Файл: ЛК_комм_Ялбулганов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 3529

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.


Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становящиеся источниками лесного права (например, Постановление главы г. Красноярска от 4 августа 2009 г. N 287 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска" <1>, Постановление администрации Валдайского муниципального района Новгородской области от 8 февраля 2006 года N 83 "О порядке предоставления участков лесного фонда для отпуска древесины населению" <2>, решение Собрания депутатов муниципального образования "Оршанский муниципальный район" от 25 декабря 2007 года N 404 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов, ставках платы за единицу объема древесины и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования "Оршанский муниципальный район" <3> и т.д.).

--------------------------------

<1> Городские новости. 12.08.2009. N 118.

<2> Валдай. 14.03.2006. N 31.

<3> Вперед. 11.01.2008. N 1.


В тексте муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, как правило, содержится указание на законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми были приняты муниципальные источники лесного права. Например, в решении Думы г. Братска от 26 сентября 2008 года N 540/г-Д <1>, которым утверждено Положение о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Братска, отмечается, что данный муниципальный правовой акт принят в целях установления единого порядка ведения лесного хозяйства, на основании статей 16, 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 84 Лесного кодекса РФ.

--------------------------------

<1> Братские вести. 06.10.2008. N 68.


Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством


Комментарий к статье 3


Лесные отношения, согласно первой части комментируемой статьи, регулируются лесным законодательством. В свою очередь, лесное законодательство состоит из комментируемого Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, которые не должны противоречить комментируемому Кодексу и другим федеральным законам. Перечень этих актов широк, и следуют они в иерархической последовательности нормативных актов и полномочий органов государственной власти по уровням государственного устройства (федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации). Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут также издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения. Собственно к регулируемым отношениям относятся отношения по использованию, охране и защите лесов, отношения, возникающие при организации воспроизводства лесов, лесоустройства, управления лесами и т.д. Перечень их в целом соответствует главам комментируемого Кодекса.


В части 2 комментируемой статьи определены правила применения гражданского законодательства, а также Земельного кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений.

Согласно части 2 комментируемой статьи имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, урегулированы гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом Российской Федерации и (или) другими федеральными законами. Кроме того, если иное не установлено Лесным кодексом РФ и (или) другими федеральными законами, к указанным отношениям применяются нормы Земельного кодекса РФ. Важно заметить, что иные правила относительно применения гражданского законодательства и Земельного кодекса РФ к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, могут устанавливаться исключительно Лесным кодексом РФ и (или) федеральными законами. Таким образом, в Лесном кодексе РФ в качестве общего правила предусматривается возможность применения к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, норм гражданского законодательства РФ, а также норм Земельного кодекса РФ. Отступление от данного общего правила допускается при наличии специального указания об этом в Лесном кодексе РФ и (или) в федеральном законе - нормативном правовом акте, принятом высшим органом государственной власти на федеральном уровне правового регулирования и обладающем высшей юридической силой по отношению к иным правотворческим актам. Во всяком случае, в подзаконных нормативных правовых актах не может содержаться норм, устанавливающих исключение из указанного общего правила.

Весьма показательно, что в соответствии с частью 2 комментируемой статьи к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, может применяться гражданское законодательство. Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу РФ. В гражданское законодательство включены указы Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и иным законам. Кроме того, в гражданское законодательство входят постановления Правительства Российской Федерации, принятые на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ, иных законов, указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Гражданскому кодексу РФ или иному закону применяется Гражданский кодекс РФ или соответствующий закон. Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами. Таким образом, правило части 2 комментируемой статьи о применении гражданского законодательства к имущественным отношениям, связанным с оборотом лесных участков и лесных насаждений, существенно расширяет перечень законодательных актов, подлежащих применению к названным отношениям. Помимо федеральных законов к названным отношениям с учетом вышеназванных правил могут применяться подзаконные акты гражданского законодательства: указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, акты федеральных органов исполнительной власти. Однако необходимо учесть, что названные нормативные правовые акты должны относиться к гражданскому законодательству.


В соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений. Согласно части 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Правовая сущность имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, состоит в совершении юридических актов передачи прав владения, пользования и (или) распоряжения лесными участками и лесными насаждениями. Важно заметить, что в части 2 комментируемой статьи не указывается другой вид гражданских правовых отношений - личных неимущественных, связанных с имущественными, возникающих по поводу нематериальных благ (например, по поводу реализации права свободного передвижения, права выбора места пребывания и жительства, защиты деловой репутации и других). Таким образом, в сфере оборота лесных участков и лесных насаждений исключается возможность возникновения личных неимущественных отношений, связанных с имущественными или вытекающими из них.

Содержание имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, составляют субъективные права и обязанности их участников.

Лесные участки и лесные насаждения являются объектами имущественных прав. В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, относятся к недвижимым вещам (недвижимость). Согласно статье 128 Гражданского кодекса РФ вещи относятся к объектам гражданских прав. В отношении данных объектов могут возникать вещные права, опосредующие абсолютные гражданско-правовые отношения:

- право собственности;

- право постоянного (бессрочного) пользования;

- право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

- право аренды;

- право безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, согласно части 1 статьи 21 Земельного кодекса РФ сохраняется право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, если оно приобретено гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ - до 30 декабря 2001 г. (см. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <1>). Однако предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Земельного кодекса РФ не допускается. При этом необходимо учесть, что данное положение распространяется и в отношении лесных участков.


--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4148.


Согласно статье 9 Лесного кодекса РФ названные вещные права возникают и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом РФ.

В части 2 комментируемой статьи в качестве объектов имущественных отношений названы лесные участки и лесные насаждения.

1. Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесной участок - это земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ. Придание земельному участку статуса лесного участка производится при осуществлении лесоустройства по правилам главы 5 Лесного кодекса РФ. При этом необходимо осуществление работ по проектированию лесного участка: подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесного участка.

Обязательным условием придания земельному участку статуса лесного участка является проведение государственного кадастрового учета в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1>. Согласно части 3 статьи 1 данного Федерального закона государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Важно заметить, что до 1 января 2010 года допускалось предоставление гражданам и юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. С 1 марта 2008 года лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. После 1 января 2010 г. предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда осуществляется при условии проведения государственного кадастрового учета лесных участков в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (см. Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" <2>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017.

<2> СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.


Законодатель не связывает статус лесного участка с его обязательным расположением на землях лесного фонда, которые находятся в федеральной собственности. Согласно части 1 статьи 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Кроме того, лесные участки могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.


Важно, что Верховным Судом Российской Федерации признан особый правовой режим лесных участков по сравнению с земельными участками:

"правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом" <1>.

--------------------------------

<1> См.: решение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N ГКПИ07-936 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 1.


Можно сделать вывод, что понятие "лесной участок" применяется к земельным участкам, границы которых определены в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации, располагающимся на землях лесного фонда и землях иных категорий.

2. К лесным насаждениям в соответствии с частью 1 статьи 16 Лесного кодекса РФ относятся деревья, кустарники, лианы в лесах. При этом по смыслу закона также не имеет значения расположение лесов на определенной категории земель.

Важно учесть, что согласно части 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Таким образом, для приобретения субъектами гражданского оборота имущественных прав на лесные участки и лесные насаждения необходимо наличие юридического акта государственной регистрации. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" <1> государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.


Согласно части 1 статьи 9 указанного Федерального закона государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, определен Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" <1>.