Файл: Особенности восприятия музыкальных произведений отдельными людьми (Дисциплина: Семиотика).pdf
Добавлен: 05.07.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Степень научно теоретической разработанности проблемы
1. Восприятие музыки человеком
1.1 Общее представление о звуке
1.2 Целебные свойства музыки в древние времена
1.4 Психология воспринятия музыки
1.5 Жизненный навык в воспринятии музыки
1.6 Воздействие музыки на чувствительную сферу человека
2. Особенности воспринятия музыки различных стилей
Введение
Актуальность темы исследования.
Востребованность темы изыскания определяется, раньше каждого, необходимостью понимания механизмов воздействия искусства в связи с растяжением пространства его действия и новых форм функционирования. Такие технические средства как радио и телевидение образуют специальную форму общения человека, раньше каждого с музыкой, которая оказывает на него большое влияние. В текущее время эта загвоздка усложнилась и купила специальный толк, потому что в современном обществе воспринятие музыки носит массовый и глобальный нрав, акцентируется его развлекательная сторона, следственно немыслимо, дабы «потребление музыки всякий раз и в всяком отдельном случае соответствовало реальной спросы в ней»
Востребованность задач, связанных с изысканием разных факторов, влияющих на становление человека и его образование, поиск средств, разрешающих оказывать воздействие на поведение, приводит многих изыскателей к рассмотрению роли музыки в этом процессе. В литературных источниках, посвященных разработке загвоздок музыкальной психологии, дозволено выделить две особенно большие области изыскания: постижение избирательности в музыкальной сфере, рассматриваемое в границах восприятия и предпочтения музыки различных стилей, и постижение могущества музыки на физиологические функции, душевное состояние и действие человека.
При изыскании музыкальных предпочтений внимание сосредотачивается на обнаружении факторов, определяющих избирательность воспринятия музыки. Анализируется могущество профессии, возраста, образования, общественного окружения, индивидуально-психологических особенностей фигуры и чувствительного состояния на выбор музыки для слушания. Под воздействием музыки подразумевается её способность изменять физическое и душевное состояние человека.
Степень научно теоретической разработанности проблемы
Многие изыскатели пытаются выявить факторы, определяющие максимально результативное взаимодействие музыки и человека, осознать механизмы музыкального воздействия. Нужно подчеркнуть значение психофизиологических изысканий в этой области: продолжаются работы, начатые такими вестимыми русскими учеными как В.М. Бехтерев, И.Р. Тарханов, И.М. Догель, по постижению могущества свойств музыки на действие нервозной, дыхательной систем, системы кровообращения, электрическую активность головного мозга, функциональное состояние организма и т.д.
Совместно с тем, при попытке составить целостную картину, отображающую процесс взаимодействия музыки и человека, была найдена неполнота его изложения. Множество изыскателей использует только добротный обзор состояния испытуемого на основе тестов и словесного отчета без попыток теоретической трактовки полученных итогов. Остаются во многом непонятными психофизиологические и психологические механизмы воздействия музыки, не раскрыты в сравнительном плане чувствительно-психологические и семантические вероятности разных музыкальных жанров, неудовлетворительно вестимы индивидуальные особенности и данные адекватности воспринятия музыки.
Таким образом, востребованость подлинного изыскания обусловлена теоретической и эмпирической важностью понимания механизмов воздействия музыки, необходимостью обобщения и классификации теоретических познаний, касающихся задачи взаимодействия музыки и человека, для удачного прогнозирования её могущества. Существенную поддержка в написании курсовой оказали работы Б.В.Асафьева, В.Л.Живова, Н.А. Гарбузова, Е.В. Назайкинского, В.В.Медушевского, О.Ф. Сахалтуевой, Н.И. Козлова, М.Ш. Бонфельд, Л.А.Мазеля, занимавшиеся постижением задач музыкальной акустики, воспринятия, а следственно, и воздействия музыки и ее отдельных средств на человека. Изысканием вопросов могущества музыки на образование всесторонне развитого человека занимались многие видные деятели культуры - музыканты, педагоги, психологи, музыковеды. Огромнейший психолог Б.М.Теплов рассматривал эстетическое воспринятие музыки как энергичную действие, которой следует обучать, как и каждой иной. Задачей обзора смысла музыки занимались как музыковеды, так и философы, писатели: Б.В. Асафьев, М.М. Гамаюнов, Л. Мазель, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Холопов, В.Н. Холопова, В. Цуккерман, А. Белый, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н. Гарднер, В.В. Зеньковский, Вяч. Иванов, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, Е.Н. Трубецкой, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, В. Ходасевич, А.С. Хомяков, Л. Шестов. Работы психологов Готсдинера А.Л., Л.С.Выготского, А.В.Мудрика, Д.Б. Эльконина и др. дозволили учесть общественно-психологические особенности испытуемых при проведении экспериментальной работы.
