ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3125
Скачиваний: 2
Приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@ "О форме справки" утверждена форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждении факта получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ.
В соответствии с Определением КС РФ от 19.01.2010 N 137-О-П положение статьи 213 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу не предполагает его применение к отношениям, возникшим в связи с налогообложением доходов по договорам добровольного пенсионного страхования за счет средств работодателей, страховые взносы по которым уплачены до 1 января 2008 года в полном объеме.
Необходимо обратить внимание, что в целях статьи 213 НК РФ среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка РФ определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка РФ.
В пункте 4 статьи 213 НК РФ не содержится закрытый (т.е. не подлежащий расширению) перечень страховых случаев, а лишь указывается на возможность включения в этот перечень наряду с другими видами страхования гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами
Комментарий к статье 213.1
Статья 213.1 НК РФ применяется для целей определения налоговой базы в отношении выкупных сумм, получаемых самими участниками договоров негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, заключенных этими участниками с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.
Статья 214. Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации
Комментарий к статье 214
Статьей 214 НК РФ установлен особый порядок взимания налога на доходы физических лиц. Смысл этого порядка взимания налога заключается в том, чтобы сумма дохода, распределяемая в качестве дивидендов, не облагалась налогами на доход дважды: сначала у предприятия, выплачивающего дивиденды из своей прибыли, а затем у физического лица, эти дивиденды получающего. Поэтому законодатель установил, что сумма налога, уплаченная предприятием с части прибыли, распределяемой в виде дивидендов, подлежит зачету в счет исполнения обязанности по уплате налога физическим лицом (получателем дивидендов). При этом разница между суммой, подлежащей зачету, и суммой, подлежащей удержанию с физического лица, возникает в связи с разными ставками обложения налогами доходов предприятия и доходов физического лица.
Вопросы налогообложения доходов, полученных от долевого участия в других организациях, изложены в письме ФНС России от 19.01.2009 N ВЕ-17-3/12@.
Исчисление НДФЛ в отношении дивидендов, полученных физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации, производится по ставке 9%.
Статья 214.1. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок
Комментарий к статье 214.1
При применении статьи 214.1 НК РФ следует учитывать, что данная статья с 01.01.2010 действует в существенно измененной редакции в связи со вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ.
Статья 214.2. Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках
Комментарий к статье 214.2
Возникновение правоотношений, регулируемых статьей 214.2 НК РФ, обусловлено получением налогоплательщиком дохода в виде процентов по вкладу.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ определено, что при получении доходов в денежной форме дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
Таким образом, при расчете налоговой базы по доходам в виде процентов по вкладам, полученным с 01.01.2009 (даты вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 N 158-ФЗ, которым внесены изменения в статью 214.2 НК РФ), применяются положения статьи 214.2 НК РФ независимо от периода начисления данных процентов.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 25.05.2009 N 03-03-06/2/105.
Положения статьи 214.2 НК РФ применяются в отношении доходов в виде процентов по вкладам в банках независимо от места их нахождения.
Статья 214.3. Особенности определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги
Статья 214.4. Особенности определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами
Комментарий к статье 214.4
Статья 214.4 НК РФ введена в главу 23 НК РФ с 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ. Данной статьей устанавливается порядок определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами.
Статья 215. Особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан
Комментарий к статье 215
Положения статьи 215 НК РФ действуют в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 215 НК РФ, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются нормы настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Минфином России.
Перечень иностранных государств (международных организаций), в отношении граждан (сотрудников) которых применяются указанные нормы НК РФ, установлен Приказом МИД России и Минфина России от 13.11.2000 N 13748/БГ-3-06/387.
Статья 216. Налоговый период
Комментарий к статье 216
Из анализа статьи 216 НК РФ следует, что налоговая отчетность по НДФЛ предоставляется только за календарный год, никаких отчетных периодов по данному налогу не предусмотрено.
Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
Комментарий к статье 217
Статьей 217 НК РФ установлен исчерпывающий перечень доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц.
Следовательно, не указанные в данной статье доходы физических лиц являются объектом обложения НДФЛ.
Экономическая необоснованность выплат, производимых организацией, не приведена в главе 23 НК РФ в качестве основания для исключения их из налоговой базы налогоплательщиков НДФЛ. Условие об экономической обоснованности приведено в пункте 1 статьи 252 НК РФ в качестве условия для отнесения затрат налогоплательщика в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Однако поскольку в статье 217 НК РФ не установлено, что положения главы 25 НК РФ применяются при определении освобождаемых от налогообложения НДФЛ доходов, их распространение на исчисление НДФЛ неправомерно.
Правомерность подобных выводов подтверждается и судебной практикой.
Так, Девятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 23.10.2007 N 09АП-7691/2007-АК указал, что налоговое законодательство не ставит в зависимость освобождение от налогообложения НДФЛ компенсационных выплат, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, от экономической обоснованности этих расходов у работодателя.
Как указало Управление ФНС России по г. Москве в письме от 10.07.2009 N 20-15/3/070938, любые доходы, не указанные в данной статье в качестве не подлежащих налогообложению НДФЛ, включаются в налоговую базу физических лиц.
