Файл: НК_1_комм_Горшкова_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3105

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 13.02.2008 N А56-7342/2007 сослался на позицию Минфина России, изложенную в письме от 20.03.2002 N 04-02-06/2/24, согласно которой при прекращении производства нескольких видов продукции остатки материалов и комплектующих изделий, которые не могут быть использованы либо реализованы, либо использованы иным способом, возможно включить в состав внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения. При этом суд указал на то, что перечень внереализационных расходов, приведенный в пункте 1 статьи 265 НК РФ, не является исчерпывающим и расходы, связанные со списанием товарно-материальных ценностей, правомерно в соответствии с подпунктом 20 пунктом 1 статьи 265 НК РФ отнесены организацией к внереализационным расходам.

В письме УМНС России по г. Санкт-Петербургу от 07.07.2003 N 02-05/13936 содержится вывод: затраты, произведенные организацией по договору подряда без акта приема-сдачи выполненных работ и других документов, подтверждающих правоотношения с заказчиком, являются незавершенным производством в соответствии со статьей 319 НК РФ и не могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.


Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям


Комментарий к статье 320


Положениями статьи 320 НК РФ установлен особый порядок определения прямых и косвенных расходов для торговых организаций.

Согласно данной статье расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров, как и покупная стоимость товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, относятся к прямым расходам.

Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.

Следовательно, НК РФ для торговых организаций не допускается возможности включения расходов по доставке товаров до склада налогоплательщика в состав косвенных расходов. Закон прямо предписывает учитывать данные расходы как прямые.


Статья 321. Особенности ведения налогового учета организациями, созданными в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность данных организаций


Комментарий к статье 321


Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определены Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов создается агентство по страхованию вкладов. При этом агентство является государственной корпорацией, созданной Российской Федерацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются, помимо указанного Закона, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".



Статья 321.1. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями


Комментарий к статье 321.1


КС РФ в Постановлении от 22.06.2009 N 10-П рассмотрел дело о проверке конституционности пункта 4 части второй статьи 250, статьи 321.1 НК РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ по заявлениям государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые предоставляли в аренду помещения, находящиеся в федеральной собственности и переданные им в оперативное управление.

Полагая, что доходы, полученные бюджетными учреждениями образования от сдачи государственного имущества в аренду, являются неналоговыми доходами федерального бюджета, и не имея возможности принимать распорядительные решения в отношении средств, находящихся на едином счете федерального бюджета, учреждения не уплачивали с указанных сумм налог на прибыль организаций.

В результате налоговые органы привлекли учреждения к налоговой ответственности, доначислили суммы налога на прибыль и начислили пени. Обжалование решений налоговых органов в арбитражных судах не привело к их отмене. Суды поддержали налоговые органы.

Обращаясь в КС РФ, учреждения указали, что положения статьи 321.1 НК РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ - поскольку эти положения по смыслу, придаваемому им налоговыми органами и арбитражными судами, служат основанием для взимания с государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования налога на прибыль организаций с доходов, полученных от сдачи государственного имущества в аренду, несмотря на отсутствие установленных законом формально определенных порядка и сроков уплаты бюджетными учреждениями этого налога, - нарушают его конституционные права как налогоплательщика и тем самым противоречат Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 и 57.

Учреждения поставили под сомнение саму по себе возможность уплаты бюджетным учреждением налога на прибыль с дохода от сдачи в аренду государственного имущества. По мнению учреждений, содержащиеся в пункте 4 части второй статьи 250 НК РФ и абзаце втором пункта 3 статьи 41 БК РФ нормы, предполагающие включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций средств, полученных бюджетными учреждениями образования от сдачи в аренду государственного имущества, вводят экономически необоснованную налоговую обязанность и нарушают конституционное требование определенности налогового регулирования.