Проблема исследования
Неудовлетворительная обобщённость и классификация теоретических познаний, касающихся загвоздки взаимодействия музыки и человека, для удачного прогнозирования её могущества.
Объект исследования
Взаимодействие музыки и человека.
Предмет исследования
Влияние музыки на человека
Цель исследования
Изучение восприятия музыки человеком, а так же особенности восприятия музыки разных жанров.
Задачи исследования:
•Рассмотреть общие закономерности влияния музыки на организм человека
•Рассмотреть индивидуально-психологические особенности личности, оказывающие влияние на всех этапах восприятия музыки.
•Изучить зависимость способов восприятия и переживания музыки от жанров (классика,поп,рок).
1. Восприятие музыки человеком
1.1 Общее представление о звуке
В области музыки существует громадное поле для изыскания, а ее душевное воздействие представляется дюже малоизвестным нынешней науке. Все мы знаем, что воздействие музыки, либо звука и вибрации, приходит к нам и затрагивает наши чувства снаружи; но остается еще один вопрос: что является источником могущества, приходящего изнутри? Подлинный секрет психического могущества музыки спрятан в этом источнике, - источнике, откуда исходит звук.
Начнём с того, что звуковые волны - это физическое явление, протекающее в разных агрегатных состояниях вещества. Теснее с незапамятных времён человека окружали звуки. Ещё и музыки никакой не было, но было пение птиц, журчание ручья, шорох хвороста и шелест листвы. Все эти звуки окружали человека и оповещали его об окружающем пространстве. На основании врождённого и приобретённого навыка, человек воспринимает звуки по-различному. Скажем, высокий визг был сигналом тревоги. В то же время были успокаивающие звуки - шум ливня, свист ветра.
Ухо человека имеет удивительно трудное устройство. На 1-й взор кажется, что это по существу лишь трубка, объединяющая внешний мир с крошечной внутренней мембраной - барабанной перепонкой. Колебания воздуха принуждают барабанную перепонку колебаться. Впрочем наружные части уха - ушная раковина, наружний слуховой проход, барабанная перепонка - имеют наименьшее значение для его удачного функционирования. Колебания барабанной перепонки в результат на метаморфозы давления воздуха - каждого лишь предисловие длинной цепи событий, которые, в финальном счете, приводят к воспринятию звука.
Толчки, вызывающие слуховые ощущения, представляют собой волны, которые образуются в итоге колебаний частиц воздуха. Вибрации какого-нибудь предмета вызывают поочередное образование уплотненных и разряженных зон воздуха, которые после этого в виде последовательных волн распространяются в пространстве со скоростью около 330 метров в секунду.
Функция уха заключается в реформировании этих колебаний в нервозные толчки. Слуховое чувство зависит основным образом от колляций звуковой волны. Так, громкость звука определяется амплитудой волны, а его высота - частотой колебаний; тембр звука, тот, что характеризует издающий инструмент, зависит от числа и интенсивности образующихся гармоник (обертонов).
Знаменито, что человеческое ухо может безболезненно воспринимать звук, интенсивность которого в 1000 миллиардов (10) раз выше интенсивности едва слышимого звука. В логарифмическом масштабе эта разница составляет 12 бел либо 120 децибел (децибел - десятая часть бела), а это значит, что, скажем, звук интенсивностью 100 децибел в 10 раз мощнее звука в 90 децибел и в 1000 раз мощней звука в 70 децибел.
1. Громкость звука (свыше 20 дБ возникают болезненные ощущения, а при 150 допустим летальный исход). Помимо того, усиление громкости может свидетельствовать о неосознаваемой надобности увеличить влияние на организм вибрации определённой частоты, содержащейся в определенном звукоряде.
2. Шум. Исключительно влияет так называемый “белый шум” (фоновый шум). Его ярус, тот, что составляет приблизительно 20 - 30 дБ, безобиден для человека, потому что является обычным. Всякий шум довольной интенсивности и продолжительности воздействия может привести к снижению слуховой восприимчивости разной степени.
