Файл: ЛК_комм_Боголюбов_2010.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2020

Просмотров: 2435

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

<1> См. также: Медведева О.Е. Методы экономической оценки биоразнообразия. М.: МГУ, 1998.


2) Поддержание средозащитных функций и обеспечение социальных, рекреационных услуг в лесах соответствуют социальному характеру государства, провозглашенному ст. 7 Конституции РФ.

Право каждого на благоприятную среду предполагает право на пребывание в лесах, на заготовку и сбор пищевых и иных недревесных лесных ресурсов, лекарственных растений и т.п., предусмотренных в ст. ст. 11, 33, 35 и др. ЛК РФ.

Одним из основных принципов лесного законодательства и иных регулирующих лесные отношения нормативных правовых актов является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство, гражданское общество, правовую и социальную ответственность всех его членов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М.: МГУ, 2003.


3) XX век был временем изменения представлений о лесе: лес, считавшийся ресурсом древесины, приобретает экологическое, рекреационное значение, роль глобальных легких планеты. В Федеральной целевой программе "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2001 г. N 860, важной составной частью предусматривается подпрограмма "Леса".

Исключение ряда проектов градостроительной и иной хозяйственной деятельности из перечня объектов обязательной государственной экологической экспертизы и сужение сферы ее полномочий не исключают экологическую оценку проектов лесоустройства, лесоразведения и другой хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и защитой лесов, путем проведения общественной и государственной экологической экспертизы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кичигин Н.В., Пономарев М.В., Семьянова А.Ю. Об экологической экспертизе: Постатейный комментарий к Федеральному закону. М.: Юстицинформ, 2006.


Ежегодный прирост древостоев по биомассе составляет 1 - 3 процента, прирост по стоимости - 1 - 5 процентов <1>.

--------------------------------

<1> См.: Реймес Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990.


4) Обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов предусматривается в Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р.

Рациональное использование природных ресурсов является одним из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды.

Длительное время велась дискуссия - что важней: рациональное использование природных ресурсов или их охрана от загрязнений и защита природной среды. В определенной степени спор представляется схоластичным: в ходе потребления природных ресурсов должна осуществляться их охрана; лучшим способом защиты природы является рациональность ее потребления.


Необходимость сочетания экологии и экономики должна предполагать рациональность и эффективность природопользования в интересах формирования и функционирования социального государства, так как обеспечение достойной жизни человека, благоприятные условия проживания настоящего и будущих поколений - конституционные задачи.

Рациональное использование природных ресурсов предполагает учет законов природы (которые являются объективными, не носят волевого характера, не зависят от желаний людей, даже облеченных большой властью) и потенциальных возможностей окружающей среды (которые не безграничны, обладают верхним пределом, могут испытывать опасные перегрузки).

Рационализм природопользования заключается в том, чтобы постоянно поддерживать такое состояние, когда возможно оптимальное потребление и воспроизводство природных ресурсов, когда не допускаются необратимые последствия для окружающей среды.

Законом запрещается разработка и реализация народнохозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя земли, уничтожением генетического фонда растений и животных, наступлением других необратимых последствий для здоровья человека, окружающей природной среды.

Уголовным кодексом РФ (далее - УК РФ) в ст. 358 "Экоцид" предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 12 до 20 лет за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Четвертый принцип общесоциальных и экологических принципов лесного законодательства имеет в виду удовлетворение потребностей граждан, общества, государства в древесине и иных лесных ресурсах.

Заготовка древесины стоит первой среди видов конкретного использования лесов и предусматривается в п. 1 ч. 1 ст. 25, ст. ст. 29, 30 и др. ЛК РФ.

Древесина на корню выступает как недвижимость, как принадлежность земле, на которой она произрастает; находясь на арендованном лесном участке, древесина до момента отделения от корня продолжает оставаться в государственной, муниципальной собственности.

Как возобновляемый биологический ресурс лес может и должен вносить существенный вклад в социально-экономическое развитие и обеспечение экологической безопасности страны <1>.

--------------------------------

<1> См.: Боголюбов С.А., Кичигин Н.В. Деятельность федеральных органов исполнительной власти по обеспечению экологической безопасности. М.: Норма, 2007.


5) и 6) Требования воспроизводства, охраны, защиты и т.п. лесов тесно связаны между собой и конкретизируются в ст. ст. 51 - 66 и др. ЛК РФ. Со всеми этими принципами связаны требования неуклонного исполнения предписаний лесного законодательства и неотвратимости юридической ответственности за их нарушения <1>.


--------------------------------

<1> См.: Концепция развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.Р. Орловского. М.: Городец, 2004; Духно Н.А. Экологический правопорядок. М., 1999.


7) Развивается институт участия общественности в охране природных ресурсов и окружающей среды как в форме подготовки экологически значимых решений, так и посредством организации общественных инспекций: наука и практика не раз обсуждали концепции их природоохранной деятельности - от самостоятельного проведения рейдов и наложения административных взысканий через дружины и товарищеские суды до "примыкания" к специально уполномоченным государственным органам и выполнения поручений исключительно по их заказам и под их контролем <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Боголюбов С.А. Природоохранительная деятельность общественности: правовые формы. М.: Знание, 1989.


