Файл: Особенности восприятия музыкальных произведений отдельными людьми (Дисциплина: Семиотика).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Степень научно теоретической разработанности проблемы
1. Восприятие музыки человеком
1.1 Общее представление о звуке
1.2 Целебные свойства музыки в древние времена
1.4 Психология воспринятия музыки
1.5 Жизненный навык в воспринятии музыки
1.6 Воздействие музыки на чувствительную сферу человека
2. Особенности воспринятия музыки различных стилей
Учёные, позже проведённых изысканий, считают, что если ребёнок в этом возрасте будет слушать произведения классических музыкантов, то связь между его синапсисами будет прочнее. У детей, непрерывно слушающих классическую музыку, легче вырабатывается пространственное мышление и прогрессирует классная память. А дети, матери которых во время беременности слушали классическую музыку, гораздо спокойнее и уравновешеннее.
Данные многих изысканий, показывают, что дети, которые обучаются игре на музыкальных инструментах в возрасте 2-4 лет, гораздо больше развитые. Знаменит случай, когда при помощи музыки был исцелён ребёнок со ужасным диагнозом, при котором поражается опорно-двигательная система. При помощи музыки у него началось выздоровление и ребёнок начал двигаться увереннее и устойчивее. В качестве лечения терапевт скомбинировал прослушивание классической музыки с уроками игры на гитаре.
Существует несколько теорий по поводу целебного воздействия классической музыки на детей. Первая, это музыка владеет успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он радостен, а мозг имеет огромнее времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Вторая теория говорит о том, что музыка является ещё одним языком, тот, что воспринимает мозг. Так, становление ребёнка, его языковых навыков с поддержкой музыки может повлиять на становление мышления малыша. В будущем это будет содействовать становлению пространственного мышления ребёнка.
Заокеанские изыскатели в начале 90-х годов ввели такой термин как «результат Моцарта». Толк данного результата заключается в том, что позже 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора, скорость решения задач на пространственное мышление гораздо нарастает. А вот по словам немецких ученых, «результат Моцарта» - крайне спорное явление. Безоговорочно, музыка влияет на человека, но вот суровых обоснованностей не прослеживается. Больше того, итог тестирования не зависит от того, какую музыку слушали испытуемые.
Как же все-таки классическая музыка влияет на сознание человека? Для начала необходимо разобраться в том, что же такое классическая музыка. Это представление имеет несколько значений и употребляется в зависимости от контекста: это и музыка прошлого, выдержавшая испытание временем, и музыка эры классицизма - 2-й половины XVIII столетия - начала XIX столетия, и так называемая академическая музыка с мелодическими и гармоническими тезисами и инструментальным составом.
Узнать, как на человека влияет та либо другая музыка дозволено с поддержкой воды. Удивительнейшие итоги получали ученые, проводившие следующие навыки. Между динамиками музыкального центра ставили колбу с водой и включали разную музыку.
Позже «прослушивания» водой симфоний Моцарта и Бетховена, получались прекрасные, верной конфигурации кристаллы с ясными «лучиками».
Кафедра психофизиологии факультета психологии МГУ заявила, классическая музыка, безоговорочно, влияет на умственные способности человека. Она содействует возрастанию чувствительной активности человека. В период такой активности, подлинно возрастают умственные способности.
По словам преподавателей музыкальной школы, для молодого поколения особенно значимо слушать классическую музыку, так как это определенный пласт в воспитании подрастающего поколения. Это как эстетические ценности, так и историческая ретроспектива. Слушать надобно классику, это может быть и академическая, и джазовая музыка. Классика - это пример.
2.2 Воздействие рок музыки
Как вестимо, всякое музыкальное направление оригинально влияет на организм человека. Одним из поверенных такого своеобразия является рок музыка. Данный музыкальный жанр имеет свои отличительные черты либо средства воздействия на психику:
1. Грубый темп
2. Однообразные повторения
3. Громкость, сверхчастоты
1. Темп - соотношение продолжительностей звуков (нот) в их последовательности, одно из крепких методов воздействия на человеческий организм. Неукоснительно присутствует в рок музыке, сила темпа варьируется от слабого до жёсткого. Примитивные, но сильные темпы вынуждают человека к ответной реакции (движения в темп)
Заокеанский психолог и музыковед Жанет Поделл пишет: "Сила рока неизменно была основана на сексуальной энергии его темпов. Эти чувства в детях напугали их родителей, которые видели в роке угрозу для своих детей и были, безусловно, правы. Рок-н-ролл и вас горазд принудить двигаться, танцевать так, что вы позабудете обо каждом на свете".
