Файл: НК_1_комм_Борисов_2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3373

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока (п. 4 ст. 192).

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то согласно ст. 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Порядок совершения действий в последний день срока установлен в ст. 194 ГК РФ:

если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Однако если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции (п. 1 ст. 194);

письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, считаются сделанными в срок (п. 2 ст. 194).


Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения


Комментарий к статье 7


Норма ст. 7 Кодекса основана на положении ч. 4 ст. 15 Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Там же установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Как отмечено в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <*>, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств. Там же указано, что международные договоры - это существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.


Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации", как установлено п. 2 его ст. 1, применяется в отношении международных договоров Российской Федерации (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров). Указанный Федеральный закон в соответствии с п. 3 его ст. 1 распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.


Статья 8. Понятие налога и сбора


Комментарий к статье 8


1. В пункте 1 ст. 8 Кодекса дано определение понятия налога: обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.


Как указал КС России в Постановлении от 17 декабря 1996 г. N 20-П <*>, налог - это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, т.к. иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 197.


Следует отметить, что установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" <1> страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не являются налоговыми платежами. На это указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 22 апреля 2003 г. N 12355/02 <2> (до налоговых органов указанное Постановление доведено письмом МНС России от 23 июля 2003 г. N НА-6-14/813 <3>). Аналогичную позицию высказал КС России в Определениях от 5 февраля 2004 г. N 28-О <4> и от 4 марта 2004 г. N 49-О <5>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

<2> Вестник ВАС РФ. 2003. N 10.

<3> Справочные правовые системы.

<4> СЗ РФ. 2004. N 12. Ст. 1109.

<5> Сборник решений Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВАС РФ по вопросам деятельности ПФ РФ. 2004. Ч. 1.


2. В пункте 2 ст. 8 Кодекса дано определение понятия сбора: обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Действующая редакция Кодекса устанавливает только два сбора (оба являются федеральными): сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина (см. комментарий к ст. 13 Кодекса).

В пункте 43 Постановления Пленума ВАС России от 28 февраля 2001 г. N 5 судам при решении вопроса о правомерности применения налоговым органом ст. 122 Кодекса в случае неуплаты, неполной уплаты сбора предписано исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, поименованного "сбор". Неуплата сбора, понятие которого определено в п. 2 ст. 8 Кодекса, не может повлечь применение ответственности, предусмотренной ст. 122 Кодекса. Если же имеется в виду обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, поименованный "сбор", но подпадающий под определение налога, данное в п. 1 ст. 8 Кодекса, то неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 Кодекса обстоятельств влечет применение ответственности, предусмотренной данной статьей (см. комментарий к ст. 122).



Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах


Комментарий к статье 9


В статье 9 Кодекса указаны участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, т.е. налоговых правоотношений.

1. Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 Кодекса признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (см. комментарий к ст. 19 Кодекса).

2. Налоговыми агентами в соответствии с п. 1 ст. 24 Кодекса признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (см. комментарий к ст. 24 Кодекса).

3. Единую централизованную систему налоговых органов составляют ФНС России и ее территориальные органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (см. комментарий к ст. 30 Кодекса).

4. Таможенными органами являются ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты (см. комментарий к ст. 34 Кодекса).

5. В соответствии со ст. 25 Кодекса в случаях, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами и организациями - сборщиками налогов и (или) сборов (см. комментарий к ст. 25 Кодекса).

6. В ранее действовавшей редакции п. 6 ст. 9 Кодекса были указаны финансовые органы (Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации и финансовые органы муниципальных образований). В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ п. 6 комментируемой статьи утратил силу. Тем не менее полномочия финансовых органов закреплены ст. 34.2 (в части дачи разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах) и 63 (в части дачи согласия на принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов) Кодекса (см. комментарии к ст. 34.2 и 63 Кодекса).

7. Органами государственных внебюджетных фондов являются органы Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и фондов обязательного медицинского страхования (см. комментарий к ст. 34.1 Кодекса).