Например, доход в виде неустойки в вышеуказанном перечне не поименован (см., например, письмо Минфина России от 12.02.2010 N 03-04-05/10-57).
Суммы заработной платы, выплаченные по решению суда, также не включены в указанный перечень и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Таким образом, если сумма заработной платы выплачена по решению суда, это не освобождает физическое лицо от обязанности налогоплательщика. При этом обязанность по удержанию суммы налога на доходы физических лиц и перечислению ее в бюджетную систему Российской Федерации возложена НК РФ на налогового агента, в данном случае - на работодателя.
Следует обратить внимание, что аналогичную позицию занимает и Минфин России (см., например, письмо от 25.07.2008 N 03-04-05-01/273).
В то же время следует учитывать, что, если при вынесении решения суд не производит разделения сумм, причитающихся работнику и подлежащих удержанию с работника, организация - налоговый агент не имеет возможности удержать у налогоплательщика налог на доходы физических лиц, если она не производит какие-либо иные выплаты налогоплательщику. В этом случае налоговый агент обязан в соответствии с пунктом 5 статьи 226 НК РФ в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. На это указал Минфин России в письме от 19.06.2009 N 03-04-06-01/141.
В статье 217 НК РФ не указаны доходы в форме задатка. На это указал и Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2007 N 17АП-2069/07-АК.
С учетом изложенного суммы задатка, полученные в налоговом периоде в счет причитающихся с покупателей сумм оплаты товаров, поставляемых, например, индивидуальным предпринимателем, учитываются при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
Суммы среднего заработка за время вынужденного прогула также не включены в указанный в статье 217 НК РФ перечень и, соответственно, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
Данный вывод подтверждается официальной позицией Минфина России (см. письма от 24.12.2007 N 03-04-05-01/425, от 19.11.2007 N 03-04-06-01/386, от 10.04.2006 N 03-05-01-05/53, от 27.10.2005 N 03-05-01-04/340, от 22.06.2005 N 03-05-01-05/97, от 11.04.2005 N 03-05-01-04/95).
Так, в письме от 25.07.2008 N 03-04-06-01/233 финансовое ведомство указывает: то, что сумма заработной платы за время вынужденного прогула взыскана в судебном порядке, не освобождает физическое лицо от обязанности налогоплательщика. При этом обязанность по удержанию сумм налога и перечислению их в бюджетную систему Российской Федерации возложена НК РФ на налогового агента, в данном случае на работодателя.
Данную позицию поддерживает также ФНС России (письма от 04.04.2006 N 04-1-04/190, от 17.03.2006 N 04-1-04/163).
Часть арбитражных судов также приходит к выводу, что рассматриваемые выплаты не являются компенсационными, поэтому облагаются НДФЛ (см. Постановления ФАС Московского округа от 26.04.2007, 04.05.2007 N КА-А40/3164-07, ФАС Северо-Западного округа от 06.07.2006 N А56-53997/2005).
Однако существует и противоположное мнение.
Так, ФАС Московского округа в Постановлении от 08.12.2008 N КА-А40/11341-08 указал, что выплата работнику среднего заработка за время вынужденного прогула в силу статьи 394 Трудового кодекса РФ относится к компенсациям, установленным законодательством Российской Федерации, и связана с незаконным увольнением работника. Поэтому она освобождена от НДФЛ (пункт 3 статьи 217 НК РФ).
Данная позиция нашла свое отражение также в письме УМНС России по г. Москве от 27.02.2004 N 28-11/12809 "О необложении единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц компенсаций, выплачиваемых работнику за время вынужденного прогула по причине незаконного увольнения".
Также следует учитывать, что из буквального толкования пункта 1 статьи 217 НК РФ следует, что не облагаются НДФЛ государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Доплата до фактического заработка, превышающая размер пособия по беременности и родам, выплачиваемого из Фонда социального страхования Российской Федерации, производится организацией за счет собственных средств и не рассматривается как государственное пособие. Соответственно, суммы вышеназванной доплаты подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Согласно официальной позиции Минфина России доплата до среднего заработка в сумме, превышающей установленный Фондом социального страхования Российской Федерации максимальный размер пособия по беременности и родам, в соответствии с трудовым договором работника не может рассматриваться в качестве государственного пособия и, следовательно, облагается налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке (письма от 12.02.2009 N 03-03-06/1/60, от 08.08.2007 N 03-04-05-01/287, от 29.03.2007 N 03-04-06-02/47, от 16.02.2005 N 03-05-02-04/26).
Позицию относительно того, что данные доплаты не являются государственным пособием, также разделяют ВАС РФ (Постановление Президиума от 03.07.2007 N 1441/07) и нижестоящие арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2008 N А26-2542/2007).
В соответствии с письмом Минфина России от 22.05.2006 N 03-05-01-04/130 под понятие "единовременная материальная помощь" подпадает только та помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному из оснований, предусмотренных законодательством. Если же материальная помощь выплачивается несколько раз в течение налогового периода (календарного года), она не будет признаваться единовременной.