КС РФ пришел к выводу, что целевое финансирование, целевые поступления в смысле НК РФ не тождественны осуществляемому в соответствии с бюджетным законодательством дополнительному бюджетному финансированию, хотя оно также носит строго целевой характер. Доходы федеральных образовательных учреждений от сдачи государственного имущества в аренду являются источником их дополнительного бюджетного финансирования, чем предопределяется использование доходов федерального бюджета и обеспечиваются финансовые гарантии надлежащего осуществления этими учреждениями возложенных на них публичных функций. Тем самым реализуется бюджетное регулирование, распространяющееся на финансовые средства, которые поступили в доход федерального бюджета и с которых уже уплачены соответствующие налоги и сборы. Следовательно, такое правовое регулирование не изменяет налогово-правовую квалификацию указанных средств и не выводит их из состава налоговой базы по налогу на прибыль организаций.


Таким образом, положениями пункта 4 части второй статьи 250 НК РФ, предусматривающего включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов от сдачи имущества в аренду, и абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ, согласно которому доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, признаются неналоговым доходом бюджета после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, фактически введено налогообложение налогом на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.

Положения пункта 4 части второй статьи 250 НК РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ - в той части, в какой они предполагают (при соблюдении требований законного установления налогов) включение в налоговую базу по налогу на прибыль организаций доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества и возникновение для этих учреждений обязанности по уплате налога на прибыль организаций с указанных доходов, - не противоречат Конституции Российской Федерации.

Данные выводы КС РФ применимы и к иным бюджетным учреждениям (не только образовательным), сдающим имущество, которым они наделены на праве оперативного правления, в аренду.

Таким образом, бюджетное учреждение должно учитывать в целях налогообложения прибыли доходы от сдачи в аренду имущества, которым оно владеет на праве оперативного управления.

Представляется, что приведенная позиция КС РФ окончательно устранит все сомнения по рассматриваемому вопросу.

КС РФ также отметил, что механизм уплаты налогов с таких доходов законодательно не предусмотрен.

Суд признал положения статьи 321.1 НК РФ и абзаца второго пункта 3 статьи 41 БК РФ - в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не отвечают требованиям определенности законно установленного порядка исполнения государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества, - не соответствующими Конституции. КС РФ предписал федеральному законодателю в срок до 1 марта 2010 года урегулировать порядок уплаты налога на прибыль организаций государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования с доходов от сдачи в аренду переданного им в оперативное управление федерального имущества.

При этом суд, принимая во внимание, что само по себе возложение на государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования обязанности по уплате налога на прибыль организаций с доходов от сдачи государственного имущества в аренду не противоречит Конституции Российской Федерации, отметил, что государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования впредь до внесения в законодательство необходимых изменений не освобождаются от обязанности его уплаты в порядке, определяемом на данный момент с учетом разъяснений, содержащихся в правовых актах уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по вопросам применения законодательства о соответствующем налоге (абзацы 14, 15 и 19 письма Минфина России от 14.11.2008 N 02-03-0/3467).


Данное предписание КС РФ распространяется и на иные бюджетные учреждения (не только образовательные), сдающие имущество, которым они наделены на праве оперативного правления, в аренду.

Минфин России в письме от 27.03.2009 N 03-03-05/54 высказался относительно предложения по освобождению от налогообложения налогом на прибыль организаций доходов бюджетных учреждений от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной (муниципальной) собственности и переданного указанным бюджетным учреждениям в оперативное управление. Данное предложение, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики, нарушает принцип равенства налогообложения и может создать прецедент для постановки аналогичных вопросов другими некоммерческими организациями. В связи с этим поддержать указанное предложение не представляется возможным.


Статья 322. Особенности организации налогового учета амортизируемого имущества


Комментарий к статье 322


В силу положений статьи 322 НК РФ сумма начисленной амортизации за один месяц по объектам амортизируемого имущества определяется следующим образом:

при применении нелинейного метода начисления амортизации в составе амортизационных групп (подгрупп) - как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на 1-е число месяца, за который определяется сумма начисленной амортизации, и соответствующей нормы амортизации;

при применении линейного метода начисления амортизации - как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости и соответствующей нормы амортизации.