2. Однообразные повторения. (Не неизменно характерны для рок музыки) Рок-музыку дозволено обозначить, как однообразную, мотороподобную музыку, посредством которой слушатели могут впасть в пассивное состояние. Вследствие многократному прослушиванию воспитывается способность к больше стремительному отключению и достижению состояния пассивности.
3. Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обыкновенный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги типичного воспринятия, крепкий по интенсивности звук вызывает слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с сильными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дб, а в средине площадки до 140-160 дб. (120 дб. соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб.).
Это содействует выделению адреналина. При перепроизводстве адреналина происходит его частичный распад на адренохром. Это теснее новое химическое соединение, которое по своему воздействию на психику человека сравнивается с наркотиком. Это оригинальный внутренний психоделический (меняющий сознание) наркотик, сходный с мескалином либо псилоцибином. Не так давным-давно швейцарские медики подтвердили, что позже рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза дрянней, чем традиционно.
Выходит, каждый технический арсенал рока направлен на то, дабы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте.
Ниже перечислены допустимые итоги воздействия рок-произведений на мозг человека:
1. Агрессивность.
2. Ярость.
3. Бешенство.
4. Вынужденные действия.
5. Состояние транса разной глубины.
6. Наклонность к самоубийству. У подростков эта наклонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта специфика подростковой психики провоцируется либо гораздо усиливается в больше старшем возрасте).
7. Непроизвольное движение мышц.
8. Музыкальная мания (желание непрерывного звучания рок-музыки).
Позже рассмотрения 2-х музыкальных жанров получилось что: классика классная, а рок - дрянной.
Прошло больше полувека, как возникла рок-музыка, а совместно с ней - уйма мифов: чудесных, а порой и ужасных. На протяжении каждого времени существования рока, в обществе о нем формировалось суждение как о чем-то скорее негативным, чем позитивном. Вот самые распространенные стереотипы, до сего времени встречающиеся как в зарубежных, так и отечественных современных СМИ:
1. рок-музыка пропагандирует сатанизм, агрессию, сексуальную безнравственность, наркоманию и т.д.
2. рок-музыка отрицательно влияет на психику (отупляет либо сводит с ума) и на здоровье вообще.
3. рок-музыка однообразна, дерзка, лишена элементарного мелодизма и у нее дюже немного жанров. Из 3 вышеперечисленных пунктов вытекает и четвертый:
4. слушатели рок-музыки враждебны, верят в демона, сумасшедшие и легко неумные, ходят чумазыми и неопрятными. Раньше, чем винить критиков рока в необъективности, попытаемся проследить, как же возникло такое отношение к нему. Тому много причин в самой истории становления рок-музыки и социума вообще. В 60-х гг. хиппи, “дети цветов”, бунтовали вопреки войны во Вьетнаме и выступали за свободную любовь. В 70-е-80-е гг. советские рок-группы были оппозицией политического строя СССР. В это же время панки ратовали за отрицание каждого и каждая, а металлисты экспериментировали с предельно жестким звучанием гитар и ударных.