Функционировали общественные охотничья, рыбоохранная, сельскохозяйственная, природоохранная (экологическая) и другие инспекции. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства РФ от 4 января 1994 г. N 6 утверждено Примерное положение об общественной лесной инспекции, являющейся добровольным формированием, действующим на основе равноправия ее членов, самоуправления, законности и гласности. Общественная лесная инспекция считается местным органом общественного контроля и ставит своей задачей проверку выполнения требований лесного законодательства РФ и Закона РФ об охране окружающей природной среды предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм их собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Члены общественной лесной инспекции получают статус лесных инспекторов. За активное участие в охране и защите леса общественные лесные инспекторы поощряются органами местного самоуправления и органами управления лесным фондом, отличившиеся общественные лесные инспекторы награждаются значком "За сбережение и приумножение лесных богатств Российской Федерации", другими нагрудными знаками и иными способами.

Согласно Примерному положению администрация лесхозов и лесничеств обязана помогать общественным лесным инспекторам в изучении нормативно-правового материала по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов, в проведении с ними инструктажа по вопросам контрольной деятельности, содействовать инспекторам в предоставлении помещений для проведения собраний, размещения штаба инспекции и по другим вопросам.

Общественные лесные инспекторы, в частности, обязаны:

- вести разъяснительную работу с населением по вопросам сбережения и приумножения лесных богатств;

- при обнаружении лесного пожара непосредственно принимать меры к его тушению с одновременным извещением об этом работников лесхозов и лесничеств, органов местного самоуправления; помогать лесхозам и лесничествам в организации работ по тушению пожаров, в том числе с участием населения, привлекаемого для этих целей в установленном порядке;


- принимать меры к прекращению незаконной рубки леса, незаконной пастьбы скота, незаконного сенокошения и иного незаконного пользования участками лесного фонда, а также незаконной охоты на территории лесного фонда;

- передавать составленные ими протоколы о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, нарушениях правил лесопользования и других нарушениях лесного законодательства, а также протоколов о незаконной охоте на территории лесного фонда лесхозу, лесничеству;

- сообщать органам государственной власти и управления, правоохранительным и природоохранительным органам о выявленных недостатках и нарушениях в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.

Общественные лесные инспекторы согласно Примерному положению имеют право:

- проверять соблюдение требований лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм их собственности и подчинения, а также гражданами;

- составлять протоколы о выявленных нарушениях лесного законодательства самостоятельно, совместно с работниками государственной лесной охраны и государственными инспекторами по контролю за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;

- проверять документы на право рубки и вывозки леса, пастьбы скота, сенокошения, иного пользования участками лесного фонда, охоты;

- задерживать в установленном порядке лиц, виновных в возникновении лесных пожаров, незаконных рубках и других нарушениях лесного законодательства, а также нарушениях правил и сроков охоты, и при необходимости доставлять их в соответствующие органы;

- составлять протоколы о нарушениях правил пожарной безопасности в лесах, нарушениях правил лесопользования, иных нарушениях лесного законодательства, протоколы о незаконной охоте на территории лесного фонда;

- вносить в лесхоз, лесничество, вышестоящие органы управления лесным хозяйством предложения по улучшению дела охраны и защиты леса, использования лесных ресурсов;

- в установленном порядке задерживать в лесу, по пути из леса или на месте потребления незаконно добытую лесонарушителем продукцию;

- ставить перед органами государственной власти и управления лесным хозяйством вопросы о принятии мер для устранения нарушений лесного законодательства и наказании виновных в соответствии с действующим законодательством <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Молчанов Б.А. Правовая охрана лесов России и ее европейского севера. Владимир, 2003.


8) Под вредом окружающей среде в ст. 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об охране окружающей среды" понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.


Обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности и здоровья человека является основным принципом охраны окружающей среды, конкретизируемым в ст. ст. 17 - 19, 53, 55 и др. ЛК РФ <1>. Предупреждение вреда достигается проведением экологической экспертизы - государственной и общественной, которая нередко становится предметом рассмотрения в суде.

--------------------------------

<1> См. также: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учеб. для вузов. М.: Юристъ, 2004.


Так, группа граждан и общественных объединений обратились в Верховный Суд РФ. В обоснование заявленных требований заявители ссылались на то, что распоряжения Правительства РФ приняты с нарушением законодательства. В частности, на федеральном уровне не проведена экологическая экспертиза проекта правового акта и тем самым остался неразрешенным вопрос о возможных негативных последствиях для окружающей среды при вырубке лесов первой группы для реализации хозяйственных объектов.

Проверив доводы заявителей о незаконности обжалуемых распоряжений, суд пришел к правильному выводу, что распоряжение Правительства РФ от 21 февраля 1998 г. принято с нарушением федерального законодательства. Согласно ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе" обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, такой экспертизы при принятии оспариваемых распоряжений проведено не было. Заключения экологических экспертиз объектов строительства, оформленных на уровне субъектов Федерации, не могут быть приняты во внимание. Кроме того, в этих заключениях не приведено никаких мотивов по поводу возможных последствий перевода лесных земель в нелесные, не содержится выводов относительно допустимости негативного воздействия на окружающую среду в случае вырубки лесов. Распоряжение Правительства РФ обоснованно признано незаконным.

9) Деление лесов на защитные (22 процента площади), преимущественно эксплуатационные (54 процента) и резервные (24 процента площади лесов), заменившее деление лесов на первую, вторую и третью группы лесов, предусматривается в ст. ст. 10, 102 - 109 ЛК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Юридический энциклопедический словарь "Экология" / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 2000.


10) Согласно административной реформе федеральные органы исполнительной власти делятся на правоустанавливающие - МПР России и другие министерства, правоприменительные и контрольные - Ростехнадзор, Росприроднадзор и др., а также службы оказания услуг и управления государственным имуществом - Федеральное агентство лесного хозяйства и др. Их функции получили отражение в ст. ст. 81 - 83 ЛК РФ.