При внесении организацией изменения в учетную политику для целей налогообложения, предусматривающего переход с одного метода начисления амортизации на другой, необходимо учитывать следующее:

при переходе с линейного метода начисления амортизации на нелинейный метод начисления амортизации объекты, амортизация которых с нового периода подлежит определению с помощью нелинейного метода начисления амортизации, включаются в состав амортизационных групп (подгрупп) в целях определения их суммарного баланса по остаточной стоимости, определенного на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения предусмотрено применение нелинейного метода начисления амортизации. При этом формирование амортизационных групп (подгрупп) осуществляется, исходя из срока полезного использования амортизируемого имущества;

при переходе с нелинейного метода начисления амортизации на линейный метод начисления амортизации остаточная стоимость объектов амортизационного имущества определяется по состоянию на 1-е число налогового периода, с начала которого учетной политикой для целей налогообложения предусмотрено применение линейного метода начисления амортизации. При этом норма амортизации для каждого объекта амортизируемого имущества определяется, исходя из оставшегося срока полезного использования объекта амортизируемого имущества.


В пункте 3 статьи 322 НК РФ установлены правила перехода на нелинейный метод начисления амортизации.


Статья 323. Особенности ведения налогового учета операций с амортизируемым имуществом


Комментарий к статье 323


Необходимость указания в налоговом учете в документах аналитического учета информации о сроках полезного использования нематериальных активов установлена с 01.01.2009.

Наблюдается сближение налогового учета с бухгалтерским. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденному Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н, в бухгалтерском аналитическом учете должна содержаться информация о принятых организацией сроках полезного использования нематериальных активов.

На дату совершения операции налогоплательщик определяет в соответствии с пунктом 3 статьи 268 НК РФ прибыль (убыток) от реализации амортизируемого имущества.

В соответствии со статьей 323 НК РФ в аналитическом учете на дату реализации амортизируемого имущества фиксируется сумма прибыли (убытка) по указанной операции, которая в целях определения налоговой базы учитывается в определенном порядке.

Такой порядок, в частности, предполагает, что прибыль, полученная налогоплательщиком, подлежит включению в состав налоговой базы в том отчетном периоде, в котором была осуществлена реализация имущества.

При этом убыток, полученный налогоплательщиком, отражается в аналитическом учете как прочие расходы налогоплательщика в соответствии с порядком, установленным статьей 268 НК РФ.


Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств


Комментарий к статье 324


В статье 324 НК РФ установлен порядок ведения налогового учета:

1) расходов на ремонт основных средств;

2) по созданию резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств;

3) на ремонт основных средств при ведении налогоплательщиком видов деятельности, в отношении которых налоговая база по налогу на прибыль организаций исчисляется отдельно.


Статья 324.1. Порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет


Комментарий к статье 324.1


Налогоплательщик вправе в налоговой политике для целей налогообложения прибыли самостоятельно определить порядок формирования резерва предстоящих расходов на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет с учетом положений статьи 324.1 НК РФ, а также в соответствии с принципом экономической обоснованности расходов в виде отчислений в указанный резерв.

На это указало Управление ФНС России по г. Москве в письме от 17.11.2008 N 19-12/106703 со ссылкой на письма Минфина России от 26.10.2007 N 03-03-06/2/193 и МНС России от 15.03.2004 N 02-5-10/13.

Президиум ВАС России в Постановлении от 26.04.2005 N 14295/04 указал, что под недоиспользованной на последний день текущего налогового периода суммой резерва на оплату отпусков понимается разница между суммой начисленного в отчетном периоде резерва на оплату отпусков и суммой фактических расходов на оплату использованных отпусков, а также расходов на предстоящую оплату неиспользованных в отчетном году законодательно предусмотренных отпусков.