ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3131
Скачиваний: 2
Статья 275.1. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
Комментарий к статье 275.1
Как разъяснил КС РФ в Определении от 19.05.2009 N 815-О-П, хотя в абзаце десятом статьи 275.1 НК РФ и установлено, что расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств признаются в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления, обязанность по утверждению указанных нормативов среди вопросов местного значения Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает (статьи 14, 15 и 16).
Отсутствие на территории муниципального образования аналогичных хозяйств, производств и служб либо неутверждение органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка не должно ставить градообразующие организации, в нарушение статьи 19 Конституции РФ, в неравное положение по сравнению с иными налогоплательщиками, по месту нахождения которых упомянутые аналогичные хозяйства, производства и службы имеются либо такие нормативы и порядок утверждены.
При невозможности сравнения показателей в силу отсутствия аналогичных хозяйств, производств и служб и непринятия органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка градообразующие организации вправе признавать для целей налогообложения расходы на содержание обслуживающих подразделений и хозяйств в размере фактически осуществленных ими расходов без ограничений.
Положения абзаца десятого статьи 275.1 НК РФ - в их конституционно-правовом истолковании в системе действующего правового регулирования - не предполагают отнесение фактов отсутствия аналогичных хозяйств на территории муниципального образования и непринятия органами местного самоуправления соответствующих нормативов и порядка к самостоятельным и достаточным основаниям для отказа налоговых органов признать для целей налогообложения фактически осуществленные градообразующими организациями расходы.
Минфин России в письме от 23.03.2009 N 03-03-06/1/174 разъяснил, что налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств определяется в целом по всем обслуживающим производствам и хозяйствам.
Статьей 169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) предусмотрено, что для целей Закона N 127-ФЗ градообразующими организациями признаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта. Положения, предусмотренные параграфом 2 Закона N 127-ФЗ, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.
Согласно позиции Минфина России, отраженной в письме от 18.04.2008 N 03-03-05/40, статус градообразующей организации применяется к организации в целом и в связи с этим в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ градообразующей организацией не может быть признано структурное подразделение юридического лица.
Учитывая изложенное, структурное подразделение юридического лица не может быть признано градообразующей организацией в целях исчисления налога на прибыль.
Письмами Минфина России от 21.10.2004 N 03-03-01-04/1-78 и от 25.04.2005 N 03-03-01-04/1/199 разъяснено, что налоговая база по налогу на прибыль организаций, содержащих на балансе объекты общественного питания, обслуживающие трудовые коллективы, определяется в зависимости от того, являются ли данные объекты обособленными подразделениями. В частности, если объект общественного питания (столовая) является обособленным подразделением налогоплательщика, определяемым в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ, налоговая база по деятельности такого объекта определяется в порядке, предусмотренном статьей 275.1 НК РФ. Если же столовая не является обособленным подразделением, налогообложение деятельности по оказанию услуг общественного питания трудовому коллективу осуществляется в общеустановленном порядке.
Статья 275.1 НК РФ не уточняет, применяются ли ее положения в том случае, если подразделение налогоплательщика помимо деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, осуществляет иную деятельность, и в каком соотношении.
Судебная практика свидетельствует, что ограничительные условия признания расходов по обслуживающим производствам и хозяйствам, предусмотренные статьей 275.1 НК РФ, не подлежат применению, если осуществление обособленным подразделением налогоплательщика деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, составляют лишь незначительную часть в производственной деятельности. К таким выводам пришел, в частности, ФАС Центрального округа в Постановлении от 13.10.2006 N А68-АП-651/14-04).
ФАС Уральского округа в Постановлении от 14.03.2006 N Ф09-1419/06-С7 разъяснил, что налогоплательщик обязан самостоятельно подтвердить выполнение указанных условий.
По мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, выраженному в Постановлении от 12.01.2006 N А33-8409/05-Ф02-6760/05-С1, в случае, если налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие выполнение условий установленных статьей 275.1 НК РФ, налогоплательщик не вправе учитывать убыток, полученный при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств.
Аналогичные выводы отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 17.04.2006 N КА-А40/2823-06.
Согласно письму Минфина России от 09.07.2004 N 03-03-05/3/57 организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек, не могут быть признаны градообразующими организациями в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ. Минфин России ссылается на то, что по смыслу пункта 2 статьи 169 следует, что к организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек, применяются только положения о банкротстве градообразующих организаций, предусмотренные параграфом 2 главы IX Федерального закона N 127-ФЗ.
Согласно письму Минфина России от 23.09.2002 N 04-02-06/1/121 аналогичные положения пункта 2 статьи 132 Федерального закона N 6-ФЗ, которым установлено, что правила, предусмотренные параграфом 2 "Банкротство градообразующих организаций" Федерального закона N 6-ФЗ, применяются также к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек, для целей налогообложения не учитываются.
Точка зрения судов по этому вопросу неоднозначна.
Согласно Постановлениям Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10888/04 и от 21.12.2004 N 10929/04, поскольку НК РФ не содержит понятия градообразующего предприятия, то в соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ применению подлежит в зависимости от рассматриваемого налогового периода либо статья 169 Федерального закона N 127-ФЗ, либо статья 132 Федерального закона N 6-ФЗ.
В рассмотренном деле арбитражный суд пришел к выводу, что налогоплательщики, численность работников которых превышает пять тысяч человек, являются градообразующими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации и вправе учесть в целях налогообложения прибыли фактически осуществленные расходы на содержание объектов, названных в статье 275.1 НК РФ.
