ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3090
Скачиваний: 2
Из изложенной в пункте 4 статьи 340 НК РФ нормы следует, что при условии отсутствия реализации налогоплательщик применяет расчетный метод. Однако из данной нормы не следует то, что при условии наличия реализации налогоплательщик не имеет права применять указанный метод (см., например, письмо Минфина России от 24.04.2006 N 03-07-01-04/09).
При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых учитываются расходы, прямо поименованные в подпунктах 1 - 7 абзаца 3 пункта 4 статьи 340 НК РФ. Данный перечень является исчерпывающим (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.02.2007 N А33-12597/06-Ф02-640/07).
Из пункта 6 статьи 340 НК РФ следует, что оценка стоимости добытых драгоценных камней производится исходя из их первичной оценки, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях (см. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях").
Статья 341. Налоговый период
Комментарий к статье 341
Учитывая положения статьи 341 НК РФ, по НДПИ налоговая декларация предоставляется за каждый календарный месяц.
Статья 342. Налоговая ставка
Комментарий к статье 342
Минфин России в письме от 19.02.2007 N 03-06-06-01/7 разъяснил, что положениями статьи 342 НК РФ не установлено, при каком методе учета количества добытого полезного ископаемого возможно применение подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ. Следовательно, применение нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь правомерно при использовании налогоплательщиком как прямого, так и косвенного метода учета количества добытого полезного ископаемого.
Вновь утверждаемые нормативы потерь на очередной календарный год действуют с момента их утверждения и распространяются на срок, на который утверждены указанные нормативы. При отсутствии утвержденных нормативов потерь на очередной календарный год налогоплательщик вправе до их утверждения при исчислении НДПИ в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ применять нормативы потерь, последние из утвержденных в установленном порядке (см., например, письмо Минфина России от 07.07.2009 N 03-06-06-01/15).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 утверждены Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения.
В письме МНС России от 06.08.2004 N 21-2-05/88@ указано, что в соответствии со статьей 342 НК РФ право на уплату налога с коэффициентом 0,7 имеют только те налогоплательщики, у которых одновременно соблюдаются два условия:
1) поиск и разведка разрабатываемых месторождений полезных ископаемых осуществлены за счет собственных средств налогоплательщика или налогоплательщик полностью возместил соответствующие расходы государства;
2) по состоянию на 1 июля 2001 г. налогоплательщик уже имел освобождение от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке указанных в пункте 1 данного письма месторождений полезных ископаемых.
Уплата налога с коэффициентом 0,7 осуществляется только в отношении полезных ископаемых, добытых на месторождениях, в отношении которых одновременно соблюдаются указанные выше условия. При этом второе условие применения коэффициента означает необходимость наличия в лицензии на право пользования недрами положения об освобождении от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, внесенного в лицензию до 01.07.2001 (включительно).
Право на применение коэффициента 0,7 при расчете НДПИ имеют налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых либо полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых, при условии если по состоянию на 01.07.2001 они были освобождены в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений.
Остальные налогоплательщики и (или) в отношении иных месторождений полезных ископаемых налог уплачивают в общеустановленном порядке, в том числе при соблюдении только одного из перечисленных выше условий (см., например, письмо Минфина России от 23.04.2008 N 03-06-06-01/12).
Минфин России в письме от 10.04.2006 N 03-07-01-04/06 разъяснил, что нормы о нулевой ставке налога на добычу полезных ископаемых, предусмотренные подпунктами 4 и 5 пункта 1 статьи 342 НК РФ, могут быть применены добывающей организацией в случае разработки некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 N 899, а также запасов, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения.
Кроме того, нулевая налоговая ставка применяется налогоплательщиком при разработке полезных ископаемых, добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в соответствии с Постановлением N 899.
ФНС России ежемесячно выпускает информационные письма, в которых указываются данные для расчета налога на добычу полезных ископаемых по добываемой нефти, в том числе: средний за истекший месяц уровень цен нефти сорта "Юралс" в долларах США за баррель; среднее значение курса доллара США; значение коэффициента Кц и налоговая ставка с учетом этого коэффициента.
Порядок расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, установлен пунктом 4 статьи 342 НК РФ.
Условие обязательного применения прямого метода учета добытой нефти для определения степени выработанности конкретного участка недр с 01.01.2009 отменено.
Иного порядка расчета коэффициента, характеризующего степень выработанности запасов конкретного участка недр, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Исходя из изложенного при определении величины начальных извлекаемых запасов нефти используются данные государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г. (см., например, письмо Минфина России от 24.11.2009 N 03-06-06-01/23).
Также с 01.01.2009 признана утратившей силу норма о применении максимального из значений коэффициента Кв для суммарного количества нефти, поступающей на единый технологический объект для подготовки ее до соответствия требованиям, установленным пунктом 1 статьи 337 НК РФ.
Постановлением Госкомстата России от 18.06.1999 N 44 утверждена форма N 6-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропана, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого газа", в которой находят отражение многие значимые факторы, в том числе наименование и тип месторождения; тип залежи; параметры пласта, качественные характеристики нефти; категории запасов; балансовые запасы, изменение запасов и т.д.