И первыми, кто отреагировал на рок, были, безусловно, корреспонденты. Основное, на что они обратили внимание теснее в первые годы его существования - это на внешнюю атрибутивную сторону рок-музыки. На эпатаж, протест, резкость - на то, что крепче каждого кидается в глаза. Дабы это подметить, даже сам рок слушать не непременно. Музыкальный фактор, многообразие жанров рок-музыки (а их сотни, и все они дюже различные) оставались как бы в тени. А в некоторых странах, в том числе и в Советском Союзе, последовал немедленный приказ власти запретить эту музыку как политически неприемлемую. Что родило еще больший ответный протест музыкантов и слушателей, и еще большее желание шокировать и поражать. Если, вы нас считаете дрянными, так мы будем еще дрянней. Вот так общественный фактор рок-музыки гипертрофировался, и во многом - неестественным путем. Фактически сразу к критике рок-музыки присоединилась церковь и ученые. И если первых, в основном, волновали “небогоугодные и сатанинские” тексты, то вторые обращали внимание на саму музыку, утверждая, что низкие частоты, громкость и темп вредят организму. Для этого проводились разные изыскания и “псевдоисследования”. К последним дозволено отнести вестимый эксперимент 80-х годов о влиянии рока на растения и звериных. При этом в прессе отсутствовало не только изложение самого эксперимента, но и источники информации (в каком исследовательском университете, кем именно проводился эксперимент). Приводились только финальные итоги. Но прошло больше 20 лет, и современные изыскатели опровергли эти итоги, проведя повторное навыки. В том числе, за последние 2-3 года было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие весомый металл и его экстремальные жанры, такие как дэт-метал, больше удачно учатся и устойчивы к стрессам. Опрос, проведенный среди студентов Национальной академии для одаренной и гениальной молодежи, показал, что “грубый и жесткий” металл занимает третье место в списке любимых жанров. Опрос показал, что враждебная музыка - классный метод выплеснуть негодование и злобу. Итоги изыскания были представлены на конференции Британского психологического социума в Йорке в марте 2007 года. Но, не смотря на новые данные, многие корреспонденты продолжают пользоваться информацией 80-х- начала 90-х годов. “Сатанинский” же толк рока, тот, что усмотрели в нем верующие, вообще трудно удостоверить либо опровергнуть. Чай само по себе припоминание демона не есть сатанизм и его популяризация. Для многих рок-групп - это лишь живописная метафора, иносказание, за которым скрывается философский толк. И тому много примеров не только в музыке, но и в классической литературе, взять того же “Фауста”. То же самое касается и темы борьбы, гибели, безрассудства. Скажем, военная тема восходит к старинному архетипу мужественности, а многие парни и мужчины до сего времени считают себя в душе рыцарями без ужаса и упрека. И призыв взять в руки меч, классический для групп, играющих в жанре хэви-метал - это примитивно символ стойкости, храбрости и готовности отстаивать свои права на волю. Общественная тема, исключительно тема человеческой жестокости, характерна для многих групп, играющих трэш-метал, и тоже является скорее не призывом, а констатацией факта: в мире полно войн, жестокости, гневна. И множество неформалов воспринимает это экстраординарно как блестящий образ, слаженно дополняющий музыку. Это игра в гибель, игра в войну, но не гибель и не война. Это неизменно привлекательно, стоит припомнить фрейдовские эрос и танатос - инстинктивную тягу человека к продолжению жизни и его одновременное тяготение скончаться. Исключительно эта целенаправленность невидимо в таком жанре рока, как готика - это романтизация гибели и тихой грусти с элементами театральности. Да, для многих слушателей рок до сего времени является чем-то огромным, чем музыка. Это определенный жанр жизни, метод проявить свою индивидуальность и единовременно обнаружить единомышленников. И это нужно рассматривать, исключительно в подростковой среде. Становясь металлистом либо панком, молодой человек выбирает одну из своих первых общественных ролей, и это нужно уважать. Чай субкультура - это не контркультура. Субкультура теснее культуры, но не несет в себе первоначальной криминальной направленности. Также следует подметить, что в XXI в. общественный, внемузыкальный аспект рок-музыки понемногу утрачивает бывшую востребованость. Многие люди слушают рок легко потому, что им нравится эта музыка. Они не протестуют, не выдвигают манифестов, но высококачественно и увлекательно играют рок и очаровательно разбираются в его жанрах. Но появляется такой вопрос: а будет ли рок роком, если исчезнут все его внешние признаки, помимо сугубо музыкальных особенностей? Будет ли он столь же знаменитым и актуальным? Будут ли слушать его подростки, либо выберут больше экстремальный и бунтарский вид музыки? Чай на 80-е-90-е годы прошлого века пришлось много “музыкальных подростковых войн”: любера вопреки панков и металлистов, металлисты - супротив рэпперов и т.д. Может, если тексты песен и внешний вид неформалов отойдут на 2-й план, то агрессии в музыкальной среде станет поменьше? Но, с иной стороны, причина для спора либо драки подростки обнаружат неизменно. Это безусловно. И дело тут скорее не в музыке, а в возрастных особенностях и в всем человеке в отдельности. К тому же, даже “идеологически верные” неформалы, носящие рок-атрибутику, редко нападают первыми, а скорее отвечают агрессией на оскорбления их любимой музыки. И судить о человеке по одежке - это недальновидно. Все равно в результате придется провожать, как гласит поговорка, по уму.
