Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3135

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По мнению Минфина России, в целях налогообложения под актом уступки права требования следует понимать договор и датой признания доходов от уступки права требования товаров (работ, услуг) следует считать дату подписания договора об уступке права требования.

Минфин России в письме от 19.10.2006 N 03-03-04/2/220 указал, что в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 04.12.2000 N 33/14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" (далее - Постановление N 33/14) проценты по векселям "по предъявлении" или "во столько-то времени от предъявления" начинают начисляться со дня составления векселя, если в самом векселе не указана другая дата. При разрешении споров о моменте, с которого должно начинаться начисление процентов по векселям, следует иметь в виду, что указанием другой даты должна считаться как прямая оговорка типа "проценты начисляются с такого-то числа", так и дата наступления минимального срока для предъявления к платежу векселя сроком "по предъявлении, но не ранее".

Согласно статье 34 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от 07.08.1937 N 104/1341, по векселям со сроком "по предъявлении" процент (дисконт) рассчитывается исходя из срока обращения 365 (366) дней.

Таким образом, при начислении дохода в виде дисконта по приобретенным векселям с оговоркой "по предъявлении, но не ранее" в качестве срока обращения для целей налогообложения прибыли используется предполагаемый срок обращения векселя, определяемый в соответствии с вексельным законодательством (365 (366) дней плюс срок от даты составления векселя до минимальной даты предъявления векселя к платежу).

Исходя из пункта 2 статьи 271 НК РФ по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) налогоплательщик распределяет самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).

Как следует из позиции налоговых органов, под производством с длительным циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства. Указанное распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг (вне зависимости от продолжительности этапов) (см., например, письмо МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/54).

Письмом Минфина России от 13.10.2006 N 03-03-04/4/160 разъясняется, что под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства. Указанное распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг (вне зависимости от продолжительности этапов).


Как следует из этого же письма, основным принципом распределения дохода от реализации между отчетными (налоговыми) периодами является принцип формирования расходов.

Налоговые органы поддерживают мнение Минфина России по данному вопросу (см., например, письмо МНС России от 15.09.2004 N 02-5-10/54).

Сложившаяся судебная практика в подавляющем большинстве придерживается той же позиции (см., например, Постановление ФАС Центрального округа от 31.05.2006 N А36-4182/2005).

Поэтому, например, в ситуации, когда организация заключила договор на выполнение работ в период с 10.12.2009 по 24.02.2010 и оплата производится 24.02.2010, доходы по этому договору распределяются пропорционально произведенным расходам. Позиция налогового органа, считающего, что доходы налогоплательщика между налоговыми периодами должны быть распределены равномерно, неправомерна.

Положения НК РФ не устанавливают порядок определения даты реализации предмета лизинга.

Как следует из разъяснений, приведенных в письме Минфина России от 10.06.2004 N 03-02-05/2/35, сумма выкупной стоимости имущества отражается в составе доходов лизингодателя по мере поступления этих платежей.

В судебной практике единообразной позиции по данному вопросу нет. Часть судов поддерживает такие выводы (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 21.03.2007 N А55-10628/06).

Однако по данному вопросу существует и иная позиция, согласно которой доходы лизингодателя, составляющие компенсацию стоимости лизингового имущества, которое передано в лизинг, включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций в момент перехода права собственности на это имущество (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.11.2006 N А05-5133/2006-31).

Если организация не требует у покупателей уплаты штрафных санкций, то есть не реализует право требования у должников уплаты штрафных санкций, а должниками, в свою очередь, не совершаются действия, свидетельствующие о признании долга в виде штрафных санкций, а также отсутствуют вступившие в законную силу решения суда о взыскании штрафных санкций, у налогоплательщика отсутствуют основания для признания суммы штрафных санкций в составе внереализационных доходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.

Правомерность подобных выводов подтверждает арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 12.09.2005 N Ф09-3932/05-С7, Постановление ФАС Центрального округа от 15.04.2005 N А64-5748/04-11).