Теоретически данные госбаланса полезных ископаемых и формы N 6-гр должны быть идентичны, однако, как указал Минфин России от 20.12.2006 N 03-07-01-04/34, в случае их расхождения следует руководствоваться данными утвержденного госбаланса полезных ископаемых.
Статья 343. Порядок исчисления и уплаты налога
Комментарий к статье 343
Как следует из норм статей 341, 343 и 344 НК РФ, сумма НДПИ исчисляется по итогам каждого налогового периода, признаваемого календарным месяцем, и подлежит уплате по итогам налогового периода не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
При исчислении суммы НДПИ за соответствующий налоговый период в расчетную стоимость добытого полезного ископаемого за этот период следует включать сумму НДПИ, исчисленную за предыдущий налоговый период (см., например, письмо Минфина России от 23.07.2009 N 03-06-05-01/49).
Статья 344. Сроки уплаты налога
Комментарий к статье 344
Исходя из статьи 344 НК РФ НДПИ уплачивается вне зависимости от факта реализации добытого полезного ископаемого и, соответственно, получения выручки. Иного порядка уплаты НДПИ главой 26 НК РФ не предусмотрено.
Статья 345. Налоговая декларация
Комментарий к статье 345
При применении статьи 345 НК РФ следует учитывать, что форма налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н.
Статья 346. Утратила силу. - Федеральный закон от 06.06.2003 N 65-ФЗ.
Раздел VIII.1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Глава 26.1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
(ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ)
Статья 346.1. Общие условия применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога)
Комментарий к статье 346.1
При применении статьи 346.1 НК РФ следует учитывать, что одновременно налогоплательщик может совмещать применение ЕСХН только с ЕНВД.
Одновременно применять ЕСХН и общую систему налогообложения (по разным видам деятельности) невозможно, равно как и невозможно совмещение ЕСХН и УСН (см. подпункт 13 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ).
Кроме того, необходимо учитывать, что на основании статьи 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ, с 1 января 2008 года по 31 декабря 2014 года под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 НК РФ.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
в 2004 - 2012 годах - 0 процентов;
в 2013 - 2015 годах - 18 процентов;
начиная с 2016 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
Этим и объясняется добровольность применения ЕСХН.
Единый сельскохозяйственный налог предусматривает замену уплаты совокупности налогов, прямо указанных в статье 346.1 НК РФ, уплатой данного налога.
Кроме того, необходимо учитывать, что в 2010 году применяются пониженные тарифы страховых взносов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в статье 346.2 НК РФ, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог (статья 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). Пониженные тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, предусмотрены и в переходный период 2011 - 2014 годов согласно статье 58 указанного Закона.
Статья 346.2. Налогоплательщики
Комментарий к статье 346.2
При применении статьи 346.2 НК РФ следует учитывать, что конкретные виды продукции, относимой к сельскохозяйственной, определены в Постановлении Правительства РФ от 25.07.2006 N 458.
Кроме того, установленные пунктом 6 статьи 346.2 НК РФ основания отсутствия права перехода на уплату ЕСХН носят исчерпывающий характер.
Одним из оснований отказа налоговым органом в переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога было то, что налогоплательщик ранее не получал доход от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Минфин России по этому поводу в письме от 13.04.2007 N 03-11-02/106 указал, что переход на уплату единого сельскохозяйственного налога вновь созданных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не получающих доходы, с 1 января года, следующего за годом их создания, главой 26.1 НК РФ не предусмотрен.
К такому выводу приходили и налоговые органы. Так, в письме Управления МНС России по Московской области от 02.09.2004 N 04-27/138 указано, что сельскохозяйственное предприятие, не имеющее дохода от реализации сельскохозяйственной продукции, не вправе перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Статья 346.3. Порядок и условия начала и прекращения применения единого сельскохозяйственного налога
Комментарий к статье 346.3
МНС России Приказом от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 утвердило форму Заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Нормами главы 26.1 НК РФ не предусмотрено, что форма заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей утверждается органом, уполномоченным в области налогов и сборов. Следовательно, форма заявления о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденная вышеуказанным Приказом органа, уполномоченного в области налогов и сборов, носит рекомендательный характер.
О порядке подачи заявлений о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога и упрощенную систему налогообложения разъяснено в письме ФНС России от 10.11.2009 N ШС-22-3/848@.
Формы документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц в налоговых органах на территории Российской Федерации, утверждены Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.
О порядке уплаты налогов налогоплательщиком, утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога, разъяснено в письме ФНС России от 15.01.2009 N ВЕ-22-3/16@.
Статья 346.4. Объект налогообложения
Комментарий к статье 346.4
Как видно из статьи 346.4 НК РФ, предусмотрен только один объект налогообложения ЕСХН, и возможности выбора объекта налогообложения глава 26.1 НК РФ, в отличие от положений главы 26.2 НК РФ, не предусматривает.