ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3088
Скачиваний: 2
Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов
Комментарий к статье 346.5
При применении статьи 346.5 НК РФ следует учитывать, что перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при ЕСХН, является исчерпывающим, в отличие от аналогичного перечня применительно к общей системе налогообложения.
Кроме того, необходимо принимать во внимание Постановления Правительства России от 30.07.2009 N 628 "О рационе питания экипажей морских и речных судов рыбопромыслового флота" и от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
Форма Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 11.12.2006 N 169н.
Статья 346.6. Налоговая база
Комментарий к статье 346.6
При применении статьи 346.6 НК РФ следует иметь в виду, что право уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на всю сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, действует только с 01.01.2009 и начиная с составления налоговой декларации за 2009 г.
Положениями пункта 5 статьи 346.6 НК РФ предусмотрен порядок списания убытков при прекращении деятельности налогоплательщика, применяющего ЕСХН, в результате реорганизации, при этом правопреемники вправе уменьшить налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены данной нормой, на сумму убытков, полученных компанией до момента реорганизации, однако при смене налогового режима учет таких убытков невозможен.
Статья 346.7. Налоговый период. Отчетный период
Комментарий к статье 346.7
Положения статьи 346.7 НК РФ носят важное практическое значение.
Минфин России в письме от 15.12.2008 N 03-11-04/1/28 указал на то, что налогоплательщик может быть признан утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога при отсутствии доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции за налоговый период, а не за отчетный период.
Статья 346.8. Налоговая ставка
Комментарий к статье 346.8
Статьей 346.8 НК РФ установлена твердая налоговая ставка по ЕСХН, и возможностей по ее изменению, в частности, законами субъектов РФ, НК РФ не предусматривает.
Статья 346.9. Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Зачисление сумм единого сельскохозяйственного налога
Комментарий к статье 346.9
Пленум ВАС РФ в пункте 20 Постановления от 28.02.2001 N 5 отметил, что в соответствии с положениями статей 52 - 55 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового, а в случаях, установленных законом, - отчетного периода на основе налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов своей экономической деятельности за данный налоговый (отчетный) период.
Пеня, предусмотренная статьей 75 НК РФ, может быть взыскана с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 НК РФ.
Исходя из этого, Минфин России в письме от 16.05.2005 N 03-03-02-04/1/120 разъяснил, что начисление пени за просрочку уплаты авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу за отчетный период правомерно.
Статья 346.10. Налоговая декларация
Комментарий к статье 346.10
Приказом Минфина России от 22.06.2009 N 57н утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и порядок ее заполнения.
Глава 26.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Статья 346.11. Общие положения
Комментарий к статье 346.11
ФНС России в письме от 06.05.2008 N 03-1-03/1925 пришла к выводу, что суммы налога, предъявленные налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, налогоплательщику НДС, вычетам не подлежат, так как лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, первоначально не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Аналогичная позиция содержится в письмах Минфина России от 01.04.2008 N 03-07-11/126, от 24.10.2007 N 03-07-11/516, УФНС России по г. Москве от 08.07.2005 N 19-11/48885.
Однако в письме Минфина России от 11.07.2005 N 03-04-11/149 изложена противоположная позиция, а именно в случае, если поставщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выставил покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога на добавленную стоимость, то вычет сумм налога на добавленную стоимость применяется в общеустановленном порядке.
Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2009 N КА-А40/1255-09).
Минфин России в письме от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271 разъяснил, что при совмещении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход с упрощенной системой налогообложения доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход, определяются с применением кассового метода.
В связи с тем что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, доходы определяются нарастающим итогом с начала года, доходы по видам предпринимательской деятельности, переведенным на уплату единого налога на вмененный доход в порядке, указанном выше, также необходимо определять нарастающим итогом с начала года.
Следует учитывать, что организация (индивидуальный предприниматель), являющаяся субъектом упрощенной системы налогообложения, не является плательщиком только тех налогов, которые прямо указаны в статье 346.11 НК РФ. Об этом говорит и Минфин России в письме от 02.02.2005 N 03-03-02-05/7.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 4 Закона N 129-ФЗ.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, т.е. в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, и Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
Из пункта 4 статьи 346.11 НК РФ также следует, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанностей, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Статья 346.12. Налогоплательщики
Комментарий к статье 346.12
Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ. Данный перечень налогоплательщиков является исчерпывающим.
