ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2020
Просмотров: 3372
Скачиваний: 2
2. В пункте 2 ст. 11 Кодекса даны определения понятий в том значении, в каком они используются для целей Кодекса.
В отношении положения п. 2 комментируемой статьи об отнесении для целей Кодекса к индивидуальным предпринимателям частных нотариусов КС России в Определение от 6 июня 2002 г. N 116-О <*> указал следующее:
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 29. Ст. 3007.
анализ оспариваемого положения в нормативном единстве с другими положениями ст. 11 Кодекса свидетельствует, что некоторые межотраслевые понятия, в том числе понятие "индивидуальные предприниматели", употребляются в специальном значении исключительно для целей Кодекса, причем в группу субъектов налоговых отношений, объединенных родовым понятием "индивидуальные предприниматели", частные нотариусы включены наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поэтому систематическое толкование оспариваемого положения позволяет сделать вывод, что правовой статус частных нотариусов не отождествляется с правовым статусом индивидуальных предпринимателей как физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 23 части первой ГК РФ). Это согласуется с Основами законодательства РФ о нотариате, в соответствии со ст. 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли;
данное в Кодексе определение индивидуальных предпринимателей имеет специально-терминологическое значение, а содержащиеся в п. 2 его ст. 11 нормы-дефиниции предназначены для применения исключительно в целях налогообложения. Самостоятельного же регулятивного значения - как норма прямого действия - абз. 4 п. 2 ст. 11 Кодекса не имеет и не может нарушать прав и свобод заявительницы.
Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 8 июля 2003 г. N 2235/03 <*> указал, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии признаков, предусмотренных п. 2 ст. 11 Кодекса, независимо от вида деятельности, осуществляемой данным подразделением (до налоговых органов Постановление доведено письмом МНС России от 29 декабря 2003 г. N ШС-6-14/1377 <**>).
--------------------------------
<*> Справочные правовые системы.
<**> Справочные правовые системы.
По мнению МНС России, выраженному в письме от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912 <*>, одно рабочее место для целей Кодекса признается обособленным подразделением. Как указало МНС России, в определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание "рабочее место" употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места.
--------------------------------
<*> Экономика и жизнь. 2004. N 29.
3. В пункте 3 ст. 11 Кодекса понятия "налогоплательщик", "объект налогообложения", "налоговая база" и "налоговый период" отнесены к специфическим понятиям законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с п. 3 комментируемой статьи эти и другие специфические понятия и термины законодательства о налогах и сборах используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях части второй Кодекса.
В части первой Кодекса даны общие определения указанных понятий:
налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (ст. 19);
объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (п. 1 ст. 38);
налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53);
под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (п. 1 ст. 55).
4. В соответствии с п. 4 ст. 11 Кодекса в отношениях, возникающих в связи с взиманием налогов при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, используются понятия, определенные Таможенным кодексом РФ, а в части, не урегулированной им, - Кодексом.
Определения основных понятий, используемых в Таможенном кодексе РФ, даны в п. 1 его ст. 11. Согласно п. 2 ст. 11 Таможенного кодекса РФ все иные понятия, нежели указанные в п. 1 этой статьи, употребляются в настоящем Таможенном кодексе РФ в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, гражданским законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и иным законодательством Российской Федерации.
Глава 2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
Комментарий к статье 12
1. В соответствии с п. 1 ст. 12 Кодекса в Российской Федерации устанавливаются федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Установление таких видов налогов предопределено основами конституционного строя России. В соответствии с ч. 1 ст. 5 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Следует отметить, что в комментируемой статье, а также в иных статьях Кодекса упоминается только о федеральных сборах.
2. Как определено в п. 2 ст. 12 Кодекса, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Перечень федеральных налогов и сборов закреплен в ст. 13 Кодекса (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).
Согласно п. 7 комментируемой статьи специальными налоговыми режимами может быть предусмотрено освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в ст. 13 Кодекса. Специальные налоговые режимы также могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 Кодекса.
3. Согласно п. 3 ст. 12 Кодекса региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Перечень региональных налогов закреплен в ст. 14 Кодекса (см. комментарий к ст. 14 Кодекса).
В соответствии с п. 7 комментируемой статьи специальными налоговыми режимами может быть предусмотрено освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов, указанных в ст. 14 Кодекса.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
Полномочия, предоставляемые законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении региональных налогов, определены в п. 3 комментируемой статьи следующим образом:
в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов;
иные элементы налогообложения по региональным налогам (т.е. объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога) и налогоплательщики определяются Кодексом;
в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
4. В соответствии с п. 4 ст. 12 Кодекса местными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В п. 4 комментируемой статьи также предусмотрен порядок установления, введения в действие и прекращения действия земельного налога и налога на имущество физических лиц (т.е. налогов, которые и представляют собой предусмотренный ст. 15 Кодекса перечень местных налогов, см. комментарий к ст. 15 Кодекса):
налоги устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено п. 7 комментируемой статьи;
налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ <*> приведенные положения со дня вступления в силу указанного Федерального закона и до 1 января 2006 г. применяется исключительно в части полномочий представительных органов поселений (муниципальных районов) и городских округов, вновь образованных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", по установлению земельного налога и налога на имущество физических лиц и принятию указанными представительными органами решений о введении в действие этих налогов, которые вводятся в действие не ранее 1 января 2006 г. Согласно дополнению, внесенному Федеральным законом от 12 октября 2005 г. N 129-ФЗ <**> в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ и вступившему в силу с 1 января 2006 г., в случае, если законом субъекта Российской Федерации в период с 1 января 2006 г. до 1 января 2009 г. в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено решение вопросов местного значения во вновь образованных поселениях органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения, земельный налог и налог на имущество физических лиц, обязательные к уплате на территории указанных поселений, устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с гл. 31 части второй Кодекса, Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3231.
<**> СЗ РФ. 2005. N 42. Ст. 4216.
Перечень местных налогов закреплен в ст. 15 Кодекса (см. комментарий к ст. 15 Кодекса).
В соответствии с п. 7 комментируемой статьи специальными налоговыми режимами может быть предусмотрено освобождение от обязанности по уплате отдельных местных налогов, указанных в ст. 15 Кодекса.
Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
С учетом особенностей организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - п. 4 комментируемой статьи установлено следующее:
местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 7 комментируемой статьи специальными налоговыми режимами может быть предусмотрено освобождение от обязанности по уплате отдельных местных налогов;
местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
Полномочия, предоставляемые представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) при установлении местных налогов, определены в п. 4 комментируемой статьи следующим образом:
в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов;
иные элементы налогообложения по местным налогам (т.е. объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления налога) и налогоплательщики определяются Кодексом;
в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
5. В соответствии с п. 5 ст. 12 Кодекса федеральные, региональные и местные налоги и сборы могут быть отменены только Кодексом.
6. В пункте 6 ст. 12 Кодекса установлен прямой запрет на установление федеральных, региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Кодексом, т.е. не указанных в ст. 13 - 15 Кодекса.
7. Кодексом согласно п. 7 его ст. 12 устанавливаются специальные налоговые режимы.
Исходя из положений п. 7 ст. 12 и п. 1 ст. 18 Кодекса допустимым и возможным содержанием специальных налоговых режимов является:
установление федеральных налогов, не указанных в ст. 13 Кодекса;
установление особого порядка определения элементов налогообложения;
освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в ст. 13 - 15 Кодекса;
определение порядка введения в действие и применения специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы указаны в п. 2 ст. 18 Кодекса (см. комментарий к ст. 18 Кодекса).