3. Длительность воздействия звуковых колебаний.
Невозможно забывать и о том, что музыка и всякий звук вообще действуют не только как факторы физические, - то есть как определённой частоты колебания, - но и содержат (либо, по крайней мере, предполагается, что содержат) оригинальный психоэмоциональный ассоциативный ряд. Финально же, он также может влиять на человека. Он это и делает.
Воспринимаемый человеческим ухом диапазон простирается от 20 колебаний в секунду (20 Гц), до 20 тысяч колебаний в секунду (20000 Гц).
Колебательные процессы с частотами ниже 20 Гц - инфразвуки - не понимаются слухом человека. Физическая сущность инфразвука не отличается от физической сущности звука. Впрочем инфразвук, как низкочастотный волновой процесс, владеет рядом особенностей. Волны низкой частоты характеризуются громадной проникающей способностью и распространяются на огромные расстояния, достигающие десятков тысяч километров. Такие волны человек не слышит, но они оказывают на него определенное могущество. Это подтверждается данными о том, что низкочастотные волны оказывают существенное влияние на состояние и поведение людей. Насыщенные низкочастотные волны могут вызывать мощную боль в ушах, нарушение работы органов баланса. Подмечено, что действие инфразвуков в диапазоне 2-20 Гц сопровождается ощущением вращения, раскачивания, непроизвольным поворотом глазных яблок, чувством неудобства, тревоги, изредка ужаса. Разные внутренние органы человека имеют личные частоты колебаний (резонанс) в диапазоне инфразвуковых частот, почаще 6-8 Гц. Совпадение частот инфразвука с резонансными частотами внутренних органов приводит к трагическим итогам.
Мы живем в мире инфразвуков. Инфразвуковые колебания появляются при порывах ветра, движении человека и звериных, при работе транспорта и индустриальных объектов. Сильные инфразвуковые волны ((0,1-0,5Гц) сопровождают извержения вулканов, землетрясения, цунами, приливы, штормы, смерчи и т.п.
Ультразвук, либо «неслышимый звук», представляет собой колебательный процесс, осуществляющийся в определенной среде, причем частота колебаний его выше верхней границы частот, воспринимаемых при их передаче по воздуху ухом человека. Физическая сущность ультразвука, таким образом, не отличается от физической сущности звука. Выделение его в независимое представление связано экстраординарно с его субъективным воспринятием ухом человека. Ультразвук, наравне со звуком, является непременным компонентом натуральной звуковой среды.
Ухо состоит из 3 отделов. Наружное ухо состоит из ушной раковины и слухового прохода длиной 25мм, упирающегося в барабанную перепонку - мембрану, вибрирующую под воздействием звуковых волн. В среднем ухе имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремя, обеспечивающие передачу вибраций овальному окну на границе внутреннего уха. Во внутреннем ухе находится лабиринт, в состав которого входят улитка - трубка длиною 34 мм, спирально свернутая в 2,5 цикла подобно раковины виноградной улитки. Улитка внутреннего уха заполнена жидкостью, которая приходит в движение под влиянием звуковых волн, передаваемых косточками среднего уха. Движение жидкости вызывает прогибание и смещение базилярной мембраны, проходящей по каждой улитки. Эта деформация базилярной мембраны крепче каждого выражена у основания улитки при воздействии высоких звуков, а у вершины - при воздействии низких. В месте максимальной деформации базилярной мембраны в итоге возбуждения её эмоциональных клеток, волоски которых соприкасаются с нависающей над ними текториальной мембраной, происходит реформирование вибраций в нервозные толчки. Таким образом, частота звука различается в соответствии с тем участком базилярной мембраны, где происходит её деформация, а его громкость - в зависимости от числа клеток, привлеченных в деформацию. После этого информация передается в головной мозг по слуховому нерву, образованному отростками эмоциональных волосковых клеток.
Звук (так же как и свет) обусловлен колебаниями и может, следственно передаваться в виде волн, разрешающих судить о свойствах источника этих колебаний.
В ветхом возрасте функционирование процессов в головном мозгу замедляется, и человек перестаёт воспринимать стремительную ритмичную музыку, отдавая предпочтение больше мирным и размеренным композициям. А всё потому, что мозг не поспевает обрабатывать стремительно меняющуюся информацию.