе которой можно легко принять правильное, выгодное решение. Именно стройная таблица с верными цифрами облегчает восприятие ситуации. Для руководителя будет полезным создать подобные матрицы с повторяющимися процессами в Ехсе1. Руководитель определяет набор целей, характеристик и делегирует заполнение данной таблицы подчиненными. Всю рутину по сбору информации выполняют они, а руководитель за 15 секунд легко понимает систему отношений и может быстро принять верное решение.
- Матрица Эйзенхаура
Название матрицы идет от фамилии генерала американской армии Дуайта Эйзенхаура. Во время Второй мировой войны он разработал свой метод принятия решений. В делах он добился великих успехов, и вот уже почти сто лет в менеджменте сохраняется его имя.
Существуют два параметра, описывающих любую задачу:
- «Важность» - такой же критерий, как и в принципе Парето. В бизнес-задачах важность легко можно перевести в плоскость финансовых показателей. Важное дело означает, что его выполнение принесет много денег.
- «Срочность» - насколько задача близка к крайнему сроку своего выполнения.
Если все дела поделить по двум критериям, то получается четыре квадрата. Условно обозначим квадрат «срочные/важные дела» как «А». Дела, не терпящие отлагательств. Их нужно делать немедленно. Если задачу нужно сделать сегодня и она, по Парето, попадает в 20% ключевых дел, то это и есть задача категории «А». Если в этой категории у вас более 10 дел, то возникает аврал. По данным исследователей, человек 80% авралов планирует себе самостоятельно. 80% горящих дел происходят потому, что не уделяется внимание квадрату «В» - важным, но не срочным делам.
В квадрате «В» три важнейшие группы дел:
- Здоровье. Здоровье-это важный приоритет успешного руководителя.
Если не уделять организму внимание и периодически не заниматься профилактикой, то в итоге можно получить болезнь. В книге Лакейна[7;с.32] приводится пример, как один руководитель крупной московской компании, потерял контракт на 450 тысяч долларов из-за того, что в день сделки у него разболелся зуб.
- Обучение.
Задача успешного управленца — поставить на регулярную основу получение новых знаний и навыков. Важно, чтобы это были реальные, практические знания, применять которые можно уже на следующий день после обучения.
- Регулярные задачи
Резервное копирование данных, наведение порядка на рабочем столе и т. д. Все, что требуется делать ежедневно, еженедельно, ежемесячно. В каждый перид времени определенные дела требуют внимания. Если своевременно их выполнять, то можно на 80% снизить авральность своей работы.
Третий квадрат обозначим «С» - задачи срочные, но не важные. Телефон звонит, коллега зашел поболтать, кто-то вас зовет-это все срочно, потому что делать нужно сейчас, но не важно, потому что никак не помогает достижению ваших основных целей. Брайан Трейси называет этот квадрат «квадратом иллюзий». Потому что мы делаем эти вещи находясь на работе, и они как будто имеют к ней отношение, но на самом деле ничего не дают.[11;с.42]
Четвертый квадрат включает занятия неважные и несрочные. Его называют «квадратом растрат». Это время,которое тратится впустую. Таких дел у хорошего управленца не должно существовать.
Важность
С Р О Ч Н О С Т Ь |
Важное и срочное «А» Квадрат Результата |
Важное, но не срочное «В» Квадрат потенциала |
Неважное, но срочное «С» Квадрат иллюзий |
Неважное и несрочное «Д» Квадрат растрат |
Отсюда вывод — нужно проводить как можно больше времени в квадратах «А» и «В», занимаясь важными и срочными делами, а также делами, которые не успели стать срочными, и как можно меньше — в квадратах «С» и «Д».
Принятие управленческих решений — психологически тяжелый труд. Выше были описаны не все, но одни из самых популярных инструментов расстановки приоритетов. Те руководители, которые сумеют освоить качественный выбор из альтернатив, достигнут высоких результатов в своей работе.
3 Майнд — менеджмент. Управление потоками информации
3.1 Появление майнд-менеджмента
На руководителя каждый день обрушивается поток информации с которым ему приходится справляться. В реальной жизни руководитель обрабатывает намного больше информации, чем это необходимо. Для того чтобы экономить своё время руководителю необходимо разработать рациональный подход к обладанию информацией.
В 70-е годы ХХ века начали набирать популярность современные технологии майнд-менеджмента. Майнд-менеджмент — направление в тайм-менеджменте, отвечающее за повышение эффективности личной и корпоративной деятельности с помощью интеллект-карт, также называемых «картами мозга», «картами ума».
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Интеллект-карты стали успешно применяться во многих областях интеллектуальной работы. С распространением компьютеров стали появляться первые программы для построения их в электронном виде, что открыло дополнительные возможности для корпоративного применения и решения бизнес-задач.
Интеллект-карта — один из лучших способов повышения эффективности интеллектуальной работы, то есть создания интеллектуальных продуктов. К интеллектуальным продуктам можно отнести написание текстов, реализацию любых проектов, обучение, анализ, целеполагание на квартал, год, жизнь, осуществление личного развития, решение проблем и нестандартных задач, стратегическое планирование и т. д.