Статья 10. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях


Комментарий к статье 10


1. В соответствии с п. 1 ст. 10 Кодекса порядок привлечения к ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляются в порядке, установленном гл. 14 и 15 Кодекса.


Глава 15 Кодекса содержит общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений. Порядок производства по делу о налоговом правонарушении, совершенном налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом (порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки), предусмотрен ст. 101 Кодекса, порядок производства по делу о предусмотренных Кодексом нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, - ст. 101.1 Кодекса (см. комментарии к ст. 101 и 101.1 Кодекса).

2. Пунктом 4 ст. 108 Кодекса установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 108 Кодекса предусмотренная Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации (см. комментарий к ст. 108 Кодекса).

В соответствии с п. 3 ст. 32 Кодекса налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Принятие уголовно-процессуального решения по результатам рассмотрения материалов проверки и расследование уголовного дела в случае его возбуждения осуществляются в соответствии с УПК РФ (см. комментарий к ст. 32 Кодекса).

В пункте 7 ст. 101 и п. 13 ст. 101.1 Кодекса предусмотрено, что по выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с КоАП РФ (см. комментарии к ст. 101 и 101.1 Кодекса).

3. Пункт 3 ст. 10 Кодекса в ранее действовавшей редакции устанавливал, что производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации.

За нарушения положений Таможенного кодекса РФ установлена уголовная и административная ответственность. Соответственно, производство по делам о правонарушениях в области таможенного дела ведется в порядке, установленном УПК РФ или КоАП РФ, а п. 3 ст. 10 Кодекса утратил силу.



Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе


Комментарий к статье 11


1. Согласно п. 1 ст. 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9, из этого следует, что при уяснении для целей налогообложения значения института, понятия или термина гражданского, семейного или другой отрасли законодательства, суд при рассмотрении спора не применяет положения соответствующей отрасли законодательства только в том случае, когда в законодательстве о налогах и сборах содержится специальное определение данного института, понятия или термина для целей налогообложения.

В отношении конституционно-правового смысла нормы п. 1 комментируемой статьи КС России в Определении от 15 февраля 2005 г. N 56-О <*> указал следующее:

--------------------------------

<*> Справочные правовые системы.


в Определении от 8 июня 2004 г. N 228-О <*> КС России указал, что содержащееся в п. 1 ст. 11 Кодекса требование направлено на достижение конституционно значимой цели - обеспечение определенности при применении налогового законодательства, распространяется и на те случаи, когда используемые в отраслевом законодательстве институты, понятия и термины содержательно не определены в законах о налогах и сборах, принятых до введения в действие Кодекса и сохраняющих свою силу, и само по себе не может рассматриваться как неконституционное;

--------------------------------

<*> Вестник КС РФ. 2004. N 6.


исходя из приведенной правовой позиции КС России в Определении от 18 января 2005 г. N 24-О <*> пришел к выводу, что взаимосвязанные положения п. 1 ст. 11 Кодекса и ч. 2 ст. 32.1 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", закрепляющие общие правила применения в Налоговом кодексе Российской Федерации институтов, понятий и терминов других отраслей законодательства, которые направлены на обеспечение определенности в применении налогового законодательства в период проведения налоговой реформы и имеют значение в деле заявителя лишь в нормативном единстве с подп. "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 1 января 2002 г.), сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие его конституционные права;

--------------------------------

<*> Справочные правовые системы.


при этом, как указал КС России, институты, понятия и термины других отраслей законодательства применяются в Кодексе в том значении, в каком они используются в этих отраслях, лишь в случаях, когда они не определены непосредственно самим налоговым законодательством; приоритет при уяснении значения налогового института, понятия или термина отдается, таким образом, налоговому законодательству, и только при отсутствии возможности определить содержание налогового института, понятия или термина путем истолкования положений налогового законодательства в их системной связи допускается использование норм иных отраслей законодательства с учетом того, что смысл, содержание и применение законов определяют непосредственно действующие права и свободы человека и гражданина (ст. 18 Конституции РФ).