ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3106
Скачиваний: 2
Минфин России в письме от 24.11.2004 N 03-03-01-04/4/23 подтвердил, что российская организация вправе представлять документы, подтверждающие расходы, оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если такие расходы связаны с получением доходов организацией. При этом перевод первичных документов на русский язык обязателен.
Статья 312. Специальные положения
Комментарий к статье 312
При применении статьи 312 НК РФ следует учитывать Методические рекомендации налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденные Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150.
Письмом от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 Минфин России сообщил, что, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой и как компетентный орган по применению договоров об избежании двойного налогообложения, согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство), без легализации или апостилирования.
К таким государствам относятся Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Федеративная Республика Германия.
Подтверждение налогового статуса физического лица или иностранной организации, выданное налоговым органом иностранного государства, должно быть переведено на русский язык. В России перевод такого документа должен быть осуществлен сертифицированным переводчиком и заверен нотариусом либо дипломатическим или консульским учреждением этой страны в РФ. За границей такой перевод может быть заверен дипломатическим или консульским учреждением Российской Федерации в этой стране.
Кроме того, указанный документ подлежит легализации в установленном порядке либо на нем должен быть проставлен апостиль.
Если на момент выплаты дохода иностранной организации налоговый агент не располагает подтверждением, предусмотренным в пункте 1 статьи 312 НК РФ, он на основании статьи 310 НК РФ обязан произвести удержание налога на прибыль с доходов иностранной организации по ставке, установленной законодательством РФ и равной 20% (пункт 1 статьи 310, подпункт 1 пункта 2 статьи 284 НК РФ).
К таким выводам пришло Управление ФНС России по г. Москве в письме от 19.05.2009 N 16-15/049826.1 со ссылкой на Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05.
Статья 313. Налоговый учет. Общие положения
Комментарий к статье 313
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.
Следовательно, в случае, когда изменения законодательства о налогах и сборах распространяются на прошедший период, налогоплательщик вносит изменения в учетную политику этого периода.
На это указала и ФНС России в письме от 19.05.2009 N 3-2-13/74.
В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.
Следовательно, налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения в течение налогового периода только в двух случаях: в случае изменения законодательства о налогах и сборах, а также в случае начала осуществления нового вида деятельности.
На это обратил внимание Минфин России в письме от 14.04.2009 N 03-03-06/1/240.
Порядок доступа к информации налоговых органов, составляющей налоговую тайну, установлен Приказом МНС России от 03.03.2003 N БГ-3-28/96 "Об утверждении Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов".
Статья 314. Аналитические регистры налогового учета
Комментарий к статье 314
При применении статьи 314 НК РФ следует учитывать дополнительные разъяснения по вопросу хранения документов в электронном виде, которые приводятся Минфином России (письмо от 24.07.2008 N 03-02-07/1-314). В частности, Минфин России сообщает, что хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета может осуществляться в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом их хранение на машинных носителях информации следует осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) с применением электронной цифровой подписи, равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации.
Статья 315. Порядок составления расчета налоговой базы
Комментарий к статье 315
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 315 НК РФ при составлении расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций выручка от реализации ценных бумаг учитывается при расчете показателя "Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде", а расходы, понесенные по реализации ценных бумаг, - при расчете показателя "Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации".
Порядок налогового учета не изменяется, если вексель приобретен не у эмитента (см., например, письмо Минфина России от 21.09.2009 N 03-03-06/2/175).
Статья 316. Порядок налогового учета доходов от реализации
Комментарий к статье 316
Под производством с длительным технологическим циклом в целях исчисления налога на прибыль следует понимать производство, сроки начала и окончания которого приходятся на разные налоговые периоды независимо от количества дней осуществления производства. Указанное распространяется только на случаи заключения договора, не предусматривающего поэтапную сдачу работ, услуг (вне зависимости от продолжительности этапов).
На это обратил внимание Минфин России в письме от 09.06.2009 N 03-03-06/1/384, отметив по вопросу о необходимости признания доходов от реализации на дату завершения налогового периода, что цена договора может быть распределена налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов: равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке.
Управление ФНС России по г. Москве в письме от 28.11.2008 N 19-12/111003 отметило, что при оказании услуг с длительным производственным циклом, не предусматривающим их поэтапной сдачи, цена договора на их реализацию распределяется налогоплательщиком между отчетными периодами, в течение которых выполняется договор, одним из следующих способов. А именно равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, определенных в смете. При этом отнесение возникших расходов к расходам текущего отчетного (налогового) периода осуществляется налогоплательщиком в общеустановленном порядке, то есть при методе начисления - в соответствии со статьей 272 НК РФ.
