Файл: Особенности восприятия музыкальных произведений отдельными людьми (Дисциплина: Семиотика).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2023

Просмотров: 223

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изыскатели выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий. Эмоции отхватывают каждый организм и тем самым производят примерно мгновенную интеграцию, суммирование всех видов деятельности, которые им выполняются, что дозволяет раньше каждого определить полезность и вредность воздействующих на него факторов и реагировать раньше. Чем будет определена локализация пагубного воздействия.

Отдельным подклассом чувствительных явлений оценочная функция свойственна не в идентичной степени. Она больше очевидна для таких переживаний, как бешенство, злоба, срам, так они непринужденно соединяются с реакциями, тогда как для переживаний удовольствия, терзания, радости, скуки не неизменно получается определить их поводы.

Чувствительные оценочные способности человека формируются не только на основе навыка его индивидуальных переживаний, возникающих в общении с другими людьми, в частности через воспринятие произведений искусства, средства массовой информации. То есть чувствительный навык человека значительно шире, чем навык его индивидуальных переживаний. И это один из факторов становления чувствительной сферы человека. Оценочная либо отражательная функция эмоции непринужденно связана с её побуждающей функцией. Согласно Оксфордскому словарю английского языка слово «эмоция» случилось от французского глагола «mouvoir», обозначающего «приводить в движение». Его начали употреблять в 17 в., говоря о чувствах (радости, желании, боли и т.д.) в различие от мыслей. С.Л.Рубинштейн писал, что «…Эмоция в себе самой заключает стремление, желание, тяготение, направленное к предмету либо от него». Эмоция выявляет зону поиска, где будет обнаружено решение задачи, удовлетворение надобности. Чувствительное переживание содержит образ предмета удовлетворения спросы и свое предвзятое отношение к нему, что и побуждает человека к действию.[..Два класса эмоций, по В.К.Вилюнеасу, ведущие и ситуативные (либо производные) несут функцию побуждения. Ведущее чувствительное переживание, направленное на предмет - цель поведения, удовлетворяющего надобность, инициирует само адаптивное поведение. Ситуативные чувствительные переживания, возникающие в итоге оценок итогов отдельных этапов поведения, также побуждают субъект делать в бывшем направлении либо менять стратегию поведения, само поведение, средства достижения цели.


Постижение отражательной функции эмоции привело П.В.Симонова к разработке потребностно - информационной теории, согласно которой «эмоция есть отражение мозгом человека и высших звериных какой-нибудь востребованной спросы (её качества и величины) и вероятности (вероятности) её удовлетворения, которую субъект непроизвольно оценивает на основе прирожденного и ранее приобретенного индивидуального навыка.l>

Согласно рассматриваемой доктрины правило появления эмоций выражается в дальнейшей структурной формуле: Э=(П, (Ин-Ис),…), где Э -эмоция, её степень, качество и знак; П -сила и качество востребованной спросы; (Ин-Ис) - оценка вероятности (вероятности) удовлетворения надобности на основе прирожденного онтогенетического навыка; Ин- информация о средствах, прагматически нужных для удовлетворения надобности; Ис- информация о существующих средствах, которыми реально о существующих средствах, которыми реально располагает субъект. Согласно информационной теории эмоций правильные эмоции появляются в обстановки избытка прагматической информации по сопоставлению с ранее присутствующим прогнозом (при «мгновенном срезе») либо в обстановки возрастания вероятности достижения цели (если генез эмоций рассматривать в его динамике). Негативные эмоции представляют реакцию на недобор информации либо на падение вероятности достижения цели в процессе деятельности субъекта.

П.В.Симонов выделяет подкрепляющую функцию эмоций. Знаменито, что эмоции принимают самое непосредственное участие в процессах обучения и памяти. Важные события, вызывающие чувствительные реакции, стремительней и надолго запечатлеваются в памяти.