На практике может возникнуть вопрос о том, правомерно ли включение во внереализационные доходы сумм штрафных санкций или возмещаемых убытков только в связи с наличием этих условий в договоре, вне зависимости от претензий, предъявленных налогоплательщиками контрагентам, и при отсутствии возражений должника. Судебная практика исходит из того, что моментом признания таких доходов является дата подписания документа о согласии со штрафными санкциями (помимо комментируемого Постановления, подобный вывод может подтверждаться и иными решениями судов, например, решение ВАС РФ от 14.08.2003 N 8551/03, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2007 N А56-56889/2005).


Как следует из письма Минфина России от 07.10.2009 N 03-03-06/1/651, депонированная зарплата учитывается в доходах по истечении срока исковой давности, который равен трем месяцам.

В то же время ФНС России в письме от 06.10.2009 N 3-2-06/109 разъяснила, что срок обращения работника с требованием о выплате депонированной заработной платы к работодателю законодательством не ограничен. В случае отказа работодателя удовлетворить данное требование и обращения работника в суд с соблюдением определенного статьей 392 Трудового кодекса РФ трехмесячного срока суд может вынести решение об удовлетворении иска, если не истек общий, т.е. трехлетний, срок исковой давности. Следовательно, спорная кредиторская задолженность учитывается в доходах, если депонированная заработная плата не была востребована работником в течение трех лет.

По мнению Минфина России (см., например, письмо от 14.07.2004 N 03-03-05/3/59), распределению подлежат расходы только по договорам, предусматривающим получение доходов в течение нескольких периодов.

В то же время, как следует из рассматриваемого разъяснения, налоговые органы полагают, что налогоплательщик обязан учитывать равномерно расходы по любым длящимся договорам, а не только по тем, которые предусматривают получение доходов в течение нескольких периодов.

Положения НК РФ не предусматривают особого порядка учета доходов и расходов организации при переходе с одного метода признания доходов на другой. Как следует из позиции Минфина России, изложенной в письме от 21.12.2006 N 03-03-04/1/854, доходы признаются на дату перехода.

В то же время Управление ФНС России по г. Москве в письме от 10.10.2006 N 20-12/89146 разъяснило, что к операциям, осуществляемым налогоплательщиком с начала налогового периода, в котором произошел переход на метод начисления, применяются правила статей 271 и 272 НК РФ. При этом по сделкам, которые налогоплательщик осуществил до перехода на метод начисления, доход для целей налогообложения прибыли в период применения метода начисления будет признаваться по мере поступления оплаты любым предусмотренным способом.


Статья 272. Порядок признания расходов при методе начисления


Комментарий к статье 272


При использовании метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты, и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ.

В письме Минфина России от 22.08.2005 N 03-03-04/1/178 обращено внимание, что положения статьи 272 НК РФ распространяются и на налогоплательщиков - иностранных организаций.

На практике встречаются споры по вопросу о порядке признания расходов при методе начисления в том случае, если фактически расходы были осуществлены налогоплательщиком в одном налоговом периоде, а документы, служащие основанием для проведения расчетов, предъявлены налогоплательщику в другом налоговом периоде.


Согласно письму Минфина России от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183 один из трех указанных в подпункте 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ способов признания расходов в виде оплаты сторонним организациям за предоставленные ими услуги, относимые к внереализационным и прочим расходам, налогоплательщик должен закрепить в учетной политике.

По мнению Минфина России, если согласно учетной политике налогоплательщика датой возникновения расходов по оплате услуг, оказанных сторонней организацией, признается дата подписания акта приемки-передачи услуг, то такие расходы в целях налогообложения прибыли признаются на дату подписания акта вне зависимости от того, когда данный акт фактически представлен налогоплательщику.