Статья 317. Порядок налогового учета отдельных видов внереализационных доходов
Комментарий к статье 317
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ для налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы методом начисления, датой получения доходов в виде неустоек (штрафов, пеней) за нарушение договорных обязательств является дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Учитывая статью 317 НК РФ, основанием признания внереализационного дохода являются факты, свидетельствующие о том, что должник согласен уплатить кредитору неустойку (штрафы, пени) по условиям договора. Признание долга должно фиксироваться в каком-либо документе, который подтверждает факт нарушения договорных обязательств, позволяющий определить размер суммы, признанной должником.
Таким образом, обязанность включить в состав внереализационных доходов сумму штрафа, пени и (или) иных санкций возникает у налогоплательщика только при наличии документа должника, подтверждающего признание штрафа, пени. Если в таком документе должник признает лишь часть штрафных санкций, то и в доход включается только часть штрафных санкций, признанная должником.
Статья 318. Порядок определения суммы расходов на производство и реализацию
Комментарий к статье 318
На практике не совсем ясным остается вопрос, является ли перечень прямых расходов, приведенный в пункте 1 статьи 318 НК РФ, закрытым в целях исчисления налога на прибыль.
Поскольку пунктом 1 статьи 318 НК РФ установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), можно сделать вывод, что любой вид расходов, связанных с производством, может быть отнесен к прямым расходам.
Связанным с этим является и вопрос о праве налогоплательщика в целях исчисления налога на прибыль самостоятельно определять перечень прямых расходов, связанных с реализацией.
Законодательством о налогах и сборах не предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.
Учитывая изложенное, можно полагать, что налогоплательщик самостоятельно не определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.
Вместе с тем из пункта 1 статьи 318 НК РФ следует, что все расходы на производство и реализацию, не отнесенные к прямым, признаются косвенными. В то же время законодательством о налогах и сборах не установлен закрытый перечень прямых расходов на реализацию.
Поэтому следует признать, что налогоплательщик самостоятельно определяет перечень прямых расходов, связанных с реализацией.
Минфин России настаивает, что расходы на сертификацию учитываются в целях налогообложения прибыли в течение срока, на который выдан сертификат (см., например, письма Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-02/268, от 25.05.2006 N 03-03-04/4/96).
Аналогичный вывод содержится в письмах Управления ФНС России по г. Москве от 10.10.2007 N 20-12/096609, от 27.01.2006 N 20-12/5511, от 26.12.2005 N 20-12/97013.
Между тем, по мнению большинства арбитражных судов, расходы по сертификации являются косвенными, признаются на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для проведения расчетов, и в соответствии с пунктом 2 статьи 318 НК РФ в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.
Судьи ссылаются на то, что договоры на оказание сертификационных услуг не предусматривают условий, о которых говорится в пункте 1 статьи 272 НК РФ, то есть о получении доходов в течение более чем одного отчетного периода. Работы органом сертификации выполнялись единовременно в одном периоде, и не предусматривались отношения, длящиеся более одного периода. Следовательно, имеет место единовременное оказание услуг и срок действия сертификата не имеет правового значения при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
При данных обстоятельствах у налогоплательщика отсутствуют основания для распределения расходов по сертификации с учетом принципа равномерного и пропорционального распределения. Оснований для применения специального правила о признании расходов в течение более одного отчетного периода, предусмотренного абзацем 3 пункта 1 статьи 272 НК РФ, не имеется (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 N Ф04-2003/2008(2378-А27-34), ФАС Московского округа от 01.09.2008 N КА-А40/8144-08, ФАС Северо-Западного округа от 20.11.2008 N А05-10210/2007, ФАС Уральского округа от 04.08.2008 N Ф09-3096/08-С3).
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2007 N А56-10798/2006 арбитражный суд указал, что глава 25 НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика распределять расходы на сертификацию продукции в течение всего времени действия сертификата.
Статья 319. Порядок оценки остатков незавершенного производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
Комментарий к статье 319
Перечень прямых расходов поименован в пункте 1 статьи 318 НК РФ. Косвенные расходы не подлежат распределению между остатками незавершенного производства и готовой продукцией, а непосредственно в полном объеме списываются на расходы отчетного (налогового) периода.
Прямые расходы также списываются для целей налогообложения на расходы отчетного (налогового) периода, но только в той части, которая не распределяется на остатки незавершенного производства и готовой продукции.
В налоговом учете прямые расходы распределяются между готовой продукцией и незавершенным производством в конце каждого месяца.
На это указывал Минфин России в письме от 05.05.2005 N 03-03-01-04/1/232.
ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 10.12.2007 N А82-7589/2006-37 указал на то, что под расходами на аннулирование производственных заказов (подпункт 11 пункта 1 статьи 265 НК РФ) следует понимать затраты по созданию продукции, выпуск которой не был завершен. Следовательно, налогоплательщик неправомерно признал во внереализационных расходах сумму списанного оборудования ввиду аннулирования госзаказа, в рамках которого оно приобретено, и прекращения государственного финансирования, поскольку оборудование в эксплуатацию не вводилось и производство продукции не осуществлялось.