Реальным подкреплением для выработки условного рефлекса является награда. Приобретение награды ассоциируется с появлением правильных эмоций. Подкрепляющая функция эмоций особенно благополучно была исследована на экспериментальной модели «чувствительного резонанса», предложенной П.В.Симоновым.

Было найдено, что чувствительные реакции одних звериных могут появляться под влиянием негативных чувствительных состояний других особей, подвергнутых воздействию электрокожного раздражения. Эта модель воспроизводит нормальную для общественных взаимоотношений обстановку появления негативных чувствительных состояний в сообществе и разрешает постигать функции эмоций в особенно чистом виде без непосредственного действия болевых раздражителей.

В натуральных условиях деятельности человека и поведение звериных определяются многими надобностями различного яруса. Их взаимодействие выражается в соперничества мотивов, которые проявляют себя в чувствительных переживаниях. Оценки через чувствительные переживания владеют побуждающей силой и могут определять выбор поведения.


Переключательная функция эмоций исключительно ясно обнаруживается при соперничества мотивов, в итоге которой определяется главенствующая надобность. Так, в экстремальных условиях может появиться единоборство между натуральным для человека инстинктом самосохранения и общественной надобностью следовать определенной этической норме, она переживается в форме борьбы между страхом и чувством длинна, страхом и стыдом. Исход зависит от силы побуждений, от личностных установок.

Вероятно, дозволено говорить и о коммуникативной функции эмоций. Мимические и пантомимические движения дозволяют человеку передавать свои переживания иным людям, сообщать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, позы, колоритные вздохи, метаморфоза интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.

Знаменито, что между эмоциями существует полярность. Скажем, веселье и грусть, бешенство и ужас, интерес омерзение, срам и пренебрежение. Согласно Ч.Дарвину, противоположные эмоции (скажем, антипатии и симпатии) могут выражаться противоположными движениями.

Современные изыскатели согласны с Ч.Дарвином в том, что мимика появилась в эволюционном процессе, и исполняет значимую адаптивную функцию. В ходе эволюции мимические сигналы развились в систему, дозволяющую передавать информацию о «намерениях» либо состоянии индивида и таким образом повышающую неусыпность иного существа в окружающей его среде.

Существуют генетические заданные универсальные комплексы поведенческих реакций, выражающие появление основных фундаментальных эмоций. Генетическая детерминированность экспрессивных реакций подтверждается сходством колоритных мимических движений у слепых и зрячих (улыбка, хохот, слезы). Отличия в мимических движениях между слепыми и видящими маленькими детьми вовсе незначительны. Впрочем с возрастом мимика зрячих становится больше колоритной и генерализованной, тогда как у слепых она не совершенствуется, а даже регрессирует. Следственно, мимические движения имеют не только генетическую детерминанту, но и мощно зависят от обучения и воспитания.

Коммуникативная функция эмоций полагает присутствие не только особого нейрофизиологического механизма, обуславливающего осуществление внешнего проявления эмоций, но и механизма, дозволяющего читать толк этих колоритных движений. Не все проявления эмоций идентично легко индентифицируются. Легче распознается ужас (57% испытуемых), после этого омерзение (48%), изумление (34%). По ряду данных, крупнейшую информацию об эмоции содержит выражение рта. Распознавание эмоций повышается в итоге научения.


Множество ученых, как и обыкновенные люди, неспециалисты, делят эмоции на позитивные и негативные, на положительные и отрицательные. Сходственная несколько обобщенная систематизация эмоций в совокупности верна (и пригодна), и всё - таки представления «правильное», «положительное» и «отрицательное» в приложении к эмоциям требуют некоторого уточнения. Такие эмоции, как бешенство, ужас, и срам, нередко безоговорочно относят к категории негативных либо отрицательных. И в то же время вестимо, что вспышка гнева может содействовать выживанию индивида либо почаще - охране личного превосходства, сохранению личностной целостности, исправлению общественной несправедливости. Пригодным для выживания может стать и ужас; он, как и срам, выступает регулятором агрессивности и служит заявлению общественного порядка. Неоправданные, самопроизвольные вспышки гнева либо ужаса могут привести к отрицательным итогам, как для человека, испытывающего бешенство либо ужас, так и для его окружения, но к таким же итогам может привести и веселье, если в её основе лежит злорадство, если счастливое переживание связано с непомерным возбуждением либо вызвано спрятанными мотивами, - такие случаи описаны Лоренцем как пример «воинствующего энтузиазма».