Обосновывая свою позицию, суд исходил из положений статьи 11 НК РФ, пункта 2 статьи 169 Федерального закона N 127-ФЗ.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 09.08.2005 N А62-2608/2004 суд пришел к аналогичному выводу о том, что поскольку численность работников налогоплательщика составляла более 5000 человек, налогоплательщик обладает статусом "градообразующая организация", а значит, правомерно применил льготу по налогу на прибыль, установленную статьей 275.1 НК РФ, как градообразующее предприятие.
В то же время в Постановлении ФАС Уральского округа от 11.08.2005 N Ф09-3393/05-С7 сделан вывод о том, что предприятия, численность работников которых превышает пять тысяч человек, к которым в силу пункта 2 статьи 169 Федерального закона N 127-ФЗ применяются положения о банкротстве градообразующих организаций, для целей налогообложения не могут рассматриваться в качестве градообразующих.
Аналогичный вывод изложен в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 27.09.2004 N А44-1440/04-С15.
Таким образом, исходя из позиции Минфина России, организации, численность работников которых превышает пять тысяч человек, но составляет менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта, не являются градообразующими организациями в целях применения положений статьи 275.1 НК РФ.
Статья 276. Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом
Комментарий к статье 276
Минфин России в письме от 30.11.2005 N 03-03-04/1/395 обратил внимание, что согласно пункту 1 статьи 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Учитывая, что главой 25 НК РФ не установлено, что на доверительного управляющего возложены обязанности налогового агента, управляющий не может формировать налоговую базу и уплачивать за учредителя управления налог на прибыль за счет средств учредителя управления.
Минфин России в письме от 14.06.2005 N 03-03-01-04/2/103 обобщил, что исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 276 НК РФ положительный финансовый результат (прибыль), полученный по доверительному управлению имуществом, включается в состав доходов учредителя доверительного управления в рамках договора доверительного управления и учитывается при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов.
При этом расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), не учитываются при определении финансового результата, а включаются в состав внереализационных расходов учредителя доверительного управления по самостоятельному основанию.
Учитывая изложенное, при определении суммы налога, удерживаемого с доходов учредителя доверительного управления, являющегося иностранной организацией, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, учитываются доходы в виде финансового результата по доверительному управлению имуществом.
Минфин России в письме от 25.11.2004 N 03-03-01-04/1/153 заметил, что это положение действует и на момент окончания срока действия договора. Реализация (выбытие) инвестиционного пая облагается в соответствии со статьей 280 НК РФ.
В статье 250 НК РФ установлен перечень внереализационных доходов налогоплательщика. Данный перечень является открытым.
Следовательно, доход от доверительного управления имуществом закрытого паевого инвестиционного фонда, получаемый от управляющей компании такого паевого инвестиционного фонда, для целей налогообложения прибыли учредитель учитывает в составе внереализационных доходов.
Таким образом, расходы по приобретению имущества для закрытого паевого инвестиционного фонда, а также доходы и расходы, связанные со сдачей в аренду этого имущества, не формируют налоговую базу управляющей компании - доверительного управляющего для целей исчисления налога на прибыль.
Это указано в письме Минфина России от 29.05.2007 N 03-03-06/2/97.
В письме от 29.08.2008 N 03-03-06/1/484 Минфин России указал, что доход в виде процентов по денежным средствам, размещенным доверительным управляющим на депозитных счетах в кредитных организациях, признается доходом учредителя управления для целей налогообложения прибыли организаций.
Перечень расходов, связанных с осуществлением доверительного управления, является открытым. Следовательно, в их состав могут быть включены любые затраты доверительного управляющего, произведенные им непосредственно для исполнения данного договора и не подлежащие возмещению учредителем управления.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что рассматриваемые расходы, понесенные доверительным управляющим при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода в виде вознаграждения, и произведенные им для исполнения договора доверительного управления имуществом, могут быть учтены им в составе расходов, связанных с осуществлением доверительного управления (в том случае, если они не возмещаются учредителем управления). При этом затраты должны соответствовать критериям расходов, установленным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.
Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
Комментарий к статье 277
Норма, предусмотренная пунктом 1 статьи 277 НК РФ, позволяет получающей стороне учесть в расходах только ту часть стоимости полученного от учредителя имущества, которая не была учтена в расходах самим учредителем. То есть эта норма гарантирует, что одни и те же затраты не будут учтены в расходах в целях налогообложения дважды: и учредителем, и учрежденной организацией.
В соответствии со статьей 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
Статьей 39 НК РФ установлено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов).
Учитывая изложенное, при передаче налогоплательщиком ценных бумаг в качестве оплаты первично размещаемых паев закрытого паевого инвестиционного фонда у налогоплательщика не возникает прибыли (убытка) для целей налогообложения. Стоимость паев закрытого паевого инвестиционного фонда для целей налогообложения признается равной стоимости вносимых ценных бумаг, определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на указанные ценные бумаги.
Аналогичные выводы изложены в письме Минфина России от 28.11.2008 N 03-03-06/2/160.
Акционерным обществам (а по желанию также - обществам с ограниченной ответственностью) для определения стоимости чистых активов следует руководствоваться Приказом Минфина России и ФКЦБ от 29.01.2003 N 10н, 03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" (действие данного Приказа не распространяется на акционерные общества, осуществляющие страховую и банковскую деятельность). Так советует Минфин России в письме от 26.01.2007 N 03-03-06/1/39.
Статья 278. Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
Комментарий к статье 278