Завершение: Рок-культура, как и любая молодежная субкультура, - это объективное, хоть и двойственное явление. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от всеобщей культуры социума, с иной - содействует освоению норм, ценностей, общественных ролей. Подлинно, среди слушателей и исполнителей рок-музыки встречаются и деструктивные фигуры, которые также содействуют образованию отрицательных клише о данной субкультуре. Но все-таки множество последователей рока представляют собой созидательное, творческое явление. Подтверждение - сотни групп, ставшие “золотым фондом рок-музыки”: от Beatles до Metallic-и.
Рок - это громадная стена, скала (рок собственно и есть "скала" по-английски), это айсберг, это пласт мировой культуры, это великое явление, неотделимый признак прошлого столетия. Рок-музыка изменила мировидение людей, сделав их больше свободными, больше раскованными, открыто выражающими своё суждение. Во все времена рок-музыканты были общественниками жизни социума, круто реагировали на все склонности в нём.
2.3 Могущество поп музыки
Вообще термин «поп-музыка» имеет двоякое значение. В широком значении, это любая массовая музыка (включая рок, электронику, джаз, блюз). В тесном значении - обособленный стиль знаменитой музыки, непринужденно поп-музыка с определенными колляциями:
1. простота,
2. мелодичность,
3. опора на вокал и темп с меньшим вниманием к инструментальной части
Музыкальные критики выделяют следующие критерии поп-музыки как музыкального стиля.
Песни строятся по консервативной схеме куплет+припев. От поп-песни требуются примитивные, легкие для воспринятия мелодии. Стержневой инструмент в поп-музыке - человеческий голос. Аккомпанементу уделяется второстепенная роль: аккомпанирующие поп-музыканты не играют соло и почаще каждого не являются ни авторами песен, ни лидерами групп. Значимую роль в попе играет ритмическая конструкция: многие поп-песни пишутся для танцев и имеют чёткий, постоянный бит. Как бы бы всё выглядит отменно и безвредно, но помимо подлинно отменной (ABBA, Boney M, Мадонна, Roxette и.т.д, как мы видим это зарубежные группы и исполнители) поп музыки существует её обратная сторона - попса. Это первоначально презрительный термин, используемый к течению в поп-музыке, которое развилось в советские времена под наименованием «эстрада». Эта музыка характеризовалась повышенной легковестностью, отсутствием музыкальной усложненности, философской и поэтической глубины, тягой к приторным мелодическим ходам, тривиальным музыкальным и поэтическим оглавлением. Попса весьма склонна к музыкальным и поэтическим клише, необоснованным и нередко бессмысленным заимствованиям народных музыкальных традиций. Попсу обвиняют в безвкусности, вульгарности и пошлости - качествах довольно неприятных и по отдельности, а вкупе делающих данный продукт крайне непрезентабельным. Это не обозначает, безусловно, того, что как бы не презренна была попса, это все-таки явление, притягивающие миллионы людей. Следственно, и она может увлекать, а соответственно, представляет собой трудное и многогранное культурное явление. Увлекательные слежения проводятся авторами в области попсовой стилистики, а также присущных ей нарушений гендерных границ, игре с доктринами сексапильности, притягательности, женственности/мужественности и сексуальной самоидентификации (довольно припомнить гендерную игру Филиппа Киркорова, Бориса Моисеева, групп «На-На», «ТаТу» и, безусловно, Верки Сердючки). Признаем то, что попса огромна, разнообразна. Весь немного-мальски бывалый слушатель попсы узнает попсу, едва заслышав ее. Дабы выявить воздействие попсы провели тесты: "Запоминание 20 слов", таблицы Шульте, тест на внимание "Лица - ваза".