Взамен того дабы говорить об негативных и позитивных эмоциях, было бы положительнее считать, что существуют такие эмоции, которые содействуют возрастанию психологической энтропии, и эмоции, которые, наоборот, облегчают конструктивное поведение. Сходственный подход разрешает относить ту либо другую эмоцию в разряд положительных либо отрицательных в зависимости от того, какое влияние она оказывает на внутриличностные процессы и процессы взаимодействия фигуры с ближайшим общественным окружением при учете больше всеобщих этологических и экологических факторов. Так, традиционно относимый к разряду отрицательных эмоций ужас (скажем, боязнь антибиотиков, авиаперелётов) почаще каждого подлинно имеют пагубные итоги. Но такая «положительная» эмоция, как любопытство, может помогать самым различным видам деятельности - от сексуального насилия до художественного творчества.

Выражение эмоций средствами музыки имеет давнишнюю традицию, восходящую к учению об этосе и об аффектах у древних греков. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, любое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Сходственное тяготится к сходственному, и следственно человек будет получать удовольствие от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его нраву либо настроению в данный момент. Для древних греков - Аристотеля, Платона, пифагорийцев - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека.


Изыскатели теории аффектов устанавливали, при каких обстоятельствах нужно применять те либо иные методы музыкального выражения, дабы возбудить в слушателях ту либо другую эмоцию.

Так, теоретик Кванц в одном из своих трактатов оставил нам подробное изложение выражения чувств в музыке. Он обозначил знаки, на основании которых дозволено определить, какой преобладает в музыке аффект. Это дозволено узнать:

1.По тональности, мажорная она либо минорная. Мажор обычно употребляется для выражения весёлого, бодрого серьёзного, возвышенного, минор же для выражения ласки, грусти и нежности…

2.Связанные, близко лежащие промежутки выражают ласку, горечь, нежность. Наоборот того, ноты коротко отрывистые, состоящие из отдельных прыжков, выражают весёлое и дерзкое. Пунктирные и выдержанные ноты выражают серьёзное и патетическое, а смешение длинных нот, целых и половинных с стремительными --величественное и возвышенное.

3.Чувства дозволено осознать по диссонансам… Они производят не идентичное, но неизменно хорошие друг от друга воздействия.

Анализируя законченности музыкальной выразительности с точки зрения теории аффектов, английский изыскатель Дж.Хэррис подмечал, что выражаемая в музыке эмоция неизменно связана с определенной идеей и что сама идея несёт в себе определенное самочувствие.

«Цель музыки - возбуждать аффекты, которые могут соответствовать идее.… На основе внутреннего натурального сходства определенные идеи возбуждают в нас определенные аффекты, под воздействием которых, в свою очередь, появляются соответствующие идеи.

2. Особенности воспринятия музыки различных стилей

2.1 Воздействие классической музыки

Классическая музыка сделана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, следственно классика до сего времени современна. Ее примитивно отрадно слушать. Но как выяснилось, что это не легко желание слушать славную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка сделана по каждому правилам природной гармоники. Пропущенная черед сердце, она становиться целебной и радует нас. Ещё при рождении у ребёнка насчитывается около миллиарда невронов, которые в свою очередь вырабатывают 1000 миллиардов синапсисов. В течение первых трёх месяцев жизни малыша налаживается связь между невронами и синапсисами, они начинают энергично взаимодействовать и взаимно прогрессировать. Итоги изысканий показали, что в возрасте между 3 и 12 месяцами, идёт энергичное становление детей, что соответствует стремительному увеличению числа синапсических соединений в мозгу.