В соответствии с письмом Минфина России от 12.02.2004 N 04-02-05/1/12 при применении метода начисления расходы на оплату услуг телефонной связи будут относиться к тому налоговому (отчетному) периоду, в котором возникла обязанность оплатить оказанные оператором связи услуги, в порядке, предусмотренном договором оказания услуг телефонной связи. Если исходя из условий договора оказания услуг телефонной связи обязанность оплатить оказанные услуги возникает в момент выставления счета, то датой признания расходов будет являться дата выставления счета.

В соответствии с письмом Минфина России от 26.01.2005 N 03-03-01-04/2/10 для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой признания расходов на оплату юридических услуг может являться дата составления документа об оплате указанных расходов (акта приемки выполненных работ (оказанных услуг)) или дата принятия (акцепта) документов к оплате.

В соответствии с письмом Минфина России от 04.07.2005 N 03-03-04/1/50 расходы в виде арендных платежей учитываются в налоговой базе в тот день, в который согласно договору должны осуществляться расчеты. Если договором не предусмотрено такое условие, эти расходы относятся в состав расходов, учитываемых в налоговой базе по налогу на прибыль организаций, по предъявлении документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо в последний день отчетного (налогового) периода. При этом в случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. Таким образом, тогда, когда условиями договора предусмотрена уплата арендных платежей реже, чем один раз в отчетный период, расходы в виде арендных платежей признаются на конец отчетного (налогового) периода.

У официальных и судебных органов отсутствует единая точка зрения по вопросу о том, распределяется ли плата за получение лицензий и патентов на срок их действия. Так, в письме Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569 указано, что госпошлина за рассмотрение заявления о предоставлении лицензии и госпошлина за выдачу лицензии учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, равномерно в течение срока действия лицензии.


Как разъяснено в Постановлении ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 N А49-7142/2006, как списывать расходы, решает налогоплательщик.

Исходя из позиции Минфина России, изложенной в письме от 24.12.2008 N 03-03-06/1/718, расходы по оплате услуг, связанных с получением лицензий, патентов, сертификатов и т.п. учитываются равными долями в течение установленного налогоплательщиком срока.

В то же время следует отметить, что некоторые суды приходят к мнению, согласно которому подобные расходы учитываются единовременно (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.01.2007 N А56-20957/2005).

Как следует из письма Минфина России от 17.08.2009 N 03-03-06/1/526, расходы на приобретение программы, если в договоре срок передачи неисключительных прав не установлен, необходимо учитывать равномерно в течение срока, установленного налогоплательщиком самостоятельно.

В то же время в письме Управления ФНС России по г. Москве от 28.06.2005 N 20-12/46408 содержится позиция, согласно которой подобные расходы можно учесть единовременно.

Как следует из приведенных разъяснений налоговых органов, расходы в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей учитываются в том отчетном (налоговом) периоде, за который представляется декларация (расчет).

Судебная практика тем не менее содержит подход, согласно которому датой начисления налогов является дата отражения платежей по налогам в учете (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2005 N А26-12323/04-211).

По мнению Минфина России, как следует из письма от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176, расходы по уплате госпошлины учитываются в том периоде, в котором соответствующий орган принял документы от налогоплательщика.

Так, например, расходы на государственную пошлину за рассмотрение дела в суде учитываются в день подачи заявления.

Минфин России и ФНС России (см., например, письмо ФНС России от 13.07.2005 N 02-3-08/530) по вопросу о том, какой момент следует считать датой предъявления документа, служащего основанием для проведения расчетов, единогласны - это дата составления указанных документов.

Положения НК РФ не устанавливают, что дата, на которую налогоплательщик признает расходы в виде затрат на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги), должна указываться в учетной политике.

Судебная практика подтверждает подобный вывод (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.09.2006, 25.09.2006 N КА-А40/8766-06).

Положениями подпункта 5 пункта 7 статьи 272 НК РФ предусматривается, что расходы на командировки учитываются на дату утверждения авансового отчета. Из письма Минфина России от 15.09.2005 N 03-03-04/2/58 можно сделать вывод, что исключений из данного правила в отношении случаев безналичной оплаты командировочных непосредственно организацией, а не работником, не установлено.