Например, в указанном перечне отсутствуют организации, учрежденные иностранными физическими лицами, такие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения (см., например, письмо Минфина России от 14.05.2009 N 03-11-06/2/76).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.10.2004 N 3114/04 указывается, что под непосредственным участием других организаций следует понимать участие (вклад) в образовании имущества (уставного капитала) организации. При этом под последней понимается организация с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.
Как отмечено в письме Минфина России от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248, налогоплательщики, у которых средняя численность работников за 9 месяцев календарного года превышает 100 человек, в случае ее приведения в соответствие с требованиями подпункта 15 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ до 1 января следующего года могут применять упрощенную систему налогообложения с 1 января календарного года.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2002 N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно не позднее 20 ноября публикует в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год.
Так, Минэкономразвития России установлены коэффициенты-дефляторы в следующих размерах:
Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2006 год" коэффициент-дефлятор на 2006 г. установлен равным 1,132;
Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2007 год" коэффициент-дефлятор на 2007 г. установлен в размере 1,241;
Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2007 N 357 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2008 год" коэффициент-дефлятор на 2008 г. установлен в размере 1,34;
Приказом Минэкономразвития России от 12.11.2008 N 395 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации на 2009 год" коэффициент-дефлятор на 2009 г. установлен в размере 1,538.
При этом коэффициент-дефлятор на очередной календарный год устанавливался с учетом коэффициентов-дефляторов, установленных на предыдущие годы.
Максимальная величина предельного размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев 2009 г. (2010, 2011 гг.), ограничивающая право перехода организации на УСН с 2010 г. (2011, 2012 гг.), составляет 45 млн. руб.
Максимальная величина предельного размера доходов, полученных по итогам девяти месяцев 2012 г. (2013 г.), ограничивающая право перехода организации на УСН с 2013 г. (2014 г.), составляет 23070 тыс. руб.
Максимальная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение УСН:
- в 2009 г. составляет 30760 тыс. руб.;
- в 2010, 2011, 2012 гг. составляет 60 млн. руб.;
- в 2013 г. составляет 30760 тыс. руб.
Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
Комментарий к статье 346.13
Как разъяснила ФНС России в письме от 04.12.2009 N ШС-22-3/915@, положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по поданному налогоплательщиком заявлению.
В этой связи у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомлений о возможности или невозможности применения УСН.
В то же время, учитывая заявительный порядок перехода на данный режим налогообложения, в случае, если налогоплательщиком заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения представлено в более поздний срок, чем установлено в НК РФ, налоговый орган вправе сообщить ему о невозможности рассмотрения данного заявления по причине нарушения сроков его подачи.
Аналогичный подход должен быть и в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, изъявивших желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что в настоящее время в Минфин России на согласование направлены проекты приказов ФНС России об утверждении новых форм документов для применения упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не рекомендуется использовать форму N 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения" и форму N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения". На это указано в письме ФНС России от 21.09.2009 N ШС-22-3/730@.
В письме от 02.12.2009 N ШС-22-3/906@ указано, что в случае, если налогоплательщик, совмещающий два режима налогообложения, не получает в отчетном (налоговом) периоде доходы от предпринимательской деятельности, не подпадающей под налогообложение единым налогом на вмененный доход (не осуществляет иные виды предпринимательской деятельности), он не утрачивает права на применение упрощенной системы налогообложения.
Статья 346.14. Объекты налогообложения
Комментарий к статье 346.14
За налогоплательщиками с 01.01.2009 закреплено право изменять объект налогообложения. При этом до 01.01.2009 года объект не мог быть изменен в течение трех лет после его выбора.
Объект налогообложения может изменяться только с начала налогового периода (то есть календарного года), при этом налогоплательщики должны уведомить об этом налоговые органы до 20 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения.
Не вправе изменять объект налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Такие налогоплательщики в обязательном порядке применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15. Порядок определения доходов
Комментарий к статье 346.15
При применении статьи 346.15 НК РФ следует учитывать, что организация, находящаяся на УСН, доход в виде полученных дивидендов не включает в базу по единому налогу, рассчитываемому по правилам упрощенной системы, а включает в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль по правилам главы 25 НК РФ.
Следовательно, организация - налогоплательщик УСН является плательщиком налога на прибыль в отношении определенных категорий доходов, в частности дивидендов полученных.
Статья 346.16. Порядок определения расходов
Комментарий к статье 346.16
При применении статьи 346.16 НК РФ следует учитывать, что перечень расходов, учитываемых для целей налогообложения при УСН, является исчерпывающим, в отличие от аналогичного перечня применительно к общей системе налогообложения.